ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Тема 2. Музыка Франции первой половины XIX в. ИСТОРИЯ МУЗЫКИ. ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX ВЕКА Программа дисциплины цикла ОПДВ по направлению Подготовки бакалавров 031700.62 «Изящные искусства» Составитель доктор искусствоведения профессор Владышевская Т.Ф. Пояснительная записка I. Введение Цель курса – изучение истории русской и западноевропейской музыки XIX в.; знакомство с творчеством выдающихся композиторов и художественных национальных школ рассматриваемого периода; изучение важнейших памятников музыкально-исторической и теоретической мысли; анализ основных форм и жанров профессионального творчества; изучение особенностей музыкальной жизни на фоне событий того времени. Задачи курса–знакомство с творчеством выдающихся композиторов и художественными направлениями первой половины XIX в., анализ выдающихся произведений этой эпохи. Требования к уровню освоения курса Основная форма учебных занятий – практические занятия. Текущий контроль усвоения знаний осуществляется путем оценки рефератов, исследовательских и контрольных работ. Студенты должны изучить музыкальную литературу и стилистику музыки первой половины XIX в., уметь отличать ее от музыки других периодов, овладеть разными методами анализа музыкальных произведений данного периода. Самостоятельная работа студентов по освоению теоретического материала обеспечивается вопросами для самоконтроля по каждой теме. Формами самостоятельной работы студентов могут быть: написание научных рефератов и докладов; выполнение контрольных работ и др. Контроль знаний студентовосуществляется путем опроса на практических занятиях, написания контрольных работ, проведения итогового зачета по окончании курса. Семестр | Практические занятия, ч | Самостоятельная работа, ч | Всего, ч | Форма отчетности, ч | IV | | | | Зачет | Всего, ч | | | | | II. Тематический план учебной дисциплины Наименование тем | Практические занятия, ч | Самостоятельная работа, ч | Всего, ч | 1.Музыкальный романтизм. Музыкальная культура Германии первой половины XIX в. | | | | 2. Музыка Франции первой половины XIX в. | | | | 3. Музыка Италии первой половины XIX в. | | | | 4. Русское музыкальное искусство первой половины XIX в. | | | | Всего, ч | | | | Программа курса Тема 1. Романтизм в музыке. Музыкальная культура Германии Первой половины XIX в. Немецкий музыкальный романтизм. Связь музыкального романтизма с литературой, литературные романтики о музыке. Соотношение категорий идеального и реального. Структура романтического двоемирия. Новое отношение к звуку. Роль миниатюры и крупной одночастной формы. Новая трактовка циклов. Обогащение выразительных средств в области мелодики, гармонии, ритмики, инструментовки. Э. Гофман, его эстетические воззрения и творчество. Немецкая романтическая опера. Зингшпили «Вольный стрелок» и «Оберон» в оперном наследии К.М. Вебера. Франц Шуберт(1797–1828).Изолированность творчества Шуберта от идей немецкого романтизма. Его индивидуальный путь к романтической музыке. Бидермейер и Шуберт. Музыкальная жизнь Вены. Расцвет развлекательной, бытовой и театральной музыки. Проблемы стиля раннего периода творчества. Основные черты зрелого стиля. Песенное творчество. Новые принципы соотношения музыки и слова в его творчестве начиная с баллады «Лесной царь». Композиционно-жанровое многообразие вокальной музыки. Эволюция песенного творчества. Тексты песен. Значение вокальных циклов «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь». Психологизация и драматизация стиля в последних песнях – в сборнике «Лебединая песня» и особенно в песнях на стихи Г. Гейне. Мелодизированный речитатив. Новаторская трактовка инструментальных жанров, песенные принципы музыкальной драматургии крупных форм и тематизма. Шуберт – симфонист. Обособленность его симфоний от генеральной линии развития европейского симфонизма. История восприятия симфоний в 40-е гг. и во второй половине XIX в. «Неоконченная симфония». Симфония до мажор. Камерно-инструментальные сочинения, их связь с бытовой музыкой, с симфоническим и песенным творчеством Шуберта. Струнный квинтет C-dur, фортепианный квинтет «Форель», струнные квартеты. Фортепианное творчество Шуберта: романтическая миниатюра; новая трактовка сонатного цикла, фантазий («Скиталец»). Музыка для домашнего музицирования. Историческая роль наследия Шуберта в зарубежной и русской музыкальной культуре. Значение творческой, общественно-музыкальной и исполнительской деятельности Феликса Мендельсона (1809–1847) в пропаганде классического наследия, в деле развития профессионального музыкального образования и просвещения. Мендельсон и лейпцигская школа. Музыка к комедии У. Шекспира «Сон в летнюю ночь»; романтическое воплощение образов сказочной фантастики. Жанр инструментального концерта. Связь с творчеством И.С. Баха. Творчество Роберта Шумана (1810–1856) как новый этап в развитии музыкального романтизма. Роль современной немецкой литературы и поэзии (Жан-Поль, Гофман, Гейне) в формировании воззрений Шумана на искусство. Музыкально-критическая деятельность Шумана в 30-е гг. Пропаганда музыки великих мастеров прошлого и современности. Фортепианные произведения. Общая характеристика фортепианного стиля. Особенности композиционного мышления, проблема цикличности, разновидности циклов. Циклы миниатюр («Бабочки», «Карнавал», «Крейслериана» и др.). «Симфонические этюды» как выражение принципов романтической вариационности. Новая трактовка принципов сонатности, проявившаяся в сонате fis-moll, фантазии C-dur, концерте а-moll; черты поэмности и монотематизма. Песни, их роль в развитии камерной лирики. Глубокое психологическое раскрытие поэтических образов. Особенности вокальной мелодики, соотношение вокальной и фортепианной партий. Песенные циклы «Любовь поэта», «Круг песен» ор. 39, «Любовь и жизнь женщины». Симфонии, их место в развитии немецкого романтического симфонизма. Характерный круг образов. Особенности циклов симфоний № 3, 4. Увертюра «Манфред» – выдающийся образец шумановской поэмности. Ее значение в развитии лирико-драматического симфонизма. Музыкально-драматические жанры в творчестве Шумана: опера «Геновева»; произведения для солистов, хора и оркестра: оратории «Рай и Пери», «Паломничество розы», «Сцены из Фауста» Гете, «Манфред», «Реквием по Миньоне». Инструментальные камерные ансамбли. Фортепианный квинтет, симфоничность его драматургии, синтез классических и романтических тенденций. Лирическая трактовка жанра струнных квартетов ор. 41. Наследие Шумана и мировая музыкальная культура. Тема 2. Музыка Франции первой половины XIX в. Обзор политической ситуации от революции до Третьей республики и ее влияние на искусство. Франция и венская классика. Процессы взаимодействия французской и немецкой музыки. Роль французской салонной музыки в Германии и России. Стиль ампир (1804–1815). Восстановление дореволюционных музыкальных структур. Дж. Паезиелло и Королевская капелла – официально репрезентативный музыкальный институт Франции. Музыкальное оформление наполеоновских торжеств. Роль капеллы в период реставрации. Основание Института классической и религиозной музыки. Исполнение произведений XVI–XVIII вв. Деятельность Общества концертов консерватории Хабенека (рецепция симфоний Бетховена), Общества молодых артистов Паделупа, концерты популярной и классической музыки в цирке «Наполеон». Музыка в парижских салонах (салоны Луи Филиппа, де Буа, Мерлин-Лаблаж, Бельгиозо, В. Гюго). Бытовые жанры: салонный романс, политическая песня. Жанр характерной пьесы для фортепиано (попурри, транскрипции). Ф. Лист и парижские салоны. Культ виртуозов исполнителей. Триумф Н. Паганини в Париже. Элитные камерные концерты. Романтические тенденции в операх А. Буальдье и Ф. Обера. Их проявление в комической опере Буальдье «Белая дама». Значение героико-романтической оперы Обера «Немая из Портичи». Лучшие комические оперы Обера («Фра-Дьяволо», «Черное домино»). Итальянский театр Дж. Россини. Деятельность Королевской академии музыки. Дж. Мейербер. Его роль в создании французской большой оперы (совместно с Э. Скрибом). Основные черты этого жанра. Романтизм в оперном творчестве Мейербера. «Гугеноты»: социальная идея, драматизм, мастерство драматургии. Последующие оперы Мейербера и кризис французской большой оперы. Место и значение творчества Ф. Галеви и Л. Герольда в истории французской оперы. Роль А. Адана в формировании романтического балета. «Жизель» как первый его образец. Гектор Берлиоз (1803–1869) и его роль в культуре французского романтизма. Круг тем и образов в творчестве Берлиоза; воплощение сюжетов У. Шекспира, В. Гете, Д. Байрона. Революционно-героические темы. Программные симфонические произведения Берлиоза. Своеобразие программности. Особенности композиции, трактовка цикла, принцип лейттематизма, своеобразие мелодического и гармонического письма, темброво-колористическое обогащение оркестра. Историческое значение достижений Берлиоза в области инструментовки. Фридерик Шопен (1810–1849) в Париже. Значение искусства Шопена в польской и мировой музыке. Тема Родины в его творчестве. Шопен и европейская музыкальная культура. Связи его с деятелями французской культуры. Особенности стиля Шопена. Новаторство в трактовке разнообразных жанров фортепианной музыки и их форм. |