МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Тема 3. Музыка Италии первой половины XIX в.





Оперы Г. Спонтини (1774–1851) как проявление стиля ампир в музыке («Весталка»). А. Серов и Г. Берлиоз о Спонтини. Пути развития большой оперы от Спонтини к Мейерберу.

Италия. Постепенное исчезновение многообразия музыкальных жанров к началу XIX в. Концентрация исключительно на опере. Взаимоотношения композитора и публики среднего сословия, издательства «Riccordi», импресарио и прессы. Эмиграция Керубини и Спонтини.

Оперное творчество Джакомо Россини (1792–1868). Упразднение различий между венецианской и неаполитанскими школами. Роль Россини в музыкальном объединении Италии. Восстановление музыкальных контактов с Парижем. Деятельность Россини на посту директора итальянского оперного театра. Комические оперы Россини. «Севильский цирюльник» – литературный источник, либретто, драматургия. Другие произведения этого жанра: «Итальянка в Алжире», «Золушка». Бытовая драма «Сорока-воровка». Кульминация виртуозного бельканто в опере «Семирамида». Героические оперы Россини: «Вильгельм Телль», «Танкред», «Отелло». Их роль в формировании жанра большой французской романтической оперы и влияние на творчество Дж. Верди. Спад популярности комической оперы в 30-е гг. В. Беллини. «Сомнамбула» – лирико-бытовая романтическая опера. «Норма» как вершина оперного творчества Беллини. Роль мелодики Беллини в развитии лирического мелоса XIX в. (Глинка. Верди. Чайковский). Г. Доницетти. Новаторство оперной драматургии в операх «Дон Паскуале», «Любовный напиток», «Лючия ди Ламмермур». Инструментальная музыка Италии. Н. Паганини – композитор и виртуоз. Паганини в Париже. Элитные камерные концерты. Триумф скрипичной школы Паганини.

Тема 4. Русское музыкальное искусство первой половины XIX в.

Первая половина XIX в. – время формирования русской классической художественной культуры. Русская поэзия и музыка XIX в. Значение поэзии А.С. Пушкина в развитии русского романса и оперы XIX в. и в творчестве русских композиторов-классиков. Романсы А.А. Алябьева,А.Е. Варламова,А.Л. Гурилёва,А.Н. Верстовского. Развитие вокальной музыки в России в начале XIX в. Песни Алябьева, их романтическое звучание. Отражение гражданской тематики, связь с войной 1812 г. и декабрьским восстанием 1825 г. А.Н. Верстовский – крупнейший представитель оперного творчества до М.И. Глинки, романтические черты его оперы «Аскольдова могила».

Михаил Иванович Глинка(1804–1857) – основоположник русской классической музыки. Русская опера XIX в. «Жизнь за царя» – первая классическая историко-трагедийная опера. Литературный источник, либретто, драматургия. Элементы ораториальности: хоровые сцены, монументальность письма. Драматические приемы и индивидуализация трактовки главных героев. Развитость и новизна оперных форм, лейтмотивы, программная увертюра. Симфоничность оперы, драматургия оперы. «Руслан и Людмила» – сказочно-эпическая опера, влияние былинного эпоса. Трактовка образов, лейтмотивная система. Разнообразие письма в реальных и фантастических, комических и эпических сценах. Восточный элемент оперы и его значение для русской музыки. Симфоническая музыка русских композиторов первой половины XIX в. Жанровый симфонизм Глинки – «Камаринская», «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде».

Александр Сергеевич Даргомыжский(1813–1869), своеобразие его творчества. Оперы Даргомыжского на сюжеты Пушкина: лирико-психологическая бытовая драма «Русалка», ее социальная основа, приемы индивидуальной характеристики героев. Народные хоровые сцены. Камерная речитативная опера «Каменный гость», оригинальность ее воплощения, соотношение текста и музыкальной формы. Романсы Даргомыжского, разнообразие характеров и образов: социальная тематика, сатирические образы, характерность персонажей, психологизм, юмор. Традиционные и новые разновидности: русская песня, элегия, испанский романс, восточный романс, драматический монолог, комическая песня, фантазия и др. Даргомыжский – наставник Мусоргского, великий учитель правды.



Вопросы для самопроверки

1. Чем характеризуются особенности немецкого романтизма раннего периода?

2. Роль сонаты в творчестве романтиков – Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Шопена, Ф. Листа.

3. Новые жанры фортепианной и симфонической музыки в творчестве немецких композиторов-романтиков Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Мендельсона.

4. Песенное творчество Р. Шумана. Композиционно-жанровое многообразие вокальной музыки Ф. Шуберта на примере его баллады «Лесной царь».

5. Круг тем и образов в творчестве Г. Берлиоза; воплощение в его творчестве сюжетов У. Шекспира, И.Ф. Гете, Дж. Байрона.

6. Творчество Мейербера, его роль в создании французской большой оперы.

7. Н. Паганини. Триумф его скрипичной школы в Париже. Романтические черты музыки Паганини.

8. Что такое стиль бельканто? Как этот стиль проявился в оперном творчестве итальянских композиторов первой половины XIX в. – Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти?

9. В чем проявилось влияние творчества М.И. Глинки на развитие русской оперной симфонической музыки XIX в.?

10.А.С. Даргомыжский, особенности его романсов и песен. Оперное творчество.

 

Вопросы к зачету

1. Сущность немецкого музыкального романтизма и его связь с литературой.

2. Музыкальная культура и концертная жизнь во Франции в первой половине ХIХ в.

3. Ф. Лист и его характерные пьесы (попурри, транскрипции). Французский культ виртуозов-исполнителей.

4. Итальянская опера первой половины XIX в. Оперы Дж. Россини.

5. Оперное творчество В. Беллини, Г. Доницетти.

6. Особенности жанра большой французской оперы.

7. Инструментальная музыка Италии. Н. Паганини – композитор и виртуоз.

8. Г. Берлиоз, его роль в культуре французского романтизма.

9. Музыкальная культура первой половины XIX в. А.А. Алябьев, А.Л. Гурилев, А.Е. Варламов.

10. М.И. Глинка – основоположник русской классической музыкальной школы.

11. Оперное творчество А.С. Даргомыжского. Бытовая драма «Русалка». Речитативная опера «Каменный гость».

Темы рефератов

1. Ф. Шопен – великий польский романтик.

2. Жизнь и творчество Ф. Шуберта.

3. М.И. Глинка – основоположник русской классической музыки.

4. Р. Шуман – музыкант и литератор.

5. А.С. Даргомыжский – один из создателей русской классической школы, своеобразие его творческого почерка.

6. Значение творчества А.С. Пушкина в развитии русской музыки XIX в.

 

Литература

Основная

1. Асафьев Б. Глинка. Л., 1978.

2. Белза И. Фредерик Шопен. М., 1991.

3. Берлиоз Г. Мемуары. М., 1962.

4. Вульфиус П.А. Франц Шуберт. Очерки жизни и творчества. М., 1964.

5. Житомирский Д.В. Роберт Шуман. Очерк жизни и творчества. М., 1972.

6. История русской музыки. В 10 т. Т. 3–5.

7. Левашова О. М.И. Глинка: В 2 кн. М., 1982, 1988.

8. Мильштейн Я. Ф. Лист. Т. 1, 2. М., 1971.

9. Музыка Австрии и Германии XIX века. Кн. 1–3. М., 1975, 1990, 2003.

10. Рапацкая Л. История русской музыки от Древней Руси до «серебряного века». М., 2001.

11. Соллертинский И.И. Музыкально-исторические этюды. Л., 1956.

12. Хохловкина А. Берлиоз. М., 1966.

13. Шуман Р. О музыке и музыкантах. Т. 1, 2. М., 1975–1979.

Дополнительная

1. Келдыш Ю.В. Музыковедение // Музыкальная энциклопедия. Т. 3. М., 1976.

2. Музыкальная энциклопедия. Т. 1–6. М., 1973–1982.

3. Музыкальный словарь Гроува. М., 2008.

4. Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В. Келдыш. М., 1991.

5. Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. М., 1973.

6. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. М., 1990.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.