Классификация медицинских информационных систем Классификация медицинских информационных систем основана на иерархическом принципе и соответствует многоуровневой структуре здравоохранения. Различают: - медицинские информационные системы базового уровня, основная цель которых – компьютерная поддержка работы врачей разных специальностей; они позволяют повысить качество профилактической и лабораторно-диагностической работы, особенно в условиях массового обслуживания при дефиците времени квалифицированных специалистов. По решаемым задачам выделяют: а) информационно-справочные системы (предназначены для поиска и выдачи медицинской информации по запросу пользователя), б) консультативно-диагностические системы (для диагностики патологических состояний, включая прогноз и выработку рекомендаций по способам лечения, при заболеваниях различного профиля), в) приборно-компьютерные системы (для информационной поддержки и/или автоматизации диагностического и лечебного процесса, осуществляемых при непосредственном контакте с организмом больного), г) автоматизированные рабочие места специалистов (для автоматизации всего технологического процесса врача соответствующей специальности и обеспечивающая информационную поддержку при принятии диагностических и тактических врачебных решений); - медицинские информационные системы уровня лечебно-профилактических учреждений. Представлены следующими основными группами: а) информационными системами консультативных центров (предназначены для обеспечения функционирования соответствующих подразделений и информационной поддержки врачей при консультировании, диагностике и принятии решений при неотложных состояниях), б) банками информации медицинских служб (содержат сводные данные о качественном и количественном составе работников учреждения, прикрепленного населения, основные статистические сведения, характеристики районов обслуживания и другие необходимые сведения), в) персонифицированными регистрами (содержащих информацию на прикрепленный или наблюдаемый контингент на основе формализованной истории болезни или амбулаторной карты), г) скрининговыми системами (для проведения доврачебного профилактического осмотра населения, а также для выявления групп риска и больных, нуждающихся в помощи специалиста), д) информационными системами лечебно-профилактического учреждения (основаны на объединении всех информационных потоков в единую систему и обеспечивают автоматизацию различных видов деятельности учреждения), е) информационными системами НИИ и медицинских вузов (решают 3 основные задачи: информатизацию технологического процесса обучения, научно-исследовательской работы и управленческой деятельности НИИ и вузов); - медицинские информационные системы территориального уровня. Представлены: а) ИС территориального органа здравоохранения; б) ИС для решения медико-технологических задач, обеспечивающие информационной поддержкой деятельность медицинских работников специализированных медицинских служб; в) компьютерные телекоммуникационные медицинские сети, обеспечивающие создание единого информационного пространства на уровне региона; - федеральный уровень, предназначенные для информационной поддержки государственного уровня системы здравоохранения. В структуре ИС можно выделить ряд следующих подсистем: - Информационное обеспечение – одна из важнейших подсистем ИС медицинского учреждения. Она предусматривает создание единой для всего медицинского учреждения классификации и кодирования информации, унификацию всей документации: историй болезни, карт амбулаторного больного, учетно-статистических документов, протоколов различных диагностических исследований и др. - Техническое обеспечение.Включает в себя комплекс технических средств, обеспечивающих функционирование ИС: компьютеры, устройства ввода и вывода информации, электронные архивы, линии связи, а также разнообразную оргтехнику. Сложность и объем технического обеспечения зависят от величины и профиля лечебного учреждения, а также от наличия у учреждения финансовых ресурсов. - Математическое и программное обеспечение. Представляет собой совокупность системных, служебных и прикладных программ, математических моделей и алгоритмов, необходимых для решения профессиональных задач. При этом предусматривается наличие как специальных медицинских программных средств, так и программного обеспечения общего, в основном офисного, назначения. Организационное обеспечение. Подразумевает четкую регламентацию взаимодействия сотрудников лечебного учреждения с техническими средствами ИС. При этом из состава медицинского персонала выделяются сотрудники, ответственные за подготовку задач, подлежащих решению с помощью ИС, а среди персонала устанавливаются организационно-правовые нормы работы в ИС, которые закрепляются соответствующим распоряжением администрации лечебного учреждения. Эффективность работы ИС в лечебном учреждении в значительной степени зависит от понимания сотрудниками целей и задач, для решения которых и создана конкретная ИС. Все задачи, которые возникают в процессе функционирования лечебного учреждения, можно разделить на три класса: структурированные (формализуемые), неструктурированные (неформализуемые) и частично структурированные. Структурированные, или формализуемые, задачи – это те задачи, в которых известны все составляющие их элементы и имеются однозначные алгоритмы решения. Обычно такие задачи относятся к рутинным операциям с данными, их приходится решать многократно, используя одни и те же математические модели. К таким задачам можно отнести, например, расчет заработанной платы персонала, движение лекарственных средств из аптеки по подразделениям лечебного учреждения, выполнение внутрибольничных экономических расчетов. Для выполнения всех этих задач необходимы компьютеры невысокой сложности с минимальным набором периферийного оборудования. Основное назначение ИС при решении структурированных задач в лечебном учреждении состоит в автоматизации рутинной работы, повышении комфортности и надежности работы медицинского персонала. В результате этого повышается эффективность работы лечебного учреждения в целом. С позиции управления лечебным учреждением, такие ИС и решаемые ими задачи можно отнести к так называемому оперативному уровню управления. Он включает в себя хозяйственную деятельность, работу различных вспомогательных служб (аптеку, кадры, бухгалтерию и др.), информационную деятельность, маркетинг, работу со страховыми компаниями, взаимоотношения с другими лечебными учреждениями и органами здравоохранения. В соответствии с поставленными задачами создаются отдельные подтипы ИС: финансовые и учетные системы, система "аптека",системы "кадры", "бухгалтерия", "приемный покой", "медицинский архив" и др. К частично структурируемым задачам относятся такие, в которых известна лишь часть составляющих их элементов, при этом связи между элементами не всегда могут быть определены очевидно и однозначно. В таких условиях на компьютер возлагается лишь черновая, наиболее емкая и сложная часть аналитической работы. Окончательное же решение по результатам компьютерной обработки имеющейся информации принадлежит пользователю - медицинскому работнику или другому сотруднику лечебного учреждения. ИС, используемые для решения частично структурированных задач, составляют значительную часть информационного обеспечения в медицине. Справочно: Наиболее распространенными ИС указанного выше направления являются так называемые управленческие системы. Они предназначены для анализа большого количества формализованных данных, на основе которого принимается то или иное управленческое решение. Такие системы широко применяются при составлении отчетов. Они помогают рассмотреть возможные варианты альтернативных решений и выбрать из них наиболее оптимальное для данной конкретной ситуации. В этих системах предусмотрена возможность комбинировать данные, полученные из разных источников, быстро добавлять или исключать источники данных, обеспечивая при этом их логическую независимость друг от друга. Неструктурированные задачи – наиболее сложные. При них нет готовых моделей и математических алгоритмов, на основе которых можно было бы принять решение. Для решения таких задач применяются очень сложные ИС, носящие название экспертных. Целями создания МИС являются: 1. Создание единого информационного пространства; 2. Мониторинг и управление качества медицинской помощи; 3. Повышения прозрачности деятельности медицинских учреждений и эффективности принимаемых управленческих решений; 4. Анализ экономических аспектов оказания медицинской помощи; 5. Сокращение сроков обследования и лечения пациентов; 6. Внедрение МИС имеет положительный эффект для всех участников системы здравоохранения. Ø Преимущества для пациента: o Продуктивность лечения: · врач имеет больше времени на работу с пациентами за счет сокращения «бумажной работы»; · оперативность получения диагностических данных повышает скорость назначения и эффективность соответствующего лечения; · аккумулирование данных о пациенте за любое количество лет с возможностью просмотра его предыдущих историй болезни; · снижение риска потери информации о пациенте; o Минимизация затраченного времени: · возможность составления за минимальный промежуток времени оптимального графика посещений пациентом диагностических и процедурных кабинетов; · отсутствие очередей у процедурных и диагностических кабинетов; · быстрое получение результатов обследований и выписного эпикриза в печатном или электронном виде; Ø Преимущества для лечащего врача: o Продуктивность лечения: · возможность просмотра предыдущих историй болезни пациента; · возможность получения информации с аптечного склада предприятия о наличии лекарственных средств; · доступность любой информации из истории болезни в режиме реального времени o Минимизация затраченного времен: · снижение избыточности затрат ручного труда на переписывание одних и тех же данных; · облегчение поиска справочных данных и работы со справочной литературой; · автоматическая кодировка диагнозов по шифрам МКБ-10; · использование шаблонов (часто используемых фраз) при заполнении истории болезни; · автоматизированное получение выписного эпикриза; Ø Для Департамента и Министерства здравоохранения: · сравнение деятельности различных учреждений здравоохранения на основании данных, поступающих из различных регионов РФ; · своевременное принятие важных стратегических и тактических решений на основе анализа данных, поступающих в режиме реального. |