Классификация (типология) управленческого консультирования 1. По результатам выделяют. - Продуктовое консультирование. - Обеспечивающее консультирование, консультирование процесса. 2. По радикальности - Революционное. - Косметическое консультирование - Обыденное консультирование 3. По целям - Целевое - многоцелевое 4. По видам решаемых задач - Оперативное - Стратегическое 5. По механизму реализации - Объектное управленческое консультирование - Полиобъектное консультирование - Уникальное консультирование - Стандартное консультирование 6. По результативности - Завершенное - этапное 7. По месту применения - Внутрифирменное - Внешнее 8. По длительности воздействия на объект - Краткосрочное - Среднесрочное - долгосрочное 9. По прикладным функциям - Научно исследовательское консультирование - Практическое консультирование 10. По степени воздействия - Шоковое консультирование - Ползучее 11. По количеству объектов - Индивидуальное - коллективное 12. По уровням и сферам управления - Фирменное - Отраслевое - Муниципальное консультирование - Государственное консультирование 13. По масштабам организации - Микро-консультирование - Макро-консультирование 14. О методам обучения - Активное - Рутинное - Взаимообучающее 15. По видам управленческой деятельности - Научно-техническое - Социально-экономическое консультирование 16. По методу самооценки руководителя - Рефлексивное - Критическое консультирование № 38.Формы и методы государственного управления Классификация видов государственного управления: по сферам общественной жизнедеятельности; по структуре общественных отношений; по объектам управления; по характеру и объему управленческого воздействия. Виды управления (плановое, территориальное, стратегическое, программно – целевое, межотраслевое и др.). Модели государственного управления (либеральная, социалистическая, смешанная). Классификация методов государственного управления: морально – этические методы, социально – политические, экономические, административные. Убеждение, поощрение, дисциплинарное принуждение и административно-правовое принуждение как методы деятельности государственной администрации. Государственное управление – это процесс регулирования внутри государства посредством распределения сфер влияния между основными территориальными уровнями и ветвями власти. Государственное управление – это система, в которой субъект (государство) и объект (общество) действуют во взаимосвязи. В основе государственного управления лежат интересы государства, направленные на защиту его целостности, поддержку уровня и качества жизни граждан. Через управление государство реализует защитную, социальную, правовую, экономическую, политическую, арбитражную функции.Метод управления - это способ осуществления его функций, средство воздействия органа исполнительной власти на управляемые объекты. Методы, используемые в режиме организации государственной власти, могут быть разделены на два вида: исследовательские и инструментальные. Критерием различия между ними является несовпадение целей и сфер использования. Исследовательские методы нацелены на анализ и диагностику исследуемой системы, тогда как инструментальные – на проектирование новых систем, новых подходов (нормативный - использование норм и нормативов в налаживании эффективной деятельности органов власти, балансовый - используется при разработке и исполнении бюджета территориального образования, статистический - предполагает использование средств математической статистики в выявлении складывающихся в обществе тенденций на основе анализа пространственных рядов данных). Формы государственного управления – внешне выраженное действие О.И.В и его должностных лиц. Признаки: 1.выражают сущность деятельности органов и должностных лиц, которые осуществляют государственное управление.2.практически реализуют задачи и функции управления.3.обеспечение наиболее целесообразного достижения целей с наименьшими затратами.4.вызывают наступление каких-либо последствий. Ф.Г.У шире, чем формы исполнительной власти, поэтому они могут выступать как: § Формы государственно-управленческой деятельности. § Формы реализации исполнительной власти. Многообразие задач управления обуславливает многообразие форм управления. Выбор формы зависит от: § Характера компетенции (должностного лица) § Особенности Объекта § Характера вызываемых последствий Виды Форм.Г.У: § ПРАВОВЫЕ § четко выраженные юридические последствия. § издание актов, которые влекут за собой административные отношения между субъектами. В правовых формах отчётливо проявляется государственно-властный, исполнительно-распорядительный характер полномочий органов управления и их должностных лиц. § Издание нормативных актов органами исполнительной власти. Содержит административно правовые нормы, которые регулируют управленческие отношения. А) Нормативного характера (Постановления правительства РФ). Б) Ненормативного характера (Распоряжения правительства РФ). § Издание индивидуальных актов управления. Это разновидность юридических факторов (Пр: назначение в/служащего на должность). Договорные отношения стоит относить к формам государственного управления, т.к они влекут юридические последствия. § НЕПРАВОВЫЕ § не связаны с изданием правовых актов и совершением иных юридических действий. § не порождают, а прекращают административные отношения. § Осуществление организационных операций. А) Разработка научно-обоснованных рекомендаций. Б) Подбор кадров. В) Проведение совещаний. § Материально-технические операции. А) Работа с информацией. Б) Ведение делопроизводства. В) Проведение исследований. Г) Подготовка к изданию НПА. Управленческие действия вызывают последствие юридического характера, которое признано называть административно-правовыми формами. Административно-правовое регулирование может осуществляться в 2-х формах. Административно-правовая форма может быть представлена как своеобразная система действий ОИВ. По степени юридического выражения можно различать основные действия органов и должностных лиц (издание правовых актов) и действие, которое базируется на них, которые также влекут наступление юридических последствий. Пр: Лицензионно-разрешительная деятельность. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. Методы государственного управления – это способ осуществления его функций. Сущность методов государственного управления определяется его социальной природой. Знание методов говорит о функционировании механизмов государства. Применение методов управления зависит от цели управления. Если цель управления обуславливает специфику использованных методов, то правильный выбор метода обеспечивает реальное достижение цели. Характерные черты методов:1.Выражают связь субъекта или объекта.2.Обеспечивает достижение целей определённым способом воздействия.3.Обладает определённой организационной формой (приказ, правило поведения)4.Обладает временной характеристикой (краткие и долгосрочные) Виды методов: § Убеждение – представляет собой законопослушное поведение всех субъектов, способствует профилактики правонарушений. Меры:Разъяснение Обоснование Обсуждение Поощрение По характеру воздействия: 1.Прямое воздействие – административные методы управления. § Одностороннее властное воздействие субъекта управления на поведение управляемых. § Обязательность исполнения управленческой стороной решений стороны управляющей. § Возможность наступления правовой ответственности за невыполнение управляемой стороной законно – отданных распоряжений. 2.Косвенное воздействие. Цели достигаются по средствам воздействия на интересы управляемой стороны, т.е создаются такие условия, когда управляемая сторона сама без властного воздействия выбирает вариант поведения. Социально психологические методы управляющего воздействия: Все методы тесно взаимосвязаны, и применяются косвенно. § Принуждение – разновидности государственного принуждения и являются средствами обеспечения правопорядка. § Вне судебное применение предусмотренных законными либо подзаконными административно - правовыми нормами принудительных мер административно – властного органа. § Направленность на выполнение общеобязательных правил поведения в сфере государственного управления. № 39. Функции выработки и принятия управленческого решения Управленческое решение - это взвешенный шаг, результатом которого являются осуществление действия для достижения цели организации или воздержание от него. Рaзpaбoткa peшeния ocнoвывaeтcя нa aнaлизe cлoжившeйcя cитyaции, в пpoцecce кoтopoгo выдeляютcя пpoблeмныe oблacти. В дaннoм пpoцecce oпpeдeляютcя coдepжaниe пpoблeмы, pacпoлoжeниe ee вo вpeмeни и пpocтpaнcтвe, ee пocлeдcтвия, cтeпeнь вaжнocти и лицa, пpичacтныe к нeй. Итoг aнaлизa - фopмyлиpoвкa пpoблeмы и пocтaнoвкa цeли, a тaкжe выяcнeниe ocнoвныx пpичин cлoжившeйcя cитyaции. Пocлe этoгo paзpaбaтывaютcя кpитepии, нa кoтopыe дoлжнo oпиpaтьcя peшeниe. Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий: • выработку и постановку цели; • изучение проблемы на основе получаемой информации; • выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения; • обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи); выбор и формулирование оптимального решения; принятие решения; • конкретизацию решения для его исполнителей. Управленческие решения могут быть обоснованными, принимаемыми на основе экономического анализа и многовариантного расчета, и интуитивными, которые, хотя и экономят время, но содержит в себе вероятность ошибок и неопределенность. Требования, предъявляемые к управленческим решениям: 1. всесторонняя обоснованность решений (наличие потребности и возможностей ее удовлетворения); 2. правомерность (соответствие принимаемого решения законодательству); 3. непротиворечивость (вновь принимаемые решения не должны противоречить уже существующим и дублировать их); 4. своевременность (принятие решения в тот момент, когда оно может и должно быть реализовано); 5. обеспеченность ресурсами; 6. ясность и лаконичность (недопустимость двойственного толкования решений и излишнего красноречия). № 40. Цели и функции государственного управления Цель муниципального управления — повысить уровень жизнеобеспечения населения муниципального образования». Для этого муниципальное управление решает следующие задачи: создает социальную инфраструктуру; стабилизирует экономику; регулирует социально-экономические процессы; развивает межрегиональные и внутрирегиональные связи; поддерживает экологическую обстановку; сохраняет единое экономическое пространство. Для решения этих задач формируется система муниципального управления, которая: контролирует использование природных ресурсов муниципального образования; охраняет природу; осуществляет санитарный надзор; содержит жилищно-коммунальное хозяйство; создает социальную инфраструктуру; сохраняет памятники; обеспечивает жизнедеятельность и занятость населения; обеспечивает финансово-экономическую самостоятельность и т.д. |