МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Авторская песня как общественное движение.





Возьмемся за руки, друзья,

Чтоб не пропасть по одиночке!

Б. Окуджава

Феномен авторской песни заключается еще и в том, что рассматривать ее только как искусство, исторически, на протяжении четырех десятилетий второй половины ХХ века невозможно. Авторская песня – одно из самых мощных и ярких общественных движений в Советском Союзе с конца 50-х до начала 90-х годов. Рост числа и численности клубов любителей авторской песни и песенных фестивалей за эти годы просто фантастический и это несмотря на противоборство Советской власти, доходившее до репрессий. В мою задачу не входит писать историю КСП, поэтому я приведу только данные тех явлений, которым был очевидцем. В 70-е, до середины 80-х годов Московский городской клуб имел кустовую структуру: порядка 30-ти кустов, насчитывающих от единиц до двух десятков групп (компаний) каждый. В каждую группу входило от 10-ти до 50-ти человек. Численность Московского городского клуба доходила до 10-ти тысяч человек. Подмосковные песенные слеты при всем старательном ограничении количества участников собирали на рубеже 70-80-х годов до 20-ти тысяч человек притом, что на рубеже 60-70-х – 500 человек. На Волге на фестивале памяти В. Грушина в 1979г. собралось около 80-ти тысяч человек. Порядка 15-20-ти тысяч собирали слеты под г. Харьковом («Эсхар»). Количество постоянно действующих клубов в различных городах страны доходило до 500. Многие из них организовывали слеты, фестивали, концерты авторской песни, переписывали и распространяли магнитофонные записи. Кроме того, все клубы, их активисты постоянно обменивались информацией между собой. Таким образом, можно предположить, что только активных, организованных, входящих в клубы любителей авторской песни по всей стране было несколько сот тысяч человек, и они составляли живую, действующую, как минимум, информационную структуру. И самое любопытное, что практически все авторы были в эту структуру включены.

Каковы же причины, обусловившие это явление? То, что мы называем авторской песней, исторически существует очень давно, но никогда не создавалось никаких общественных движений и структур. Что же произошло в советском обществе, в общественном сознании в 50-60-е годы, вызвавшее это явление и позволившее ему создать движение, несмотря на противоборство властей?

Первое и главное – это все-таки «хрущевская оттепель», которая стала позволять некоторые степени свободы. Теперь можно было обмениваться мыслями не только в кругу семьи, но и друзей и знакомых без страха угодить в лагеря, хотя и существовали табуированные темы, но их пространство сильно сократилось. Теперь появилась возможность узнавать собственную страну, т.е. ездить по ней не только в командировки (или экспедиции), к родственникам и в дома отдыха и санатории (на курорты), но и просто по собственному желанию и возможностям. Недаром в это время начинается повальное увлечение туризмом, возникает множество клубов. Иначе, люди теперь имеют возможность получать впечатления и обмениваться мыслями – общаться. А они очень соскучились по общению. Они встречаются, собираются, рассказывают об увиденном, услышанном, прочитанном. Продолжением этих разговоров становятся стихи и песни, которые человек не прекращал создавать никогда, но теперь для них существует особая, весьма доброжелательная среда. В этой среде песня поначалу становится продолжением разговора. Но когда она привлекает к себе все большее количество людей, желающих услышать, возникает необходимость как-то организовать слушателей. Проводятся, в первую очередь в студенческой среде, конкурсы, фестивали, концерты, а затем создаются и первые клубы, как правило, тесно связанные с туристскими.



Вторая и не менее важная причина, без которой движение не просуществовало бы так долго и не было бы столь массовым – техническая. Это появление магнитофона, как средства передачи информации, которое, в отличие от уже существовавших газет, книг, радио и телевидения трудно было взять под государственный, полицейский контроль. Именно магнитофонные записи явились информационным и объединяющим началом для движения Клубов Самодеятельной Песни (КСП). Все остальное было делом активности самих людей.

Однако любое общественное движение возникает ради решения какой-либо задачи, необязательно осознаваемой его участниками. Задача может только ощущаться, объединяя людей. Такой далеко не всеми участниками движения КСП осознаваемой общественной задачей была защита свободы слова. Вероятно, и сейчас для многих людей эта мысль неожиданна. Но зададимся несколькими вопросами.

А если бы авторская песня не имела никакого государственного противоборства, а сразу свободно звучала по радио, телевидению, издавалась в книгах и магнитофонных записях, т.е. была бы доступной в соответствии с потребностями слушать ее? Возникло бы это стремление к объединению, к созданию клубов? Вряд ли. Но это была бы другая страна, в которой государство осуществляет свободу слова. Советская власть, несмотря на оттепель, подлинной свободы слова не желала. И люди объединялись, но не для того, чтобы идти на демонстрации и устраивать митинги (к этому они еще не были готовы) в защиту свободы слова, а чтобы защитить свои права: слушать и читать то, что каждый хочет. Другого способа услышать желаемое у них не было. Но самим этим стремлением и особенно объединением в Клубы они встали на защиту свободы слова. Этим своим объединением они брали под защиту и авторов, т.е. вступаясь за свободу их творчества. Но и это означало защиту свободы слова. И, да простят меня правозащитники, но никто для реализации именно свободы слова в России (вернее еще в СССР) не сделал больше, чем КСП.

Что же было примечательного в самом функционировании КСП? Клубы были структурированы в соответствии со способностями и интересами участников по секциям. В наиболее полном объеме структура выглядела так.

1). Организаторы-функционеры – проведение Фестивалей, конкурсов, концертов.

2). Информация и связь, как с клубами в других городах, так и внутриклубная.

3). Архив и фонотека.

4). Авторы и исполнители.

Надо сказать, что секции, как таковые, не оформлялись, и все работали в очень тесном взаимодействии в

общих интересах. А в таких крупных акциях, как проведение собственного фестиваля с приглашением гостей из других городов, участвовали все. При этом никакого принуждения, активность участников клуба была делом совести, возможностей и чувства товарищеской ответственности каждого. В результате, глядя из сегодняшнего дня, клубы представляли собой в деловом плане уникального коллективного менеджера. Ведь то, что касалось проведения фестивалей, концертов, распространения аудиокассет (т.е. популяризации и рекламы песен) клубы сильно выходили за пределы круга своих участников. С помощью нескольких телефонных звонков собирались 500-1000- местные залы для концертов и сотни и тысячи людей на фестивали, особенно лесные.

Архивы и фонотеки являлись историографией клубной жизни. Издавались стенгазеты, привлекались к клубной жизни и получали путевку в жизнь по всей стране все новые талантливые авторы и исполнители. Развивались межклубные связи. И к началу 80-х годов возникла необходимость в создании Всесоюзного координационного центра. Вот этого власти потерпеть уже не могли. Началась полоса репрессий. Были запрещены Московский и Самарский (памяти В. Грушина) фестивали, еще несколько лесных слетов были разогнаны с помощью милиции. Клубы лишались помещений в городах. Возможности проведения каких-либо акций в городских Домах Культуры были сведены до минимума, а цензура на них ужесточена до неприемлемого уровня. Нескольким активистам (правда, единицам) были сфабрикованы условные судимости, и еще несколько человек были вынуждены переселиться из Москвы, во избежание подобных неприятностей. «Профилактированию» в КГБ подверглись десятки, если не сотни, людей. Участники московского КСП перешли к организации концертов на квартирах и мини-слетов в Подмосковье – от десятков до первых сотен человек. У этой черты власти остановились, вероятно, испугавшись размаха возможных репрессий. Эта ситуация сохранилась до горбачевской перестройки.

Перестройка дала возможность создать-таки Всесоюзный совет КСП и провести три больших Всесоюзных фестиваля: в 1986г. – в Саратове, 1988г. – в Таллинне и в 1990г. – в Киеве. Возобновились Фестивали, в первую очередь самые крупные: Московский и Самарский. Прошли громкие стадионные концерты по всем крупнейшим городам России. Но в этом уже ощущался грядущий распад движения КСП.

Что же теперь? В конце 80-х – начале 90-х годов свобода слова в России стала реальностью. И КСП как общественное движение, именно как общественное движение, перестали существовать. То, что происходит в 90-е годы, в основном происходит в силу инерции. В силу инерции кое-как действует несколько клубов. Существуют еще и разрозненные активисты, вся жизнь которых была связана с авторской песней и не отдавать времени и сил хотя бы тому, что осталось от движения, они просто по-человечески не могут. По привычке собираются тусовки, как клубы воспоминаний о приятном когда-то, но раз собираются, то приятном и сейчас, общении. Какие-либо общественно значимые задачи в этой инерции отсутствуют. Однако это не означает, что их нет в современном обществе. Просто большинство прежних участников КСП никак не связывает их решение с этим движением, которое в своей защите свободы слова ориентировалось не на политику, а на культуру и искусство. Авторы же, получив теперь свободу для творчества, пытаются по мере возможности реализовать собственные, личные профессиональные интересы, как и все творческие люди, работающие в других «жанрах».

Что все это означает? Общественное движение, задачей которого была защита свободы слова, а темой или смыслом или символом – авторская песня – благополучно прекратило свое существование, решив основную задачу. Что может быть дальше? Во-первых, пока еще существует сила инерции, возможна трансформация и новое рождение при условии, что будет найдена новая задача или задачи. Причем, именно найдена, а не придумана, потому что придуманное не вдохновляет людей. Во-вторых, если не будет найдена новая задача, то общественное движение КСП займет свое достойное место в истории.

В-третьих, авторская песня, тесно связанная исторически с общественным движением КСП, может перестать существовать как отдельный «жанр» или, точнее, вернется к свойственному ей существованию до 50-х годов нашего века в отдельно взятой стране. Иначе, разойдется по родственным искусствам – поэзии, музыке и театру. Ну, и, конечно же, в соответствии с нынешней доминирующей мечтой – в шоу-бизнес.

Есть ли признаки каких-то иных путей? Есть. В первую очередь это детские студии и кружки и уже не в силу инерции, а сознательно проводимые объединяющие их фестивали. Неизвестно, к чему это может привести, но интересна сама область, где найдена новая задача. Она не столь глобальна как защита одного из всеобщих прав, но она на другом, более глубоком уровне – культурно-воспитательном. Вероятно, где-то в области воспитания, культуры и искусства и находятся возможные задачи, которые могут решать те люди, которые были активом КСП. Если им при этом удастся не только определить задачи, но и возродить, еще не совсем распавшиеся, структуры, а также создать новые и скоординировать их деятельность, может возникнуть новое сильное движение. Но все, что происходит в обществе, происходит сначала в человеческих душах и головах, а если в них разруха, а не созидание, то мы имеем то, что имеем. К этим задачам и идеям мы еще вернемся ниже.

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.