МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк,





Подсчет баллов для КПСС (Копинг-поведение в стрессовых ситуациях)

 

Подсчет баллов для КПСС

(Копинг-поведения в стрессовых ситуациях)

 

1. Для копинга, ориентированного на решение задачи, проблемы

(проблемно-ориентированный копинг, или ПОК), суммируются сле­дующие 16 пунктов: 1, 2, 6, 10, 15, 21, 24 , 26, 27, 36, 39, 41, 42, 43, 46,

47:

2. Для копинга, ориентированного на эмоции(эмоционально-ориентированный копинг, или ЭОК), суммируются следующие 16 пунк­тов: 5, 7, 8, 13, 14, 16, 17, 19, 22, 25, 28, 30, 33, 34, 38, 45.

3. Для копинга, ориентированного на избегание (КОИ),суммиру­ются следующие 16 пунктов: 3,4,9, 11, 12, 18,20,23,29, 31, 32, 35, 37,

40, 44, 48.

1. Можно подсчитать субшкалу «Отвлечение»,состоящую из 8 пунк­тов, относящихся к шкале «Избегание»: 9, 11, 12, 18, 20, 40, 44, 48.

2. Субшкала «Социальное отвлечение»может быть подсчитана из следующих 5 пунктов, относящихся к шкале «Избегание»: 4,29,31,35,37.

 

 

(Обратите внимание, что пункты шкалы «Избегание» 3, 23 и 32 не используются в субшкалах «Отвлечение» и «Социальное отвлечение».)

Чтобы получить сумму баллов, сложите обведенные кружками цифры соответствующей шкалы. Обратите внимание, что каждый пункт входит только в одну шкалу.

Источники

1.Norman S. Endler, James A. Parker Canada J. of Personality & Social Psychology. York University. 1990. Vol. 58. N 5. P. 844-854.

2.Крюкова Т.Л. О методологии исследования и адаптации опросника диаг­ностики совладаюшего (копинг) поведения // Психология и практика: Сб. научн. трудов/ Отв. ред. В.А. Соловьева. Вып. 1. Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некра­сова, 2001. С. 70-82.

Эмпирические нормы опросника CISS при адаптации методики к русскоязычной выборке (получены Т.Л. Крюковой (2001)

 

 

 

 

 

Название стилей/субстилей Пол Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
ПроблемноориентированныйкопингПОК М 31-52 53-6S 66-79
Ж 24-52 53-64 65-80
ЭмоциональноориентированныйкопингЭОК м 16-35 36-48 49-64
ж 20-37 38-51 52-76
КопингориентированныйнаизбеганиеКОИ м 17-34 35-45 46-64
ж 20-38 39-49 50-69
СубшкалаОтвлечение м 8-14 15-22 23-32
ж 8-16 17-22 23-32
Субшкала «Социальное отвле­чение» м 5-12 13-17 18-25

Источники

1.Крюкова Т.Л. О методологии исследования и адаптации опросника диаг­ностики совладающего (копинг) поведения // Психология и практика: Сб. научн. трудов. Вып. 1 / Отв. ред. В.А. Соловьева. Кострома: Изд-во КГУ им. НА. Некра­сова, 2001. С. 70-82.

2.Сапоровская М.В. Детско-родительские отношения и совладаюшее (ко­пинг) поведение родителей как фактор школьной адаптации первоклассников. Дис. канд. психол. наук. Кострома, 2002.

3.Куфтяк Е.В. Совладаюшее поведение в семье, регулярно применяю­щей физические наказания детей. Дис. канд. психол. наук. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2003. 231 с.

 

Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк,

ОПРОСНИК СПОСОБОВ СОВЛАДАНИЯ

(АДАПТАЦИЯ МЕТОДИКИ WCQ)1

Совладание с жизненными трудностями, как утверждают Р. Лазарус иС. Фолкман, есть «постоянно изменяющиеся когнитивные и поведен­ческие усилия индивида с целью управления специфическими внешни­ми и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы» [20]. За­дача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицатель­ные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их. Мы определяем совпадающее поведение как целенаправленное социаль­ное поведение, позволяющее субъекту справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особен­ностям и ситуации, - через осознанные стратегии действий (см., напр., [1, 2, 6, 7,12]). Это сознательное поведение направлено на активное из­менение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддается контролю. При та­ком понимании совладаюшее поведение важно для социальной адапта­ции здоровых людей. Стили и стратегии совладания рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помо­щью которых человек справляется с жизненными трудностями [5,7,12].



Несмотря на многочисленные серьезные исследования (правда, в основном, зарубежные), до сих пор имеются концептуальные и эмпи­рические трудности в объяснении совладающего поведения. Откры­тым является вопрос об эффективности копинга - продолжительности его действия, контекста и субъекта. Известно, что восстановление эмо­ционального баланса при помощи пассивных стратегий (не через реше­ние проблемы) используется более интенсивно, если источник стресса не ясен, у человека нет знаний, умений или реальных возможностей уменьшить его [22]. В контролируемых ситуациях субъект более скло­нен выбирать прямое воздействие на стрессор [19].

1 Исследование выполняется при финансовой поддержке РГНФ (проект 03-06-00143а).

 

 

Существуют также методологические и методические трудно­сти изучения совладаюшего поведения. «Следует особо отметить, что совладание — это процесс, в котором на разных его этапах субъект использует различные стратегии, иногда даже совмещая их. При этом повторим еще раз, что не существует таких стратегий, кото­рые были бы эффективными во всех трудных ситуациях», — подчерки­вает Л. И. Анцыферова [1]. Действительно, одна и та же ситуация мо­жет требовать различных стратегий, а совершенно разные ситуации — одинаковых. Так, эмоциональная экспрессивность в выражении чувств или эмоциональная сдержанность могут выражать хорошее совладание и коммуникативную компетентность в одних случаях, но отсутствие совладания и коммуникативную беспомощность - в других.

Диагностике (измерению) совладающего поведения посвящено в последние два десятилетия большое количество публикаций в запад­ных работах по психологии [17, 19] и единицы - в отечественной лите­ратуре (Н.А. Сирота, И.М. Никольская, А.В. Махнач, Т.Л. Крюкова). Известны четыре основных стратегии диагностики копинг-поведения: 1) субъективный отчет испытуемого о своем поведении, выраженный через ответы на вопросы опросников и интервью; 2) наблюдение за действиями в конкретной ситуации; 3) фиксация очевидных призна­ков; 4) изучение документов и продуктов деятельности индивида. Субъективный отчет (самоотчет испытуемых о своем поведении) явля­ется как самой распространенной, так и наименее трудоемкой страте­гией [6,13,14,19]. Так же, как и в изучении механизмов психологической защиты, работ по оценке различного вида копинг-конструктов стало больше только в последнее десятилетие. В отличие от изучения меха­низмов зашиты, где исследователи использовали разнообразные мето­ды, большинство исследователей в области копинга используют само­отчет для измерения, оценки копинг-реакций и поведения в целом. Обычно респондентов просят определить стрессовую ситуацию и обо­значить способы, с помощью которых они справляются со стрессом. Если данные, полученные с помощью опросников, дополняются мате­риалами интервью, появляется богатство описаний и примеров, чего нельзя получить только при письменном опросе.

Первая группа методов изучения копинга - интериндивидуальные измерения - оценивают основные копинг-стратегии как ответ на опреде­ленную напряженную ситуацию (например, болевые симптомы, потерю работы, тяжелую болезнь). Вопросы, используемые в этих методиках,

описывают конкретные действия, подходящие в специфической ситуа­ции (см., напр., обзор работ Butler, Schwebel, Thorn, 1989; McCubbin и Iдр., 1983 [17]). Изучение последствий совладающего поведения для здоровья человека также развилось в одну из самых популярных тем в данной области [7, 12]. Появились разнообразные модели, которые рассматривают копинг как неотъемлемую часть взаимодействия пси­хологических, экологических и биологических факторов, влияющих на здоровье и благополучие [20]. В рамках этой обширной литературы К. Олдвин [14] отметила, что существуют и используются в основном три обобщенные модели связи копинга и здоровья. Первая модель пред­полагает, что копинг-стратегии имеют прямой эффект на определенные переменные здоровья (например, кровяное давление). Вторая модель считает, что копинг-поведение имеет косвенный эффект для состояния здоровья, создавая изменения в связанном со здоровьем поведении (например, поддерживая постоянный контакт с врачами). Третья модель, редко применяемая в литературе, имеет в виду, что копинг-стратегии служат модераторами (посредниками): уменьшают или усиливают стресс, приводящий к определенным проблемам здоровья.

На измерение интериндивидуального копинга самое большое влияние оказал опросник WCC(1980), позже пересмотренный и пере­именованный как Опросник способов совладания (WCQ, 1988).

Вторая группа методов - личностно ориентированные инструмен­ты - вызвала большую дискуссию в литературе [13, 14, 19]. Личностные факторы, связанные с уязвимостью/устойчивостью к стрессу, рассматри­ваются как устойчивые характеристики индивида и называются стилями совладающего поведения [16]. Группа интраиндивидуалъных методов оце­нивает основные копинг-стратегии или реакции, которые выбираются человеком в разнообразых стрессовых ситуациях и образуют относительно устойчивый стиль совладания. Вопросы, используемые в этих опросни­ках, изучают широкий диапазон возможных копинг-действий индиви­дов в различных стрессовых ситуациях, выбираемых чаще всего. Одной из самых известных методик является Coping Inventory for Stressful Situations (CISS) Н.Д. Эндлера и Д.А. Паркера [17], адаптированная нами в рамках проекта РГНФ в 2001 г. [6] ввиду практически полного отсутствия доступного и качественного отечественного инструментария [11].

Зарубежные исследователи обнаружили слабую связь между ре­зультатами, полученными при помощи методов первой и второй группы: 0,25-0,47 [14,с. 112].

 

отсутствие интереса большинства исследователей к объединению и целостности подходов - это отличительная особенность современной области :копинг-разработок. Данное состояние проблемы не удовлетворяет многих авторов, которые призывают коллег убедиться в важности одновременного изучения обеих переменных для продви­жения в сфере разработки новых методов диагностики феномена. К. Олдвин предлагает считать критерием выбора методики (ориенти­рованной на диагностику копинг-стиля или копинг-процесса) задачи исследователя, а именно: какие последствия копинга — ближайшие или отдаленные - он предполагает получить. Например, если мы хо­тим знать, насколько легко студент справляется со стрессом, вызван­ным рядовым тестированием, нужна процессуальная методика; пред­сказывая, как вообще данный студент совладает с тестированием, оп­ределяющим его средний академический балл, необходимо выбрать методику, измеряющую копинг-стиль. Автор замечает, что обобщен­ные описания людьми своего поведения в трудной ситуации вызыва­ют у нее недоверие [14]. Убедительным примером служат люди, стра­дающие от депрессии, которые часто представляют себя беспомощ­ными, а свое положение — безрадостным и безнадежным. Однако в конкретной трудной ситуации они иногда демонстрируют больше стратегий совладения, чем недепрессивные испытуемые.

Специалисты по психодиагностике совладающего поведения об­наружили, что стратегия опроса путем формулирования обобщения («Как Вы обычно справляетесь с подобной ситуацией?») хорошо рабо­тает для выявления эмоционально-ориентированного копинга и хуже -для проблемно-ориентированного. Считается, что способы совладе­ния с дистрессом более обобщены, чем способы разрешения трудной ситуации, характеризующейся большей спецификой, обусловленной непосредственно самой ситуацией. Наилучшим образом учитывает особенности проблемно-ориентированного копинга интервью, структурированное точно в соответствии с конкретной ситуацией и применяемое вместе с опросником.

Таким образом, методология исследования совладающего поведе­ния строится на различных предположениях авторов по поводу источни­ков, природы этого вида человеческого поведения. Как и любое другое поведение, его предлагают анализировать по трем параметрам: локус контроля (зависимость от личности или от ситуации); спонтанность или намеренность; динамика — изменчивость или устойчивость [19].

Как уже говорилось, к самым известным методам интериндиви- дуального подхода относится Опросник способов совладания (Way: of Coping Questionnaire - WCQ) P. Лазаруса и С. Фолкман [18]. Р. Ла-зарус и его ученица С. Фолкман из Калифорнии были самыми актив­ными исследователями совладающего поведения (копинга) в 80-е гг. [18, 20]. Они предположили, что копинг имеет две важнейшие функ­ции, а именно: регулирование отрицательных эмоций (эмоциональ­но-фокусированный копинг) и изменение ситуации, вызывающей дистресс, к лучшему (проблемно-фокусированный копинг). Оба типа совладания используют когнитивные и поведенческие мо­дальности [18, с. 152]. Исследователи оказались не только наиболее влиятельными теоретиками 80-х гг., но и авторами двух широко ис­пользуемых методик: Ways of Coping Checklist - WСС(1980) и Ways of Coping Questionnaire - WCQ (1985). Методика WCQ, или Опросник способов совладания (ОСС) создавалась на основе пересмотра первой методики в 1985-1988 гг. Авторы сообщили о работе по повышению внутренней согласованности шкал путем увеличения выборки и со­вершенствования факторного анализа данных. В 1985 г. на основе анализа 324 случаев коэффициент согласованности - альфа Кронба-ха - находился в диапазоне 0,56-0,85 (умеренные значения). Он повысился в 1986 г. (750 случаев): а=0,61 (дистанцирование) - 0,79 (по­ложительная переоценка). Изменились названия шкал и количество вопросов (с 66 до 50) [19].

Данная методика считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Поздний вариант 1988 г. состоит из 50 вопро­сов и имеет 8 эмпирически полученных шкал: конфронтативный копинг (6 вопросов); поиск социальной поддержки (6 вопросов); плани­рование решения проблемы (6 вопросов); самоконтроль (7 вопросов); дистанцирование (6 вопросов); позитивная переоценка, прежде всего, собственных возможностей (7 вопросов); принятие ответственности (4 вопроса); бегство—избегание, включающая фантазирование, еду, ал­коголь, курение, наркотики или лекарства (8 вопросов).

Данные шкалы разделяют на три группы по таким основным кри­териям как решение проблемы, поиск и использование социальной поддержки, регулирование эмоций:

1. Планирование решения проблемы.

2. Поиск социальной поддержки.

3. Шесть эмоционально-фокусированных шкал.

Методика WCQ относится к интериндивидуальным многомер­ным, ориентированным на ситуацию, опросникам. Поэтому ее ха­рактеризует своеобразие инструкции для испытуемых: их обычно просят припомнить недавнее (произошедшее за последнюю неде­лю/месяц) стрессовое событие или ситуацию из реальной жизни и то, как они с ним (с ней) справились. Отмечают, что повышающий надежность данных прием ретестирования применить к WCQ труд­но, т.к. методика измеряет ситуационно-специфическое поведение (аналогичное переменной «реактивная тревожность»). Трудность заключается в том, что количество извлеченных факторов изменяет­ся от выборки к выборке и от стрессора к стрессору [19]. Некоторые исследователи отмечают, что трудно ожидать повторяемых и стабиль­ных результатов, т.к. люди перестраивают, приспосабливают свое поведение к требованиям каждой специфической ситуации. Другим несовершенством методики считается то, что она слабо учитывает теоретически пересекающиеся взаимоотношения между шкалами. Так, например, шкала «Поиск социальной поддержки» может служить разным целям — и решению проблемы, получению информации, и успокоению, отвлечению. В дискуссии по этому поводу существует радикальное мнение, что социальная поддержка вообще должна считаться не отдельной стратегией, а копинг-ресурсом, приемле­мым для ряда различных копинг-стратегий. Согласно другому мне­нию, все копинг-стратегий можно разделить на социальные и несо­циальные действия.

Авторы адаптируемого нами опросника пытались вдохновить ис­следователей для адаптации их инструмента к изучению конкретных и специфических контекстов. Это сделали в изучении копинг-страте­гий больных раком Dunkel-Schetternflp. (1992), Snider(1993) [14, 19], обнаружив пять факторов в структуре своих результатов: поиск и ис­пользование социальной поддержки (11 вопросов), когнитивный уход-избегание (9 вопросов), дистанцирование (12 вопросов), фокус на по­зитиве (8 вопросов), поведенческий уход—избегание (9 вопросов).

Соотношение результатов, полученных с помощью двух извест­ных методик, принадлежащих к двум разным подходам, приводят Н.С. Эндлер и Д.А. Паркер в своей статье 1990 г. [17]. Отмечается, что эта методика не получила достаточной эмпирической поддерж­ки в исследованиях и имеет относительно слабую надежность шкал, но тем не менее она достаточно популярна у психологов-практиков.

В нашей стране мы встретили только одно упоминание о попытке каптировать данную методику для конкретного исследования счастья/ несчастья [3].

При сравнении данных, полученных с помощью трех методик (WCQ, COPE, CISS), установлено, что они обеспечивают конкурент­ную (concurrent) или совпадающую валидность [17]. Приведем неко­торые важные и для нашего исследования результаты соотнесения данных двух методик их авторами (табл. 1). Как видим, выраженные положительные взаимные связи и у мужчин, и у женщин наблюдаются между проблемно-ориентированным стилем совладания и стратегией ' «Решение проблемы». Из эмоциональных шкал высокую связь обнару­живает только стратегия «Фантазирование» с эмоционально-ориенти­рованным копингом; шкала «Самообвинение» также связана с ним на ■ достаточно высоком уровне. Копинг, ориентированный на избегание, связан со стратегией «Разрядка», которую чаще всего относят к эмо­ционально-фокусированным.

Таблица 1

Значимые корреляции между шкалами CISS (КПСС) и WCQ (OCC)

у студентов-выпускников университета (Endler, Parker [17])

 

 

 

  CISS
ПОК эок КОИ
м (п=33) Ж (п=97) м (п=33) Ж (п=97) м (п=33) Ж (п=97)
1. Решение проблемы 0,65*** 0,68*** 0,27 -0,03    
2. Поиск социальной поддержки   0,25**   0,28** 0,30* 0,41**
3. Фантазирование     0,73*** 0,77***   0,20*
4. Дистанцирование     0,32* 0,46** 0,05 0,31***
5. Фокусирование на позитиве 0,37* 0,42***       0,26**
6. Самообвинение     0,63*** 0,57***    
7. Разрядка     0,40** 0,27** 0 49*** 0,48***
8. Избегание     0,45** 0,20*   -0,19*

Примечание. * - уровень значимости р<0,05, ** - р<0,01; *** - р<0,001; ПОК - проблемно-ориентированный копинг; ЭОК — эмоционально-ориен­тированный копинг; КОИ - копинг, ориентированный на избегание.

В 2003-2004 гг. мы начали адаптацию методики WCQ для русско­-язычной выборки, получив ее перевод на русский язык из лаборатории Л.И. Вассермана (ПНИ им. В.М. Бехтерева, г. Санкт-Петербург). Мы добавили необходимую для данного типа методик инструкцию. Нами было проведено семь эмпирических исследований (напр., М.С. Замышляева, [4]), в том числе два завершенных диссертационных [8, 10].

Выборка для адаптации состояла из 600 испытуемых: 234 респон­дента мужского пола; 366 - женского пола. Средний возраст испытуе­мых-25,9 лет.

Среди них мы выделили две группы испытуемых: первая - до 20 лет (я=219 человек): 54 человека мужского пола, 165 человек -жен­ского пола; средний возраст респондентов - 16,6 лет. Вторая группа состояла из взрослых респондентов старше 20 лет (я=381); из них 180 человек мужского пола, 201 — женщина; средний возраст респон­дентов - 35,3 лет. Особую часть выборки представляли беременные женщины - 49 человек [10].

Статистический анализ результатов Опросника способов совладания производился М.С. Замышляевой при помощи пакета Statistica 6.O. Подсчет согласованности шкал (внутренней консистентности опрос­ника) методом вычисления коэффициента альфа Кронбаха для вы­борки взрослых испытуемых дал следующие результаты:

1 шкала. Конфронтативный копинг (означает агрессивные усилия субъекта по изменению ситуации, предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску): а =0,39 (»SD=2,63).

2 шкала. Дистанцирование (когнитивные усилия отделиться от си­туации и уменьшить ее значимость): а =0,57 (5Z>=3,00).

3 шкала. Самоконтроль (усилия по регулированию своих чувств и действий): о =0,52 (SD=3,18).

4 шкала. Поиск социальной поддержки (усилия в поиске информа­ционной, действенной и эмоциональной поддержки от других людей): о =0,56(^=3,20).

5 шкала. Принятие ответственности (признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой ее решения): а =0,47 (SD=2,15).

6 шкала. Бегство—избегание (мысленное стремление и усилия, на­правленные на бегство, избегание или уход от проблемы, а не дистан­цирование от нее): а =0,52 (SD=3,50).

7 шкала. Планирование решения проблемы (произвольные, специаль­но предпринятые проблемно-сфокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитическій подход к решению проблемы): а=0,62 (.50=2,91).

 

8 шкала. Положительная переоценка ( усилия по созданию положи-

тельного смысла ситуации, концентрация на росте собст-

венной личности, включая религиозный опыт): а =0,59 (SD=3,36).

Известно, что минимально приемлемый уровень a –коэффи-

циента в опросниках, измеряющих совладаюшее поведение как

диспозицию или стиль, связанный с устойчивыми личностны-

ми - КПСС [19], обычно равен «0,65. Для интериндивидуаль-ных опросников допускаются более низкие значения a (при-мерно 0,55). Следует также обратить внимание на точку зре-

ния Р.Кеттелла о том, что высокая внутренняя согласован-

ность (особенно при изучении сложных психологических конструктов) в известном смысле противостоит высокой валид-

ности.

Наши результаты показывают не очень высокую согласованность шкал (особенно шкалы «Конфронтативный копинг») и заставляют нас продолжать усилия по улучшению психометрических качеств данного инструментария. Нами также получены эмпирические нормы для обеих выборок испытуемых.

Приведем в данной статье тестовые нормы для взрослых людей старше и младше 20 лет (табл. 2).

Мы применили опросник для исследования половых и возрастных различий между категориями испытуемых. Получены значимые различия как у молодых, так и у старших испытуемых. Некоторые результаты, показывающие преобладание двух видов стратегий у женщин, приведены в табл. 3.

Нами проведено также эмпирическое исследование, в ходе которого решалась следующая проблема: каковы особенности совладающего поведения родителей в семьях, регулярно применяющих физические наказания детей, как они связаны с отношениями в семье и уровнем ее социально-психологической адаптированности [8].

Основная группа, принявшая участие в нашем исследовании, состояла из 38 семей (включая мать, отца и ребенка), в которых родители регулярно применяли физические наказания по отношению к собственному ребенку. Критериями отбора подобных семей были: обращение за психологической помощью к специалисту по поводу дезадаптированности ребенка в школе; наличие психологических проблем и несовладание с ними ребенка и семьи в целом; все признаки Таблица 2

 

 

Тестовые нормы опросника ОСС- WCQ

 

 

 

—-------- .----------- . Копинг –стратегии ________________Конфронтативный копинг Низкие значения Средние значения Высокие значения
а б а б а б
от 1 до 6 от 0 до 7 от 7 до11 от 8 до11 от 12 до 17 от 12 до16
Дистанцирование от 1 до 6 от 1 до 7 от 7 до11 от 8 до11 от 12 до 17 от 12 до16
Самоконтроль от 4 до11 от 1 до10 от 12 до16 от 11 до15 от 17 до21 от 16 до19
Поиск социальной поддержки от 0 до 7 от 0 до 7 от 8 до13 от 8 до13 от 14 до18 от 14 до 17
Принятие ответственности от 0 до 5 от 0 до 5 от 6 до 9 от 6 до 9 от 10 до12 от 10 до12
Бегство-избегание от 3 до 7 от 1 до 7 от 8 до13 от 8 до14 от 14 до23 от 15 до22
Планирование решения проблемы от 2 до10 от 3 до 9 от 11 до15 от 10 до13 от 16 до18 от 14 до18
Положительная переоценка от 3 до 9 от 1 до 9 от 10 до15 от 10 до14 от 16 до 21 от 15 до19

Примечание, а - выборка старше 20 лет (п=381чел.); б - выборка младше 20лет(п=219чел)

 

Таблица 3

Различия по сумме баллов между взрослыми мужчинами и женщинами

в выборе стилей совладающего поведения (ОСС- WCQ)

(муж. n=180; жен. n = 201)

 

к°пииг-стратегии Сумма рангов Миуж. Сумма рангов жен. и Z Р Z Р
Поиск социальной поддер^н*** 29511,50 43259,50 13221,50 -4,53649 0,000 -4,554 0,000
Положительная переоценка**« 30081,00 42690,00 13791,00 -4,00583 0,000 -4,020 0,000

Примечание*** -_ уровень значимости р<0,001 (по критерию U - Манна-
Уитни)

проблемности, дисфункциональности семьи, которые можно уста­новить при помощи включенного наблюдения и интервью.

Контрольная группа включала 42 условно благополучные семьи с детьми. Критериями отбора контрольной группы послужили поло­жительная экспертная оценка и характеристика семьи, данная классным руководителем, педагогом-психологом школы, в которой обучается ребенок; данные, полученные из анонимного мини-сочи­нения ребенка, свидетельствующие об отсутствии применения физи­ческих наказаний в семье; желание и готовность родителей принять участие в данном исследовании.

Собственные проблемы и постоянное напряжение, связанное с ребенком, заставляют родителей использовать различные стратегии совладающего поведения. Характер выявленных различий представлен в табл. 4 и 5.

Таблица 4 Различия в выборе копинг-стратегий у матерей из семей с разным типом отношений (по ОСС) по Колмогорову—Смирнову

 

 

Названиестратегии Матери эксперимен­тальной группы (п=38) Матери контрольной группы (п=42)
Среднее SD Среднее SD
Конфронтативный копинг*** 12,00 2,01 7,50 1,96
Дистанцирование*** 11,50 2,90 8,10 2,33
Самоконтроль*** 9,20 2,12 14,80 2,31
Поиск социальной поддержки 12,00 3,00 11,00 2,82
Принятие ответственности*** 4,90 1,35 8,40 1,60
Бегство—избегание*** 15,00 3,60 9,00 2,22
Планирование решения проблемы*** 8,50 2,46 14,00 2,50
Положительная переоценка*** 10,3 3,55 15,50 3,19

Примечание. *** — уровень значимости р<0,001.

Мы обнаружили, что родители и отцы основной группы чаще, чем условно благополучные родители, выбирают конфронтативный копинг. Именно этот способ совладения позволяет им через открытую враждебность к окружающим, в частности, к собственным детям,

снимать внутреннее напряжение и дискомфорт. Таким образом, пове­дение обоих родителей отличается враждебностью — одним из прояв­лений агрессии, что обусловливает использование физических нака­заний в качестве варианта агрессивной разрядки.

Существует положительная связь между эмоционально-ориенти­рованным копингом (ЭОК) и выбором родителями из деструктивных семей стратегии «Дистанцирование», а также положительная связь со стратегией «Поиск социальной поддержки».

 

Таблица 5

Различия в выборе копииг-стратегий у отцов из семей

с разным типом отношений (по ОСС) по Колмогорову—Смирнову

 

 

Названиестратегии Отцы эксперименталь­ной группы (п=38) Отцы контрольной группы (п=33)
Среднее SD Среднее SD
Конфронтативный копинг*** 12,10 2,45 8,20 2,71
Дистанцирование*** 11,00 2,58 8,80 2,43
Самоконтроль*** 9,70 2,17 14,20 2,75
Поиск социальной поддержки 9,40 2,43 11,00 3,15
Принятие ответственности*** 5,20 1,78 7,50 1,86
Бегство—избегание*** 13,3 3,02 8,80 2,74
Планирование решения проблемы*** 10,9 2,65 13,70 2,26
Положительная переоценка*** 9,6 3,17 11,30 3,45

Примечание. *** — уровень значимости р<0,001.

Оба родителя из деструктивной семьи при возникновении затруд­нений не прочь использовать стратегии дистанцирования (/><0,001) и бегства—избегания (/К0,001), тем самым уменьшая значимость стоящей перед ними проблемы и ослабляя собственную включенность в разре­шение трудных ситуаций.

Наименее выбираемыми родителями стратегии являются «Само­контроль» (/?<0,001), «Планирование решения проблемы» и «Принятие ответственности» (р<0,001), что свидетельствует об отсутствии у них активной позиции и в общественной, и в семейной жизни, невоз­можности конструктивно разрешить большинство затруднений и проблем. В целом, совладающее поведение родителей из эксперимен­тальной группы отличается пассивностью и дезадаптивностью.

Следующим шагом по изучению семейного совладания с жизнен­ными трудностями служит сопоставление показателей стилей совлада­ния, измеренных при помощи опросников КПСС и ОСС (табл. 6).

Таблица 6 Корреляционные связи между стилями КПСС и шкалами ОСС (по Спирмену)

 

 

ОСС КПСС
ЭОК КОИ ОТВЛ СО
Конфронтативный копинг     0,18*  
Дистанцирование 0,23**      
Поиск социальной поддержки 0,27* 0,19*   0,28**
Бегство-избегание   0,27** 0,20**  

Примечание. * - р<0,05; ** - р<0,01 (коэффициент ранговой корреляции Спир-мена); ЭОК - эмоционально-ориентированный копинг, КОИ - копинг, ориен­тированный на избегание; ОТВЛ - отвлечение; СО — социальное отвлечение.

Между выбором стиля «Копинг, ориентированный на избегание» об­наружены положительные связи со стратегиями «Бегство—избегание» и «Поиск социальной поддержки». Взаимосвязанные стили и стратегии удачно сочетаются друг с другом: чем чаще родители выбирают такой базисный способ, как «Копинг, ориентированный на избегание», тем выше стремление спрятаться от проблем и стремление к поиску ресур­сов у других людей.

Далее видно, что существует положительная связь между суб­стилем «Отвлечение» и выбором родителями стратегий «Конфронта­тивный копинг» и «Бегство—избегание». Существует также положи­тельная связь между субстилем «Социальное отвлечение» и выбором родителями стратегии «Поиск социальной поддержки», что достаточно согласуется между собой.

Таким образом, выявленные корреляционные связи между базис­ными стилями совладания и ситуационно-специфическими копинг-стратегиями согласуются друг с другом. Данный факт создает особую картину семейного совладания в изучаемых нами семьях.

Кроме того, мы можем говорить о том, что нам удалось проверить валидность опросника OCC-WCQ через корреляции с релевантным критерием, в качестве которого выступили шкалы опросника КПСС— CISS. Однако утверждать в полной мере, что опросник валиден, пока

нельзя. Во-первых, не были обнаружены наиболее важные связи показа­телей обеих методик. Во-вторых, в шкалы опросника ОСС—WCQ входит не так много пунктов, что не дает возможности оценить всю гамму прояв­лений и реакций, которые выбираются индивидом в трудной ситуации.

Еще одно исследование было посвящено выявлению различий в совладающем с трудностями поведении у городских и сельских выпуск­ников средней школы, людей с выраженной оптимистической или пессимистической жизненной ориентацией в условиях приближаю­щегося Единого государственного экзамена [4]. Полученные резуль­таты свидетельствуют о том, что у сельских учащихся одиннадцатых классов, по сравнению с городскими, более выражены такие копинг-стратегии, как «Дистанцирование», «Бегство—избегание» и «Положи­тельная переоценка». Это свидетельствует о том, что у сельских школь­ников преобладают избегающие стратегии совладания в сочетании с ориентированием на эмоции, направленные на уменьшение значимо­сти, мысленное отдаление от проблемы и нахождение в ней или ее последствиях положительных сторон. Исходя из этого, можно сделать вывод, что сельские школьники воспринимают поступление в вуз как менее контролируемую ситуацию, не зависящую от активности и каких-либо усилий самого учащегося, которые подразумевает проблемно-фо­кусированный копинг. Они, в отличие от городских одиннадцатикласс­ников, более пессимистично оценивают свои шансы на выпускных и вступительных экзаменах. Вероятно, что для этого у них есть объек­тивные основания: отсутствие возможности посещать репетиторов и подготовительные курсы в вузах, низкий уровень преподавания неко­торых школьных предметов, отсутствие необходимой для подготовки к экзаменам литературы, доступа к Интернету и т.п.

Выявление статистически значимых различий между двумя по­лярными группами респондентов - оптимистами («=31 чел.) и песси­мистами («=31 чел.) - показало, что оптимисты превосходят пессими­стов в выборе продуктивной копинг-стратегии «Планированиерешения проблемы». Исследование также показало, что наиболее предпочитае­мыми среди оптимистов являются копинг-стратегии: «Планирование решения проблемы», «Самоконтроль», более низкие оценки у оптимистов по шкалам «Бегство—избегание» и «Дистанцирование». У пессимистов на первой позиции копинг-стратегия «Дистанцирование», а наименее предпочитаемыми являются стратегии «Самоконтроль» и «Принятие ответственности». Эти результаты свидетельствуют о следующем:

оптимизм как устойчивая личностная характеристика играет конст­руктивную роль в проблемно-ориентированном совладающем пове­дении. Таким образом, опросник ОСС позволил выявить значимые различия в выборе копинг-стратегии между оптимистически и пес­симистически настроенными сельскими и городскими старшеклас­сниками в ситуации приближающегося Единого государственного экзамена.

В целом, адаптируемый нами опросник дифференцирует людей, по-разному действующих в специфических для них трудных ситуациях (оди­ночество, беременность, приближающийся экзамен, деструктивность се­мейного взаимодействия и т.д.). Однако в связи с его психометрическими показателями лучше применять опросник для диагностики совладания только одновременно с другим инструментарием. Нами апробированы такие варианты: сочетание с опросником Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (CISS) для взрослых и Юношеской копинг-шкалой Adolescent Coping Scale (ACS) (E. Frydenberg, R. Lewis) для более младших испыту­емых [4,8,10,11]. Такое совместное применение позволяет осуществлять интегративный подход к объяснению получаемых результатов, учитывая как личностные, так и ситуативные факторы выбора субъектом совладаю-щего поведения. Мы отдаем себе отчет в том, что адаптируемая нами мето­дика имеет некоторые ограничения, а ее адаптация для русскоязычной выборки должна быть продолжена.

ЛИТЕРАТУРА

1.Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переос­мысливание, преобразование жизненных ситуаций и психологическая за­щита // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 3-18.

2. Бодров В.А. Информационный стресс. Уч. пособие для вузов. М.: ПЕР-СЭ, 2000.

3. Джидарьян И.А., Антонова Е.В. Проблема общей удовлетворенности жизнью: теоретическое и эмпирическое исследование // Сознание личности в кризисном обществе. М.: Институт психологии РАН, 1995. С. 76-94.

4. Замышляева М.С. Оптимизм в структуре психологического совладания личности. Квалификационная работа по психологии. На правах рукописи. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2003.

5. Крюкова Т.П. О методике диагностики стилей психологического со­владания (копинга) у подростков ACS (Юношеская копинг-шкала) // Пси­хическое здоровье и социально-психологическая поддержка детей и подро­стков: состояние и перспективы / Сост. Т.Л. Крюкова и др. Кострома, 2002. С. 144-146.

6. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. Монография. Ко­строма: КГУ им. Н.А. Некрасова. Студия оперативной полиграфии «Аванти­тул», 2004.

7. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жиз­ненные трудности и совладание с ними. СПб.: Речь, 2005.

8. Куфтяк Е.В. Совпадающее поведение в семье, регулярно применяю­щей физические наказания детей. Дис. канд. психол. наук. На правах руко­писи. Кострома, 2004.

9. Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об об­ществе. М.: Академический проект, 2001.

 

10.Подобина О. Б. Совладающее поведение женщины на этапе принятия роли матери. Дис. канд. психол. наук. На правах рукописи. Кострома, 2005.

11.Сапоровская М.В. Детско-родительские отношения и совладающее (копинг) поведение родителей как фактор школьной адаптации перво­классников. Дис. канд. психол. наук. На правах рукописи. Кострома, 2002.

12.Семья: стресс, копинг, адаптация. Проблемы психологии совладаю­щего поведения в семейном контексте. Коллективная монография / Под ред. Т.Л. Крюковой, М.В. Сапоровской. Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасо­ва, 2003.

13.ФернхемА., Хейвен П. Личность и социальное поведение. СПб.: Пи­тер, 2001.

\4. Aldwin CM. Stress, Coping and Development: an integrative perspective. N.Y.: Guilford Press, 1994.

15.Amirkhan J.H. A Factor Analytically Derived Measure of Coping: The Coping Strategy Indicator // J. of Personality and Social Psychology. 1990. Vol. 59. P. 1066-1074.

16.Carver C.S., Scheier M.F., Weintraub J.K. Assessing Coping Strategies: A Theoretically Based Approach // J. of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 56. N 2. P. 267-283.

17.EndlerN.S., Parker J.D.A. Multidimensional Assessment of Coping: A Critical Evaluation // J. of Personality and Social Psychology. 1990. Vol. 58. N 5. P. 844-854.

18.Folkman S., Lazarus R.S. Manual for Ways of Coping Questionnaire. Palo Alto, CA: Consulting Psychologist Press, 1988.

19.Handbook of Coping: Theory. Research. Applications / Ed. M. Zeidner, N. Endler. N.Y., 1996.

20.Lazarus R.S., Folkman S. Stress, Appraisal and Coping. N.Y.: Springer Publishing House, 1984.

 

21. Maddi S.R., Khoshaba D.M. Hardiness and Mental Health // J. of Personality Assessment. 1994. Vol. 63(2). P. 265-274.

22. Pearlin L.I., Schooler С The structure of coping // J. of Health and Social Behavior. 1978. Vol. 19. P. 2-21.

Приложение

Копинг-тест «Опросник о способах копинга», «Way of Coping





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.