МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Евангеларий Оттона III, 1000 г.





Как и монументальная живопись, оттоновская миниатюра опиралась первоначально на традиции раннехристианского и каролингского искусства, однако вскоре они подвергаются радикальной переработке. Очень рано характерными чертами немецкой миниатюры становятся плоскостность, графичность, локальность цвета. Под влиянием византийской живописи большое распространение получает золотой фон, архитектура и пейзаж сводятся до минимума и приобретают совершенно условный характер. Вместе с тем стремление возможно более интенсивно выразить духовное начало заставляет художников прибегать к преувеличениям. Причудливо изогнутые тела, непомерно вытянутые руки и особенно пальцы, выкатывающиеся из орбит глаза становятся признаками оттоновской миниатюры.

В 90-х годах торжествует уже новый стиль. Прекрасные образцы его дает исполненное в последние годы X века Евангелие Оттона III (Мюнхен, Государственная библиотека). К числу лучших миниатюр этой книги принадлежит изображение евангелиста Луки (илл. 25). В композиционном замысле этого листа есть нечто родственное подобным изображениям каролингских рукописей. Но как изменилось все остальное! Вместо проповедника или склонившегося над пюпитром писца перед нами охваченный экстазом оракул. Окруженный зеленоватым сиянием, широко раскинув поднятые вверх руки, он поддерживает небо, в котором виднеются бог, ангелы и пророки. В этом изображении заключен символический смысл: согласно учению средневековой церкви евангелисты являются столпами, поддерживающими религию и церковь. Легкие, бесплотные фигуры, золотой фон, холодные, сияющие краски создают впечатление неземного видения.

Другой лист этой же рукописи — „Въезд Христа в Иерусалим" — знакомит нас с пространственными решениями и пейзажными мотивами немецкой миниатюры. Здесь можно наблюдать дальнейшее развитие того процесса расслоения пространственных планов, начало которого мы отмечали в каролингской миниатюре. Теперь композиция уже совершенно плоскостна, фигуры помещены на золотом фоне в двух ярусах друг над другом. Верхнюю часть занимают едущий на ослике Христос и взобравшийся на дерево юноша, нижнюю — встречающие Христа жители Иерусалима и сопровождающие его ученики. Разделив фигуры единой сцены, художник хочет все же связать их действием. Особого внимания заслуживают в этой миниатюре деревья. Они напоминают какие-то сросшиеся грибы - это сложившийся тип изображения дерева, который пройдет через произведения европейской живописи нескольких столетий. Земля, деревья, здания все превращается теперь в род условных знаков.

На страницах рукописей оттоновского периода мы часто видим неподвижно и торжественно восседающих на троне императоров, коронуемых Христом или принимающих поклонение и дань покоренных стран. Лишенные всякой индивидуальности, изображения эти являются не портретами того или иного властителя, но олицетворением идеи божественного происхождения и безграничного могущества императорской власти. Такой идеализированный „портрет" есть и в рассматриваемой нами рукописи. На развороте ее располагаются рядом две большие миниатюры. На одной мы видим застывшего на троне, огромного, совершенно фронтально сидящего перед зрителем Оттона III (илл. 26). Миниатюры исполнены в графичной манере, плоскостны и раскрашены яркими чистыми красками. Статичность фигур, контрастирующая с подвижностью большинства фигур других композиций рукописи, должна подчеркнуть особенную значительность сюжета.



Главные школы оттоновской книжной миниатюры

 

 

Кодекс Св. Григория

С именем архиепископа Эгберта связаны три знаменитых манускрипта-ровесника: Псалтырь Эгберта, Регистр св. Григория и Кодекс Эгберта. Совместно эти манускрипты представляют Трирскую школу.

От Регистра св. Григория (ок. 983 г.), как принято называть большой сборник писем папы Григория Великого, сохранилось всего лишь два листа (хранящихся, к тому же, в разных местах), но зато каждый из них представляет самостоятельный шедевр раннего оттоновского искусства.

Во-первых, это лист, на котором изображен сам автор писем, папа Григорий. Эта работа, выполненная в жанре, промежуточном между агиографической сценкой и историческим портретом, написана в лаконичной, сбалансированной цветовой гамме. Художник расчетливо и экономно использовал ярко-золотую краску: ее удостоились только нимб над головой Григория и книга в его руках.

Миниатюра иллюстрирует популярную в те времена историю из агиографических преданий Павла Диакона, которую можно назвать "Чудом о Голубе". Папа Григорий, как и большинство других иерархов, редко писал сам, предпочитая диктовать текст своим секретарям. При этом, стремясь к творческому уединению, он отгораживался от секретарей ширмой. Однажды, когда папа диктовал гомилии на Иезекииля, он замолк, прервавшись на полуслове. Обеспокоенный секретарь отважился заглянуть за ширму и обнаружил, что на плече Григория сидит белый голубь. Это был, как легко догадаться, сам Дух Святой, спустившийся с небес, чтобы вдохновить папу.

Папа Григорий Великий за работой ("Чудо о Голубе"). Портрет Оттона II (III?) Регистр св. Григория.

На втором листе Регистра св. Григория изображен император Оттон II (либо Оттон III ). Этот портрет Оттона (безусловно, идеализированный) в идеологическом отношении представляет собой развитие каролингской иконографии изображения государя, а в сюжетно-композиционном – предлагает новый, монументальный канон. Император восседает на троне, размещенном перед стилизованной беседкой с коринфскими колоннами. В руках у Оттона – знаки императорского достоинства, на голове – корона. Женские фигуры по обеим сторонам от государя символизируют земли "империума", то есть, проще говоря, страны-данницы – Германию, Алеманнию, Францию и Италию.

Оба листа Регистра св. Григория выполнены в выразительной, узнаваемой манере. Характерной ее особенностью является строго определенный тип масштабирования персонажей. Главный герой иллюстрации – будь то папа или император – в полтора-два раза выше, чем остальные персонажи. И это вне зависимости от плана (передний или задний), на котором расположены действующие лица! Хотя нечто подобное мы можем наблюдать и в некоторых каролингских манускриптах (например, в "Чуде о Голубе" из Мецского Сакраментария), подобное "египетское" решение следует признать особенностью именно Оттоновского ренессанса.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.