некоторые аспекты применения права в деятельности ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ Как видно, потребность в правоприменении возникает тогда, когда для полного осуществления прав и обязанностей субъектов требуется принятие компетентным государственным или по поручению государства негосударственным органом дополнительного решения [15, с. 331]. Если говорить обобщенно, то такая потребность появляется в тех случаях, когда для возникновения субъективных прав и обязанностей требуется согласно закону властное решение. В таких ситуациях права и обязанности у конкретных субъектов не могут возникнуть без соответствующей деятельности компетентных органов, в частности правоохранительных. Законодатель, формулируя некоторые нормы права таким образом, регламентируя процедуру их применения, ставит тем самым под контроль общественные отношения, затрагивающие существенные интересы общества и государства. Реализация права правоохранительными органами в форме применения необходима в тех случаях, когда субъекты не могут прийти к согласию по поводу взаимных субъективных прав и обязанностей, и между ними возникает спор. Позже, такой спор может разрешаться в судебном порядке. Потребность в правоприменении соответствующими органами государства возникает тогда, когда не исполняются или исполняются не надлежащим образом субъективные обязанности; когда возникают какие-либо препятствия, помехи в осуществлении субъективного права. Потребность в правоприменении правоохранительными органами возникает и в тех случаях, когда только с помощью компетентного органа возможно подтвердить наличие или отсутствие жизненного факта, имеющего юридическое значение, например, объявление судом безвестно отсутствующего гражданина умершим и т.п. Применение права в деятельности правоохранительных органов как форма реализации права необходимо, если совершено правонарушение и возникает потребность в определении правонарушителю меры юридической ответственности. Например, гражданин совершил кражу имущества, и суд в соответствии с нормами уголовного права выносит виновному приговор, а до этого проводится соответствующее расследование [15, с. 332]. Применение норм права как специфическая форма правореализации обладает определенными характерными признаками, чертами, которые отличают его от соблюдения, исполнения и использования и одновременно показывают его тесную взаимосвязь с ними, их сочетание и взаимопроникновение. Не следует думать, что формы реализации существуют в строгой изоляции друг от друга. Наоборот, они предполагают совместное существование. В частности, при применении права нередко видны моменты и соблюдения, и исполнения, и использования в деятельности правоохранительного органа. Правоприменение правоохранительными органами представляет собой государственно-властную деятельность. Акты, издаваемые в результате этой деятельности, обязательны к исполнению и обеспечиваются в необходимых случаях принудительной силой государства, т.е. данных органов. Эта - деятельность специально уполномоченных на то субъектов права. К ним в первую очередь относятся компетентные государственные органы - органы внутренних дел, суды, прокурорские органы. При этом к субъектам правоприменения не относятся отдельные граждане. Правоприменение по своему содержанию является деятельностью в отношении конкретных жизненных случаев (по разрешению конкретных юридических дел) и вынесению индивидуальных правовых решений правоохранительными органами. Правоприменительная деятельность правоохранительных органов - это организующая творческая деятельность в отношении конкретных субъектов права в целях более полного осуществления ими субъективных прав и обязанностей, их обеспечения и защиты, а также наказания виновных в правонарушении или преступлении. Применение права в деятельности правоохранительных органов представляет собой деятельность, которая четко регламентирована нормативными актами, т.е. осуществляется в установленных процессуальных формах. Данная регламентация особенно необходима при разрешении уголовных и административных дел, когда затрагиваются существенные интересы субъектов права. Таким образом, применение права в деятельности правоохранительных органов представляет собой властную организующую деятельность данных органов, должностных лиц, осуществляемая в специально установленных законом формах, по реализации правовых норм при разрешении конкретных дел и принятии обязательных индивидуально-правовых решений. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, изучив правовые аспекты и научные положения, касающиеся применения права, можно сделать следующие выводы. Значительная часть правоотношений может возникать, развиваться и прекращаться только на основании специального решения компетентных государственных органов и должностных лиц. Чаще всего такое решение выносится в форме официального документа. Характерная особенность правоприменения состоит в том, что оно осуществляется не произвольно, по субъективному усмотрению правоприменителей, а на основе и в соответствии с действующим законодательством. Потребность в правоприменении как особой стадии механизма правового регулирования вытекает из природы государства. Непосредственно заинтересованное в реализации принимаемых им норм права государство осуществляет разнообразную исполнительную, судебную и правоохранительную деятельность, принимает активные меры к тому, чтобы его нормативно-правовые установления не деформировались, не искажались произвольно участниками конкретных отношений. Одним из действенных способов решения этой сложной, многообразной, неимоверно трудной задачи выступает правоприменение. Акты применения права, или правоприменительные акты, составляют особый и наиболее распространенный вид правовых актов. Они имеют двойственную природу: обладают свойствами, присущими нормативно-правовым актам, и одновременно принципиально отличаются от них, имеют свое лицо, свою специфику как самостоятельный элемент механизма правового регулирования. Акты применения права характеризуются определенными специфическими чертами: 1) это решение по конкретному делу официального компетентного органа, которого государство уполномочило на реализацию права в определенных сферах общественных отношений. 2) содержит государственно-властное веление, обязательное для соблюдения и исполнения всеми, кому оно адресовано, и обеспечиваемое силой государства; 3) имеет определенную, установленную законом форму. 4) направлен на индивидуальное регулирование общественных отношений. В нем строго индивидуализируются (персонифицируются) субъективные права и юридические обязанности конкретных лиц исходя из определенной жизненной ситуации. Акты применения права следует отличать от других правовых актов, в частности от нормативно-правовых. Данное отличие заключается в следующем: 1) Нормативно-правовой акт носит общий характер, регулирует определенный вид общественных отношений, обращен ко многим лицам, действует до тех пор, пока его не отменят. Акт применения права носит индивидуальный характер, регулирует конкретное общественное отношение, обращен к конкретным лицам, его действие распространяется на конкретный случай. 2) Нормативно-правовой акт устанавливает, изменяет или отменяет нормы права, являясь общей нормативной основой правового регулирования. Акт применения права этого делать не может. Он претворяет, реализует общие предписания нормативного акта в жизнь, выступая необходимым средством перевода общеобязательных нормативных предписаний в сферу конкретных жизненных ситуаций и применительно к конкретным людям. 3) Правоприменительные акты принимают практически все органы государства, в различных сферах общественной жизни, в связи с урегулированием различных жизненных ситуаций и т.д., что и обусловливает их разнообразие. Что касается классификации актов применения права на виды, то она может проводиться по различным основаниям: - по субъектам, осуществляющим применение права, - по предмету правового регулирования, т.е. по отраслям применяемых норм; - по форме правоприменительной деятельности; - по функциональному признаку, т.е. по их месту в механизме правового регулирования; - по форме внешнего выражения; - по структуре; - по наименованию; - по своему юридическому значению; - в зависимости от действия во времени. Таким образом, понятие акта применения права можно сформулировать как официальное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994 (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 1996 и 2004 г.). – Мн.: Амалфея, 2004. – 91с. 2. Василевич, Г. А. Конституционное право Республики Беларусь / Г.А. Василевич. - Минск: Книжный Дом; Интерпрессервис, 2003.-832 с. 3. Данилевич, А.А. Судоустройство / А.А. Данилевич. – Минск: Амалфея, 2002. – 470с. 4. История политических и правовых учений / Под общ. Ред. В.С. Нерсесянца. – М.: Норма-Инфра, 1999. – 349с. 5. Крамник, А.Н. Административно-правовые основы государственного управления / А.Н. Крамник. – Минск: Тесей, 2004. – 704с. 6. Матузов, Н.И., Малько, А.В. Теория государства и права: Учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – М., 2002.- 512 с. 7. Мухаев, Р.М. Хрестоматия по теории государства и права, политологии, истории политических и правовых учений / Р.М. Мухаев. - М., 2000. – 478 с. 8. Общая теория права и государства. / Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 244с. 9. Общая теория государства и права: Учеб. пособие / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; Под общей ред. В.А. Кучинского. 2-е изд., дополненное. – Минск: Амалфея, 2004. – 688 с. 10. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Юристъ, 2001. – 656 с. 11. Сырых, В.М. Теория государства и права / В.М. Сырых. – М.: Юридический дом «Юстицинформ», 2004. – 700с. 12. Теория государства и права / Под ред. В.В. Корельского. – М.: Юристъ, 1997. – 321с. 13. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 2001. – 223с. 14. Теория права и государства: Учебник для вузов / Под ред. Г.Н. Манова. - М.: БЕК, 1996. – 336 с. 15. Теория государства и права. Учебник. Издание 3-е, расширенное и дополненное. / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: ИКД Зерцало М, 2001. – 624 с. |