Раздел 1. История развития дуэтно-классического танца. Место и задачи дисциплины «Дуэтно-классический танец» в системе подготовки профессиональных танцовщиков. Методика преподавания дуэтно-классического танца. Примерная программа Специальность: «Педагогика балета». Квалификация: «Педагог-балетмейстер». Цель курса Подготовка преподавателей дуэтно-классического танца, владеющих системой методов и приемов обучения дуэтно-классическому танцу, для высших и средних профессиональных хореографических учебных заведений, а также педагогов-репетиторов дуэтно-классического танца профессиональных балетных трупп. Задачи курса а) Изучение основных этапов развития дуэтно-классического танца. б) Изучение базовых образцов хореографического наследия дуэтно-классического танца. в) Овладение методами проведения занятий и репетиций. г) Знание законов построения целого урока, разделов его составляющих, отдельных учебных примеров в зависимости от конкретного этапа обучения. д) Овладение специфическими педагогическими и методическими приемами преподавания дуэтно-классического танца. е) Приобретение навыков работы с концертмейстером. Место курса профессиональной подготовке выпускника. Данная дисциплина является одним из основных предметов специальных дисциплин в системе профессиональной подготовки педагогов-балетмейстеров, неотъемлемой и исторически установившейся частью хореографического образования Критерии освоения программы. После прохождения программы педагог-балетмейстер должен: Знать: а) Систему выразительных средств классического и дуэтно-классического танцев. б) Программный материал и последовательность исполнения программных движений дуэтно-классического танца. в) Методику преподавания дуэтно-классического танца, репетиторской и педагогической работы. г) Правила исполнения движений. д) Стилистические особенности хореографических композиций; е) Спектакли классического наследия. ж) Особенности русской исполнительской культуры. Уметь: а) Использовать полученные знания методики преподавания дуэтно-классического танца на практике. б) Грамотно и четко показывать изучаемый материал дуэтно-классического танца. в) Объяснять правила и задачи исполнения определенных движений (pas), учебных примеров, хореографических отрывков. г) Работать в учебном классе как с учениками, так и с профессиональными исполнителями. д) Творчески взаимодействовать с концертмейстером в ходе подготовки и проведения уроков и репетиций, работать с видеоматериалами и профессиональной литературой. Дополнения и примечания: 1. В целях наглядного освоения студентами методики преподавания дуэтно-классического танца, определения ошибок при исполнении тех или иных приемов поддержки необходимо присутствие на уроках одной пары исполнителей-практиков (учащихся, действующих артистов балета) (1 раз в месяц). 2. Студенты должны регулярно посещать уроки дуэтно-классического танца I, II, III курсов академий балета или хореографических училищ, чтобы наглядно изучать процесс преподавания дуэтно-классического танца ученикам и артистам балета, и получать консультации от преподавателя. 3. Практическое изучение приемов поддержки будущими педагогами производится в соответствии с их физическими возможностями. Владение методическим объяснением приемов является обязательным. II. Содержание курса Разделы курса Раздел 1.История развития дуэтно-классического танца. Место и задачи дисциплины «Дуэтно-классический танец» в системе подготовки профессиональных танцовщиков. Раздел 2.Программные задачи обучения I – III курсов. Основные техническ4ие приемы партерной и воздушной поддержки, характерные ошибки и их исправление. Раздел 3.Принципы формирования промежуточной и итоговой аттестации по дуэтно-классическому танцу при обучении по специальности «Хореографическое исполнительство», квалификация «Артист балета». Раздел 4.Методическое наследие отечественной школы дуэтно-классического танца. 2. Темы и содержание. Раздел 1. История развития дуэтно-классического танца. Место и задачи дисциплины «Дуэтно-классический танец» в системе подготовки профессиональных танцовщиков. Тема 1.Введение в дисциплину «Методика преподавания дуэтно-классического танца». а) Цели дисциплины «Дуэтно-классический танец». б) Структура урока дуэтно-классического танца. в) Музыкальное сопровождение уроков дуэтно-классического танца. г) Чувство взаимного темпа партнеров в поддержках, творческий контакт, техника и формы танца с поддержками. д) Возрастные способности, физические и профессиональные возможности учеников. Тема 2.Краткий экскурс в историю дуэтно-классического танца. а) Дуэтный танец в балетах Ж. Доберваля, А. Бурнонвиля, Ж. Перро, М. Петипа. б) Па-де-де и его задачи в спектаклях первой половины XIX века. в) Дуэтный танец второй половины XIX, начала XX веков – сюжетной звено спектакля. г) Дуэтный танец в концертном исполнении – законченная миниатюра. Тема 3.Поддержка – хореографический текст и средство пластической выразительности. Классификация приемов различных видов поддержки. а) Партерная поддержка: а 1. Поддержка двумя руками за талию. а 2. Поддержка ученицы двумя руками за две руки * за кисти * за запястья (от локтя до запястья) * за предплечья * за плечи а 3. Поддержка ученицы одной рукой * за талию в охват * за талию одной кистью. а 4. Поддержка ученицы за одну руку одной рукой * за запястье * кисть в кисть (или за кисть). а 5. Поддержка ученицы в сочетании разных, вышеперечисленных приемов. б) Вращения (туры) б 1. Туры за талию из IV и V позиций. б 2. Туры с бедра. б 3. Туры за запястье и палец. б 4. Туры с двух рук. б 5. Туры с одной руки en dehors и en dedans. б 6. Большие туры á la seconde и attitude. в) Основные приемы воздушной поддержки. в 1. Маленькие прыжки и небольшие подъемы ученицы до уровня груди и плеч ученика. в 2. Средние и большие прыжки. в 3. Подъемы ученицы с фиксированием позы на груди и плече ученика. в 4. Подъемы, большие прыжки ученицы с подбрасыванием и фиксацией позы на двух и одной руках ученика (с поворотом и без в воздухе). Тема 4.Выбор дуэта для сценической практики учеников. Основные критерии. а) Гармоничное сочетание партнеров (рост, вес, внешность). б) Возможности и способности учеников к классическому танцу (степень владения техникой). в) Единое амплуа. г) Музыкальность, эмоциональность и пластическая выразительность. Тема 5.Дуэты классического наследия. Классическое наследие и бережное его сохранение. Допустимые изменения и дополнения в спектаклях классического наследия при возобновлениях и переносах. Изучение дуэтов классического наследия и современного репертуара с последующим анализом и методическим разбором. Примеры дуэтов классического наследия: 1. П. Чайковский – М. Петипа «Спящая красавица» адажио Авроры и Дезире III акт; адажио Флорины и Голубой птицы. 2. П. Чайковский – М. Петипа, Л. Иванов «Лебединое озеро» адажио Одетты и Зигфрида II акт. 3. Ф. Шопен – М. Фокин «Шопениана» Седьмой вальс. 4. А. Адан – М. Петипа «Жизель» адажио Жизели и Альберта II акт. 5. Л. Минкус – М. Петипа «Баядерка» адажио Никии и Солора III акт. 6. П. Чайковский – В. Вайнонен «Щелкунчик» адажио Маши и принца I акт, II акт. 7. А. Крейн – В. Чабукиани «Лауренсия» Танец шести, свадебный дуэт Фрондоссо и Лауренсии. 8. А. Глазунов – М. Петипа «Раймонда» Гран-па III акт. 9. Б. Асафьев – Р. Захаров «Бахчисарайский фонтан» Вальс Вацлава и Марии I акт. 10. С. Прокофьев – Р. Захаров «Золушка» адажио Золушки и принца. 11. С. Прокофьев – Л. Лавровский «Ромео и Джульетта» сцена «балкон», адажио III акт, смерть Ромео. 12. С. Прокофьев – Ю. Григорович «Каменный цветок» дуэт Хозяйки медной горы и Данилы III акт. 13. А. Хачатурян – Ю. Григорович «Спартак» дуэты Фригии и Спартака I, II, III акты, Эгины и Красса II акт. 14. А. Меликов – Ю. Григорович «Легенда о любви» дуэты Ширин и Ферхада I и II акты, дуэт Мехмене-Бану и Ферхада III акт. 15. Э. Григ – Ф. Лопухов «Ледяная дева» дуэт Ледяной Девы и Асака. 16. М. Мошковский «Вальс» (концертный номер). 17. Л. Делиб – А. Горский «Коппелия» адажио Сванильды и Франца. 18. П. Гертель – А. Горский – «Тщетная предосторожность» адажио Лизы и Колена. 19. С. Прокофьев – Л. Лавровский «Классическая симфония» II часть. 20. Л. Минкус – М. Петипа «Пахита» финальный дуэт. 21. Л. Минкус – либретто М. Петипа «Дон Кихот» Гран-па III акта (Китри и Базиль). |