ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, Подсчет баллов для КПСС (Копинг-поведение в стрессовых ситуациях) Подсчет баллов для КПСС (Копинг-поведения в стрессовых ситуациях) 1. Для копинга, ориентированного на решение задачи, проблемы (проблемно-ориентированный копинг, или ПОК), суммируются следующие 16 пунктов: 1, 2, 6, 10, 15, 21, 24 , 26, 27, 36, 39, 41, 42, 43, 46, 47: 2. Для копинга, ориентированного на эмоции(эмоционально-ориентированный копинг, или ЭОК), суммируются следующие 16 пунктов: 5, 7, 8, 13, 14, 16, 17, 19, 22, 25, 28, 30, 33, 34, 38, 45. 3. Для копинга, ориентированного на избегание (КОИ),суммируются следующие 16 пунктов: 3,4,9, 11, 12, 18,20,23,29, 31, 32, 35, 37, 40, 44, 48. 1. Можно подсчитать субшкалу «Отвлечение»,состоящую из 8 пунктов, относящихся к шкале «Избегание»: 9, 11, 12, 18, 20, 40, 44, 48. 2. Субшкала «Социальное отвлечение»может быть подсчитана из следующих 5 пунктов, относящихся к шкале «Избегание»: 4,29,31,35,37. (Обратите внимание, что пункты шкалы «Избегание» 3, 23 и 32 не используются в субшкалах «Отвлечение» и «Социальное отвлечение».) Чтобы получить сумму баллов, сложите обведенные кружками цифры соответствующей шкалы. Обратите внимание, что каждый пункт входит только в одну шкалу. Источники 1.Norman S. Endler, James A. Parker Canada J. of Personality & Social Psychology. York University. 1990. Vol. 58. N 5. P. 844-854. 2.Крюкова Т.Л. О методологии исследования и адаптации опросника диагностики совладаюшего (копинг) поведения // Психология и практика: Сб. научн. трудов/ Отв. ред. В.А. Соловьева. Вып. 1. Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001. С. 70-82. Эмпирические нормы опросника CISS при адаптации методики к русскоязычной выборке (получены Т.Л. Крюковой (2001) Название стилей/субстилей | Пол | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | ПроблемноориентированныйкопингПОК | М | 31-52 | 53-6S | 66-79 | Ж | 24-52 | 53-64 | 65-80 | ЭмоциональноориентированныйкопингЭОК | м | 16-35 | 36-48 | 49-64 | ж | 20-37 | 38-51 | 52-76 | КопингориентированныйнаизбеганиеКОИ | м | 17-34 | 35-45 | 46-64 | ж | 20-38 | 39-49 | 50-69 | СубшкалаОтвлечение | м | 8-14 | 15-22 | 23-32 | ж | 8-16 | 17-22 | 23-32 | Субшкала «Социальное отвлечение» | м | 5-12 | 13-17 | 18-25 | Источники 1.Крюкова Т.Л. О методологии исследования и адаптации опросника диагностики совладающего (копинг) поведения // Психология и практика: Сб. научн. трудов. Вып. 1 / Отв. ред. В.А. Соловьева. Кострома: Изд-во КГУ им. НА. Некрасова, 2001. С. 70-82. 2.Сапоровская М.В. Детско-родительские отношения и совладаюшее (копинг) поведение родителей как фактор школьной адаптации первоклассников. Дис. канд. психол. наук. Кострома, 2002. 3.Куфтяк Е.В. Совладаюшее поведение в семье, регулярно применяющей физические наказания детей. Дис. канд. психол. наук. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2003. 231 с. Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, ОПРОСНИК СПОСОБОВ СОВЛАДАНИЯ (АДАПТАЦИЯ МЕТОДИКИ WCQ)1 Совладание с жизненными трудностями, как утверждают Р. Лазарус иС. Фолкман, есть «постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы» [20]. Задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их. Мы определяем совпадающее поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, - через осознанные стратегии действий (см., напр., [1, 2, 6, 7,12]). Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддается контролю. При таком понимании совладаюшее поведение важно для социальной адаптации здоровых людей. Стили и стратегии совладания рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями [5,7,12]. Несмотря на многочисленные серьезные исследования (правда, в основном, зарубежные), до сих пор имеются концептуальные и эмпирические трудности в объяснении совладающего поведения. Открытым является вопрос об эффективности копинга - продолжительности его действия, контекста и субъекта. Известно, что восстановление эмоционального баланса при помощи пассивных стратегий (не через решение проблемы) используется более интенсивно, если источник стресса не ясен, у человека нет знаний, умений или реальных возможностей уменьшить его [22]. В контролируемых ситуациях субъект более склонен выбирать прямое воздействие на стрессор [19]. 1 Исследование выполняется при финансовой поддержке РГНФ (проект 03-06-00143а). Существуют также методологические и методические трудности изучения совладаюшего поведения. «Следует особо отметить, что совладание — это процесс, в котором на разных его этапах субъект использует различные стратегии, иногда даже совмещая их. При этом повторим еще раз, что не существует таких стратегий, которые были бы эффективными во всех трудных ситуациях», — подчеркивает Л. И. Анцыферова [1]. Действительно, одна и та же ситуация может требовать различных стратегий, а совершенно разные ситуации — одинаковых. Так, эмоциональная экспрессивность в выражении чувств или эмоциональная сдержанность могут выражать хорошее совладание и коммуникативную компетентность в одних случаях, но отсутствие совладания и коммуникативную беспомощность - в других. Диагностике (измерению) совладающего поведения посвящено в последние два десятилетия большое количество публикаций в западных работах по психологии [17, 19] и единицы - в отечественной литературе (Н.А. Сирота, И.М. Никольская, А.В. Махнач, Т.Л. Крюкова). Известны четыре основных стратегии диагностики копинг-поведения: 1) субъективный отчет испытуемого о своем поведении, выраженный через ответы на вопросы опросников и интервью; 2) наблюдение за действиями в конкретной ситуации; 3) фиксация очевидных признаков; 4) изучение документов и продуктов деятельности индивида. Субъективный отчет (самоотчет испытуемых о своем поведении) является как самой распространенной, так и наименее трудоемкой стратегией [6,13,14,19]. Так же, как и в изучении механизмов психологической защиты, работ по оценке различного вида копинг-конструктов стало больше только в последнее десятилетие. В отличие от изучения механизмов зашиты, где исследователи использовали разнообразные методы, большинство исследователей в области копинга используют самоотчет для измерения, оценки копинг-реакций и поведения в целом. Обычно респондентов просят определить стрессовую ситуацию и обозначить способы, с помощью которых они справляются со стрессом. Если данные, полученные с помощью опросников, дополняются материалами интервью, появляется богатство описаний и примеров, чего нельзя получить только при письменном опросе. Первая группа методов изучения копинга - интериндивидуальные измерения - оценивают основные копинг-стратегии как ответ на определенную напряженную ситуацию (например, болевые симптомы, потерю работы, тяжелую болезнь). Вопросы, используемые в этих методиках, описывают конкретные действия, подходящие в специфической ситуации (см., напр., обзор работ Butler, Schwebel, Thorn, 1989; McCubbin и Iдр., 1983 [17]). Изучение последствий совладающего поведения для здоровья человека также развилось в одну из самых популярных тем в данной области [7, 12]. Появились разнообразные модели, которые рассматривают копинг как неотъемлемую часть взаимодействия психологических, экологических и биологических факторов, влияющих на здоровье и благополучие [20]. В рамках этой обширной литературы К. Олдвин [14] отметила, что существуют и используются в основном три обобщенные модели связи копинга и здоровья. Первая модель предполагает, что копинг-стратегии имеют прямой эффект на определенные переменные здоровья (например, кровяное давление). Вторая модель считает, что копинг-поведение имеет косвенный эффект для состояния здоровья, создавая изменения в связанном со здоровьем поведении (например, поддерживая постоянный контакт с врачами). Третья модель, редко применяемая в литературе, имеет в виду, что копинг-стратегии служат модераторами (посредниками): уменьшают или усиливают стресс, приводящий к определенным проблемам здоровья. На измерение интериндивидуального копинга самое большое влияние оказал опросник WCC(1980), позже пересмотренный и переименованный как Опросник способов совладания (WCQ, 1988). Вторая группа методов - личностно ориентированные инструменты - вызвала большую дискуссию в литературе [13, 14, 19]. Личностные факторы, связанные с уязвимостью/устойчивостью к стрессу, рассматриваются как устойчивые характеристики индивида и называются стилями совладающего поведения [16]. Группа интраиндивидуалъных методов оценивает основные копинг-стратегии или реакции, которые выбираются человеком в разнообразых стрессовых ситуациях и образуют относительно устойчивый стиль совладания. Вопросы, используемые в этих опросниках, изучают широкий диапазон возможных копинг-действий индивидов в различных стрессовых ситуациях, выбираемых чаще всего. Одной из самых известных методик является Coping Inventory for Stressful Situations (CISS) Н.Д. Эндлера и Д.А. Паркера [17], адаптированная нами в рамках проекта РГНФ в 2001 г. [6] ввиду практически полного отсутствия доступного и качественного отечественного инструментария [11]. Зарубежные исследователи обнаружили слабую связь между результатами, полученными при помощи методов первой и второй группы: 0,25-0,47 [14,с. 112]. отсутствие интереса большинства исследователей к объединению и целостности подходов - это отличительная особенность современной области :копинг-разработок. Данное состояние проблемы не удовлетворяет многих авторов, которые призывают коллег убедиться в важности одновременного изучения обеих переменных для продвижения в сфере разработки новых методов диагностики феномена. К. Олдвин предлагает считать критерием выбора методики (ориентированной на диагностику копинг-стиля или копинг-процесса) задачи исследователя, а именно: какие последствия копинга — ближайшие или отдаленные - он предполагает получить. Например, если мы хотим знать, насколько легко студент справляется со стрессом, вызванным рядовым тестированием, нужна процессуальная методика; предсказывая, как вообще данный студент совладает с тестированием, определяющим его средний академический балл, необходимо выбрать методику, измеряющую копинг-стиль. Автор замечает, что обобщенные описания людьми своего поведения в трудной ситуации вызывают у нее недоверие [14]. Убедительным примером служат люди, страдающие от депрессии, которые часто представляют себя беспомощными, а свое положение — безрадостным и безнадежным. Однако в конкретной трудной ситуации они иногда демонстрируют больше стратегий совладения, чем недепрессивные испытуемые. Специалисты по психодиагностике совладающего поведения обнаружили, что стратегия опроса путем формулирования обобщения («Как Вы обычно справляетесь с подобной ситуацией?») хорошо работает для выявления эмоционально-ориентированного копинга и хуже -для проблемно-ориентированного. Считается, что способы совладения с дистрессом более обобщены, чем способы разрешения трудной ситуации, характеризующейся большей спецификой, обусловленной непосредственно самой ситуацией. Наилучшим образом учитывает особенности проблемно-ориентированного копинга интервью, структурированное точно в соответствии с конкретной ситуацией и применяемое вместе с опросником. Таким образом, методология исследования совладающего поведения строится на различных предположениях авторов по поводу источников, природы этого вида человеческого поведения. Как и любое другое поведение, его предлагают анализировать по трем параметрам: локус контроля (зависимость от личности или от ситуации); спонтанность или намеренность; динамика — изменчивость или устойчивость [19]. Как уже говорилось, к самым известным методам интериндиви- дуального подхода относится Опросник способов совладания (Way: of Coping Questionnaire - WCQ) P. Лазаруса и С. Фолкман [18]. Р. Ла-зарус и его ученица С. Фолкман из Калифорнии были самыми активными исследователями совладающего поведения (копинга) в 80-е гг. [18, 20]. Они предположили, что копинг имеет две важнейшие функции, а именно: регулирование отрицательных эмоций (эмоционально-фокусированный копинг) и изменение ситуации, вызывающей дистресс, к лучшему (проблемно-фокусированный копинг). Оба типа совладания используют когнитивные и поведенческие модальности [18, с. 152]. Исследователи оказались не только наиболее влиятельными теоретиками 80-х гг., но и авторами двух широко используемых методик: Ways of Coping Checklist - WСС(1980) и Ways of Coping Questionnaire - WCQ (1985). Методика WCQ, или Опросник способов совладания (ОСС) создавалась на основе пересмотра первой методики в 1985-1988 гг. Авторы сообщили о работе по повышению внутренней согласованности шкал путем увеличения выборки и совершенствования факторного анализа данных. В 1985 г. на основе анализа 324 случаев коэффициент согласованности - альфа Кронба-ха - находился в диапазоне 0,56-0,85 (умеренные значения). Он повысился в 1986 г. (750 случаев): а=0,61 (дистанцирование) - 0,79 (положительная переоценка). Изменились названия шкал и количество вопросов (с 66 до 50) [19]. Данная методика считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Поздний вариант 1988 г. состоит из 50 вопросов и имеет 8 эмпирически полученных шкал: конфронтативный копинг (6 вопросов); поиск социальной поддержки (6 вопросов); планирование решения проблемы (6 вопросов); самоконтроль (7 вопросов); дистанцирование (6 вопросов); позитивная переоценка, прежде всего, собственных возможностей (7 вопросов); принятие ответственности (4 вопроса); бегство—избегание, включающая фантазирование, еду, алкоголь, курение, наркотики или лекарства (8 вопросов). Данные шкалы разделяют на три группы по таким основным критериям как решение проблемы, поиск и использование социальной поддержки, регулирование эмоций: 1. Планирование решения проблемы. 2. Поиск социальной поддержки. 3. Шесть эмоционально-фокусированных шкал. Методика WCQ относится к интериндивидуальным многомерным, ориентированным на ситуацию, опросникам. Поэтому ее характеризует своеобразие инструкции для испытуемых: их обычно просят припомнить недавнее (произошедшее за последнюю неделю/месяц) стрессовое событие или ситуацию из реальной жизни и то, как они с ним (с ней) справились. Отмечают, что повышающий надежность данных прием ретестирования применить к WCQ трудно, т.к. методика измеряет ситуационно-специфическое поведение (аналогичное переменной «реактивная тревожность»). Трудность заключается в том, что количество извлеченных факторов изменяется от выборки к выборке и от стрессора к стрессору [19]. Некоторые исследователи отмечают, что трудно ожидать повторяемых и стабильных результатов, т.к. люди перестраивают, приспосабливают свое поведение к требованиям каждой специфической ситуации. Другим несовершенством методики считается то, что она слабо учитывает теоретически пересекающиеся взаимоотношения между шкалами. Так, например, шкала «Поиск социальной поддержки» может служить разным целям — и решению проблемы, получению информации, и успокоению, отвлечению. В дискуссии по этому поводу существует радикальное мнение, что социальная поддержка вообще должна считаться не отдельной стратегией, а копинг-ресурсом, приемлемым для ряда различных копинг-стратегий. Согласно другому мнению, все копинг-стратегий можно разделить на социальные и несоциальные действия. Авторы адаптируемого нами опросника пытались вдохновить исследователей для адаптации их инструмента к изучению конкретных и специфических контекстов. Это сделали в изучении копинг-стратегий больных раком Dunkel-Schetternflp. (1992), Snider(1993) [14, 19], обнаружив пять факторов в структуре своих результатов: поиск и использование социальной поддержки (11 вопросов), когнитивный уход-избегание (9 вопросов), дистанцирование (12 вопросов), фокус на позитиве (8 вопросов), поведенческий уход—избегание (9 вопросов). Соотношение результатов, полученных с помощью двух известных методик, принадлежащих к двум разным подходам, приводят Н.С. Эндлер и Д.А. Паркер в своей статье 1990 г. [17]. Отмечается, что эта методика не получила достаточной эмпирической поддержки в исследованиях и имеет относительно слабую надежность шкал, но тем не менее она достаточно популярна у психологов-практиков. В нашей стране мы встретили только одно упоминание о попытке каптировать данную методику для конкретного исследования счастья/ несчастья [3]. При сравнении данных, полученных с помощью трех методик (WCQ, COPE, CISS), установлено, что они обеспечивают конкурентную (concurrent) или совпадающую валидность [17]. Приведем некоторые важные и для нашего исследования результаты соотнесения данных двух методик их авторами (табл. 1). Как видим, выраженные положительные взаимные связи и у мужчин, и у женщин наблюдаются между проблемно-ориентированным стилем совладания и стратегией ' «Решение проблемы». Из эмоциональных шкал высокую связь обнаруживает только стратегия «Фантазирование» с эмоционально-ориентированным копингом; шкала «Самообвинение» также связана с ним на ■ достаточно высоком уровне. Копинг, ориентированный на избегание, связан со стратегией «Разрядка», которую чаще всего относят к эмоционально-фокусированным. Таблица 1 Значимые корреляции между шкалами CISS (КПСС) и WCQ (OCC) у студентов-выпускников университета (Endler, Parker [17]) | CISS | ПОК | эок | КОИ | м (п=33) | Ж (п=97) | м (п=33) | Ж (п=97) | м (п=33) | Ж (п=97) | 1. Решение проблемы | 0,65*** | 0,68*** | 0,27 | -0,03 | | | 2. Поиск социальной поддержки | | 0,25** | | 0,28** | 0,30* | 0,41** | 3. Фантазирование | | | 0,73*** | 0,77*** | | 0,20* | 4. Дистанцирование | | | 0,32* | 0,46** | 0,05 | 0,31*** | 5. Фокусирование на позитиве | 0,37* | 0,42*** | | | | 0,26** | 6. Самообвинение | | | 0,63*** | 0,57*** | | | 7. Разрядка | | | 0,40** | 0,27** | 0 49*** | 0,48*** | 8. Избегание | | | 0,45** | 0,20* | | -0,19* | Примечание. * - уровень значимости р<0,05, ** - р<0,01; *** - р<0,001; ПОК - проблемно-ориентированный копинг; ЭОК — эмоционально-ориентированный копинг; КОИ - копинг, ориентированный на избегание. В 2003-2004 гг. мы начали адаптацию методики WCQ для русско-язычной выборки, получив ее перевод на русский язык из лаборатории Л.И. Вассермана (ПНИ им. В.М. Бехтерева, г. Санкт-Петербург). Мы добавили необходимую для данного типа методик инструкцию. Нами было проведено семь эмпирических исследований (напр., М.С. Замышляева, [4]), в том числе два завершенных диссертационных [8, 10]. Выборка для адаптации состояла из 600 испытуемых: 234 респондента мужского пола; 366 - женского пола. Средний возраст испытуемых-25,9 лет. Среди них мы выделили две группы испытуемых: первая - до 20 лет (я=219 человек): 54 человека мужского пола, 165 человек -женского пола; средний возраст респондентов - 16,6 лет. Вторая группа состояла из взрослых респондентов старше 20 лет (я=381); из них 180 человек мужского пола, 201 — женщина; средний возраст респондентов - 35,3 лет. Особую часть выборки представляли беременные женщины - 49 человек [10]. Статистический анализ результатов Опросника способов совладания производился М.С. Замышляевой при помощи пакета Statistica 6.O. Подсчет согласованности шкал (внутренней консистентности опросника) методом вычисления коэффициента альфа Кронбаха для выборки взрослых испытуемых дал следующие результаты: 1 шкала. Конфронтативный копинг (означает агрессивные усилия субъекта по изменению ситуации, предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску): а =0,39 (»SD=2,63). 2 шкала. Дистанцирование (когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость): а =0,57 (5Z>=3,00). 3 шкала. Самоконтроль (усилия по регулированию своих чувств и действий): о =0,52 (SD=3,18). 4 шкала. Поиск социальной поддержки (усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки от других людей): о =0,56(^=3,20). 5 шкала. Принятие ответственности (признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой ее решения): а =0,47 (SD=2,15). 6 шкала. Бегство—избегание (мысленное стремление и усилия, направленные на бегство, избегание или уход от проблемы, а не дистанцирование от нее): а =0,52 (SD=3,50). 7 шкала. Планирование решения проблемы (произвольные, специально предпринятые проблемно-сфокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитическій подход к решению проблемы): а=0,62 (.50=2,91). 8 шкала. Положительная переоценка ( усилия по созданию положи- тельного смысла ситуации, концентрация на росте собст- венной личности, включая религиозный опыт): а =0,59 (SD=3,36). Известно, что минимально приемлемый уровень a –коэффи- циента в опросниках, измеряющих совладаюшее поведение как диспозицию или стиль, связанный с устойчивыми личностны- ми - КПСС [19], обычно равен «0,65. Для интериндивидуаль-ных опросников допускаются более низкие значения a (при-мерно 0,55). Следует также обратить внимание на точку зре- ния Р.Кеттелла о том, что высокая внутренняя согласован- ность (особенно при изучении сложных психологических конструктов) в известном смысле противостоит высокой валид- ности. Наши результаты показывают не очень высокую согласованность шкал (особенно шкалы «Конфронтативный копинг») и заставляют нас продолжать усилия по улучшению психометрических качеств данного инструментария. Нами также получены эмпирические нормы для обеих выборок испытуемых. Приведем в данной статье тестовые нормы для взрослых людей старше и младше 20 лет (табл. 2). Мы применили опросник для исследования половых и возрастных различий между категориями испытуемых. Получены значимые различия как у молодых, так и у старших испытуемых. Некоторые результаты, показывающие преобладание двух видов стратегий у женщин, приведены в табл. 3. Нами проведено также эмпирическое исследование, в ходе которого решалась следующая проблема: каковы особенности совладающего поведения родителей в семьях, регулярно применяющих физические наказания детей, как они связаны с отношениями в семье и уровнем ее социально-психологической адаптированности [8]. Основная группа, принявшая участие в нашем исследовании, состояла из 38 семей (включая мать, отца и ребенка), в которых родители регулярно применяли физические наказания по отношению к собственному ребенку. Критериями отбора подобных семей были: обращение за психологической помощью к специалисту по поводу дезадаптированности ребенка в школе; наличие психологических проблем и несовладание с ними ребенка и семьи в целом; все признаки Таблица 2 Тестовые нормы опросника ОСС- WCQ —-------- .----------- . Копинг –стратегии ________________Конфронтативный копинг | Низкие значения | Средние значения | Высокие значения | а | б | а | б | а | б | от 1 до 6 | от 0 до 7 | от 7 до11 | от 8 до11 | от 12 до 17 | от 12 до16 | Дистанцирование | от 1 до 6 | от 1 до 7 | от 7 до11 | от 8 до11 | от 12 до 17 | от 12 до16 | Самоконтроль | от 4 до11 | от 1 до10 | от 12 до16 | от 11 до15 | от 17 до21 | от 16 до19 | Поиск социальной поддержки | от 0 до 7 | от 0 до 7 | от 8 до13 | от 8 до13 | от 14 до18 | от 14 до 17 | Принятие ответственности | от 0 до 5 | от 0 до 5 | от 6 до 9 | от 6 до 9 | от 10 до12 | от 10 до12 | Бегство-избегание | от 3 до 7 | от 1 до 7 | от 8 до13 | от 8 до14 | от 14 до23 | от 15 до22 | Планирование решения проблемы | от 2 до10 | от 3 до 9 | от 11 до15 | от 10 до13 | от 16 до18 | от 14 до18 | Положительная переоценка | от 3 до 9 | от 1 до 9 | от 10 до15 | от 10 до14 | от 16 до 21 | от 15 до19 | Примечание, а - выборка старше 20 лет (п=381чел.); б - выборка младше 20лет(п=219чел) Таблица 3 Различия по сумме баллов между взрослыми мужчинами и женщинами в выборе стилей совладающего поведения (ОСС- WCQ) (муж. n=180; жен. n = 201) к°пииг-стратегии | Сумма рангов Миуж. | Сумма рангов жен. | и | Z | Р | Z | Р | Поиск социальной поддер^н*** | 29511,50 | 43259,50 | 13221,50 | -4,53649 | 0,000 | -4,554 | 0,000 | Положительная переоценка**« | 30081,00 | 42690,00 | 13791,00 | -4,00583 | 0,000 | -4,020 | 0,000 | Примечание*** -_ уровень значимости р<0,001 (по критерию U - Манна- Уитни) проблемности, дисфункциональности семьи, которые можно установить при помощи включенного наблюдения и интервью. Контрольная группа включала 42 условно благополучные семьи с детьми. Критериями отбора контрольной группы послужили положительная экспертная оценка и характеристика семьи, данная классным руководителем, педагогом-психологом школы, в которой обучается ребенок; данные, полученные из анонимного мини-сочинения ребенка, свидетельствующие об отсутствии применения физических наказаний в семье; желание и готовность родителей принять участие в данном исследовании. Собственные проблемы и постоянное напряжение, связанное с ребенком, заставляют родителей использовать различные стратегии совладающего поведения. Характер выявленных различий представлен в табл. 4 и 5. Таблица 4 Различия в выборе копинг-стратегий у матерей из семей с разным типом отношений (по ОСС) по Колмогорову—Смирнову Названиестратегии | Матери экспериментальной группы (п=38) | Матери контрольной группы (п=42) | Среднее | SD | Среднее | SD | Конфронтативный копинг*** | 12,00 | 2,01 | 7,50 | 1,96 | Дистанцирование*** | 11,50 | 2,90 | 8,10 | 2,33 | Самоконтроль*** | 9,20 | 2,12 | 14,80 | 2,31 | Поиск социальной поддержки | 12,00 | 3,00 | 11,00 | 2,82 | Принятие ответственности*** | 4,90 | 1,35 | 8,40 | 1,60 | Бегство—избегание*** | 15,00 | 3,60 | 9,00 | 2,22 | Планирование решения проблемы*** | 8,50 | 2,46 | 14,00 | 2,50 | Положительная переоценка*** | 10,3 | 3,55 | 15,50 | 3,19 | Примечание. *** — уровень значимости р<0,001. Мы обнаружили, что родители и отцы основной группы чаще, чем условно благополучные родители, выбирают конфронтативный копинг. Именно этот способ совладения позволяет им через открытую враждебность к окружающим, в частности, к собственным детям, снимать внутреннее напряжение и дискомфорт. Таким образом, поведение обоих родителей отличается враждебностью — одним из проявлений агрессии, что обусловливает использование физических наказаний в качестве варианта агрессивной разрядки. Существует положительная связь между эмоционально-ориентированным копингом (ЭОК) и выбором родителями из деструктивных семей стратегии «Дистанцирование», а также положительная связь со стратегией «Поиск социальной поддержки». Таблица 5 Различия в выборе копииг-стратегий у отцов из семей с разным типом отношений (по ОСС) по Колмогорову—Смирнову Названиестратегии | Отцы экспериментальной группы (п=38) | Отцы контрольной группы (п=33) | Среднее | SD | Среднее | SD | Конфронтативный копинг*** | 12,10 | 2,45 | 8,20 | 2,71 | Дистанцирование*** | 11,00 | 2,58 | 8,80 | 2,43 | Самоконтроль*** | 9,70 | 2,17 | 14,20 | 2,75 | Поиск социальной поддержки | 9,40 | 2,43 | 11,00 | 3,15 | Принятие ответственности*** | 5,20 | 1,78 | 7,50 | 1,86 | Бегство—избегание*** | 13,3 | 3,02 | 8,80 | 2,74 | Планирование решения проблемы*** | 10,9 | 2,65 | 13,70 | 2,26 | Положительная переоценка*** | 9,6 | 3,17 | 11,30 | 3,45 | Примечание. *** — уровень значимости р<0,001. Оба родителя из деструктивной семьи при возникновении затруднений не прочь использовать стратегии дистанцирования (/><0,001) и бегства—избегания (/К0,001), тем самым уменьшая значимость стоящей перед ними проблемы и ослабляя собственную включенность в разрешение трудных ситуаций. Наименее выбираемыми родителями стратегии являются «Самоконтроль» (/?<0,001), «Планирование решения проблемы» и «Принятие ответственности» (р<0,001), что свидетельствует об отсутствии у них активной позиции и в общественной, и в семейной жизни, невозможности конструктивно разрешить большинство затруднений и проблем. В целом, совладающее поведение родителей из экспериментальной группы отличается пассивностью и дезадаптивностью. Следующим шагом по изучению семейного совладания с жизненными трудностями служит сопоставление показателей стилей совладания, измеренных при помощи опросников КПСС и ОСС (табл. 6). Таблица 6 Корреляционные связи между стилями КПСС и шкалами ОСС (по Спирмену) ОСС | КПСС | ЭОК | КОИ | ОТВЛ | СО | Конфронтативный копинг | | | 0,18* | | Дистанцирование | 0,23** | | | | Поиск социальной поддержки | 0,27* | 0,19* | | 0,28** | Бегство-избегание | | 0,27** | 0,20** | | Примечание. * - р<0,05; ** - р<0,01 (коэффициент ранговой корреляции Спир-мена); ЭОК - эмоционально-ориентированный копинг, КОИ - копинг, ориентированный на избегание; ОТВЛ - отвлечение; СО — социальное отвлечение. Между выбором стиля «Копинг, ориентированный на избегание» обнаружены положительные связи со стратегиями «Бегство—избегание» и «Поиск социальной поддержки». Взаимосвязанные стили и стратегии удачно сочетаются друг с другом: чем чаще родители выбирают такой базисный способ, как «Копинг, ориентированный на избегание», тем выше стремление спрятаться от проблем и стремление к поиску ресурсов у других людей. Далее видно, что существует положительная связь между субстилем «Отвлечение» и выбором родителями стратегий «Конфронтативный копинг» и «Бегство—избегание». Существует также положительная связь между субстилем «Социальное отвлечение» и выбором родителями стратегии «Поиск социальной поддержки», что достаточно согласуется между собой. Таким образом, выявленные корреляционные связи между базисными стилями совладания и ситуационно-специфическими копинг-стратегиями согласуются друг с другом. Данный факт создает особую картину семейного совладания в изучаемых нами семьях. Кроме того, мы можем говорить о том, что нам удалось проверить валидность опросника OCC-WCQ через корреляции с релевантным критерием, в качестве которого выступили шкалы опросника КПСС— CISS. Однако утверждать в полной мере, что опросник валиден, пока нельзя. Во-первых, не были обнаружены наиболее важные связи показателей обеих методик. Во-вторых, в шкалы опросника ОСС—WCQ входит не так много пунктов, что не дает возможности оценить всю гамму проявлений и реакций, которые выбираются индивидом в трудной ситуации. Еще одно исследование было посвящено выявлению различий в совладающем с трудностями поведении у городских и сельских выпускников средней школы, людей с выраженной оптимистической или пессимистической жизненной ориентацией в условиях приближающегося Единого государственного экзамена [4]. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у сельских учащихся одиннадцатых классов, по сравнению с городскими, более выражены такие копинг-стратегии, как «Дистанцирование», «Бегство—избегание» и «Положительная переоценка». Это свидетельствует о том, что у сельских школьников преобладают избегающие стратегии совладания в сочетании с ориентированием на эмоции, направленные на уменьшение значимости, мысленное отдаление от проблемы и нахождение в ней или ее последствиях положительных сторон. Исходя из этого, можно сделать вывод, что сельские школьники воспринимают поступление в вуз как менее контролируемую ситуацию, не зависящую от активности и каких-либо усилий самого учащегося, которые подразумевает проблемно-фокусированный копинг. Они, в отличие от городских одиннадцатиклассников, более пессимистично оценивают свои шансы на выпускных и вступительных экзаменах. Вероятно, что для этого у них есть объективные основания: отсутствие возможности посещать репетиторов и подготовительные курсы в вузах, низкий уровень преподавания некоторых школьных предметов, отсутствие необходимой для подготовки к экзаменам литературы, доступа к Интернету и т.п. Выявление статистически значимых различий между двумя полярными группами респондентов - оптимистами («=31 чел.) и пессимистами («=31 чел.) - показало, что оптимисты превосходят пессимистов в выборе продуктивной копинг-стратегии «Планированиерешения проблемы». Исследование также показало, что наиболее предпочитаемыми среди оптимистов являются копинг-стратегии: «Планирование решения проблемы», «Самоконтроль», более низкие оценки у оптимистов по шкалам «Бегство—избегание» и «Дистанцирование». У пессимистов на первой позиции копинг-стратегия «Дистанцирование», а наименее предпочитаемыми являются стратегии «Самоконтроль» и «Принятие ответственности». Эти результаты свидетельствуют о следующем: оптимизм как устойчивая личностная характеристика играет конструктивную роль в проблемно-ориентированном совладающем поведении. Таким образом, опросник ОСС позволил выявить значимые различия в выборе копинг-стратегии между оптимистически и пессимистически настроенными сельскими и городскими старшеклассниками в ситуации приближающегося Единого государственного экзамена. В целом, адаптируемый нами опросник дифференцирует людей, по-разному действующих в специфических для них трудных ситуациях (одиночество, беременность, приближающийся экзамен, деструктивность семейного взаимодействия и т.д.). Однако в связи с его психометрическими показателями лучше применять опросник для диагностики совладания только одновременно с другим инструментарием. Нами апробированы такие варианты: сочетание с опросником Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (CISS) для взрослых и Юношеской копинг-шкалой Adolescent Coping Scale (ACS) (E. Frydenberg, R. Lewis) для более младших испытуемых [4,8,10,11]. Такое совместное применение позволяет осуществлять интегративный подход к объяснению получаемых результатов, учитывая как личностные, так и ситуативные факторы выбора субъектом совладаю-щего поведения. Мы отдаем себе отчет в том, что адаптируемая нами методика имеет некоторые ограничения, а ее адаптация для русскоязычной выборки должна быть продолжена. ЛИТЕРАТУРА 1.Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование жизненных ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 3-18. 2. Бодров В.А. Информационный стресс. Уч. пособие для вузов. М.: ПЕР-СЭ, 2000. 3. Джидарьян И.А., Антонова Е.В. Проблема общей удовлетворенности жизнью: теоретическое и эмпирическое исследование // Сознание личности в кризисном обществе. М.: Институт психологии РАН, 1995. С. 76-94. 4. Замышляева М.С. Оптимизм в структуре психологического совладания личности. Квалификационная работа по психологии. На правах рукописи. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2003. 5. Крюкова Т.П. О методике диагностики стилей психологического совладания (копинга) у подростков ACS (Юношеская копинг-шкала) // Психическое здоровье и социально-психологическая поддержка детей и подростков: состояние и перспективы / Сост. Т.Л. Крюкова и др. Кострома, 2002. С. 144-146. 6. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. Монография. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова. Студия оперативной полиграфии «Авантитул», 2004. 7. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. СПб.: Речь, 2005. 8. Куфтяк Е.В. Совпадающее поведение в семье, регулярно применяющей физические наказания детей. Дис. канд. психол. наук. На правах рукописи. Кострома, 2004. 9. Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе. М.: Академический проект, 2001. 10.Подобина О. Б. Совладающее поведение женщины на этапе принятия роли матери. Дис. канд. психол. наук. На правах рукописи. Кострома, 2005. 11.Сапоровская М.В. Детско-родительские отношения и совладающее (копинг) поведение родителей как фактор школьной адаптации первоклассников. Дис. канд. психол. наук. На правах рукописи. Кострома, 2002. 12.Семья: стресс, копинг, адаптация. Проблемы психологии совладающего поведения в семейном контексте. Коллективная монография / Под ред. Т.Л. Крюковой, М.В. Сапоровской. Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2003. 13.ФернхемА., Хейвен П. Личность и социальное поведение. СПб.: Питер, 2001. \4. Aldwin CM. Stress, Coping and Development: an integrative perspective. N.Y.: Guilford Press, 1994. 15.Amirkhan J.H. A Factor Analytically Derived Measure of Coping: The Coping Strategy Indicator // J. of Personality and Social Psychology. 1990. Vol. 59. P. 1066-1074. 16.Carver C.S., Scheier M.F., Weintraub J.K. Assessing Coping Strategies: A Theoretically Based Approach // J. of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 56. N 2. P. 267-283. 17.EndlerN.S., Parker J.D.A. Multidimensional Assessment of Coping: A Critical Evaluation // J. of Personality and Social Psychology. 1990. Vol. 58. N 5. P. 844-854. 18.Folkman S., Lazarus R.S. Manual for Ways of Coping Questionnaire. Palo Alto, CA: Consulting Psychologist Press, 1988. 19.Handbook of Coping: Theory. Research. Applications / Ed. M. Zeidner, N. Endler. N.Y., 1996. 20.Lazarus R.S., Folkman S. Stress, Appraisal and Coping. N.Y.: Springer Publishing House, 1984. 21. Maddi S.R., Khoshaba D.M. Hardiness and Mental Health // J. of Personality Assessment. 1994. Vol. 63(2). P. 265-274. 22. Pearlin L.I., Schooler С The structure of coping // J. of Health and Social Behavior. 1978. Vol. 19. P. 2-21. Приложение Копинг-тест «Опросник о способах копинга», «Way of Coping |