ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | АТОНИЧЕСКИ-АСТАТИЧЕСКАЯ ФОРМА Атонически-астатическая форма проявляется мышечной гипотонией, динамической и статической атаксией, мозжечковой дизартрией и как правило сохраненном или негрубо нарушенном интеллекте. Атонически-астатическая форма возникает в результате либо грубых нарушений лобно-мосто-мозжечкового пути, либо внутриутробного заболевания мозга с преимущественным поражением мозжечка. У детей с этой формой ДЦП в начальной резидуальной стадии на фоне общей мышечной гипотонии постепенно развивается пронаторная установка предплечий и кистей рук, возрастает напряжение аддукторов бедер и супинаторов стоп. При этом может иметь место задержка редукции шейных тонических и лабиринтных рефлексов, лишь к 1,5-3-ем годам начинают развиваться установочные рефлексы. Сухожильные и периостальные рефлексы всегда высокие. Мозжечковые нарушения проявляются с раннего возраста - вначале возникают атаксия и тремор рук, затем, когда ребенок начинает стоять, развиваются туловищная атаксия, а также дис- и гиперметрия. Этим объясняется атактическая походка. Психическое и речевое развитие при поражении преимущественно мозжечка могут быть в той или иной степени задержаны. Выявляется мозжечковая дизартрия. В случае поражения всего лобно-мосто-мозжечкового пути или преимущественно лобных долей мозга контроль головы, функции сидения, стояния и ходьбы практически не развиваются (астазия, абазия) или формируются очень медленно. Локомоторная атаксия хотя и имеется, но не является доминирующим синдромом. Другой непременный клинический признак - глубокая задержка психического и речевого развития, или олигофрения, чаще в степени имбецильности. Судорожный и гипертензионный синдром наблюдаются у 15-20% детей. Прогноз двигательного развития и социальной адаптации у большинства больных с мозжечковой формой ДЦП благоприятный. Дети обучаются в специальных школах-интернатах или массовых школах и в дальнейшем осваивают профессии, не требующие тонкой дифференцировки движений рук. Прогноз в отношении двигательных возможностей и социальной адаптации при поражении лобно-мосто-мозжечкового пути - неблагоприятный. ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА Гиперкинезы часто наблюдаются при различных формах детских церебральных параличей. Однако в некоторых случаях они являются клинически ведущими и тогда говорят о гиперкинетической форме ДЦП. Гиперкинетическая форма характеризуется наличием гиперкинезов (хореоатетоза, хореических, торсионной дистонии и др.), экстрапирамидной (гиперкинетической или спастико-гиперкинетической) дизартрии, при сохраненном, как правило, интеллекте. Патологоанатомические изменения обнаруживаются в стриопаллидарной системе, причиной которых могут быть - несовместимость крови матери и плода по факторам Rh или ABO, внутричерепная родовая травма и др. Клиническая картина складывается из гиперкинезов и нарушения мышечного тонуса, чаще в сторону его диффузного повышения (экстрапирамидная ригидность). В некоторых случаях в состоянии покоя мышечный тонус нормальный или даже снижен, однако он резко повышается во время активных движений. У детей в начальной резидуальной стадии болезни уже в первые месяцы жизни можно наблюдать гипотонию мышц туловища и конечностей, позже дистонию. В мышцах языка гиперкинезы обычно появляются на 4-5-м месяце жизни. После 6-12 месяцев непроизвольные движения возникают и в других мышцах лица, туловища и конечностях. Наиболее частой формой детских церебральных гиперкинезов является двойной атетоз, при котором гиперкинезы атетозного (червеобразного) характера локализуются в области мимической мускулатуры лица, верхних и нижних конечностей, преимущественно в дистальных отделах, захватывая нередко и туловище. Хореический или хореоатетоидный, гиперкинез проявляется в форме более быстрых, распространенных, проксимальных, высокоамплитудных, нестереотипных движений. Торсионная дистония - гиперкинез в виде медленного сокращения мышц туловища, приводящего к его вращению, повороту головы и другим изменениям позы. Гиперкинезы минимальны в покое, исчезают во сне, усиливаются при произвольных движениях, провоцируются эмоциями, более выражены в положении на спине и стоя. Гиперкинезы и мышечная дистония дестабилизируют позу. Произвольные движения дискоординированные, скачкообразные, размашистые. В 60-70% случаев выявляется псевдобульбарная симптоматика (слюнотечение, трудности жевания, глотания), в 10-15% судороги. Становление реакций выпрямления и равновесия резко задержано и неполноценно. Со стороны интеллекта изменения обнаруживаются значительно реже (5-8%), чем при других формах детских церебральных параличей. У большинства больных речь нарушена по типу экстрапирамидной дизартрии. Прогноз развития двигательных функций и социальной адаптации зависит от тяжести поражения нервной системы. В 60-70% случаев дети обучаются самостоятельно ходить, однако произвольная двигательная активность, в особенности тонкая моторика, в значительной степени нарушена. При умеренных двигательных нарушениях дети могут научиться писать и рисовать. Больные с охранным интеллектом заканчивают общеобразовательные школы, средние специальные, а иногда и высшие учебные заведения. ДИАГНОСТИКА Детский церебральный паралич в хронически-резидуальной и поздней резидуальной стадиях диагностируется на основании выявления: 1) патологии внутриутробного развития и родов, либо заболевания центральной нервной системы в первые дни или недели жизни, до того пока главные структуры, пути и центры мозга еще не сформировались; 2) характерных двигательных расстройств; 3) нарушений речи и интеллекта. Перечень патологических признаков, указывающих на угрозу развития церебрального паралича у детей грудного возраста. I. Анамнез: 1. Жалобы родителей на задержку развития. 2. Большое число факторов риска во внутриутробном и интранатальном периодах. 3. Неврологические нарушения в периоде новорожденности. II. Неврологическое обследование: 1. Нарушение мышечного тонуса: гипертония, гипотония, дистония. 2. Врожденные рефлекторные реакции: а) наличие безусловных рефлексов после 3-4 мес. (в норме должны быть заторможены), б) активизация тонических шейных и лабиринтных рефлексов во всех положениях. 3. Нарушение позы и произвольных движений: а) голова: запрокидывание в положении на спине, постоянный поворот в одну сторону, чрезмерное запрокидывание в положении на животе, трудности удержания при тракции, вертикально, на животе, сидя, б) прижаты к туловищу, не приводятся к средней линии, ребенок не тянет их в рот, не отводит в стороны, не тянется к игрушке, кисти сжаты в кулак, отсутствует оптическая опора рук, в) ноги: чрезмерное разгибание и приведение в положении на спине, вертикально на опоре, ходьба на носках, плохая опора, прогибание в коленных суставах, г) задержка глобальных двигательных реакций: ребенок не поворачивается на бок, не поворачивается на живот, поворачивается боком, самостоятельно не сидит, не опирается на руки в положении на животе, не встает на четвереньки, самостоятельно не садится и не встает, самостоятельно не стоит, стоит на полусогнутых и приведенных ногах, не ходит, ходит на носках, асимметрия позы и произвольных движений. 4. Задержка речевого и психического развития. 5. Данные нейросонографии: вентрикуломегалия, перивентрикулярная лейкомаляция, интра- и перивентрикулярные кровоизлияния, поликистоз, поренцефалия и др.. ЛЕЧЕНИЕ Выделение детских церебральных параличей в отдельную группу обусловлено незрелостью мозга новорожденного, как в анатомическом, так и в функциональном отношении. В этом периоде различные вредные причины могут вызвать аналогичные клинические изменения со стороны нервной системы. При детских церебральных параличах поражается незрелый, развивающийся мозг, который имеет большие компенсаторные возможности. Детские церебральные параличи - это фактическиостаточные явления уже перенесенного патологического процесса, при этом двигательные и другие нарушения имеют тенденцию к обратному развитию. Цель врача - направить этот спонтанный регресс симптомов по правильному пути, управлять им, не дать развиться контрактурам, различным порочным позам и движениям. В связи со сложностью патогенеза и многообразием клинических форм детских церебральных параличей необходимо участие в процессе лечения таких специалистов, как невропатолог, психиатр, ортопед, врач по лечебной физкультуре, логопед и др. Чтобы правильно спланировать лечение больного церебральным параличом, необходимо предварительно, определить: 1) какие показатели моторного развития (контроль головы, повороты, сидение, вставание, стояние, ходьба, манипуляция рукой и кистью) сравнительно нормальные, но отстают от хронологического возраста; 2) какому периоду соответствуют те или иные статические и локомоторные функции, мозаичны ли они; 3) почему ребенок выполняет одни движения и не может выполнить другие; 4) какие элементы движения отсутствуют в каждом навыке и мешают его развитию; 5) оказывает ли влияние тоническая рефлекторная активность на позу и движения; 6) степень спастичности в покое, при попытке к движению, в каких позах она ярче выражена; 7) наличие контрактур и деформаций или их ранних признаков; 8) уровень психического и речевого развития, характер сочетанных расстройств. Задачи лечения: 1) выработать у ребенка образцы движений, способствующие нормализации мышечного тонуса, противодействию силе тяжести, сохранению равновесия, и создать возможность самостоятельного передвижения, приобрести навыки самообслуживания; 2) предупредить формирование патологических поз, аномального мышечного тонуса и движений, развитие контрактур и деформаций; 3) обучить родителей методам лечебного ухода и доступным лечебно-коррекционным мероприятиям. Основные направления коррекционной работы по формированию двигательных функций предполагают комплексное, системное воздействие, включающее медикаментозное, физиотерапевтическое, ортопедическое лечение, различные массажи, лечебную физкультуру, непосредственно связанную с проведением уроков физической культуры, труда, с развитием и коррекцией движений во все режимные моменты. Построение реабилитационной программы должно исходить из основных принципов: 1. Реабилитационные мероприятия начинаются с первых дней заболевания и проводятся непрерывно при условии этапного построения программы. 2. Реабилитационные мероприятия должны быть комплексными, разносторонними, но однонаправленными (имеется в виду единство биологических и психосоциальных методов воздействия). 3. Реабилитационная программа должна быть индивидуальной для каждого ребенка в зависимости от нозологической формы, характера течения заболевания, возраста и пр. 4. Заключительным этапом реабилитационной программы должна быть возможно более полная социальная адаптация. Первый этап реабилитации - восстановительное лечение в стационаре. В зависимости от характера патологического процесса продолжительность его различна. Второй этап - реадаптация, т.е. приспособление больного к условиям существования на том или ином уровне в соответствии со степенью восстановления и компенсации функций. Этот этап печения лучше начинать в местном санатории. Особенно эффективно лечение детей с последствиями заболеваний нервной системы на бальнеологических и грязевых курортах. Природные факторы - радоновые, сульфидные воды, лечебные грязи - вызывают гуморальные и гемодинамические сдвиги в организме, влияют на состояние нервной и эндокринной систем, обмен веществ, улучшают трофические функции организма. Использование на втором этапе реабилитации курортного лечения, имеющего длительный период последействия, значительно увеличивает объем восстановительных реакций ребенка. Третий этап - собственно реабилитация, возвращение к обычной деятельности, к прежним своим обязанностям. У детей этот этап преследует полную ликвидацию дефекта, возвращение в среду сверстников. На этом этапе значительное место в реабилитационной программе отводится социальным, психологическим, учебно-воспитательным воздействиям. ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА Лечебная физическая культура - один из ведущих компонентов комплексного лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основные задачи лечебной физкультуры при ДЦП следующие: 1) нормализация безусловно-рефлекторной основы становления произвольных движений; 2) развитие сенсомоторных возможностей больного на базе перестройки порочных компенсаций и стимуляции координированных функций анализаторных систем; 3) обучение жизненно необходимым двигательным навыкам и элементам спортивных упражнений на основе развития общей подвижности больного; 4) специальная разносторонняя тренировка координации движений. Правильный охранительно-стимулирующий двигательный режим и физические упражнения способствуют общему укреплению организма, восстановлению функции различных систем, развитию координационных связей и благоприятных компенсаторных реакций. Лечебная гимнастика направлена на: 1. нормализацию тонуса мышц; 2. нормализацию либо становление ослабленных или отсутствующих врожденных двигательных рефлексов (шагового, защитного, ползания, рефлекса с головы на туловище, с туловища на голову, рефлекса опоры, Переса, Робинсона и др.); 3. подавление не редуцировавшихся к сроку, а, наоборот, нарастающих примитивных тонических рефлексов (асимметричного и симметричного шейных, лабиринтных, хватательного и др.); 4. стимулирование с 3-4-й недели жизни развития рефлекса с головы на шею (первый установочный рефлекс, свидетельствующий о развитии адекватной деятельности антигравитационных механизмов), а также механической, затем оптической реакций опоры верхних конечностей, правильного захвата предметов, зрительно-моторной координации; 5. коррегирование положения пальцев рук; предупреждение мышечных атрофии, ограничений подвижности в суставах; 6. восстановление активных и пассивных движений и общей статики и кинематики больного. Для решения этих задач отечественные и зарубежные исследователи разработали ряд методов, Среди которых в первую очередь следует назвать метод К.И.Бобат, с помощью которого нормализуется мышечный тонус (в позе эмбриона), с применением специальных упражнений на мяче, валиках, приемов для гашения тонических и становления врожденных двигательных рефлексов. И.Войт (1970), С.А.Бортфельд (1986). К.А.Семенова (1979) усовершенствовали систему К. и Б.Бобат и предложили свои приемы. Процесс занятий лечебной физкультурой должен быть теоретически обоснован, построен согласованно с другими методами лечения. Для выбора методик занятий необходимо предварительное тщательное обследование больного, детальное выяснение характера поражения, состояния суставов и мышечной системы, степень утраты функциональных возможностей и прогноз заболевания . Поскольку физиологический смысл занятий лечебной физкультурой состоит в развитии новых условно-рефлекторных связей и механизмов в процессе коррекционной работы, одинаковое значение имеют как демонстрация, так и словесное объяснение комплекса физических упражнений. Основной формой их организации являются индивидуальные занятия. Необходимо производить периодическое определение изменений в состоянии функций с помощью специальных тестов, и, по возможности, физиологических исследований. Такие осмотры позволяют своевременно выявить необходимость изменения методики и одновременно отражают динамику функционального состояния больного, эффективность его лечения на каждом этапе. Конечная цель ЛФК - развитие новых двигательных актов, обучение ребенка самообслуживанию и самостоятельному передвижению. МАССАЖ Широкое применение при нарушениях опорно-двигательного аппарата находитмассаж. Механически воздействуя на ткани, он вызывает реакцию в первую очередь со стороны сосудистой и нервной систем. Под влиянием массажа усиливается лимфо- и кровообращение, газообмен между кровью и тканями. Возникающие в коже и глубжележащих тканях афферентные импульсы оказывают стимулирующее влияние на деятельность центральной нервной системы. Регулярное проведение массажа способствует повышению сократительной способности мышц, их эластичности и ускоряет восстановление их после утомления или длительной иммобилизации. Поскольку ортопедические больные требуют длительного применения массажа, то целесообразно обучать основным приемам массажа родителей и близких бального. С массажа начинается комплекс занятий лечебной физкультурой, Обычный физиологический массаж в большинстве случаев не пригоден, поскольку к работе с каждой мышечной группой следует подходить избирательно, с учетом ее тонуса, а также его влияния на группу мышц-синергистов, чтобы не вызвать патологическое повышение их тонуса. К.А.Семенова (1974) разработала специальный системный точечный массаж, с помощью которого можно учитывать особенности физиологических и патологических синергий. МЕДИКАМЕНТОЗНАЯ ТЕРАПИЯ Медикаментозное печение зависит от стадии течения заболевания, структуры дефекта, психического и соматического статуса ребенка и направлено на: 1. прекращение внутриутробно начавшихся воспалительных первичных и вторичных аутоиммунных процессов, если они имели место; 2. предотвращение рубцово-спаечных процессов, возникающих вследствие воспаления, механической родовой травмы и кровоизлияний; последствий асфиксии, в том числе и хронического метаболического ацидоза; 3. интенсификацию обменных процессов в нервной ткани, прежде всего окислительно-восстановительного и белкового обмена; 4. обеспечение энергетических процессов в мозге; 5. устранение первично или вторично возникших гипертензионного и судорожного синдромов; 6. нормализацию мышечного тонуса, уменьшение насильственных движений, усиление активности компенсаторных процессов в нервной системе; 7. стимуляцию психического и речевого развития. Применение лекарственных препаратов при детских церебральных параличах преследует цель создать благоприятные условия для более успешного проведения лечебной физкультуры. Медикаментозная терапия в резидуальном периоде включает в себя назначение средств понижающих мышечный тонус, улучшающих проведение нервных импульсов в синапсах, уменьшающих гиперкинезы, нормализующих течение обменных процессов в нервной ткани, а также противосудорожные (при наличии припадков), дегидратирующие (при гипертензионно-гидроцефальном синдроме) и общеукрепляющие средства. Препараты снижающие мышечный тонус (угнетают клетки ретикулярной формации, блокируют моно- и постсинаптические спинномозговые рефлексы, оказывают центральное и периферическое холинолитическое действие): мидокалм, баклофен, сурдолит, амедин, норакин, циклодол, тропацин, скутамил Ц, леводопа, наком, синимет и др. Данные препараты назначаются в постепенно нарастающей дозировке. Установлено, что через 40-60 минут после приема одного из перечисленных средств наступает снижение мышечного тонуса и в это время рекомендуется проводить ЛФК. Препараты, улучшающие нервно-мышечную проводимость: прозерин, галантамин, нивалин, калимин, оксазил дибазол. Они не действуют на погибшие нервные клетки, а только на те участки нервной ткани, которые длительное время находятся в состоянии угнетения. Необходимо помнить, что в отношении нервно-мышечной передачи возбуждения прозерин и его аналоги являются антагонистами тропацина и других препаратов из группы атропина, поэтому их нельзя назначать одновременно. Для уменьшения гиперкинезов наиболее часто применяют транквилизаторы (элениум, амизил, фенибут, ноофен, реланиум, феназепам и др.), нейролептики, реже - атропинсодержащие препараты (циклодол, ортан, тропацин), а так же пиридоксин. В некоторых случаях при неэффективности консервативного лечения прибегают к так называемым стереотоксическим операциям на базальных ганглиях головного мозга. При этом в область бледного шара или некоторых ядер зрительного бугра вводится невролитическая смесь (обычно спирт с майодилом). По литературным данным при этом в 70% случаев прекращаются гиперкинезы и в 80% случаев снижается мышечный тонус. Хемопаллидэктомия проводится только нейрохирургами в специализированных отделениях. При мозжечковых формах ДЦП, когда мышечный тонус бывает сниженным, назначаются дуплекс, секуринин, эхинопсин, стимуляторы медиаторного ряда. Препараты стимулирующие обменные процессы в нервной системе (активируют белковый и углеводный обмен, одновременно удаляя токсические продукты распада, повышают дыхательную активность, энергетические процессы в ткани мозга, улучшают кровоснабжение, способствуют дифференциации нервных клеток, миелинизации проводящих путей, улучшают функциональные возможности мозга): глютаминовая кислота, аминалон, ноотропил, пирацетам, энцефабол, церебролизин, диавитол, липоевая кислота, когитум, префизон, карнитин, пантогам, пиридоксин, цианкоболамин, нейромедин и др.. При судорогах стимулирующие препараты следует вводить осторожно, постепенно повышая дозу, в сочетании с противосудорожными и седативными средствами. Препараты, улучшающие микроциркуляцию (усиливают мозговое и периферическое кровообращение, улучшают реологические свойства крови, активируют обменные процессы): теоникол, ксантинол, трентал, кавинтон, актовегин, эмоксипин. Препараты, обладающие рассасывающим действием и стимулирующие регенерацию (уменьшают продуктивные и стимулируют регенеративные процессы в нервной системе, увеличивают проницаемость тканей и улучшают их трофику): алоэ, лидаза, пирогенал, пропермил. Дегитратирующие препараты (усиливают диурез, уменьшают продукцию ликвора): магния сульфат, диакарб, триампур, гипотиазит, фуросемид, лазикс, глицерин и др.. Наличие эпилептических припадков в обязательном порядке требует назначения противосудорожных средств (фенобарбитал, дифенин, антелепсин, карбамазепин, производные вальпроевой кислоты – депакин, конвульсофин и др.). Противосудорожную терапию больным церебральными параличами назначают индивидуально с учетом особенностей основного заболевания, характера эпилептических пароксизмов, их частоты, времени возникновения в течение суток. Противосудорожные препараты необходимо принимать непрерывно, длительно (3-5 лет эффективной терапии), с последующей постепенной отменой. Кроме такого дифференцированного медикаментозного лечения рекомендуется периодически принимать фармакологические средства, регулирующие обмен веществ в нервной ткани и повышающей сопротивляемость организма к неблагоприятным внешним воздействиям. Это препараты фосфора и кальция, АТФ, витамины группы В, Е, С, тималин и др. ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ В комплексной терапии детских церебральных параличей значительное место занимают физические методы лечения (электросветолечение, водолечение, электрофорез, ультразвук, магнитотерапия, электростимуляция мышц и нервов, грязелечение, парафино-иозокеритолечение, ИРТ и др.),направленные на уменьшение спастичности, улучшения кровообращения в мышцах. Ниже приводится краткое описаниенекоторых физиотерапевтических процедур. Так, с лечебной целью можно использовать гальванический ток. Предложены различные методики его применения (гальванический воротник по А.Е.Щербаку, гальванизация шейных симпатических узлов, трансцеребральная гальванизация и др.). Во время процедуры больной не должен испытывать неприятных ощущений (начальная сила тока 4-5 ма, постепенно доводится до 10-12 ма), лечение проводится ежедневно или через день, всего 20-25 сеансов. С помощью гальванического тока можно вводить различные лекарственные вещества (электрофорез), которые создают в глубоких слоях кожи депо длительного действия. При детских церебральных параличах наиболее часто применяется гальванический воротник с хлористым кальцием, йодистым калием, сернокислой магнезией, новокаином, бромом. При этом улучшается трофика и кровоснабжение мышц, снижается их тонус, нормализуется деятельность высших вегетативных центров, уменьшаются гиперкинезы. С целью рассасывания глиозных рубцов в центральной нервной системе, можно применять трансцеребральный электрофорез по Бургиньону с иодистым калием. Для снижения мышечного тонуса этим же способом можно вводить экстракт из корня белладонны (берется 1-2 мл. 0,2% водного раствора корня белладонны, растворяется в 100 мл воды и смачиваются две прокладки, которые накладываются на сомкнутые веки), для улучшения обмена - глютаминовую кислоту, для снятия возбуждения - ГОМК. При повышенном мышечном тонусе рекомендуется назначать паравертебральное ультрафиолетовое облучение, так называемые "ползучие" ДУФ и КУФ-эритемы. Можно также применять местно электротепловые процедуры (облучение лампой "Соллюкс", диатермия, индуктотермия). После таких процедур, способствующих расширению кровеносных сосудов и снижению мышечного тонуса можно применять рациональную электростимуляцию мышц с помощью аппаратов АСМ-2 или АСМ-3. По мнению И.М. Левина, таким путем можно начать обучение ребенка активному сокращению мышц. В 1957 году К.А.Семенова предложила лечение детских церебральных параличей низкочастотным импульсным током, источником которого является аппарат АСУ-2, АСМ-3. Методика данной процедуры следующая: на дистальные отделы кистей и стоп накладываются узкие электроды. Сила тока, длительность импульса должны быть индивидуально подобраны в зависимости от возраста ребенка, его переносимости к току и клинических проявлений заболевания. Время воздействия тока 5-8 минут с последующей заменой полярности тока на такое же время. На курс лечения 20-25 сеансов. Можно проводить до 10 курсов с перерывом 1,5-3 месяца. По данным К.А.Семеновой эти процедуры улучшают общее состояние ребенка, снижают мышечный тонус, увеличивают объем активных движений. И.М.Левин предлагает при дистальном расположении электродов на конечностях проводить электрофорез новокаина с адреналином (к 40 мл. 2% раствора новокаина добавляется 8 капель 0,1% раствора адреналина). Салфетки, смоченные таким раствором, накладываются на дистальные отделы кистей или стоп и присоединяются к раздвоенному аноду. Катод накладывается на среднюю треть предплечья или голени. Всего курс лечения 10-20 процедур. С целью воздействия на общее состояние организма, а также для снижения мышечного тонуса широко применяются водные процедуры: общие теплые ванны, соленые ванны (1-2 кг поваренной соли на 200 литров воды), хвойные ванны (на одну ванну 50-60 грамм жидкого экстракта хвои), а также рапные и морские ванны. Температура воды 35-38°, через день по 10-15 минут, на курс лечения 10-15 ванн. Водные процедуры необходимо сочетать с лечебной гимнастикой. При высоком мышечном тонусе можно проводить избирательный подводный душ-массаж. В комплексном лечении детских церебральных параличей широко можно использовать органические и неорганические грязи и грязеподобные вещества: сапропели, глину, песок, торф, озокерит и парафин. Грязевые процедуры проводятся преимущественно в виде аппликации ("воротник", "трусы", "шаровары" и др.) при температуре 40-42° через день по 15-20 минут. Всего на курс лечения 15-20 процедур. При лечении парафином и озокеритом длительность процедуры увеличивается до 30-40 минут. В домашних условиях можно также проводить лечение просеянным речным песком, который при температуре 45-50° насыпается в деревянные ящики или полотняные мешочки, и туда помещается пораженная конечность. Летом можно засыпать верхние и нижние конечности больного слоем песка толщиной 5-6 см и использовать естественное солнечное нагревание. Все эти тепловые процедуры вызывают гиперемию и улучшают питание мышц, снижают мышечный тонус, уменьшают контрактуры. Климатотерапия - воздействие на организм естественных природных факторов - воздуха, солнечного излучения, воды. Их особенно успешно используют на специализированных климатических курортах - в Крыму, на Кавказе, в Средней Азии, Прибалтике. ОРТОПЕДИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ Ортопедическое печение направлено на предупреждение и исправление деформаций, восстановление опорности и активной подвижности пораженных конечностей и их внешнего вида. В травматологии и ортопедии применяются как разнообразные консервативные, так и оперативные методы лечения. К ортопедическим средствам, с помощью которых можно придать части тела физиологическое положение, относятся шины, шинки-штанишки, лонгеты, туторы, воротники, валики. Ортопедический режим должен разрабатываться для каждого больного индивидуально и неукоснительно соблюдаться. Ортопедические способы лечения детских церебральных параличей (как консервативные, так и хирургические) подлежат компетенции ортопедов, хирургов, а поэтому в настоящей брошюре не рассматриваются. ВОСПИТАНИЕ Наряду с проведением необходимого лечения для больных детскими церебральными параличами не менее важна правильная организация воспитательной работы. Нужно учитывать, что у 70-80% этих больных имеются нарушения психики. Умственную неполноценность следует расценивать не как что-то статическое, постоянное, а как положение, которое в принципе можно изменить, с тем чтобы было проводить соответствующие воспитательные и лечебные меры. При наличии выраженной умственной отсталости больных необходимо помещать в дома инвалидов. Дети с умеренно выраженной умственной отсталостью должны заниматься в специальных детских садах и школах. При сохранности интеллекта или небольшой задержке умственного развития больные могут посещать общие школы или (лучше) специализированные детские сады и школы интернаты, где создаются необходимые условия для учебно-воспитательной работа. Эти условия определяют своеобразие методического подхода к воспитанию: 1. создание малых групп, с учетом уровня развития; 2. для каждой группы составляется план на одну неделю, с разработкой индивидуального плана активации каждого ребенка; 3. следует сокращать продолжительность занятий, чтобы не перегружать способность к сосредоточению; 4. необходимы более частые упражнения для закрепления знаний и специальное время для повторения; 5. время отдыха должно быть более длительным, чем у здоровых детей; 6. важный элемент воспитания – выработка гигиенических навыков и обучение определенным социальным обязанностям; 7. особое внимание необходимо уделять развитию моторики и речи с участием физиотерапевта и логопеда; 8. в связи с повышенной отвлекаемостью необходимо более жестко руководить игрой, раскрыть возможности организации ее, активизировать игры. Задачи в первый год жизни: 1) воспитание привычки к контакту и потребности в нем – обращение к ребенку, привлечение его внимания к окружающим предметам; 2) развитие зрительного восприятия и сосредоточения с применением световых раздражений, а также показа предметов с простыми и четкими формами (мяч, погремушка); 3) развитие слухового восприятия и сосредоточения с применением голоса, колокольчика тамбурина и др. Использование звуков разного направления тональности, последовательности, Побуждение ребенка к извлечению звуков («ладушки», погремушка и т.п.); 4) развитие движений губ – сосание, жевание (постепенный переход на твердое питание), побуждение ребенка дуть, выдувать воздух; 5) тренировка осязания – соприкосновение с разнообразными предметами, на первых порах путем коррегирования движения руки ребенка; 6) упражнения для рук – стимуляция хватания («дай ручку»), «ладушки», удары руками, катание мяча, игры с кубиками, с водой, бросание, игры пальчиками т. д.; 7) тренировка общей моторики – переход от спонтанных движений к заданному ритму под пение, бубен и т. д., ползание, кувыркание, вставание, ходьба за ручку. Особое значение имеет выполнение ритмичных гимнастических упражнений; 8) обучение простейшим движениям; 9) стимуляция участия в воспроизведении ритма, звуков, мелодий; 10) побуждение называния определенным словом своих желаний и предметов путем неоднократного повторения; 11) развитие эмоциональных реакций – радости, доверия, хорошего самочувствия и т. д. Путем демонстрации эмоций, рассказов, соответствующих игр и подкрепления реакции ребенка; 12) в процессе воспитания следует избегать запугивания и изнеженности. Не все особенности поведения ребенка связаны с его умственной отсталостью; 13) наряду с целенаправленными воспитательными воздействиями необходимо представлять ребенку возможность самостоятельной игры и занятий. Следует облегчать процесс социальной адаптации таких детей путем улучшения межличностных отношений. Привлечение родителей к процессу воспитания детей может стать более действенным, если их постоянно информировать о текущих педагогических задачах и часть учебных заданий переносить домой. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ Меняющийся непостоянный характер нарушений мышечного тонуса в речевой мускулатуре, большая его зависимость от внешних влияний, эмоционального состояния ребенка, положения его тела и головы в пространстве обуславливают особенности звукопроизношения у этих детей. Отсутствие стабильности артикуляционных нарушений приводит к непостоянству нарушений фонетической стороны речи. Если в спокойном состоянии наблюдается дистония речевой мускулатуры, то при попытке к речи наблюдается резкое повышение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре. Появление гиперкинезов речевой мускулатуры резко искажает речь, делает ее малопонятной, а иногда и невозможной. Кроме того, могут отмечаться и гиперкинезы диафрагмы, межреберных мышц, что, в свою очередь, грубо нарушает дыхание, плавность речи, а в тяжелых случаях приводит к появлению насильственных криков или стонов. Наиболее распространенной формой речевых нарушений является псевдобульбарная дизартрия, которая характеризуется нарушением мышечного тонуса. Для этого речевого нарушения характерна ограниченная подвижность артикуляционных мышц; особенно страдают наиболее тонкие изолированные движения, повышено слюноотделение, нарушено дыхание, голосообразование. Основными задачами стимуляции и коррекции предречевого развития в ранней стадии болезни являются: 1. специальная дыхательная гимнастика, направленная на выработку голосовых реакций; 2. точечный системный массаж, с помощью которого стимулируется развитие оральных рефлексов, устраняются оральные синкинезии, корригируется положение языка и тонус его мышц; 3. массаж мимических мышц (особенно мышц губ), подъязычных мышц, и мышц шеи, обеспечивающих возможность произношения; 4. развитие зрительного бинокулярного фиксационного рефлекса, координации движений руки и взора, на базе которых формируются ориентировочные, затем ориентировочно-познавательные реакции и, наконец, внутренняя речь, первые элементы ее понимания. Логопедическая работа при всех формах речевых нарушений строится на основе учета данных патогенетического анализа структуры речевого дефекта. При этом необходимо выделение ведущего дефекта, вторичных нарушений и компенсаторно-приспособительных реакций. Работа должна быть направлена на развитие всех сторон речевой деятельности ребенка. В систему логопедических мероприятий входит не только развитие артикуляционной моторики и звукопроизносительной стороны речи, но также и формирование ее лексико-грамматической стороны, создание условий, необходимых для овладения ребенком письменной речью. При осложненных формах дизартрии работа логопеда предполагает обогащение слухового опыта, развитие слухового внимания, навыков локализации звука в пространстве, слуховой памяти, фонематического слуха, семантической стороны речи ребенка. Работа строится с опорой, главным образом, на зрительное восприятие. При проведении логопедических занятий необходимо уделять внимание предупреждению и преодолению различных синкинезий в скелетной мускулатуре и, особенно в пальцах рук, а также в мимической мускулатуре. Работа над артикуляционной моторикой проводится в единстве с занятиями лечебной физкультурой на фоне строго индивидуализированной медикаментозной терапии. ПРОГНОЗ И ПРОФИЛАКТИКА Прогноз при детских церебральных параличах зависит от времени патологии мозга и степени ее выраженности. При антенатальных повреждениях прогноз тем серьезнее, чем на более ранней стадии развился патологический процесс. Распространенные деструктивные поражения мозга прогностически хуже, чем очаговые. Значительно утяжеляют прогноз сочетанные расстройства - снижение зрения, слуха, психические нарушения, судороги, гидроцефальный синдром, соматические, инфекционные заболевания. Прогноз двигательных, психических и речевых нарушений зависит от времени установления диагноза, начала лечения и его преемственности в различные возрастные периоды. Прогноз социальной адаптации более благоприятный при спастической геми- и диплегии, и неблагоприятен при двусторонней гемиплегии и атонически-астатической формах ДЦП. Для профилактики пре- и перинатальных поражений мозга необходимо комплексное решение широкого круга вопросов, касающихся предупреждения как непосредственных влияний вредных факторов на плод, так и опосредованного организмом матери, усовершенствования методов диагностики патологических состояний плода и новорожденного, коррегируюшей и восстановительной терапии, санитарного просвещения. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи.-«Здоровья», Киев, 1988.- 327 с. 2. Перинатальная патология /Под общ. ред. М.Я.Студеникина (СССР), Ю.Кюльца, Г.Эггерса (ГДР). СССР-ГДР.-М.: Медицина, 1984.- 267 с. 3. Семенова К.А. Махмудова Н.М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных с детским церебральным параличом.- Ташкент: Медицина, 1979.- 487 с. 4. Шанько Г.Г., Бондаренко Е.С., Фрейдков В.И. и др. Неврология детского возраста: болезни нервной системы новорожденных и детей раннего возраста, эпилепсия, травматические и сосудистые поражения: Учеб. пособие для ин-тов.- Мн.: Выш. шк., 1990.- 495 с. 5. Шухова Е.В. Реабилитация детей с заболеваниями нервной системы. - М.: Медицина, 1979.- 255 с. ПРИЛОЖЕНИЯ ОТРАСЛЕВЫЕ СТАНДАРТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ДЦП В СТАЦИОНАРНЫХ УСЛОВИЯХ Наименование нозологических форм заболеваний | Шифр по МКБ-10 | Уровень оказания помощи | Объемы оказания медицинской помощи | Исход заболевания | Обследование | Лечение | обязательное | кратность | дополнительное (по показаниям) | необходимое | средняя длительность | | | | | | | | | | Спастический церебральный паралич (детский церебральный паралич – ДЦП) Спастическая диплегия Детская гемиплегия Другой вид детского церебрального паралича | G80.0 G80.1 G80.2 G80.8 | Рай., гор., обл., респуб. б-цы (центры), клиники НИИ | Общий ан. крови Общий ан. мочи Исследование глазного дна Нейросонография (детям до 1 года) | | Консультация: генетика, ортопеда, психиатра, логопеда ЭЭГ КТ или МРТ головного мозга | Препараты, снижающие мышечный тонус: -антиспастические препараты: баклофен 1 мг/кг/сут. в 2-3 приема, увеличивая дозу до оптимальной; толперизон 5 мг/кг в 2-3 приема - дофаминергические препараты: (леводопа, леводопа + карбидопа, бенсеразид) по 1/8-1/4 табл. или капс. 1-2 р/дн. Препараты, стимулирующие обменные процессы в ЦНС: ноотропные (пирацетам - в/м 20% р-р 30-50 мг/кг/сут. 20 дн., внутрь детям до 5 лет по 0,2 г 3 р/дн., старше 5 лет –0,4 3 р/дн. 2-3 мес.), пиритинол – разовая доза для детей – 0,05-0,1 г, суточная - 0,05-0,3 г 2-3 р/дн. в течение 1-3 мес. Витамины: B1 (до 8 лет – 5 мг 1-3 р/дн.; старше 8 лет – 10 мг 2-3 р/дн. – 30 дн. или 5% р-р 0 ,5-1,0 мл в/м ежедневно – 10-20 дн.), B6 (10-30 мг 1-2 р/дн. – 1-2 мес. или в/м 1%-5% р-р - суточная доза 0,02-0,06 г –2 нед.), B12 (100-200 мкг/сут. в/м – 15-20 дн.), E (1 мг/кг/сут. - 1 мес.), 20% р-р карнитина хлорида (Vit BТ) – разовая доза детям до 12 мес. 4-10 кап., 1-3 года – 10-14 кап., 4-7 лет – 14-20 кап., 8-16 лет – ½-1 ч.л. 2 р/дн. Стимуляторы метаболического процесса: АТФ (1% р-р - 0,5-2,0 мл в/м 1 р/сут. – 20 дн.), калия оротат (10-20 мг/кг/сут. 3-5 нед.) Аминокислоты: метионин (до 1 года 0,1 г, 2 года – 0,2 г, от 3-4 лет 0,25 г, 5-6 лет 0,3 г, старше 7 лет – 0,5 г - 3-4 р/сут. 20 дн.), липоевая к-та (разовая доза детям до 7 лет – 0,012 г, после 7 лет – 0,012 – 0,025 г внутрь 2-3 р/дн.) Сосудистые препараты: ксантинола никотинат (внутрь подросткам 0,15 – 3 р/дн. – 1-2 мес., для детей доза снижается согласно возраста), пентоксифиллин (подросткам 200 мг 3 р/сут. внутрь через 1-2 нед. по 100 мг - 3-4 нед.) Биогенные стимуляторы: экстракт алоэ п/к детям до 5 лет 0,2-0,3 мл, старше 5 лет 0,5 мл – 20 дн., ФиБС п/к 1,0 мл 1 р/дн. – 20 дн.; пропермил по схеме 30-40 дн. ФТ: ЛФК, массаж | 27 дн. | Улучшение состояния Отсутствие эф-фекта | Дискинетический церебральный паралич | G80.3 | То же | То же | То же | То же | То же + Бензодиазепины (клоназепам 0,1-0,2 мг/кг/сут. в 2-3 приема) | То же | То же | Атактический це-ребральный паралич | G80.4 | То же | То же | | То же | Ингибиторы холинэстеразы: неостигмин 0,05% р-р п/к (до 1 года 0,1-0,2 мл; 1-3 лет - 0,3 мл; 3-5 лет – 0,4 мл; 5-8 лет – 0,4 мл; детям старше 8 лет - 0,5 мл); внутрь (до 10 лет – по 1мг на 1 год жизни в сут., старше 10 лет – не свыше сут. дозы 10 мг) Курс лечения 12-15 дн. Препараты, стимулирующие обменные процессы в ЦНС: ноотропные (пирацетам - в/м 20% р-р 30-50 мг/кг/сут., внутрь до 5 лет по 0,2 г 3 р/дн., старше 5 лет –0,4 3 р/дн. 2-3 мес.); пиритинол – разовая доза для детей – 0,05-0,1 г, суточная - 0,05-0,3 г 2-3 р/дн. в течение 1-3 мес.) Витамины: B1 (до 8 лет – 5 мг 1-3 р/дн.; старше 8 лет – 10 мг 2-3 р/дн. – 30 дн. или 5% р-р 0,5-1,0 мл в/м ежедневно – 10-20 дн.), B6 (10-30 мг 1-2 р/дн. – 1-2 мес. или в/м 1%-5% р-р - суточная доза 0,02-0,06 г –2 нед.), B12 (100-200 мкг/сут. в/м – 15-20 дн.), E (1 мг/кг/сут. - 1 мес.) Стимуляторы метаболического процесса: АТФ (1% р-р - 0,5-2,0 мл в/м 1 р/сут. – 20 дн.), калия оротат (10-20 мг/кг/сут. 3-5 нед.) Аминокислоты: метионин (до 1 года 0,1 г, 2 года – 0,2 г, от 3-4 лет 0,25 г, 5-6 лет 0,3 г, старше 7 лет – 0,5 г - 3-4 р/сут. 20 дн.) Сосудистые препараты: ксантинола никотинат (внутрь подросткам 0,15 – 3 р/дн. – 1-2 мес., для детей доза снижается согласно возраста), пентоксифиллин (подросткам 200 мг 3 р/сут. внутрь через 1-2 нед. по 100 мг - 3-4 нед.) Биогенные стимуляторы: экстракт алоэ п/к детям до 5 лет 0,2-0,3 мл, старше 5 лет 0,5 мл – 20 дн., ФиБС п/к 1,0 мл 1 р/дн. – 20 дн., пропермил по схеме 30-40 дн. ФТ: ЛФК, массаж | То же | То же | |