Основные черты бюрократии по Веберу Проблемы реализации административной реформы в России Известно, что реформа идет непросто: Де-факто признаны нецелесообразными меры по сокращению числа руководителей федеральных структур; было восстановлено число заместителей министров; возросло число вице-премьеров. Активизировалась деятельность комиссии по реформе госуправления при Президенте РФ. Среди причин неудач реформы называется недостаточное финансирование административной реформы и отсутствие единой команды для ее реализации; слабость согласия в политической элите и недостаток политической воли в осуществлении административной реформы.. Вероятнее всего, одной из наиболее существенных причин неудач стала недостаточная концептуальная проработанность модели административной реформы применительно к условиям России и, в частности, вопроса о роли и функциях современного государства. Современный российский управленческий аппарат весьма далек от веберовской модели рациональной бюрократии. В пользу подобного заключения свидетельствуют широко распространенная практика клиентелизма, закрытости и непрозрачности; неудовлетворительное качество исполнительской дисциплины; запредельно высокий уровень коррупции. № 3.Бюрократия: основные подходы к понятию. К пониманию бюрократии существуетдва основных подхода. Один из них связан с именем известного немецкого социолога Макса Вебера (1864-1920 гг.), работы которого оставили заметный след в теории управления. В этом подходе термином «бюрократия» обозначаетсярационально организованная система управления, в которой дела решаются компетентными служащими на должном профессиональном уровне в точном соответствии с законами и другими правилами. В другом подходе бюрократия оценивается негативно и рассматривается каккрайне нежелательное общественное явление. Основные черты бюрократии по Веберу 1) бюрократия - этоявление общественное 2) неразрывно связанное с таким социальным явлением, как власть 3) может касатьсяне только власти государственной, но и власти в любой общественной организации (например, в партии). В.П. Макаренко характеризует бюрократизм государства как «материализацию политического отчуждения». Проф. Б.П. Курашвили полагает, что бюрократизм - это неприемлемый, извращенный стиль (или форма) управления, а «бюрократия - это совокупность бюрократов, образующих некоторый слой, клан или группу в аппарате управления и а обществе». Думается все-таки, чтобюрократия - это не совокупность бюрократов (так же, как демократия - это не совокупность демократов), а определенныйспособ организации власти в официальных общественных образованиях. Абюрократизм (так же, как и демократизм) - этосовокупность свойств, качеств, признаков, характеризующих бюрократически (а в случае с демократией - демократически) организованную властно-управленческую систему. По существу, бюрократия и бюрократизм — это одно и то же явление, но рассматриваемое в разных плоскостях, в разных отношениях. № 4. Власть и ее разновидности Власть — это: - волевое воздействие на поведение людей со стороны субъекта власти; - способность одной стороны (индивида или группы) влиять на поведение другой стороны вне зависимости от того, готова ли эта последняя к сотрудничеству или нет; - механизм организации и регулирования совместной деятельности. Можно выделить следующие компоненты власти: 1) субъект власти - человек, общность людей, организация, народ, мировое сообщество, объединенное в ООН; 2) источники власти - авторитет, сила, престиж, закон, богатство, харизма, тайна, интерес и др.; 3) объект власти - индивид, социальная группа, класс и т. п. Существует множество классификаций (типологий) власти. 1) по степени институциализации - правительственная, городская, школьная и др.; 2) по субъекту власти - классовая, партийная, народная, президентская, парламентская; 3) по режиму правления - демократическая, авторитарная, деспотическая и др.; 4) по правовому признаку - законная — незаконная; легальная — нелегальная; 5) по количеству индивидов, принимающих ключевые решения - коллективная (общественная, классовая, групповая) и личная (единоличная); 6) по сферам воздействия - экономическая, политическая, информационная, идеологическая, духовная и др. Одной из важнейших в жизнедеятельности человеческого общества является политическая власть. Политическая власть (от гр. politike — искусство управления государством, от polis — город-государство) — это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенные политические взгляды, установки и цели. Политическая власть имеет ряд признаков, отличающих ее от других видов власти. Распространяется на все общество, на всех проживающих на территории данного государства. Признаки политической власти: 1) только ей принадлежит право использовать силу в пределах страны; 2) характерно существование единого общегосударственного центра принятия политических решений; 3) имеет возможность использовать самые разнообразные средства (принудительные, экономические, социальные, культурно-информационные); 4) действует на основе права от имени всего общества. Политическая власть имеет множество разновидностей: 1 классификация: с точки зрения своего предназначения – законодательная, исполнительная, судебная; 2 классификация: по месту в структуре власти - центральная, региональная, местная; 3 классификация: по основному субъекту - монархическая, республиканская. Существует классификация видов политической власти в зависимости от типов социального господства1, которые с ней связаны. Типы политической власти • Традиционный — опирается на традиции, ритуалы; это власть обыденности, привычности и неизменности. • Легальный — основывается на правовых нормах и рациональных понятиях. • Харизматический (гр. charisma — милость, Божий дар) — опирается на особую притягательную силу лидера. Важнейшей составляющей политической власти является государственная власть. Государственная власть — один из видов власти в обществе, где в качестве субъекта власти выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти — население страны: граждане (в республиках) или подданные (в монархиях). № 5.Государственное и муниципальное управление в системе наук Государственное и муниципальное управление в системе наук Наука ГУ - целостная система знаний об общих явлениях и закономерностях организации и деятельности ГУ. Предметом науки государственного управления является структура и деятельность органов, составляющих аппарат государства и публичных коллективов № 6.Государственное управление. Содержание понятия. В широком смысловом значении государственное управлениерассматривается авторами как целостная сфера деятельностигосударственной власти, всех её ветвей, органов, должностных лиц,т.е. как реализация государственной власти во всех её формах иметодах. В рамках данного подхода исследователь В.Г. Атаманчукобъясняет государственное управлениекак практическое,организующее и регулирующее воздействие государства (черезсистему своих структур) на общественную и частнуюжизнедеятельность людей в целях её упорядочения, сохранения илипреобразования, опирающееся на властную силу.Аналогичное определение дает Н.И. Глазунова. Автор рассматривает государственное управление как целенаправленное организующее-регулирующее воздействие государства (через систему его органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей..О.М. Рой рассматривает государственное управление как процесс регулирования отношений внутри государства посредством распределения сфер влияния между основными территориальными уровнями и ветвями власти12. В узком, специальном значении термин «государственное управление»характеризует собственно управленческую деятельностьгосударственных органов и должностных лиц, т.е. сферу деятельностиисполнительной власти Теория административного права выработала два подхода к определению государственного управления, учитывающих вышеизложенные положения. 1. Государственное управление в широком понимании — это регулирующая деятельность государства в целом (деятельность представительных органов власти, исполнительных органов государственной власти, прокуратуры, судов и т. д.). Государственное управление в широком смысле характеризует всю деятельность государства по организующему воздействию со стороны специальных субъектов права на общественные отношения. Функции государственного управления (такие, как подбор, расстановка, аттестация кадров, учет и контроль, применение мер принуждения и поощрения, дисциплинарного воздействия, прогнозирование, планирование, финансирование и т. д.) в той или иной мере осуществляют многие органы государства: суд, прокуратура, представительные органы публичной власти. 2. Государственное управление в узком понимании — это административная деятельность, т. е. деятельность исполнительных органов государственной власти на уровне как Российской Федерации, так и ее субъектов. В административном праве понятие государственного управления рассматривается в узком понимании. Понятие государственного управления включает важнейшие организационно-правовые категории, которые проявляются в управленческих отношениях: государственная управленческая деятельность — это осуществление субъектами исполнительной власти, а также иными звеньями государственного управления (государственными служащими и должностными лицами) функций государственного управления; область государственного управления — это сгруппированные по признаку основного назначения отрасли государственного управления (управление экономической сферой, управление в социально-культурной и административно-политической областях); отрасль государственного управления — это система звеньев органов управления, объединенных общностью объекта управления (управление промышленностью, транспортом, сельским хозяйством, строительством, внутренними и внешними делами, образованием, здравоохранением, финансами, обороной, связью, железными дорогами, лесным хозяйством). Разнообразие функций государственного управления обусловливает и наличие многочисленных и разнообразных отраслей и сфер государственного управления; сфера государственного управления — это комплекс организационных отношений по поводу осуществления межотраслевых полномочий специального назначения (например, стандартизация, сертификация, метрология, государственная статистическая отчетность, планирование). В этих сферах органы государственного управления осуществляют контрольно-надзорные полномочия в установленных законом масштабе и границах; орган государственного управления (исполнительной власти) — это субъект исполнительной власти, который непосредственно осуществляет функции государственного управления в установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами пределах, наделен соответствующей компетенцией, имеет определенную структуру и управленческий персонал. Поскольку государственное управление осуществляется и посредством принуждения, то в качестве субъектов управления можно выделить организации, не относящиеся к органам исполнительной власти, которым делегированы соответствующие полномочия принуждающего характера: а) суды общей юрисдикции при рассмотрении дел об административных правонарушениях; б) мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ; в) общественные объединения (организации) и другие субъекты, уполномоченные государством применять меры контроля, а также выполнять важные государственно-управленческие функции. № 7. Государственный аппарат. Должностные лица и органы. Государственный аппарат — это система государственных органов, учреждений и организаций, осуществляющих регулирование в обществе при помощи законодательной, исполнительной, судебной и других ветвей власти, различные формы и методы государственного воздействия. «Клеточка» государственного аппарата — это государственный служащий. Структура государственного аппарата зависит, во-первых, от организации государственной власти (в тоталитарных социалистических странах отрицается разделение властей), во-вторых, от политико-территориального устройства государства (унитаризм, федерализм, существование автономных образований), в-третьих, от деления на органы и должностные лица, осуществляющие властные полномочия (например, парламент, судьи), и органы и должностные лица, образующие обслуживающий аппарат (например, аппарат Правительства РФ, канцелярии судов, эксперты — советники министерств). С точки зрения разделения властей в аппарате управления государства различаются органы (а иногда—и должностные лица) законодательной, исполнительной и судебной власти. В странах тоталитарного социализма, где принята иная концепция, различаются органы государственной власти, органы государственного управления, суда и прокуратуры. Государственный аппарат состоит из следующих структурных элементов: 1) служащие, профессионально занимающиеся управлением и получающие за это материальное вознаграждение. 2) Иерархичная система гос.органов и учреждений, которые правомочны совершать действия, направленные на урегулирование всех сфер общественной жизни. 3) Материальные средства, которые необходимы для функционирования первых двух элементов. № 8. Государственный образовательный стандарт по направлению «Государственное и муниципальное образование», его содержание, основные положения и требования. «Государственное и муниципальное образование», его содержание, основные положения и требования. Устанавливаются общие требования к условиям реализации основных образовательных программ в области подготовки специалистов по специальности «Государственное и муниципальное управление»: • высшие учебные заведения самостоятельно разрабатывают основную образовательную программу специальности; • основная образовательная программа разрабатывается на основе федерального государственного образовательного стандарта специальности с учетом потребностей рынка труда; • оценка качества подготовки студентов и выпускников должна включать их текущую, промежуточную и итоговую государственную аттестацию; • при разработке общей образовательной программы должны быть определены возможности вуза в формировании социально-личностных компетенций выпускников; • основная образовательная программа высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору студента в объеме не менее одной трети вариативной части каждого цикла; • ВУЗ обязан обеспечить студентам реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения. Общие требования к правам и обязанностям студентов при реализации основных образовательных программ в области подготовки специалистов по специальности «Государственное и муниципальное управление»: • студенты имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин по выбору студента, предусмотренных общей образовательной программой, выбирать конкретные дисциплины; • при формировании своей индивидуальной образовательной траектории студент имеет право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин и их влиянию на будущий профиль подготовки; • студенты обязаны участвовать в развитии студенческого самоуправления, в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ; • максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы; • при очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 8 часов в неделю; • при заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год; • общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. № 9. Государство. Основные подходы к понятию Первые попытки определения государства и объяснения его людям были сделаны еще в античности. Аристотель понимал государство как соединение многих родов и деревень ради лучшей, совершенной жизни. С точки зрения Аристотеля, все начинается с семьи, рода, которые для лучшей жизни расширяются до государства. Государство же выступает средоточием всех интеллектуальных и нравственных интересов граждан. Взгляды Аристотеля вошли в историю как патриархальная концепция возникновения и понимания государства.В средневековье, когда в общественной жизни усилилась роль и влияние религии, утвердились идеи божественного происхождениягосударства. Представители так называемой теологической (теократической) концепции государства (Августин, Фома Аквинский) проповедовали вечность, незыблемость государства как продукта божественного творения. По их представлению, государство является божественным созданием. Весьма интересным и привлекательным до настоящего времени остается теория договорного происхождения государства.Представители этой теории (Т.Гоббс, Д Локк, Г.Гроций, Ж.Ж.Руссо и др.) утверждали, что государство приходит на смену естественному состоянию людей в результате общественного договора: люди сами создают государство своим разумом для решения своих же жизненных проблем. Государство, по их мнению,- это договорное творение самих людей. В XIX веке появилась органическая теорияпроисхождения и понимания государства. Ее представители (Спенсер, Блюнчли, Вормс и др.) считали, что государство появляется вместе с людьми и, как и сами люди, является творением сил природы. Достаточно распространенной теорией происхождения государства является теория насилия(Л.Гумплович, К.Каутский и др.). В соответствии с этой теорией государство появилось в результате военно-политических причин, и ради этого оно существует: одни племена смогли одержать победу над другими и для удержания побежденных создали государство. В историю вошла также психологическая теория,которая объясняет надобность в государстве осознанием массой своей зависимости от власти (Н.М.Коркунов), невозможности существования без государства (Л.И.Петражицкий). Имеются также волевая теорияпонимания государства, которая объясняет происхождение и понимание его в качестве волевой деятельности сильной личности (Ф.Мейтленд-Джонс); гидравлическая теория,в соответствии с которой государство возникло для организации строительства ирригационных сооружений, и является инструментом общественной необходимости.. Так, по мнению К.Витфогеля, возникли государства на Древнем Востоке, в Древнем Египте, Китае и т.д. Во второй половине XIX и в начале XX вв. распространение получило марксистско-ленинское представление о государстве. Марксистско-ленинская концепция вошла в историю как классовый подходк объяснению происхождения, социального назначения и понимания государства. Под государством в широком (общесоциальном)смысле следует понимать определенным (особым) образом организованное общество. Это общество, в котором людей в одно целое объединяет не родственная связь, что имело место в первобытном обществе, а территория. Кроме того, для такого общества характерна не потестарная власть (публичная власть в первобытном обществе), которая была слита с обществом и им же осуществлялась, а особая публичная власть – политическая, которая уже не совпадает с обществом и осуществляется при помощи выделившегося из общества специального аппарата управления. Такого рода общество именуют также государственно организованным обществом. Государство в широком смысле близко к понятию «страна». Страна – это тоже государство, но в географическом его понимании. Вместе с тем каждая страна имеет свою территорию, которая населена людьми, организованными в общество, и которая управляется особой публичной (политической) властью. Государство в узком (политическом)смысле – это уже не само особым образом организованное общество, а только его часть, представляющая собой определенную политическую организацию. В любом государственно организованном обществе (государстве в широком смысле) существует, как правило, множество различных политических организаций, одной из которых является государство. № 10)Деятельность органов местного самоуправления Ответ смотри в книжке Баранова стр 172 № 11. Доктрина разделения властей. Разделение властей- это политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти демократического государства. Идея разделения властей, выдвинутая еще античными мыслителями (Аристотель), была развита в эпоху буржуазных революций (в частности, французским правителем Монтескье) в противовес абсолютизму и феодальному произволу. Зачатки доктрины разделения властей усматриваются уже в трудах выдающихся мыслителей Древней Эллады и Древнего Рима. Среди них можно выделить Аристотеля (384-322 г.г. до н.э), Эникура (ок 341-ок 270 г.г. до. н.э), Полибия (ок 201-ок 120 г.г. до н.э). Однако авторство принадлежит, бесспорно, двум мыслителям, ставшим в определенной степени провозвестниками революционных перемен в своих странах: англичанину Джону Локку (1632-1704) и французу Шарлю Монтескье (1689-1755). Ш. Монтескье придал этой концепции вполне завершенный и стройный вид. И, что не менее важно, в его интепретации кончепция разделения властей получила свое отражение и закрепление в конституционных актах, многие из которых сохраняют свое действие и по сегодняшний день. Наиболее полно и последовательно концепция разделения властей изложена в трудах Ш. Монтескье и особенно в его двадцатилетнем труде «О духе законов», принесшим наибольшую славу автору. Анализируя различные способы правления и принципы, на которых оно основано, Монтескье подходит к проблеме политической свободы и ее трактовке. А отталкиваясь от нее решает вопрос об устройстве власти. Политическая свобода существует лишь в странах, как правило, умеренных, в которых не злоупотребляют властью. Между тем, вековой опыт подтверждает, что всякий человек обладающий властью, склонен к злоупотреблением ею. Идея, формулируемая Монтескье, интересна во многих отношениях. Прежде всего определением взаимосвязи, устанавливаемой между правомерным правлением и разделением властей. Это разделение вступает как их взаимное сдерживание. Такое взаимное сдерживание-гарантия от злоупотребления. Препятствие злоупотреблению властью есть гарантия обеспечения свободы. Наконец, сама свобода имеет место тогда, когда никого нельзя принуждать делать то, к чему его не обязывает закон. Или же, когда, напротив, человеку не дозволяют совершить то, что ему запрещено законом. Таким образом, разделение властей не самоцель а, средство осуществления правомерного, легитимного правления, а следовательно, обеспечение свободы. «В каждом государстве пишет Ш. Монтескье есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского». Приведенная формулировка несколько отличается от той, которая имеет хождение в наши дни. Впрочем, и сам создатель доктрины разделения властей дает необходимые пояснения не оставляющие места для кривотолков. Первая власть, объясняет он, призвана создавать законы. Вторая ведает внешними сношениями и обеспечивает безопасность. В силу третьей власти караются преступники и разрешаются столкновения между частными лицами. Эту власть можно иначе именовать - судебной. На первый взгляд, может показаться несколько странным, что наряду с законодательной фигурируют две исполнительные власти. Но объясняется это довольно просто. Вторая и третья власти (по перечислению, но не по значимости), в отличии от первой, сами законы не принимают, а обеспечивают их осуществление. В одном случае при посредстве правительственной деятельности, в другом- посредством судебной деятельности. Доктрина, созданная Ш. Монтескье, не ограничивается вычленением трех ветвей власти и показом опасности их соединения в руках одного лица или органа. Не менее важна и другая сторона этой доктрины-рассуждение о том, не приведут ли расчленение властей и их взаимная сбалансированность к параличу власти, к безвластию, при которых также неизбежны разрушение государства и гибель свободы. Предотвратить подобное развитие событий могут; согласованность и взаимодействие властей. № 12.Должности государственной гражданской службы, их категории и группы Итак, должности гражданской службы подразделяются на следующие категории: 1) руководители – должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также – подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий; 2) помощники (советники) – должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей; 3) специалисты – должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий; 4) обеспечивающие специалисты – должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий. Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы: 1) высшие должности гражданской службы; 2) главные должности гражданской службы; 3) ведущие должности гражданской службы; 4) старшие должности гражданской службы; 5) младшие должности гражданской службы. Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы. Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы. Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы. Внутри групп для некоторых должностей федеральной государственной гражданской службы предусмотрена градация на разряды. Некоторые эксперты в дроблении должностей государственной гражданской службы усматривают возрождение в новых исторических условиях старой негативной традиции Табели о рангах. Вероятно, разработчики закона предполагали, что такое дробление позволит более четко установить квалификационные требования к служебной деятельности и должностным обязанностям государственных служащих, замещающих должность каждой из введенных категорий, позволить более четко распределить функциональные обязанности. Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента Российской Федерации. № 13. История государственного управления в России Государственное управление 1. Во главе государства стоял КНЯЗЬ, принадлежавший к роду Рюриковичей. В первое столетие существования Киевской Руси землями, подвластными Киеву, управляли племенные князья, избранные по родовому принципу. Впоследствии они были вытеснены великокняжеской династией. Власть князя не была монархической, т. к. ограничивалась вече. Для Руси было характерно перераспределение княжеских "столов" между всем родом Рюриковичей (лествиничная система), когда самый старший в роду правил Киевом, второй по старшинству — Новгородом и т.д. В случае смерти киевского князя вся лестница поднималась на ступень вверх. Эта система очень скоро стала крайне неудобной из-за невозможности установить старшинство того или иного члена рода. Это вело к непрерывным войнам между ветвями Рюриковичей. Функции князя:— обеспечение внешней безопасности; издание законов; высший суд; глава администрации, Сборы и формирование дружины, назначение руководителя народного ополчения – тысяцкого. Во время войны командовал дружиной и ополчением. 2. Князь был ничем без ДРУЖИНЫ, состоящей из профессиональных воинов. Сначала дружина была едина и кормилась при дворе князя, в последствии выделяется старшая дружина, в которую входят воины, получившие земельные владения, — бояре, и младшая дружина, состоящая из гридней. Дружина выполняла не только военные, но и административно-судебные функции. Старшие дружинники состовляли постоянный совет при князе. На войну они выступали со своим войском. Младшие дружинники – отроки – полусвободные , зависимые от князя, за службу получали вознаграждение деньгами. 3. Наследием первобытно-общинного строя было вече, регулярно собиравшееся в Новгороде и, в исключительных случаях, в других городах. Решало вопросы княжения, войны и мира, созыва народного ополчения. Никакой закон не ограничивал компетенции вече. Оно решало вопросы княжения - призвания или изгнания, вопрос о войне и мире,право на сбор народного ополчения в военный поход. Население Древнерусского государства облагалось данью. Сбор дани назывался полюдье. Ежегодно в ноябре князь с дружиной начинал объезд подвластных ему территорий. Собирая дань, он осуществлял при этом судебные функции. В городах находились царские чиновники, которые переписывали людей «в число» для обложения данью – ЧИСЛЕННИКИ. Т.к. Русь находилась в вассальной зависимости от монголо-татар, русские князья должны были ездить в Орду для получения ЯРЛЫКА – ханской грамоты на владение любым княжеством. Князья давали подарки за ярлык. При возведении на княжеский престол обязательно было присутствие ордынского посла. № 14. Корпоративная этика в государственном и муниципальном управлении (См. лекция) № 15. Местное самоуправление в системе публичной власти Публичная власть имеет двухуровневую структуру: государственный уровень (органы государственной власти, в том числе органы исполнительной власти) и местный (муниципальный) уровень (органы местного самоуправления, в том числе местная администрация). На уровне местного самоуправления создаются исполнительные органы негосударственного характера, так как органы местного самоуправления не входят в систему органов исполнительной власти. Однако для того, чтобы увидеть систему организации публичной власти и ее исполнительных органов в комплексе, целесообразно коротко рассмотреть вопрос о назначении, задачах, функциях, компетенции и видах органов местного самоуправления, а также об истории их становления и формирования в России. Органы местного самоуправления - это органы муниципального образования, создаваемые им для осуществления функций публичного управления на своей территории в целях обеспечения публичных интересов, развития экономики и социально-культурной сферы и решения местных вопросов жизнедеятельности населения. Органы местного самоуправления для выполнения задач и функций публичного местного управления получают соответствующие полномочия, компетенцию. К органам местного самоуправления относятся: представительный орган муниципального образования; глава муниципального образования; местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования); контрольный орган муниципального образования; иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Обязательным является наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований и местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования). Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации устанавливаются законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций. Представительным органом муниципального образования является выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Этот орган состоит из депутатов, которые избираются населением путем всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на основе соответствующих законодательных актов РФ и ее субъектов. Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Устав муниципального образования определяет численный состав представительного органа местного самоуправления и его полномочия. Органы местного самоуправления имеют установленную различными законами и иными нормативными правовыми актами (уставами муниципальных образований) компетенцию, под которой понимаются полномочия этих органов публичной власти, осуществляемые ими в рамках предметов ведения местного самоуправления и для решения местных вопросов муниципального образования. № 16. Методы государственного управления Методы государственного управления - способы, приемы воздействия субъекта управления на объект управления в рамках управленческих отношений, которые используются для достижения целей и задач управления, реализации функций управления. Основные черты методов государственного управления: 1. реализуются в процессе управленческой деятельности; 2. органически связаны с целевым назначением определенного вида управленческой деятельности; 3. выражают управленческое воздействие субъекта государственного управления на объект управления; 4. выступают средством реализации субъектом управления своих полномочий в рамках компетенции; 5. адресованы конкретному объекту управления; 6. связаны с характеристикой (состоянием) объекта управленческого воздействия; 7. являются оптимальным способом достижения поставленных управленческих целей в сложившихся условиях; 8. нуждаются в правовом опосредовании; 9. имеют масштабную (территориальную и временную) привязку. По характеру воздействия бывают прямые (административные) и косвенные (неадминистративные) методы государственного управления. Универсальными методами государственного управления признаются убеждение, поощрение и принуждение. Особенности административных методов: 1. осуществляют прямое воздействие субъекта на объект управления; 2. носят императивный, директивный характер; 3. однозначность (конкретность) указаний; 4. широкое применение административных актов; 5. реализуются в режиме контрольно-надзорной деятельности; 6. обязательность наступления негативных последствий в случае оказания объектом противодействия; 7. результат воздействия наступает оперативно (быстро), но может и не наступить; 8. результат может исчезнуть в случае прекращения управленческого (принудительного) воздействия. По форме выражения (закрепления) выделяют административно-правовые и административно-организационные (неправовые) административные методы. По юридическим свойствам: нормативные и индивидуальные. По содержанию предписания: обязывающие, управомочивающие, запрещающие, поощряющие. По способу регулирования: императивные (категорические), поручительные и рекомендательные. Убеждение – процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на управляемый объект, в результате которого идеи, ценности, установки субъекта становятся внутренними идеями, личными установками объекта управления. Существуют следующие средства (способы) убеждения: · обучение - процесс целенаправленного формирования знаний, умений, навыков; · агитация - распространение идей в целях привлечения масс к активной общественно-политической деятельности в сфере государственного управления; · пропаганда - распространение в массах, популяризация идей, учений, знаний, в том числе с использованием средств массовой информации; · разъяснительная работа - деятельность по разъяснению содержания чего-либо; · критика - отрицательное суждение и указание недостатков в какой-то (чьей-то)деятельности; · осуждение антисоциального поведения - выражение неодобрения, порицания отклоняющегося (девиантного) поведения. Поощрение – способ воздействия субъекта управления, применяемый к объекту управления при позитивной оценке его деятельности, наличии заслуги в целях побуждения к дальнейшим успехам в деятельности. Особенности поощрения: 1. является методом государственного управления; 2. фактическим основанием для применения поощрения выступает заслуга, высокие результаты деятельности; 3. является реакцией на прошлое поведение (деятельность) объекта управления; 4. реализуется путем применения конкретных мер поощрения; 5. имеет конкретного адресата; 6. осуществляется в рамках особого административно-поощрительного производства; 7. результат применения поощрений не может быть обжалован; 8. стимулирует дальнейшую активную деятельность объекта управления. Особенности косвенных методов: 1. являются видом методов государственного управления; 2. воздействие субъектом управления оказывается опосредованно на объект управления путем изменения условий его функционирования; 3. у объектов управления имеется возможность выбора вариантов поведения в рамках, определенных законом; 4. результат наступает гораздо позднее, чем при применении мер административного воздействия; 5. обеспечиваются системой гарантий. Социально-психологические методы - методы государственного управления, направленные на формирование должного морально-психологического климата в коллективе. Виды социально-психологических методов: 1. методы управления социально-массовыми процессами (формирование кадров, авторитета органа исполнительной власти и др.); 2. методы управления коллективными субъектами (формирование единого коллектива, повышение коллективной ответственности, взаимопонимания и др.); 3. методы управления поведением индивидуальных субъектов (формирование чувства ответственности, единения и др.). Виды психологических методов: 1. гуманизация труда; 2. комплектование малых групп и коллективов на основе психологической совместимости работников; 3. методы психологического побуждения; 4. методы психологического отбора работников при приеме на службу. Экономические методы - вид методов государственного управления, оказание воздействия на основании использования экономических отношений потребностей и интересов. Виды экономических методов: 1. прибыль – результат хозрасчетной деятельности хозяйствующего субъекта, часть стоимости прибавочного продукта за вычетом расходов на производство, в том числе заработную плату; 2. кредит – передача денег или вещей, обладающих определенными родовыми признаками, на условиях возврата либо отсрочки платежа, как правило, с уплатой процента; 3. лицензия – разрешение (право) на осуществление лицензированного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю; 4. премия – стимулирование посредством награждения лица денежной суммой или ценным подарком; 5. налогообложение – деятельность государственных органов на основе законов по взиманию налогов и платежей в бюджет различного уровня; 6. квота – количественная мера осуществления определенной деятельности, например на вывоз энергоресурсов. № 17.Муниципальная служба и ее взаимосвязь с государственной службой. В законодательстве Российской Федерации вопрос о взаимодействии государственной и муниципальной службы решен в ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", согласно которой взаимосвязь государственной гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством: 1) единства основных квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы и должностям муниципальной службы; 2) единства ограничений и обязательств при прохождении государственной гражданской службы и муниципальной службы; 3) единства требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих и муниципальных служащих; 4) учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы и стажа государственной гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы; 5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий государственных гражданских служащих и муниципальных служащих; 6) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца. Существующие конституционно-правовые акты стран СНГ в большинстве своем совершенно по-иному подходят к регулированию вопросов взаимосвязи государственной и муниципальной службы, нежели законодательство Российской Федерации. Это обусловлено тем, что в большинстве конституционных актов стран СНГ не установлено разделения органов государственной власти и местного самоуправления. Более того, подчеркивается, что они образуют единую систему. № 18. Необходимость и цели изучения учебной дисциплины «Введение в специальность». Источники изучения Содержание обучения на профильном уровне предполагает: - Изучение качеств гос.служащих, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности; - Совершенствование совместного общения и речевой деятельности учащихся; - Раскрытие и развитие собственного потенциала студента; - Обогащение правового нравственного опыта; - Формирование профессионального менталитета; - Формирование имиджа и традиций в деятельности гос. Служащего. Изучение курса «Введение в специальность» направлено на достижение следующих целей: - воспитание развитой личности с устойчивыми навыками правомерного поведения, формирование гуманистического мировоззрения, правового и гражданского сознания, чувства ответственности, любви и уважения к профессии гос. служащий и ко всем членам общества; - развитие усидчивости, исполнительности, ответственности, -Логического, аналитического профессионального мышления, творческой деятельности, правовой культуры, уважения и понимания собеседника, эмпатии; формирование начальных представлений о правоприменения; потребности в самостоятельном чтении источников содержащие правовую информацию, а также профессиональную коммуникативность; развитие правовой риторики студентов; - освоение понятийным правовым аппаратом; - овладение умениями анализа правовых ситуаций и проблем участников различных правоотношений; грамотного использования русского языка при создании собственных аналитических устных и письменных высказываний правового объема. Изучение дисциплины «Введение в специальность» реализует общие цели и способствует решению специфических задач: - формирование способности понимать притязания субъектов права; совершать основы взаимодействия с другими студентами и коллегами в процессе обучения и оценки правовых действий. - развитие и совершенствование правовой риторики студентов. «Государственное и муниципальное управление» предусматривает изучение в цикле общие гуманитарные и социально- экономические дисциплины регионального (вузовского) компонента, учебной дисциплины «Введение в специальность». Дисциплина «Введение в специальность» призвана, как это следует из названия, осуществлять профессионально - ориентирующую, концептуально-программную функцию для субъектов учебной деятельности. Это позволяет студентам, находясь в исходной временной точке профессионально-образовательного процесса, заглянуть в будущее своего профессионального развития, получить представление о средствах и организационных основах учебного процесса, квалификационных требованиях к специалисту государственного и муниципального управления. Важно подчеркнуть, что речь идет не только о методах и содержании обучения, но и о характеристике избранной специальности. Благодаря этому создаются необходимые условия для формирования у студентов необходимых представлений о способах организации своей учебной деятельности и о возможностях самореализации в рамках избранной специальности, корректируется мотивация по профессиональному развитию. Целью учебной дисциплины «Введение в специальность» является создание у студентов целостного представления об избранной специальности, об организационных и методических основах учебного процесса, структуре дидактических блоков и конечной цели своего обучения в Университете. № 19. Общая характеристика системы органов государственной власти в Российской Федерации. Система государственного управления складывается из институциональной, нормативно правовой, функционально-структурной, кадровой, коммуникативной и профессионально- культурной подсистем. Основу институциональной системы составляет государственный орган – это учрежденное в установленном порядке образование, выполняющее от имени государства одну или несколько функций, обладающее организационным единством, собственной компетенцией и полномочиями. Главным отличительным от государственных учреждений, организаций и предприятий признаком государственных органов является наличие у них государственно-властных полномочий. Характеристика органа государственной власти включает следующие составляющие: 1)статус - это юридически закрепленное место конкретного органа в единой системе органов государственной власти России; 2) компетенция - нормативно зафиксированный перечень вопросов, решать которые орган государственной власти имеет право (уполномочен); 3)полномочия - совокупность возможных действий конкретного органа, то, что он имеет право и (или) обязан делать; 4) функции - это объективно обусловленные виды управленческой деятельности государственного органа, его роль в системе государственного управления; 5) задачи - набор конкретных действий, выполнение которых сопряжено с выполнением функции государственного органа. Система органов государственной власти в России строится в соответствии с конституционно закрепленными принципами: демократия; гуманизм; принцип разделения властей; верховенство Конституции и федерального законодательства на всей территории России; федерализм, включающий государственную целостность России, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными государственными органами и органами государственной власти субъектов РФ; открытость в деятельности органов власти. Система органов государственной власти Российской Федерации включает федеральные органы государственной власти, вопросы формирования которых находятся в ведении Российской Федерации, и органы государственной власти субъектов РФ, система которых устанавливается субъектами самостоятельно в соответствии с Конституцией и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. № 20) Основные периоды в эволюции российской государственности Становление и развитие российской государственности насчитывают много веков. Начало этому процессу было положено в Древнерусском государстве и продолжается до сих пор. 1 Россия за всю свою историю прошла пять основных периодов государственного развития: Древнерусское государство, Московское государство, Российская империя, Советское государство и Российская Федерация. 1. Древнерусское государство с центром в Киеве возникло в середине IX века и существовало до середины XV века. Этот период отмечен утверждением основных начал государственности на Руси, слиянием северного и южного ее центров, возрастанием военно-политического и международного влияния государства, наступлением закономерного для раннефеодальных монархий этапа его раздробления и утраты централизованного управления. 2. Московское государство существовало с середины XV до конца XVII века. В эту эпоху произошло окончательное освобождение русских земель от вассальной зависимости Золотой Орды, завершился процесс «собирания земель» вокруг Москвы, произошло оформление основных государственно-политических, социально-экономических и культурных начал российского самодержавия., образованию великорусской нации. В конце XVI - начале XVII века Россия вступила в полосу глубокого государственно-политического и социально-экономического структурного кризиса, получившего название «Смутное время». Наше Отечество оказалось на грани распада и утраты своей государственности . Однако благодаря всенародному патриотическому подъему кризис удалось преодолеть. 3. Государство Российская империя охватывает эпоху с конца XVII до начала XX века. За это время произошли становление, расцвет и крушение российской самодержавной монархии.Эпоха Петра I явилась переломным периодом в истории России. Его реформы охватили все сферы государственной и общественной жизни, определив на длительную историческую перспективу развитие нашей страны 4. Советское государство существовало с февраля 1917 года до конца 1991 года и связано с оформлением основ советской государственности в эпоху революционного преобразования императорской России в Российскую республику. Этот этап развития нашего государства вобрал в себя кризис центральной государственной власти и разложение этнополитического единства страны, утрату Временным правительством демократической перспективы государственного развития и дальнейшую радикализацию революционного движения в стране, на волне которой к власти в результате революции пришли большевики во главе с В.И. Ульяновым (Лениным). В ходе Гражданской войны большевизм, ставший идеологическим стержнем нового строя, сформировал Союз Советских Социалистических Республик (СССР), который восстанавливал политическое и территориальное единство большей части бывшей Российской империи. 5. Эпоха Российской Федерации началась в декабре 1991 года и продолжается по настоящее время. За прошедшее время в стране произошли принципиальные перемены. Была принята новая Конституция РФ 1993 года, которая позволила сформировать демократическую политическую систему. Стала реальностью многопартийность. Россияне избрали Президента РФ, депутатов Государственной Думы, губернаторов, мэров, органы местного самоуправления. №21. Основные подходы к государственному и муниципальному управлению В теории государственного управления существуют три основных подхода к формулированию основных принципов государственного управления: - правовой подход;
- политический подход;
- менеджеристский (управленческий) подход.
Согласно правовому подходу, ключевыми ценностями государственного управления являются ценности верховенства права, защиты прав граждан. Государственный служащий подчинён не столько своему руководству, сколько требованиям правового государства и Конституции. Согласно политическому подходу, основной задачей государственного управления является максимально лучшее воплощение воли народа. Государственные служащие должны быть политически ответственны (подотчётны), восприимчивы к текущим интересам граждан. Для того, чтобы воплотить это, иногда предлагается реализация концепции «представительной бюрократии», в рамках которой органы исполнительной власти должны быть социальной моделью общества в миниатюре. Предполагается, что в этой ситуации облегчится учёт ведомствами существующих в обществе интересов, будут снижены возможности для дискриминации отдельных групп. Согласно менеджеристскому подходу, основными ценностями государственного управления должны быть эффективность, экономичность и результативность, формулируемые, по возможности, в квантифицируемой (измеримой) форме. Основная проблема, которая ставится в этом подходе, состоит в том, как обеспечить нужный результат с наименьшими затратами или, как вариант, как получить максимальный результат при заданных затратах. Характерным признаком данного подхода является использование понятия «государственный менеджмент» (public management) в качестве синонима понятию «государственное управления». Общей для всех трёх подходов является проблема соответствия действий государственных служащих сформулированным заранее принципам: - следования принципу верховенству права (правовой подход);
- следования воле народа (политический подход);
- следования цели получения нужного социально-экономического результата (менеджеристский подход).
Оценка того, насколько эта проблема решается, называется качеством государственного управления. Каждый подход использует в качестве основных разные показатели качества государственного управления. №22. Основные структурные элементы знаний о гос мун упр (см лекцию стр 9-10) №23. Особенности административных методов воздействия применительно к государственному и муниципальному управлению Важное значение имеют и последствия совершаемых управленческих действий. В одних случаях они вызывают прямые последствия юридического характера, а в других — нет. Формы управления могут проявляться в зависимости от содержания двояко: а) форма реализации исполнительной власти как государственно-властных полномочий - издание юридических актов, совершение на их основе иных действий юридического характера (напр., регистрация) и др.; б) форма внутриаппаратной работы организационного характера, государственно-управленческой деятельности - совокупность действий, совершаемых исполнительными органами за рамками непосредственного управляющего воздействия, не носящие прямого юридического эффекта. Внутриаппаратные действия либо предшествуют реализации исполнительной власти, либо являются следствием, вытекающим из процесса такой реализации, либо, наконец, служат одним из вариантов этой реализации в пределах компетенции определенного должностного лица. Все они могут быть как правовыми, так и неправовыми. Если управленческие действия вызывают последствия юридического характера или же имеют определенное юридическое значение, их можно обозначить как административно-правовые формы. 24. Из самого названия направления подготовки и специальности понятно, что профессиональная деятельность выпускников этого профиля в дальнейшем связана, прежде всего, с работой на должностях гражданской государственной службы в органах власти и управления на федеральном, региональном или муниципальном уровнях. Но не только. Выпускники за время учебы получают обширные знания из самых разных отраслей от экономики до права, что дает им возможность с не меньшим успехом трудиться в государственных и муниципальных учреждениях, предприятиях и бюджетных организациях, в общественных и некоммерческих, международных организациях и международных органах управления. Нередко они находят себе применение в научно-исследовательских и образовательных организациях и учреждениях. Велик спрос на молодых и образованных управленцев и в коммерческих структурах. В любом случае, специальность ГМУ дает молодому человеку хороший толчок для будущей карьеры. И хотя исключать протекционизм на той же государственной службе пока еще рано, тенденция последних лет однозначно свидетельствует: становится все больше тех, кто поднимается по карьерной лестнице именно в силу успешного освоения специальности государственное и муниципальное управление и собственной настойчивости. 25. Содержание понятия “эффективность деятельности” вообще известно — это обозначение любой деятельности, включая управленческую, как производительной, продуктивной, результативной. В экономической науке обстоятельно разработана категория экономической эффективности и соответствующие критерии ее оценки. В современном менеджменте сделано то же самое применительно к управлению организацией (фирмой) в условиях рыночной конкуренции. Они могут быть использованы при определении рассматриваемого нами понятия эффективности государственного управления.Однако полной экстраполяции (перенесения) признаков понятий экономической или управленческой эффективности быть не может. В основе критериев эффективности — принципы государственного управления, поскольку они являются объективно обусловленными нормативными требованиями, выработанными практикой социального и государственного управления, и средствами регулирования связи между целями и результатами управленческой деятельности. Принципы выражают требования объективных законов управления; их действие связано с реализацией функций системы управления и стимулирует инициативу и самодеятельность управляемых масс. Какой бы из рассмотренных ранее принципов управления мы ни взяли, будь то принцип экономии энтропии или ограниченной рациональности, единства централизации и децентрализации власти и управления, демократизма и легитимности решений, каждый может выступать критериальным признаком оценивания эффективности. 26. Правовой статус государственных служащих - это содержание государственно-служебных правоотношений, т.е. самая сущность этих правоотношений. С изменением государственно-служебных правоотношений изменяется и правовой статус государственных служащих, например: увольнение, отставка служащего, утрата российского гражданства, выход на пенсию и т.д.Статус государственных служащих можно рассматривать и как дифференцированную и комплексную систему, которая включает в себя вертикальную и горизонтальную структуры. Вертикальное деление состоит в разграничении: 1) видов государственных служащих в зависимости от занимаемых государственных должностей (главные, ведущие, старшие и младшие государственные должности государственной службы); 2) уровней государственной службы: федеральная, в субъектах Федерации. Горизонтальное деление указывает на множество специальных направлений в государственной службе: архивная служба, служба безопасности, военная служба.Правовой статус государственных служащих зависит также от условий, в которых протекает государственная служба. Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. Лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, не замещают должности муниципальной службы и не являются муниципальными служащими. В законах субъектов РФ обычно указывается, что муниципальные служащие приобретают правовой статус муниципального служащего с момента назначения на должность муниципальной службы. Хотя корректнее указывать, что правовой статус муниципального служащего возникает со дня вступления гражданина в муниципальную должность муниципальной службы, предусмотренную штатным расписанием органа местного самоуправления. С момента поступления на муниципальную службу на каждого муниципального служащего заводится личное дело, в котором отражается прохождение муниципальной службы. 27.Принцип служебной лояльности Принцип внепартийности (департизации) — организационно -политический принцип деятельности органов государственной власти и государственного управления, понимаемый в смысле защиты такого управления от политического влияния со стороны каких бы то ни было политических партий и организаций, от проявления политических симпатий и антипатий представителей любых ветвей власти, от их попыток втягивать государственные органы управления в решение политических вопросов. Департизация-процесс прекращения существования и деятельности политических партий в государственных учреждениях и организациях. В течение долгого времени на Западе господствовал взгляд на госаппарат как на политически нейтральный, послушный профессиональный инструмент в руках политиков. Сомневаемся, правда, чтобы его искренне разделяли умные бюрократы, отлично сознававшие возможности своего влияния на политику, но, видимо, предпочитавшие не распространяться на сей счет. В СССР же еще со сталинских времен понимали важность роли аппаратчиков и потому вопросам подбора и расстановки кадров по принципу политической лояльности придавали очень большое значение. Не случайно, например, в советских учебниках по управлению так называемым политическим качествам служащих отдавался приоритет перед качествами деловыми. Да и вообще "аполитичность" служащих, и в принципе-то утопичная, тем более никак уж не вписывается ни в отечественные традиции, ни в условия президентской республики. Затем произошел не лишенный курьезности кульбит. На Западе, по сути дела, отказались от концепции политически нейтральной бюрократии и, признав факт существенного влияния чиновничества на политику, стали разрабатывать и практически проводить в жизнь меры, направленные на ограничение и регулирование этого влияния. Например, Р. Рейган, придя к власти, изменил, как известно, политический курс правительства и, дабы обеспечить его эффективное воплощение, осуществил в аппарате массовое тестирование сотрудников при помощи так называемых тестов лакмусовой бумажки, целью которых было проверить, готовы ли сотрудники, работавшие при прежней администрации, "с энтузиазмом" проводить новый политический курс. В результате последовало значительное ка |