Глава 1 Межбюджетные отношения, их сущность и инструменты регулирования в Российской Федерации Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение Высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финансовый университет) Пермский финансово-экономический колледж- «Пермский филиал Финансового университета» Кафедра финансов Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.06 «Финансы» ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ Заместитель директора по учебной работе, к.э.н. Н.В. Галкина _______________________ «___» ___________ 2015 г. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Нормативно-правовые основы распределения и использования межбюджетных трансфертов Выполнила студентка 4 курса очной формы обучения группы № 401 Иванова Полина Владимировна __________ Научный руководитель: Конышева Елена Алексеевна, к.п.н. _________ Пермь, 2015 Содержание Введение. 3 Глава 1 Межбюджетные отношения, их сущность и инструменты регулирования в Российской Федерации. 6 1.1 История развития межбюджетных отношений в Российской Федерации. 6 1.2 Сущность, принципы и инструменты регулирования межбюджетных отношений в Российской Федерации. 10 1.3 Нормативно-правовые основы распределения и использования межбюджетных трансфертов. 16 Глава 2 Анализ предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. 21 2.1 Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. 21 2.2 Дотации, субсидии и субвенции из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. 25 2.3 Полномочия Федерального казначейства в регулировании межбюджетных отношений 31 Заключение. 36 Список использованных источников и литературы.. 40 Приложения Введение Межбюджетные отношения рассматриваются как основа бюджетной системы любого федеративного государства, обеспечивающая финансовую взаимосвязь между субъектами бюджетной системы. Также межбюджетные отношения существенно воздействуют на экономическую ситуацию, темпы роста основных макроэкономических и демографических показателей, как в субъектах федерации, так и в стране в целом. Помимо социально-экономической составляющей жизни общества, эти отношения выполняют политические функции, так как они могут не только способствовать сохранению единства государства, развитию отношений между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и местными властями, но и привести к разрушению страны. Основными направлениями бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов предусматривается, что бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений будет направлена на решение задач, связанных с: - усилением выравнивающей составляющей межбюджетных трансфертов; - обеспечением сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; - продолжением консолидации отдельных видов межбюджетных трансфертов; - предоставляемых из федерального бюджета в рамках государственных программ, а также их распределением. Цель межбюджетных отношений – создание исходных условий для сбалансированности бюджетов на каждом уровне с учетом возлагаемых на них задач и функций. Однако отдельные виды расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов путем включения соответствующих норм в федеральный закон о федеральном бюджете. В аналогичном порядке отдельные виды расходов бюджетов субъектов могут передаваться из бюджета субъекта местным бюджетам. Такие межбюджетные отношения регулируются за счет межбюджетных трансфертов, которые в настоящее время приобретают большое значение. Конкретные вопросы совершенствования системы межбюджетных отношений решаются в рамках, принятых Правительством Российской Федерации соответствующих государственных программ. При этом основным стратегическим документом, определяющим развитие системы межбюджетных отношений, на федеральном уровне является государственная программа «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 310. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что, несмотря на положительные изменения в системе межбюджетных отношений, большинство территориальных образований экономически несостоятельны, что вызвано неравномерным распределением экономического потенциала, а также сохраняется существенный дисбаланс доходов и расходов бюджетов всех уровней Российской Федерации. Целью выпускной квалификационной работы является анализ нормативно-правовых основ распределения и использования межбюджетных трансфертов в Российской Федерации на примере Пермского края. Объектом исследования являются межбюджетные отношения в Российской Федерации. Предметом исследования – нормативно-правовые основы распределения и использования межбюджетных трансфертов в Пермском крае. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Рассмотреть историю развития межбюджетных отношений в Российской Федерации, а также выделить сущность, принципы и инструменты регулирования этих отношений. 2. Охарактеризовать нормативно-правовые основы распределения и использования межбюджетных трансфертов. 3. Проанализировать предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Пермского края. 4. Ознакомиться с деятельностью Федерального казначейства и его органов в отношении межбюджетных трансфертов. Для достижения поставленной цели использованы следующие методы исследования: анализ, статистическая обработка данных, группировка данных, сравнение, системный подход, обобщение. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. В первой главе, в соответствии с поставленными задачами, представлены история развития межбюджетных отношений, их сущность и принципы, рассмотрены инструменты регулирования межбюджетных отношений в Российской Федерации. Содержание второй главы сводится к анализу предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на примере Пермского Края, а также проанализирована деятельность казначейства в сфере межбюджетных отношений. При написании работы были использованы различные источники литературы: законодательные и иные нормативно-правовые акты, учебная литература, периодические издания и электронные ресурсы. Глава 1 Межбюджетные отношения, их сущность и инструменты регулирования в Российской Федерации |