Вопрос. Органы, осуществляющие государственный и муниципальный финансовый контроль, их функции Тема 1. Общие положения о финансово-бюджетном контроле Урок 1. Содержание контроля и его задачи. Органы, осуществляющие государственный и муниципальный финансовый контроль 1. Основное содержание контроля и его задачи 2. Органы, осуществляющие государственный и муниципальный финансовый контроль, их функции 3. Виды и формы финансового контроля Вопрос. Содержание контроля и его задачи. Экономический контроль – это проверка исполнения тех или иных хозяйственных решений с целью установления их законности и экономической целесообразности. Схема структуры экономического контроля (вставка) Финансовый контроль (ФК) – это контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за деятельностью всех экономических субъектов (государство, предприятия, учреждения) с применением особых методов. ФК можно разделить на 2 звена: внешний и внутренний. Внешний – осуществляется специальными вышестоящими по отношению к проверяемому объекту или независимыми от него органами контроля. Внутренний – осуществляется в пределах одной организации, отрасти, ведомства силами их структурных подразделений и штатных сотрудников. Целью ФК является надзор за финансово-хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов для установления законности и оценки эффективности хозяйственных и финансовых операций и выявления резервов роста доходов. Как видно из схемы экономического контроля, большую часть его составляет государственный финансовый контроль. Государственный финансовый контроль (ГФК) – это контроль государственных или муниципальных образований в лице компетентных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе аккумулирования, распределения, использования денежных доходов государства и государственной собственности в целях эффективного развития страны. Цель ГФК - обеспечение законности и эффективности процесса формирования и расходования денежных средств государственных бюджетов, внебюджетных фондов и использования федеральной собственности. Задачи ГФК: 1) контроль правильности составления и исполнения бюджетов; 2) контроль соблюдения бюджетного и налогового законодательства; 3) контроль правильности ведения бух. учета и составления отчетности; 4) контроль эффективного и целевого использования средств бюджета и внебюджетных фондов; 5) контроль операций с бюджетными средствами на счетах банков и других кредитных учреждений; 6) выявление резервов роста бюджетных доходов и экономии средств; 7) успешная реализация межбюджетных отношений, эффективного распределения фондов поддержки регионов; 8) пресечение правонарушений, выявление злоупотреблений, применение наказаний, компенсация последствий незаконных действий. 9) улучшение финансовой дисциплины, проведение профилактической и разъяснительной работы; 10) анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджета и подготовка предложений направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом; 11) контроль поступлений в доходную часть бюджетов налоговых, таможенных и других платежей. вопрос. Органы, осуществляющие государственный и муниципальный финансовый контроль, их функции Органы государственного и муниципального финансового контроля можно представить в схематической форме: 1. | Контрольное управление Президента ( по линии президентской власти) | 2. | Счетная палата (контрольно-счетные палаты субъектов) (по линии законодательной власти) | 3. | Министерство Финансов (по линии исполнительной власти) | а) | Федеральная служба финансово-бюджетного надзора ФСФБН) | б) | Федеральное казначейство | в) | Федеральная налоговая служба | г) | Федеральная служба страхового надзора | 4. | Центральный банк РФ (Комитет банковского надзора) | 5. | Министерство экономического развития | 6. | Финансовые органы федеральных органов исполнительной власти (субъектов РФ муниципальных образований , главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств) | 7. | Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная таможенная служба | 8. | Судебная система, органы прокуратуры (по линии судебной власти) | Органам государственного и муниципального финансового контроля просвещен девятый раздел Бюджетного кодекса, глава 26 (статьи 265-270). Рассмотрим подробней некоторые из вышеперечисленных контролирующих органов. Президентский контроль осуществляется президентом путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра финансов. Определенные функции президентского контроля выполняет орган - Контрольное управление президента, которое подчиняется президенту, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Его основная функция - контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, а также подразделений администрации президента, рассмотрение жалоб и обращений юридических и физических лиц. Счетная палата – высший специальный орган государственного финансового контроля, которому предоставляется право осуществлять контроль за исполнением федерального бюджета (одновременно это право является обязанностью СП). Создана Федеральным собранием, ему предоставляет отчеты о деятельности. Деятельность Счетной палаты регламентируется федеральным законом от 11 января 1995 года N 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» Функциями Счетной палаты являетсяконтроль за федеральной собственностью и расходованием федеральных средств. Контролю со стороны Счетной палаты подлежат все хозяйствующие субъекты, независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности, а также органы местного самоуправления и общественные организации в части связанной с получением и использованием средств ФБ и государственных внебюджетных фондов, либо связанной с использованием или управлением федеральной собственностью, а также представлением налоговых, таможенных и иных льгот. Кроме того, Счетная палата контролирует деятельность Центрального банка, Правительства РФ, связанную с обслуживанием и выполнением обязательств по государственному долгу, осуществляет контроль за эффективностью использования иностранных кредитов и займов. Счетная палата единственный орган ГФК, контрольные функции которого охватывают весь бюджетный процесс, от начала формирования бюджетной заявки до получения конечных результатов. По Статусу счетная палата является независимым органом ГФК, она самостоятельно формирует свой план работы, график контроля. Формы контроля счетной палаты – тематические проверки и ревизии. На уровне субъекта федерации аналогические функции выполняют Контрольно-счетные палаты субъектов в соответствии с федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Важнейшие место в системе финансового контроля занимает Министерство финансов РФ в лице его структурных подразделений. Федеральное казначейство, действующее на основании Постановления Правительства от 01 декабря 2004 г. № 703 «Об Органах федерального казначейства», и статьи 267 БК, осуществляет ГФК за соблюдением исполнения федерального бюджета и и федеральных внебюджетных фондов. Осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами ГРБС, РБС, ПБС другими участниками бюджетного процесса по исполняемым бюджетам. Федеральное казначейство подчинено Министерству финансов, взаимодействует с другими Федеральными органами исполнительной власти. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) (ФСФБН) (РФН) – осуществляет свою деятельность в соответствии со ст. 268 БК и постановлением Правительства от 15 июня 2004 года № 278 «Положение об ФСФБН». Служба была образована на основании указа Президента 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» в соответствии, с которым ей были переданы функции по контролю и надзору в бюджетно-финансовой сфере Министерства финансов РФ, а также контрольно-ревизионные органы и территориальные органы по валютному контролю. До 2004 г. в структуре Минфина существовал Департамент финансового контроля, который назывался контрольно-ревизионное управление Минфина (КРУ МФ). Подробно практическая деятельность РФН регулируется приказом Минфина РФ от 04 сентября 2007 № 75н «Административный регламент исполнения ФСФБН государственных функций по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства при использовании средств бюджета, а также федеральной собственности». ФСФБН – это орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного контроля. а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности". Осуществляет контроль и надзор за: - использованием средств федерального бюджета, внебюджетных фондов, государственной собственности; - за соблюдением валютного законодательства; - за соблюдением законодательства получателями финансовой помощи из бюджета (кредитов, ссуд, инвестиций); - за исполнением органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными органами исполнительной власти (местными администрациями муниципальных образований), законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре. Деятельность РФН осуществляется через территориальные органы, которые называются территориальными управлениями РФН. |