ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Бланк модифицированного теста Лири Тест Т. Лири Назначение методики. Методика адаптирована Л.Н. Собчик и представляет собой подробное изложение модифицированного варианта методики Т. Лири, предназначенного для диагностики структуры межличностных и внутриличностных отношений. С целью выявления личностных характеристик руководителя используется методика Лири, модифицированная советскими учеными - Ю.А. Решетняк и Г.С. Васильченко. Тест Лири многоаспектен и направлен на изучение межличностных отношений и взаимного восприятия. Поэтому он может применяться при выявлении самооценки и степени неудовлетворенности собой, ожидания в отношении личности, например руководителя и подчиненного, на основании чего можно оценить степень расхождения этих ожиданий с реальным образом руководителя. Расхождение между идеалом и реальностью может создавать напряжение в отношениях и становиться источником дестабилизации трудовых отношений. Причины напряжения и конфликтности нередко обусловлены недовольством собой и руководителем. С помощью теста Лири можно определить формирование нарушений этих отношений, а результаты использовать в целях психокоррекции и психопрофилактики. Тест включает список из 128 характерологических свойств-утверждений, которые могут быть сгруппированы в восемь психологических тенденций, определяющих различные личностные черты. 1-я тенденция - доминантность - властность - деспотичность - отражает лидерские данные, стремление к доминированию, независимости, способность брать на себя ответственность. 2-я тенденция - уверенность в себе - самоуверенность - самовлюбленность - отражает уверенность в себе, независимость, деловитость, в крайнем проявлении - эгоистичность и черствость. 3-я тенденция - требовательность - непримиримость - жестокость - позволяет оценить такие качества, как раздражительность, критичность, нетерпимость к ошибкам партнера. Крайняя выраженность этой тенденции может проявляться в насмешливости и язвительности. 4-я тенденция - скептицизм - упрямство - негативизм - характеризует недоверчивость, подозрительность, ревность, обидчивость и злопамятность. 5-я тенденция - уступчивость - кротость - пассивная подчиняемость - позволяет оценить критичность к себе, скромность, робость, стыдливость. 6-я тенденция - доверчивость - послушность- зависимость - оценивает такие качества, как уважительность, благодарность, стремление доставлять радость партнеру. 7-я тенденция - добросердечие - несамостоятельность - чрезмерный конформизм - характеризует способность к взаимопомощи, общительность, доброжелательность, внимательность. 8-я тенденция - отзывчивость - бескорыстие - жертвенность - отражает деликатность, нежность, стремление заботиться о близких, а также терпимость к недостаткам и умение прощать. Таким образом, каждая психологическая тенденция имеет три степени выраженности. При этом первая степень (от 1 до 5-6 баллов) характеризует так называемый адаптивный вариант - вторая степень (от 6-7 до 10-11 баллов) - промежуточный вариант и третья степень (более 10-11 баллов) - дезадаптивный вариант. Порядок работы. Исследование может проводиться индивидуально или в группе. Испытуемому дается следующая инструкция: «Перед Вами перечень признаков, с помощью которых можно описать психологический портрет любого человека. 1. Отберите из всего набора признаков только те, которые вы можете с уверенностью отнести к себе, стараясь дать при этом наиболее полную характеристику. Отметьте их знаком плюс в столбце под названием "Я - реальное". 2. Таким же знаком в следующем столбце отметьте признаки, в наибольшей степени характеризующие, каким вы хотели бы быть. 3. Точно так же в последнем столбце отметьте признаки, которыми должен(на) обладать ваш(а) руководитель. В каждом столбце должно быть отмечено не менее 18 свойств». Обработка результатов. Необходимо подсчитать количество ответов, отмеченных знаком «+», которые совпадают с ключом по каждой из восьми психологических тенденций. Оценочный лист теста Лири Тенденция | Я - реальное | Каким я хотел бы быть | Мой идеал руководителя | 1. Доминантность | | | | 2. Уверенность в себе | | | | 3. Требовательность | | | | 4. Скептицизм | | | | 5. Уступчивость | | | | 6. Доверчивость | | | | 7. Добросердечие | | | | 8. Отзывчивость | | | | Бланк модифицированного теста Лири № п/п | Психологическое свойство | Я- реальное | Каким я хотел бы быть | Мой идеал руководителя | | Другие думают о нем благосклонно | | | | | Производит впечатление на окружающих | | | | | Умеет распоряжаться, приказывать | | | | | Умеет настоять на своем | | | | | Обладает чувством достоинства | | | | | Независимый | | | | | Способен сам позаботиться о себе | | | | | Может проявлять безразличие | | | | | Способен быть суровым | | | | | Строгий, но справедливый | | | | | Может быть искренним | | | | | Критичен к другим | | | | | Любит поплакаться | | | | | Часто печален | | | | | Способен проявлять недоверие | | | | | Часто разочаровывается | | | | | Способен быть критичным к себе | | | | | Способен признать свою неправоту | | | | | Охотно подчиняется | | | | | Уступчивый | | | | | Благодарный | | | | | Восхищающийся, склонный к подражанию | | | | | Уважительный | | | | | Ищущий одобрения | | | | | Способный к сотрудничеству, взаимопомощи | | | | | Стремится ужиться с другими | | | | | Дружелюбный, доброжелательный | | | | | Внимательный, ласковый | | | | | Деликатный | | | | | Ободряющий | | | | | Отзывчивый на призывы о помощи | | | | | Бескорыстный | | | | | Способен вызывать восхищение | | | | | Пользуется у других уважением | | | | | Обладает талантом руководителя | | | | | Любит ответственность | | | | | Уверен в себе | | | | | Самоуверен, напорист | | | | | Деловитый, практичный | | | | | Любит соревноваться | | | | | Стойкий и упорный, где надо | | | | | Неумолимый, но беспристрастный | | | | | Раздражительный | | | | | Открытый, прямолинейный | | | | | Не терпит, чтобы им командовали | | | | | Скептичен | | | | | На него трудно произвести впечатление | | | | | Обидчивый, щепетильный | | | | | Легко смущается | | | | | Неуверенный в себе | | | | | Уступчивый | | | | | Скромный | | | | | Часто прибегает к помощи других | | | | | Очень почитает авторитеты | | | | | Охотно принимает советы | | | | | Доверчив и стремится радовать других | | | | | Всегда любезен в обхождении | | | | | Дорожит мнением окружающих | | | | | Общительный | | | | | Добросердечный | | | | | Добрый, вселяющий уверенность | | | | | Нежный, мягкосердечный | | | | | Любит заботиться о других | | | | | Бескорыстный, щедрый | | | | | Любит давать советы | | | | | Производит впечатление значительного человека | | | | | Начальственно-повелительный | | | | | Властный | | | | | Хвастливый | | | | | Надменный, самодовольный | | | | | Думает только о себе | | | | | Хитрый, расчетливый | | | | | Нетерпим к ошибкам других | | | | | Корыстный | | | | | Откровенный | | | | | Часто недружелюбен | | | | | Озлобленный | | | | | Жалобщик | | | | | Ревнивый | | | | | Долго помнит обиды | | | | | Самобичующийся | | | | | Застенчивый | | | | | Безынициативный | | | | | Кроткий | | | | | Зависимый, несамостоятельный | | | | | Любит подчиняться | | | | | Предоставляет другим принимать решения | | | | | Легко попадает впросак | | | | | Легко поддается влиянию | | | | | Готов довериться любому | | | | | Благорасположен ко всем без разбора | | | | | Всем симпатизирует | | | | | Прощает все | | | | | Переполнен чрезмерным сочувствием | | | | | Великодушен, терпим к недостатам | | | | | Стремится покровительствовать | | | | | Стремящийся к успеху | | | | | Ожидает восхищения от каждого | | | | | Распоряжается другими | | | | | Деспотичный | | | | | Сноб, судит о людях по рангу и достатку, а не по личным качествам | | | | | Тщеславный | | | | | Эгоистичный | | | | | Холодный, черствый | | | | | Язвительный, насмешливый | | | | | Злой, жестокий | | | | | Часто гневлив | | | | | Бесчувственный, равнодушный | | | | | Злопамятный | | | | | Проникнут духом противоречия | | | | | Упрямый | | | | | Недоверчивый,подозрительный | | | | | Робкий | | | | | Стыдливый | | | | | Отличается чрезмерной готовностью подчиняться | | | | | Мягкотелый | | | | | Почти никогда и никому не возражает | | | | | Навязчивый | | | | | Любит, чтобы его опекали | | | | | Чрезмерно доверчив | | | | | Стремится снискать расположение каждого | | | | | Со всеми соглашается | | | | | Всегда дружелюбен | | | | | Всех любит | | | | | Слишком снисходителен к окружающим | | | | | Старается утешить каждого | | | | | Заботится о других в ущерб себе | | | | | Портит людей чрезмерной добротой | | | | Ключ Тенденция | Номера утверждений | 1. Доминантность | 1-4, 33-36, 65-68, 97-100 | 2. Уверенность в себе | 5-8, 37-40, 69-72, 101-104 | 3. Требовательность | 9-12, 41-44, 73-76, 105-108 | 4. Скептицизм | 13-16, 45-48, 77-80, 109-112 | 5. Уступчивость | 17-20, 49-52, 81-84, 113-116 | 6. Доверчивость | 21-24, 53-56, 85-88, 117-120 | 7. Добросердечие | 25-28, 57-60, 89-92, 121-124 | 8. Отзывчивость | 29-32, 61-64, 93-96, 125-128 | Ход обследования. Методика представляет собой набор лаконичных характеристик, по которым испытуемый оценивает себя – свое актуальное «Я». Это – образец собственного «Я» на момент обследования. Каждая из 128 характеристик имеет свой порядковый номер. В модифицированном варианте методики предусмотрен регистрационный лист, в нем испытуемый зачеркивает номера, соответствующие тем характеристикам, которые он у себя находит, оставляя не зачеркнутыми остальные. Инструкции испытуемому. Перед вами опросник, содержащий различные характеристики. Следует внимательно прочесть каждую и подумать, соответствует ли она вашему представлению о себе. Если «да», то перечеркните крестом соответствующую порядковому номеру характеристики цифру в сетке регистрационного листа. Если «нет», то не делайте никаких пометок. Итак, какой Вы человек? Данный текст очень популярен среди профессиональных психологов из-за удобства проведения и информативности. Попробуйте испытать его и на себе. Обведите кружочком высказывание, которое соответствует вам. По горизонтальной и вертикальной осям этого круга обозначены четыре ориентации: "дружелюбие-агрессивность" (по горизонтали) и "доминирование-подчинение" (по вертикали). Каждый из секторов, в свою очередь, разделен на два. В результате получается восемь факторов, описывающих содержание межличностного восприятия. С помощью этих факторов можно оценить следующие тенденции личности, проявляющиеся в межличностном взаимодействии: I – доминантность; II – уверенность в себе; III – непреклонность; IV – независимость; V – зависимость; VI – неуверенность в себе; VII – общительность; VIII – отзывчивость.  С помощью ДМО можно одновременно оценивать несколько личностей, например, себя ("я сейчас" и "я в идеале"), другого ("мой партнер", "мой начальник"). Инструкция, которая дается в каждом случае, должна соответствовать целям диагностики. Предположим, необходимо выявить представления человека о себе. Ему дается инструкция: "Вам будут представлены суждения, касающиеся характера человека, его взаимоотношений с окружающими людьми. Внимательно прочтите каждое суждение и оцените, соответствует ли оно Вашему представлению о себе. Поставьте на бланке ответов знак " + " против номеров тех определений, которые соответствуют Вашему представлению о себе, и знак " – " против номеров тех утверждений, которые не соответствуют Вашему представлению о себе. Старайтесь быть искренним. Если нет полной уверенности, знак " + " не ставьте. После оценивания своего реального "Я вновь прочтите все суждения и отметьте те из них, которые соответствуют Вашему представлению о том, каким Вам, по Вашему мнению, следовало бы быть в идеале". Если необходимо оценить личность кого-то другого, то дается дополнительная инструкция: "Таким же образом, как и в первых двух вариантах, дайте оценку личности Вашего начальника (сослуживца, подчиненного: 1. "Мой начальник, такой, какой он есть на самом деле"; 2. "Мой идеал начальника". Подсчет баллов ведется отдельно для каждой оцениваемой личности. Показателем нарушения отношений с определенным лицом является разница между представлениями человека о нем и желаемом его образе в качестве партнера по общению. С помощью специального "ключа" подсчитывается количество баллов по каждому блоку. Максимальная оценка – 16 баллов, она разделена на четыре степени выраженности отношения (от адаптивного до дезадаптивного поведения). Характеристики, оцененные в пределах 8 баллов, свидетельствуют о гармоничном, адаптивном поведении(доминирование, уверенность в себе, требовательность, уступчивость, доверчивость, отзывчивость). Показатели от14 до 16 баллов свидетельствуют о трудностях социальной адаптации (деспотизм, эгоизм, жестокость, зависимость, конформизм). В результате баллы по каждому блоку переносятся на психограмму (расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данному блоку), из них образуют личностный профиль. По специальным формулам определяется показатели по двум основным факторам: доминирование = (1 – 5) + 0,7(8 + 2 – 4 – 6) дружелюбие = (7 – 3) + 0,7(8 – 2 – 4 + 6) Положительное значение результата, полученного по формуле "доминирование", свидетельствует о выраженном стремлении человека к лидерству в общении, к доминированию. Отрицательное значение указывает на тенденцию позиции лидерства. Положительный результат по формуле "дружелюбие" является показателем стремления личности к установлению дружелюбных отношений и сотрудничеству с окружающими. Отрицательный результат указывает на проявление агрессивно-конкурентной позиции, препятствующей сотрудничеству и успешной совместной деятельности. Количественные результаты являются показателями степени выраженности этих характеристик. Существует адаптированный и стандартизованный на отечественной выборке вариант теста ДМО, предназначенный для людей от 16 до 55 лет. Автор этой версии – Л.Нк подчинению, отказу от ответственности и. Собчик. В результате проводится анализ личностного профиля – определяются типы отношения к окружающим (по Пугачеву, 2003): I. Авторитарный 13–16 – диктаторский, властный, деспотичный характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее. 9–12 – доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения. 0–8 – уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый. II. Эгоистичный 13–16 – стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый.0–12 – эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству. III. Агрессивный 13–16 – жесткий и враждебный по отношению к окружающим, жестокий, резкий, агрессивность может доходить до асоциального поведения. 9–12 – требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный. 0–8 – упрямый, упорный, настойчивый и энергичный. IV. Подозрительный 13–16 – отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно на всех жалуется, всем недоволен. 9–12 – критичный, необщительный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за неуверенности в себе, подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии. 0–8 – критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям. V. Подчиняемый 13–16 – покорный, склонный к самоунижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном. 9–12 – застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации. 0–8 – скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности. VI. Зависимый 13–16 – крайне неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения. 9–12 – послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы. 0–8 – конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый. VII. Дружелюбный 9–16 – дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, "быть хорошим" для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогрупп, имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный. 0–8 – склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам "хорошего тона" в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях. VIII. Альтруистический 9–16 – гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя "маска", скрывающая личность противоположного типа). 0–8 – ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый. Кроме количественного, проводится также качественный анализ. Можно сравнить психограммы, демонстрирующие различие между представлениями разных людей о каком-то человеке. На основе этих данных можно сформировать "идеальный" профиль, сравнить с ним реальный и провести необходимую корректировку. АНКЕТА |