ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Первый этап работы над номером Первая встреча режиссёра с постановочной группой – очень важная для общего дела. В этой встрече закладывается основа содружества, определяется направление и характер всей работы; разрабатывается общий план по выпуску номера, а также отдельный план каждого педагога или тренера по работе с исполнителями; происходит обмен мнениями, в первую очередь, по поводу общего замысла номера и психофизических возможностей артистов. Оговариваются, по возможности, все условия работы, драматургия номера, его тема и сверхзадача, принцип синтеза жанров, приёмы решения номера, режиссёрский ход, возможности использования выразительных средств, и в особенности – музыки, её характер и место в номере, способы выражения и т.д. В этот же период начинается (или продолжается, если она была начата до встречи постановочной группы с режиссёром) работа с художником по оформлению номера: - поиски образного решения, принцип и способ оформления эстрадной площадки и всего пространства, игровые точки, размещение реквизита, трансформация деталей оформления, реквизита, костюмов и т.д., их технология и конструкция; - цветовое и световое ощущение номера и т.д. В этот период начинается или продолжается и раздельная работа педагогов (или тренеров) с артистами – исполнителями номера. В первую очередь отрабатываются отдельные трюки, репризы, хореография, вокал и т.д. (в зависимости от основной жанровой направленности номера и его решения). Основным материалом работы режиссёра с артистами в этот период являются разнообразные упражнения и этюды. Тогда же следует начинать поиски принципа создания характера контактности со зрительным залом, взаимоотношения с партнёром (ассистентом). Ведётся также (или продолжается) работа с техническими цехами. Второй этап Он характеризуется продолжением и наращиванием темпа всех работ, начатых на первом этапе. На этом этапе всей постановочной группой фиксируется сценарная основа номера: - драматургия (сквозное действие, выраженное через жанр выступления артиста), событийный, трюковой, или репризный ряд (в зависимости от жанра номера); - уточняется сюжет, особенности экспозиции, завязка и развязка номера, его кульминация. В этот период продолжает уточняться принцип синтеза номера; -драматургия музыкального оформления (прослушиваются отдельные музыкальные фрагменты и куски музыки); - продолжается активный отбор необходимых средств выразительности. Третий этап Самое характерное на этом этапе работы над синтетическим номером – первые попытки постановочной группы соединить сквозное действие артиста со всеми элементами и компонентами номера в условиях репетиционного помещения, а также с деталями костюма и реквизита. В этот же период фиксируется вся музыкальная партитура, корректируется жанр номера, уточняется принцип работы артистов с микрофоном. Начинаются прогонные репетиции номера, продолжающиеся до момента перехода работы над ним из репетиционного помещения на эстрадную площадку, где должен будет выпускаться номер. Четвёртый этап Он характеризуется корректурой номера, в связи с переносом его на эстрадную площадку, и соединением всей сделанной работы с деталями оформления, с окончательно готовым и проверенным реквизитом, костюмами, гримом всеми другими техническими компонентами. Кроме того, в этот период окончательно устанавливается и фиксируется композиция финальной части номера: - поклонная часть, «бисовка», уход со сцены артистов. В этот период также окончательно устанавливается и фиксируется драматургия и партитура света, направленность всей аппаратуры, радиозвучание, «Баланс» музыки, опробование её на плёнке, проверяются спецэффекты (проекционная и киноаппаратура и т.д.). Пятый этап Это прогонные и генеральные репетиции номера в его полной готовности, в единой композиционной целостности всех его элементов. В этот период продолжаются корректуры по всей композиции номера. После сдачи номера и его обсуждения, он, по необходимости, корректируется и после этого начинается его прокат на различных зрительских аудиториях, после чего опять продолжается корректура. На всех этапах работы над номером, главное, чему режиссёр и постановочная группа должны оказывать неослабевающее внимание – это артист – со всей природой, присущими только ему одному психофизическими данными, возможностями и, конечно, недостатками. В работе режиссёра эстрадных номеров с актёрами (хореографического, пантомимического, акробатического и других жанров), если конечно он не профессионал этих жанров, нет необходимости навязывать артистам определённые «па», показывать им как выполнять тот или иной приём или трюк. У режиссёра имеются помощники, которые должны заниматься этой работой. Самое существенное во взаимодействии режиссёра и его постановочной группы с артистами в процессе работы над синтетическим номером заключается в следующем: - первое – различные советы, подсказки, рекомендации, тренаж, эффективность проведения репетиций с артистом, совершенствование его дарования в основной профессии – жанре, в котором он выступает на эстраде; доведение мастерства актёра до виртуозного владения; -второе – обнаруживание у артиста склонности к другим жанрам, видам искусства, которыми он не владеет (или отчасти владеет), но предрасположен к ним. Задача режиссёра и всей группы – предельно выявить эти способности, развить их, создать все условия для их становления, а затем использовать их в создании синтетического номера; - третье – раскрытие, развитие и воспитание имеющихся у артиста способностей (хоть и небольших) к лицедейству, к актёрству – искреннему и правдивому существованию на эстрадной площадке, веры в предлагаемые обстоятельства номера, помощь в создании артистом характера (в различных способах существования). Выявление его – «крупным планом», филигранной отделкой (пристальность требует тщательности) не только пластики роли во взаимодействии с пространством, но и с партнёрами и со зрителем; выявление особенности пластики; подвижности мимики лица, выразительности глаз, нахождения детали характера персонажа, выражение смысловой детали эпизода, смысла всего номера (в этой связи режиссёр-постановщик эстрадного синтетического номера должен также проявить свои возможности в работе с артистом – как педагог актёрского мастерства). Окончательным итогом всей работы режиссёра с артистами должно быть воссоединение в единое целое, по закону художественной целостности, всех элементов номера. Режиссёр эстрадного номера – фигура, занимающая особое место во всём творческом процессе. Для того, чтобы построить и создать интересный, яркий, эстрадный синтетический номер и быть лидером в этой ответственной и трудной, и в то же время почётной работе, режиссёру необходимо обладать: - первое – всем комплексом профессиональных особенностей и качествами, которые характерны и присущи режиссёру драматического театра, овладевшему во всей полноте и объёме школой воспитания актёра и режиссёра драматического театра; -второе – глубоко, тщательно и всесторонне разбираться во всех особенностях и разновидностях эстрадного искусства и его жанрах, особенно музыкальных и вокальных; - третье – развивать и воспитывать в себе те специфические качества режиссёрской профессии, которые характеризуют наиболее ярко режиссёра эстрадного профиля, режиссёра эстрадных номеров. В связи с этим необходимо подчеркнуть некоторые особенности, которые для режиссёра эстрады являются определяющими, обязательными в творческом процессе, а для других режиссёрских профессий (например для режиссёра драмы) – второстепенными, не главными, а только сопутствующими. Как известно, принцип разделённости работы автора и режиссёра в театре – закономерность: драматург написал пьесу, а режиссёр осуществляет её постановку. Такой же принцип существует отчасти и в речевых жанрах эстрады, и в театрализованных концертах, праздниках и т.д., в тех случаях, когда сценарий создан не режиссёром, а другим специалистом. Такой принцип разделённости, если подходить к нему умозрительно, должен иметь место и в работе над синтетическим номером. Но, как показывает практика, режиссёр эстрадных номеров почти всегда совмещает работу и автора сценария, и режиссёра номера. Такая специфика совмещённости принципиально отличает работу режиссёра эстрадных номеров от работы режиссёров драмы. Необходимо сказать и о такой важной особенности режиссёра эстрадных номеров, как чувство сценарности, т.е. умение режиссёра инсценировать не только различные жанры литературы и музыки, но жизненные явления, факты и события, и придавать им драматургическую форму; умение компоновать их с различными видами искусств, жанрами эстрады, с номерами, с отдельными трюками, репризами и т.д. В связи с одной из главных особенностей большинства эстрадных номеров – кратковременностью – содержание номера, вся жизнь персонажей в номере, не есть прямое отражение явлений, происходящих в жизни, а особая, вымышленная режиссёром и артистом, театральная жизнь, в жанре его выступления. Но правда чувств артиста в номере, его вера в вымысел театральной жизни – незыблема, безусловна. Сплав театрального и веры в предлагаемые обстоятельства – непременное условие существования актёров в любом номере. Кратковременность большинства номеров, условная жизнь номера предполагают, что трюки или репризы, разнообразные детали и т.д. должны наличествовать в номере многолико, обобщённо. Поэтому в процессе создания замысла и воплощения номера режиссёру необходимо (в ряде случаев) пропускать, отсекать (по сравнению с некоторыми драматическими спектаклями) излишние психологические оправдания и мотивировки, ненужные правдоподобия, натуралистические подробности и приметы быта, понятие «Время» деформируется в номере. Существует известное положение на театре: артисту необходимо быть в жанре того номера, в котором он выступает перед зрителями. Но понятие жанр в синтетическом номере имеет двойной смысл: с одной стороны, жанр как форма выступления артиста в своей профессии, а с другой стороны – как угол зрения режиссёра и артиста на те события, которые происходят в номере. Сочетание в понятии жанра двух особенностей в эстрадном синтетическом номере придаёт ему особую специфику и отличает от понимания особенности жанра, например, режиссёром драматического театра, а самое главное – диктует режиссёру эстрадных номеров несколько другие правила построения, «придумки» номера, как в период анализа, так и в период синтеза. Способы существования артистов в номере различны. Способ отстраненности артиста от персонажа в номере – не единственный в своём роде, не универсальный, на все случаи жизни, а один из способов существования на эстраде. Как известно, есть и другие способы существования, например, - в маске, - создание артистами различных характеров, перевоплощение в образ, понимание, что такое гротеск, нахождение тончайших взаимоотношений со зрителями. Способ существования артиста в номере – процесс очень подвижный, нестабильный. К тому же и сам способ отстранённости имеет различные оттенки – в большей или меньшей степени отстраненности. Способ существования артиста в номере - это творческий процесс, который определяется мерой условности решения номера, способом контакности артиста со зрителями и партнёрами (ассистентом), и особенностью жанра. Такой подход к процессу существования артиста в синтетическом номере создаёт почву для непредсказуемых заранее способов существования, и поиска тех или иных разнообразных характеров. Режиссёру эстрадного номера необходимо точно понимать значение ряда слов в профессиональном употреблении: лаконизм, острота, образ номера, метафора, зрелищность, праздничность и т.д. Хотелось бы, чтобы эти слова были особенно глубоко прочувствованы режиссёрами и ощутимы ими, в связи с художественной целостностью номера, его гармонией. «Лаконизм»: - лаконизм всех элементов и структур номера; - лаконизм приёмов и средств выразительности; - лаконизм в выражении характера; - лаконизм текста; - лаконизм в художественном оформлении номера: деталях реквизита, грима и т.д. «Острота»: - острота парадоксального, ассоциативного, образного мышления; - острота мысли в выражении темы и сверхзадачи; - острота рисунка роли; - острота пластики тела; - острота жанра; - острота мизансцены; - острота трюка; - острота репризы и т. д. «Деталь» - режиссёру необходимо придумывать детали: - детали образно-метафорического решения номера; - деталь костюма; - деталь оформления реквизита, грима; - деталь выражения характера; - деталь-лейтмотив в номере и т.д. Говоря о сценической импровизации артиста в номере, следует подчеркнуть, что структура синтетического номера – это не структура, например, диалога в драматическом спектакле, или общения конферансье со зрительным залом. В структуре синтетического номера действует другой закон, - пригнанности, незаменяемости частей и элементов (как в хореографии, вокале и т.д.), где музыкальная форма цементирует номер. В связи с этим. Принцип сценической импровизации артистов в процессе выступления в синтетическом номере вообще – возможен, - но в рамках и границах, которые обязательно определяет режиссёр номера. Импровизационность артистов в номере во время их выступления находится в прямой зависимости от условий: жанра номера, решения режиссёра, подвижности и склонности артиста к импровизации. Все основные особенности эстрадного синтетического номера: его кратковременность (в большинстве случаев) прохождения в концерте, его жанровый синтез, образно-метафорический строй, созданный по закону художественной целостности номера, выраженной, зачастую, в парадоксальной, эксцентрической форме, яркой зрелищности и праздничности – обязывают режиссёра не забывать учитывать при этом один из основных принципов в работе современного художника – острое чувство гражданской позиции; точное понимание им: что он хочет сказать? При этом необходимо помнить также и о поэтизации номера, об одухотворённости исполнения номеров. И, наконец, говоря о соотношении «разумного» и «чувственного» начала в процессе работы режиссёра над синтетическим номером, мне хочется напомнить высказывание моего учителя, выдающегося педагога и режиссёра Л.С.Вивьена: «Художник в процессе творчества должен уметь: мыслить – эмоционально, а чувствовать – логично»2. 1. Зись А. Виды искусства. М., 1979. с.123. 2. Стенограмма репетиции Л.С.Вивьена со студентами 2 курса режиссёрского факультета, 1 ноября 1945 г. |