ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ПРИНЦИПЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ПРИНЦИПЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 ГЛАВА 2. ПРИРОДА И ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫХ АКТОВ 11 ГЛАВА 3. ВИДЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫХ АКТОВ 15 ГЛАВА 4. некоторые аспекты применения права в деятельности ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ 19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25 ВВЕДЕНИЕ Право, как и другие социальные регуляторы, выступает в реальной жизни в виде системы норм, эталонов, требований, дающих возможность человеку ориентироваться в окружающем мире и избирать социально приемлемые варианты поведения. Юридические нормы очерчивают объективно обусловленные пределы волевого поведения людей по отношению друг к другу в процессе реализации своих потребностей и интересов на определенном этапе развития общества. Нормы права создаются для того, чтобы их предписаниям следовали все субъекты, которым они адресованы, и тем самым воплощались в жизнь, в реальную действительность. Юридическая норма существует и отвечает своему предназначению лишь тогда, когда она выполняется, то есть реализуется на практике в поведении людей - в совершении или несовершении ими юридически значимых поступков. Следовательно, реализация правовых норм — это осуществление содержащихся в них предписаний (положений) в правомерном поведении субъектов права. Когда в обществе люди и их организации действуют в соответствии с требованиями норм права, то есть поступают правомерно, можно считать, что право реализуется. Однако не во всех случаях для осуществления прав и обязанностей достаточно одного лишь желания субъектов права. Соблюдение, исполнение и использование не всегда позволяют в полном объеме реализовать нормы права. Нередко правореализация возможна лишь при участии компетентных органов, которые обеспечивают претворение в жизнь соответствующих юридических норм в полном объеме. Такая форма реализации в юриспруденции называется применением права. Она заключается в том, что государственными органами или по их уполномочию негосударственными организациями осуществляется властная деятельность по применению юридических норм к определенным отношениям, делам, лицам. И только в результате такой деятельности происходит конкретизация, а затем и реализация прав и обязанностей. Применение права в юридической литературе характеризуется как особая форма его реализации, поскольку в отличие от соблюдения, исполнения и использования оно обладает рядом специфических особенностей. Предметом исследования данной курсовой работы является правоприменение. Целью работы является изучение правоприменительных актов. Для наиболее полного исследования указанной цели необходимо: 1. Раскрыть понятие правоприменительной деятельности; 2. Определить природу и характеристику правоприменительных актов; 3. Установить виды и классификацию правоприменительных актов; 4. Охарактеризовать правоприменение правоохранительных органов. ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ПРИНЦИПЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Значительная часть правоотношений может возникать, развиваться и прекращаться только на основании специального решения компетентных государственных органов и должностных лиц. Чаще всего такое решение выносится в форме официального документа. Так, орган местного самоуправления дает разрешение коммерческой организации на строительство гаража, иного сооружения. Директор организации назначает старшего инженера на должность заведующего отделом. Ректор издает приказ о зачислении абитуриентов, успешно выдержавших вступительные экзамены. Суд приговаривает подсудимого к лишению свободы. Деятельность государственных органов и должностных лиц по принятию специальных решений в целях возникновения, изменения или прекращения правоотношений на основе действующих норм права называется правоприменением, а принятое решение — индивидуальным актом применения норм права или актом применения права. Государственные органы или должностные лица, осуществляющие правоприменительную деятельность, охватываются общим понятием — правоприменители [11, с. 351]. Характерная особенность правоприменения состоит в том, что оно осуществляется не произвольно, по субъективному усмотрению правоприменителей, а на основе и в соответствии с действующим законодательством. Во-первых, действующими нормами права определяется правомочие правоприменителей на издание актов применения права. Ибо не каждый государственный орган или должностное лицо могут принимать такие акты. Сфера правоприменительной деятельности государственного органа четко определяется в положении об этом органе или в ином нормативно-правовом акте. Во-вторых, правоприменительная деятельность детально регулируется действующим законодательством. В-третьих, устанавливаемые актом применения права конкретные права и обязанности основываются непосредственно на законе, иных нормативно-правовых актах. Потребность в правоприменении как особой стадии механизма правового регулирования вытекает из природы государства. Непосредственно заинтересованное в реализации принимаемых им норм права государство осуществляет разнообразную исполнительную, судебную и правоохранительную деятельность, принимает активные меры к тому, чтобы его нормативно-правовые установления не деформировались, не искажались произвольно участниками конкретных отношений. Одним из действенных способов решения этой сложной, многообразной, неимоверно трудной задачи выступает правоприменение. Правоприменение используется государством в следующих случаях [11, с. 352]: 1)В правоотношениях, участником которых выступает государственное предприятие, учреждение, государственный орган, обязанные совершить какие-либо действия в пользу конкретного гражданина или иного лица (например, выплачивать пенсию, предоставить внаем жилое помещение, отвести земельный участок для возведения жилого дома и др.). Правоприменительный акт подтверждает наличие права у конкретного лица на то или иное благо, определяет орган, учреждение, организацию, обязанные удовлетворить интерес управомоченного лица, меру возложенной обязанности, способы и сроки ее исполнения. 2)В процессе осуществления органами государства или органами местного самоуправления исполнительно-распорядительной деятельности при решении вопросов назначения конкретных лиц на государственные должности, организации и ликвидации структурных звеньев органа, выделении финансов, помещений и других материальных благ, проведении каких-либо мероприятий и др. 3)При возникновении спора о существовании каких-либо прав и обязанностей между участниками конкретного правоотношения (например, при разделе имущества между супругами, между участниками гражданского договора, при принятии незаконного решения должностным лицом или государственным органом, между руководителем организации и работником по поводу применения трудового законодательства). Рассматривая подобные дела, государство выступает в роли арбитра, судьи, который низводит право на уровень конкретных отношений и тем самым цивилизованным способом разрешает возникающие в обществе правовые конфликты. 4) Для определения факта прекращения каких-либо прав и обязанностей у конкретного лица, в том числе и прав, возникших на основе ранее вынесенного акта применения права (например, признание гражданина безвестно отсутствующим, недееспособным, установление факта прекращения трудовых отношений, расторжения брака, ликвидации государственного учреждения и др.). 5) При применении санкции к нарушителю какой-либо нормы права, то есть за совершенное правонарушение. С помощью правоприменения государство решает проблему индивидуализации наказания виновных лиц, приводит назначаемую меру наказания в строгое соответствие с тяжестью совершенного правонарушения и личностью правонарушителя. Правоприменение — это деятельность, связанная с реализацией властных полномочий. Ее результаты отражаются актом применения права, которым порождается или прекращается конкретное правоотношение, закрепляется определенный вариант поведения участников этого отношения и содержится требование реального исполнения возложенной обязанности. Неисполнение правоприменительного акта влечет незамедлительное применение мер государственного принуждения [12, с. 299]. Именно порождение государством конкретных отношений отличает правоприменительную деятельность от организационно-контрольной и иных форм деятельности государственных органов и учреждений в сфере реализации норм права. Однако это отличие проводится не всегда. Так, в юридической литературе высказывается мнение о том, что регистрация брака органами ЗАГСа представляет собой разновидность правоприменения. В действительности это далеко не так. Органы ЗАГСа не создают конкретного правоотношения, не предписывают, кому и с кем следует сочетаться браком, не обязывают супругов под страхом наказания сохранять семейные отношения и добросовестнейшим образом исполнять супружеские обязанности. Органы загс выполняют принципиально иные задачи: они выступают в роли контролера, который должен проверить законность правоотношений, возникающих по воле их участников, и предотвратить нарушение действующих норм на стадии формирования правоотношений. На содержание и дальнейшее развитие правоотношений органы загс влиять не могут. Поэтому решения и действия данных органов являются правовыми, но не правоприменительными [12, с. 300]. Принимаемый государственными органами и должностными лицами круг решений, не обладающих статусом акта применения норм права, является достаточно широким. В их число, в частности, входят [11, с. 393]: 1) решения, принимаемые государственными органами и учреждениями о регистрации уставов предприятий, организаций, учреждений, автомототранспорта, недвижимости, фирменных знаков; 2) выдаваемые гражданам и организациям лицензии на занятие той или иной деятельностью, сертификаты качества продукции; 3) решения и действия органов нотариата по удостоверению фактов, имеющих юридическое значение, оформлению и засвидетельствованию сделок и договоров. Все такие решения принимаются в целях обеспечения законности в конкретных правоотношениях со стадии их формирования. Однако сами правоотношения возникают и развиваются по воле их участников. Государственные органы и учреждения могут осуществлять лишь контроль и надзор за соответствием возникших правоотношений требованиям закона. Правоприменительная деятельность, то есть вторжение государства в действующие правоотношения, начинается с того момента, как только будут выявлены нарушения закона и возникнет необходимость применения санкции к правонарушителям. Правоприменительная деятельность осуществляется в строгом соответствии с требованиями законности, обоснованности и целесообразности. Только при условии надлежащей реализации этих требований акт применения нормы права может соответствовать духу и смыслу закона и достойно представлять его на конечном этапе правового регулирования — в конкретных, фактических отношениях. Требованием законности последовательно охватываются все стадии правоприменительной деятельности. Каждый правоприменитель обязан неукоснительно соблюдать три требования [11, с. 394]: 1) принимать акты применения права в пределах своей компетенции и подведомственности, не допуская фактов незаконной подмены других органов или должностных лиц; 2) строго соблюдать процессуальные нормы, регламентирующие порядок рассмотрения дела и вынесения акта применения нормы права; 3) давать верную юридическую оценку делу и принимать решение, соответствующее смыслу и духу применяемой нормы. Требование обоснованности ориентирует правоприменителей на выявление и исследование всех относящихся к делу фактических обстоятельств и установление по делу объективной истины. В акте применения права фактические события и действия права должны излагаться так, как они происходили в действительности. Все сомнительные и недоказанные факты, а также доказательства, полученные с нарушением действующих процессуальных норм, не могут приниматься во внимание правоприменителем и должны быть им отвергнуты [9, с. 394]. Требование целесообразности означает принятие такого правоприменительного акта, решение которого оптимально учитывает особенности рассматриваемого дела и в полной мере соответствует духу примененного в деле закона. Каждая норма права формулируется таким образом, что допускает принятие различных решений на ее основе. Тем самым правоприменителю предоставляется возможность для усмотрения, какой вариант правового регулирования наиболее всего подходит для данного дела. Требование целесообразности как раз и ориентирует правоприменителя на выбор такого варианта решения и запрещает формальный подход к делу. Основанная на принципах законности, обоснованности и целесообразности правоприменительная деятельность представляет собой сложный процесс, состоящий из ряда взаимосвязанных стадий. Таким образом, процесс реализации права сложен и осуществляется в различных формах. В зависимости от способов правового регулирования и с учетом содержания и характера поведения по воплощению в жизнь правовых предписаний различают следующие формы реализации права: соблюдение, исполнение, использование и применение норм права. Как особая форма реализации в юридической литературе характеризуется применение права, поскольку в отличие от соблюдения, исполнения и использования оно обладает рядом специфических особенностей. Характерные особенности применения права заключаются в том, что: это властно-императивная форма реализации права; осуществляется компетентными, уполномоченными на то органами и должностными лицами; носит процессуально-процедурный характер; состоит из ряда последовательных стадий, т.е. отличается стадийностью; имеет под собой соответствующие юридические основания; связано с вынесением правоприменительных актов; является разовым и индивидуально-определенным действием, касающимся персонифицированных субъектов; направлено на урегулирование конкретных ситуаций. ГЛАВА 2 |