Изучение состояния психологического климата коллектива В нашем коллективе проводится изучение состояния психологического климата. Просим Вас принять участие в этом и ответить на вопросы анкеты. Фамилию указывать не нужно, так как интерес представляет, прежде всего, общая картина по коллективу. Отметьте номера тех ответов, с которыми Вы согласны. Убедительная просьба: не оставляйте ни одного вопроса без ответа! Благодарим Вас за участие. 1. Какова, по Вашему мнению, значимость психологического климата при оценке работы коллектива? а/ очень важен, его обязательно надо учитывать б/ важен, но на первый план его ставить не нужно в/ не нужно придавать ему серьезного значения г/ не могу судить 2. Оцените влияние общей психологической атмосферы в коллективе на Вашу работу а/ благоприятствует успешной работе б/ не оказывает успешного влияния в/ действует неблагоприятно г/ не могу судить 3. Отметьте, пожалуйста, насколько Вы удовлетворены | Вполне удовлетворен | Отчасти удовлетворен | Не удовлетворен | а/ в целом своей работой | а | б | в | б/ отношениями с коллегами | а | б | в | в/ отношениями с руководителем | а | б | в | г/ общей психологической атмосферой в коллективе | а | б | в | 4. Оцените, в какой степени развиты в коллективе перечисленные качества | Развиты хорошо | Средне развиты | Слабо развиты | а/ уважение друг к другу | а | б | в | б/ взаимная требовательность | а | б | в | в/ добросовестное отношение к работе | а | б | в | г/ дисциплинированность | а | б | в | д/ сплоченность в совместном отдыхе | а | б | в | е/ взаимопомощь | а | б | в | ж/ чуткость и внимательное отношение друг к другу | а | б | в | 5. Бывают ли у членов Вашего коллектива конфликты? а/ с администрацией б/ с коллегами по работе в/ конфликты отсутствуют 6. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу. Цифра 9 характеризует коллектив, который Вам очень нравится, а цифра 1 – очень не нравится. В какую клетку Вы поместите Ваш коллектив? 7. Если у Вас есть друзья, то где они работают? а/ в вашем коллективе б/ в другом учреждении в/ не работают г/ обхожусь без друзей 8. Считаете ли Вы, что атмосфера деловых и личных качеств в Вашей школе а/ самая лучшая б/ хорошая в/ как в других школах г/ плохая д/ гораздо хуже, чем в других е/ не могу сказать 9. Какое отношение к членам коллектива наиболее характерно для Вашего руководителя: а/ доброжелательное и уважительное независимо от успехов педагогов б/ доброжелательное и уважительное только к тем педагогам, которые хорошо работают в/ отношение к работникам неустойчивое, зависит от настроения г/ безразличное ко всем д/ ко всем предвзято, без доверия, часто недоброжелательно ж/ если иное – допишите 10. Какие причины, на Ваш взгляд, наиболее сильно влияют на психологический климат педагогического коллектива (можно отметить 2-3 причины): а/ обстановка в стране б/ условия труда в/ оплата труда г/ организация работы д/ имидж школы е/ имидж руководителя ж/ имидж учителя з/ взаимопонимание членов коллектива и/ отношения учащихся к/ отношения родителей 11. Какими основными качествами/деловыми, личностными/ должен, по Вашему, обладать руководитель? Укажите 3-5 качеств в порядке убывания их ценности для Вас. 12. Устраивает ли Вас та степень самостоятельности, которая предоставляется Вам в процессе работы? а/ да, при необходимости я могу принимать самостоятельные решения б/ моя работа устоявшаяся и необходимости в неожиданных действиях не возникает в/ действовать самостоятельно удается не всегда, слишком много интересов бывает задето г/ проявлять самостоятельность у нас трудно – можно встретить непонимание д/ за нас все решает руководство, мы только исполнители е/ затрудняюсь ответить ж/ ваш вариант ответа 13. Что наиболее отрицательно сказывается на Вашем настроении и работоспособности? а/ недостатки в организации труда б/ чувство, что размер получаемой з/платы не соответствует той, которую следовало бы получать за свой труд в/ несложившиеся отношения с администрацией г/ чувство неуверенности в своем положении д/ не очень хорошие отношения в коллективе е/ социальная неустроенность /проблемы жилья, отдыха/ ж/ затрудняюсь ответить з/ Ваш вариант ответа 14. Ваши пожелания по улучшению психологического климата педагогического коллектива. Приложение № 4 Опросник «Удовлетворенность трудом» Тест 1. То, чем я занимаюсь на работе, интересует меня: а) да – 2, б) отчасти – 1, в) нет – 0. 2. За последние годы я добился успехов в своей профессии: а) да – 2, б) отчасти – 1, в) нет – 0. 3. У меня сложились хорошие отношения с членами нашего коллектива: а) да – 2, б) не со всеми – 1, в) нет – 0. 4. Удовлетворение, получаемое от работы, важнее, чем высокий заработок: а) да – 2, б) не всегда – 1, в) нет – 0. 4. Занимаемое мной служебное положение не соответствует моим способностям: а) да – 2, б) отчасти –1, в) нет – 0. 6. В работе меня прежде всего привлекает возможность познавать что-то новое: а) да – 2, б) время от времени – 1, в) нет – 0. 7. С каждым годом я ощущаю, как растут мои профессиональные знания: а) да – 2, б) неуверен – 1, в) нет – 0. 8. Люди, с которыми я работаю, уважают меня: а) да – 2, б) что-то среднее – 1, в) нет – 0. 9. В жизни часто бывают ситуации, когда не удается выполнить всю возложенную на нас работу: а) да – 0, б) среднее – 1, в) нет – 2. 10. В последнее время руководство не раз выражало удовлетворение по поводу моей работы: а) да – 0, б) редко – 1, в) нет – 2. 11. Работу, которую я делаю, может выполнять человек с более низкой квалификацией: а) да – 2, б) нечто среднее – 1, в) нет – 0. 12. Процесс работы не доставляет мне удовольствия: а) да – 0, б) время от времени – 1, в) нет – 2. 13. Меня не устраивает организация труда в нашем коллективе: а) да – 0, б) не совсем – 2, в) нет – 2. 14. У меня часто бывают разногласия с товарищами по работе: а) да – 0, б) иногда – 1, в) нет – 2. 15. Меня редко поощряют за работу: а) да – 0, б) иногда – 1, в) нет – 2. 16. Если бы мне предложили более высокий заработок, я бы сменил место работы: а) да – 2, б) может быть – 1, в) нет – 0. 17. Мой непосредственный руководитель часто не понимает или не хочет понять меня: а) да – 0, б) иногда – 1, в) нет – 2. 18. В нашем коллективе созданы благоприятные условия для труда: а) да – 2, б) не совсем – 1, в) нет – 0. Обработка Интерес к работе оценивается с помощью утверждений № 1, 6, 12; удовлетворенность достижениями в работе – 2, 7; взаимоотношениями с сотрудниками – 3, 8, 14; с руководством – 1, 15, 17. Уровень притязаний в профессиональной деятельности характеризуется позициями 5 и 11; предпочтение выполняемой работы высокому заработку – 4 и 16; удовлетворенность условиями труда – 13 и 18; профессиональная ответственность – 9. Ответы на поставленные вопросы дают возможность работнику сориентироваться в проблемах, которые до этого, может быть, им и не осознавались. По характеру принятых или отвергнутых утверждений можно понять причины плохого или хорошего настроения конкретных людей, морально-психологической атмосферы в трудовом коллективе в целом. Методика А.Я. Анцупова (лист экспертной оценки) Уважаемый товарищ! С целью изучения ролевого статуса руководителей Вашей организации просим оценить их деятельность. Оценка дается в шкале: +5 +4 +3 +2 0 -1 -2 -3 -4 -5 При оценивании можно использовать любой балл, например: +4; +2; 0; -1; -3 и др. 1. Оцените отношение коллектива к руководителю в шкале от +5 до -5, где: +5 - коллектив относится к нему в высшей степени положительно; 0 - относится нейтрально; - 5 - коллектив относится к нему в высшей степени отрицательно; т.о. - трудно оценить. 2. Оцените, как на Ваш взгляд, относится руководитель к коллективу к в шкале от +5 до -5, где: +5 - относится к коллективу в высшей степени положительно; 0 - относится нейтрально; - 5 - относится к коллективу в высшей степени отрицательно; т.о. - трудно оценить. 3. Сравните важность для руководителя интересов коллектива и его личных интересов в шкале от +5 до -5, где: +5 - если его личные интересы сталкиваются с интересами коллектива, то он всегда пожертвует личными интересами в пользу общественных; 0 - его личные интересы и общественные интересы имеют для него примерно одинаковую важность; - 5 - если его личные интересы сталкиваются с интересами коллектива, то он всегда пожертвует общественными интересами в пользу личных; т.о. - трудно оценить. 4. Оцените степень физического развития руководителя в шкале от +5 до -5, где: +5 - отлично физически развитый, сильный, ловкий, выносливый; 0 - физические качества развиты средне; - 5 - совсем физически неразвитый, слабый, неловкий, невыносливый; т.о. - трудно оценить. 5. Оцените работоспособность руководителя в шкале от +5 до -5, где: +5 - исключительно работоспособен, любит работать, может трудиться по 18 часов в сутки; 0 - работоспособность средняя; - 5 - совершенно не работоспособный, была бы возможность, он бы ничего не делал целыми днями; т.о. - трудно оценить. 6. Оцените нравственные качества руководителя в шкале от +5 до -5, где: +5 - человек исключительно порядочный, честный; 0 - нравственные качества не выражены ни в положительную ни в отрицательную сторону; - 5 - человек исключительно непорядочный, нечестный; т.о. - трудно оценить. 7. Оцените организаторские способности руководителя в шкале от +5 до -5, где: +5 - отлично умеет организовать свою работу и работу других, способен мобилизовать других на выполнение самых сложных заданий; 0 - организаторские способности развиты средне; - 5 - совершенно не умеет организовать свою работу и работу других, не способен мобилизовать других на выполнение даже простых заданий; т.о. - трудно оценить. 8. Оцените степень развития интеллектуальных качеств каждого члена Вашего коллектива в шкале от +5 до -5, где: +5 - исключительно умный, эрудированный, сообразительный человек; 0 - интеллектуальные качества развиты средне; - 5 - исключительно глупый, почти ничего не знающий, медленно соображающий человек; т.о. - трудно оценить. 9. Оцените в какой степени руководитель помогает (мешает) подчиненным в работе в шкале от +5 до -5, где: +5 - оказывает очень большую помощь в работе; 0 - фактически не помогает, но и не мешает; - 5 - создает очень большие трудности в работе; т.о. - трудно оценить. |