ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Псковский государственный университет» Факультет менеджмента Кафедра государственного и муниципального управления СОГЛАСОВАНО Декан факультета менеджмента __________________ И.А. Дагаева «____» _____________ 2014 г. | | МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ» Направление 081100.62 «Государственное и муниципальное управление» ПСКОВ Методические рекомендации составлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в соответствии с Основной образовательной программой, рабочим учебным планом по направлению подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное управление». Составитель к.э.н., доцент А. Н. Самойлова УТВЕРЖДЕНО На заседании кафедры «Государственное и муниципальное управление» _____________, протокол № ___ Зав. кафедрой «Государственное и муниципальное управление» к.т.н., профессор В. Н. Андреев ВВЕДЕНИЕ Дисциплина «Теория организации» относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического циклаучебного плана подготовки бакалавров по направлению 081100.62 «Государственное и муниципальное управление». Целью курсаявляется - формирование у студентов целостного представления об организации как открытой системе, законах ее функционирования, приобретение теоретических знаний и практических навыков, позволяющих осуществлять обоснованный выбор типа организации, формирование и развитие эффективного управленческого и организационного мышления. Задачи при изучении дисциплины: - сформировать понимание сущности теории организации в системе наук, понятия структуры организации; - сформировать понимание принципов и тенденций развития профессионального управления в организации; - дать представление об организационном поведении и об организационной культуре; - дать системное представление о методах принятия решений в организации и законах, регламентирующих функционирование социальных организаций. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у обучаемого следующих компетенций: - владением основными способами и средствами информационного взаимодействия, получения, хранения, переработки, интерпретации информации, наличием навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями; способностью к восприятию и методическому обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-8); - способностью принимать участие в проектировании организационных действий, умением эффективно исполнять обязанности (ПК-6); - способностью использовать основы теории мотивации при решении управленческих задач (ПК-13); - готовностью участвовать в реализации программ организационных изменений (ПК-41) - способностью разрабатывать проекты социальных изменений (ПК-42). В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: - сущностные признаки организации; - основные подходы к исследованию организаций: - основные понятия, позволяющие описывать процесс функционирования и развития организации (оргструктура, миссия, видение, стратегия, жизненный цикл и др.); - основные законы оргпроектирования и развития организаций; Уметь: -определять организационные типы; - уметь проводить комплексные исследование развития организации; - уметь прогнозировать на базе данных исследования дальнейшее преобразование организаций. Владеть навыками: - применения аналитических инструментов для процесса организационного строительства; - проектирования менеджерской деятельности; - организации и координации работ в процессе совместной деятельности (в данном случае – учебной); - самоорганизации и планирования учебной деятельности. Общая трудоемкость дисциплины: 3 з.е. (108 часов) Форма отчетности – зачет ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ Контрольная работа по дисциплине «Теория организации» является допуском к сдаче зачета и представляет собой форму учебной и научно-исследовательской работы студентов, выполняемой на основе самостоятельного критического изучения литературы и анализа фактических данных по избранной теме. Учебная цель написания контрольной работы заключается в формировании и развитии навыков получения, хранения, переработки, интерпретации информации, навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями; навыков научного анализа и обобщения информации; самостоятельной формулировке выводов и предложений на базе проведенного анализа. Контрольная работа должна включать следующие элементы: · титульный лист, · содержание (1 стр.), · введение (1-2 стр.), · основная часть (18-25 стр.), · заключение (1-2 стр.), · список литературы (1 стр.), · приложения. Во введение должны быть отражены актуальность темы, определены цель, задачи контрольной работы, объект и предмет исследования, используемые методы исследования, практическая значимость работы. Актуальность исследования обосновывается с позиций конкретной организации, по материалам которой выполнена контрольная работа. Выбор организации осуществляется студентом самостоятельно, рекомендуется выбирать объекты будущей профессиональной деятельности: территориальные органы федеральных государственных органов управления; государственные органы субъекта Российской Федерации; органы местного самоуправления; государственные и муниципальные учреждения, бюджетные организации; институты гражданского общества; организации общественного сектора; некоммерческие организации; территориальные органы международных организаций Псковской области. Объектом исследования выступает организационная система. Предметом исследования – проектирование развития организационной системы. Цель работы определяется исходы из ее названия. Например, если тема контрольной работы «Проектирование направлений организационного развития (на примере конкретной организации)», то цель работы - разработка предложений по совершенствованию организационной системы (название организации). Задачи исследования формулируются исходы из поставленной цели. Так задачами контрольной работы на тему «Проектирование направлений организационного развития (на примере конкретной организации)» станут: · описание общей характеристики организации, · анализ организационной структуры, · изучение внутренней среды организации, · анализ влияния факторов внешней среды, · обоснование направлений организационного развития и разработка организационных документов. Практическая значимость работы заключается в возможности ее использования должностными лицами изучаемой организации для повышения эффективности ее деятельности. Методы исследования: системный анализ, метод структуризации целей, метод анализа документов, метод экспертных оценок, интервью, сравнения и группировки, аналогий, методы организационного моделировании и др. Основная часть должна включать следующие пункты: 1. Общая характеристика организации 2. Анализ организационной структуры 3. Анализ внутренней среды организации, 4. Анализ внешней среды, 5. Обоснование направлений организационного развития В заключении приводятся основные выводы по работе. Основой научно-информационного обеспечения контрольной работы являются учебники, учебно-методические пособия по теории организации, монографии по менеджменту, нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность организации, научно-теоретические журналы, WEB – ресурсы, статистическая отчётность и другие источники. Текст контрольной работы обязательно должен иметь ссылки на используемые источники. Список литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Количество источников литературы не менее 5. В приложении могут быть представлены Устав организации, Положение об организации, Положения о подразделениях, Должностные инструкции, схемы организационной структуры и др. Контрольная работа выполняется в форме текстового документа объемом 20-25 страниц на листах формата А4. Основные требования к оформлению: шрифт Times New Roman, 14 кегль, поля 3 см с левой стороны, 1 см с правой, остальные поля 2 см, ориентация – книжная, абзац – 1,25 см, междустрочный интервал – 1,5. Таблицы и рисунки имеют сквозную нумерацию. Страницы должны иметь сквозную нумерацию, начиная с титульного листа. На титульном листе номер не ставится. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 2.1. Общая характеристика организации В данном пункте необходимо осветить следующие вопросы: · название организации, · место нахождения, · организационно-правовую форму организации и ее особенности, · цели организации, · основные направления деятельности, полномочия органа государственного управления, · вид организации с учетом следующих классификационных признаков: форма собственности (частная, государственная, муниципальная, смешанная), размер организации (крупная, средняя, малая), принадлежность к основным структурным элементам общества (государственная организация, организация гражданского общества), статус организации (правительственная, неправительственная), по источнику финансирования (бюджетная, небюджетная). В данном пункте также необходимо указать стадию жизненного цикла организации. Жизненный цикл организации – это предсказуемые изменения состояния организации, которые протекают во времени с определенной периодичностью, последовательностью. В соответствии с концепцией жизненного цикла авторы выделяют 6 основных этапов: рождения, детства, юности, зрелости, старения и обновления Характеристика этапов жизненного цикла организации приведена в таблице 1. Учитывая приведенную характеристику необходимо провести периодизацию этапов жизненного цикла организации, результаты привести в форме таблицы 2. При этом следует учитывать, что для государственных и муниципальных органов управления, как правило, выделяют три этапа жизненного цикла: создание, быстрый рост, замедление (модель Доунса). Таблица 1 Характеристика этапов жизненного цикла организации Факторы | Этапы | Рождение | Детство | Юность | Зрелость | Старение | Обновление | Ранняя зрелость | Расцвет сил | Поздняя зрелость | Первичные цели | Выживание, создание целого | Определение миссии, изучение среды | Ускоренный рост | Систематический рост, достижение уникальности | Сбалансированный рост, качественный рост, приобретение репутации | Уникальность, образ, стабилизация, общественный вклад | сохранение | Обновление | Основная задача | выход на рынок, доступ к необходимым ресурсам | укрепление своих позиций, рост | Захват части рынка | Рост по различным направлениям | Централизация и автономизация | Пригонка различных интересов | Стабильность | Омоложение | Организационный образ | Борьба | Достижение | Изменение | Расширение, диверсификация | Системная ориентация | Зрелость, самоудовлетворенность | Ориентация на сложившиеся структуры | Ориентация на перемены | Организационные механизмы | Формирование организационной структуры, процесс принятия решений централизован, коммуникации неформальные | развитие организационной структуры, регламентация процессов управления и коммуникаций | формализация организационной структуры, введение новых правил и процедур; регламентация процессов принятия решений; принятие решений децентрализовано; развитие методов управления, в т.ч. методов мотивации | жесткость организационных структур, бюрократизация процессов управления; принятие решений централизовано; рост конфликтов | смена управленческой команды; реорганизация; реинжиниринг бизнес-процессов; | Пример анализа жизненного цикла некоммерческой организации приведен ниже. Таблица 2 Анализ жизненного цикла Негосударственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Псковский кооперативный техникум" Этап | Период | Характеристика этапа | рождения | 1945-1955 | в г. Печоры открыты торгово-кооперативная школа и учебно - курсовой комбинат организованы курсы повышения квалификации, проводятся семинары, совещания | детства | 1955-1965 | торгово - кооперативная школа и учебно-курсовой комбинат переведены в г. Псков; расширен перечень направлений подготовки | юности | 1962 г. по 1992 го | организация кооперативного техникума, рост числа направлений подготовки и числа студентов | зрелости | 1992-по настоящее время | сформирована организационная структура, разработаны локальные нормативные и методические документы формирование перечня подготовки специалистов, соответствующего требованиям рыночной экономики | |