МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Задание заключительного этапа для 10-11 классов





 

Задание 1. Каждый предложенный тест имеет четыре варианта ответа, правильным является один. Обведите в кружок номер правильного ответа.

 

1. В ядре происходят процессы синтеза:

  1. жиров 2. нуклеиновых кислот 3. полисахаридов 4. фосфолипидов

2. К пластическому обмену относятся процессы:

  1. биологического окисления и репликации 2. гликолиза и фотосинтеза 3. репликации и гликолиза 4. транскрипции и трансляции

3. Кодону АУГ на иРНК соответствует на тРНК антикодон:

  1. ГУА 2. ТАЦ 3. ТЦГ 4. УАЦ

4. К одномембранным органеллам клетки относятся:

  1. пластиды и лизосомы 2. рибосомы и аппарат Гольджи 3. эндоплазматическая сеть и аппарат Гольджи 4. эндоплазматическая сеть и рибосомы

5. Полуавтономными структурами клетки являются:

  1. аппарат Гольджи и лизосомы 2. митохондрии и хлоропласты 3. эндоплазматическая сеть и лизосомы 4. ядро и эндоплазматическая сеть

6. В какой фазе мейоза происходит конъюгация хромосом:

  1. метафазе I 2. метафазе II 3. профазе I 4. профазе II

7. В каком составе отходят хромосомы к каждому полюсу клетки в анафазе I мейоза:

  1. гаплоидный набор двухроматидных хромосом
  2. гаплоидный набор однохроматидных хромосом
  3. диплоидный набор двухроматидных хромосом

4. диплоидный набор однохроматидных хромосом

8. В норме у мужчины образуются спермии, содержащие половые хромосомы:

  1. половина Х, половина О 2. половина Х, половина У 3. только У 4. только Х

9. При скрещивании растения томата с округлыми желтыми плодами и растения с грушевидными красными плодами все потомство оказалось с округлыми красными плодами. Определите генотипы родителей:

  1. ААвв, ааВВ 2. аавв, ааВВ 3. АаВВ, АаВв 4. АаВв, ААВВ

10. Близкородственное скрещивание сельскохозяйственных животных - это:

  1. аутбридинг 2. гетерозис 3. инбридинг 4.полиплоидия

11. Преодоление бесплодия межвидовых гибридов возможно путем:

  1. вегетативного размножения 2. гетерозиса 3. инбридинга 4.полиплоидизации

12. При скрещивании двух дигетерозигот с генотипом АаВв, если неаллельные гены расположены в разных парах хромосом, в потомстве можно ожидать:

  1. 4 генотипа и 4 фенотипа 2. 6 генотипов и 4 фенотипа

3. 8 генотипов и 4 фенотипа 4. 9 генотипов и 4 фенотипа

13. Если организм является дигомозиготой, то он может образовывать следующие типы гамет:

  1. АВ 2. АВ, аВ 3. Ав, АВ 4.АВ, ав, Ав, аВ

14. У собак черная шерсть (А) доминирует над коричневой (а), а коротконогость (В) - над нормальной длиной ног (b). Выберите генотип черной коротконогой собаки, гетерозиготной только по признаку длины ног:

  1. AABb 2. AaBb 3. aabb 4. AABB

15. Различие фенотипов однояйцевых близнецов обусловливает изменчивость:

  1. генная 2. геномная 3. модификационная 4. мутационная

16. Половое размножение организмов резко усиливает изменчивость

  1. комбинативную 2. модификационную 3. мутационную 4. соотносительную

17. Биологическому прогрессу в эволюции соответствуют следующие характеристики

  1. возрастание численности видов 2. снижение приспособленности 3. сокращение ареалов 4. уменьшение дифференцировки видов

18. К вымершим видам относится:

  1. кулан 2. морская (стеллерова) корова 3. морская выдра (калан) 4. чёрный журавль

19. Какой из перечисленных признаков характерен для агроценоза:

  1. высокая чистая продуктивность 2. длительное существование без вмешательства человека 3. значительное видовое разнообразие 4. саморегуляция

20. Консументы – это:



  1. зеленые растения, производители органического вещества 2. микроорганизмы, грибы, разрушители органических остатков 3. растительноядные и плотоядные животные, потребители органического вещества 4. хемосинтезирующие бактерии

 

Задание 2. Вставьте пропущенные слова.

1. Развитие яйцеклеток без оплодотворения _______________________________.

2. Расстояние между двумя генами, частота кроссинговера между которыми составляет 1% ________________________________________.

3. Место расположения гена в хромосоме _________________________________.

4. Непрямое деление клетки, в результате которого образуются дочерние клетки, идентичные материнской, _________________________________________.

5. Половая клетка ______________________________________.

6. Диапазон изменчивости фенотипов при одном и том же генотипе в различных условиях среды ________________________________________________.

7. Множественное действие гена _______________________________________.

8. Индивидуальное развитие организма _________________________________.

9. Лицо, по отношению к которому строится родословная, ___________________.

10. Синтез и-РНК ферментом ДНК-зависимой-РНК-полимеразой на матрице ДНК _________________________________________________.

11. Набор хромосом в спорах растений _________________________________.

12. Гаметофит мхов представлен _____________________________________.

13. В клетках грибницы шляпочных грибов _________________________ ядра.

14. Растение, образующее гаметы, называется __________________________.

15. Грибница иначе называется _______________________________________.

16. Предками членистоногих являются _________________________________.

17. У человеческой аскариды полость тела ______________________________.

18. У майского жука кровеносная система _______________________________.

19. Гребенчатый тритон относится к классу ______________________________.

20. Цевка – кость, которая встречается только у __________________________.

Задание 3. Задачи по генетике.

 

1. Оба родителя с курчавыми волосами и веснушками, а дочь с прямыми волосами и без веснушек. Их дочь вышла замуж за юношу с курчавыми волосами и веснушками. Мать юноши с прямыми волосами и без веснушек. Каких детей можно ожидать в молодой семье и какова вероятность их рождения? Распишите схемы скрещивания с указанием образующихся гамет. Ответ поясните.

 

2. При скрещивании белых кур с полосатыми петухами получили полосатых курочек и петушков. В дальнейшем при скрещивании этого потомства между собой получено 594 полосатых петушка и 607 полосатых и белых курочек. Признак сцеплен с полом. Объясните результаты скрещивания. Распишите схемы скрещивания с указанием образующихся гамет.

 

Задание 4. Напишите развернутый ответ.

 

1. Как вы думаете, понятием биогеоценоз обозначают то же явление, что и экосистема? Ответ поясните, приведите примеры.

2. Сравните механизм и результаты естественного и искусственного отбора.

 

Задание 5. Выполните задания по теме «Анатомия и физиология человека»

 

1. Напишите, какие Вы знаете жирорастворимые витамины, в каких продуктах они содержатся, какую роль в организме выполняют, какие признаки характерны для авитаминозов.

2. Рассмотрите рисунок, напишите, что обозначено цифрами 1-15. Используя рисунок, объясните механизм движения перилимфы.

 

Критерии оценивания

Правильно выполненное задание 1 и 2 оценивается в 1 балл, задания 3-5 (включают по 2 отдельных задания) – в 3 балла каждое.

9 класс

Задание 1.

1-4 2-3 3-4 4-1 5-3 6-3 7-1 8-1 9-3 10-3
11-2 12-3 13-2 14-4 15-1 16-1 17-2 18-3 19-3 20-1

 

Задание 2.

1 – гаплоидный (п)

2 – мейоза

3 – гаметофит

4 – эндосперма

5- царство (Растения)

6 – зоосполры

7 – листостебельным растением

8 – ситовидными трубками

9 – отсутствует

10 – сетчатое

11 – 4 или 5

12 – простой

13 – гиф

14 – 2

15 – плесневым

16 – почкованием

17 – микоризу

18 – многоклеточным мицелием

19 – фитофтора

20 – не встречается ( не живет)

 

Задание 3.

1.Обозначение:

1 – синусно-предсердный узел (водитель ритма)

2 – предсердно-желудоч. Узел

3 – ножки Гиса

4 – волоконца Пуркинье.

Образована атипическими мышечными волокнами.

При выпадении ритмоводителя 1 порядка, его роль берет ритмоводитель 2 поряка.

Повышенное давление в аорте приводит к ослаблению, повышенное давление в правом предсердии – к усилению деятельности сердца.

 

 

2. Максимальное давление в аорте, минимальное – в полых венах.

Максимальная скорость кровотока в аорте, минимальная – в капиллярном русле.

Максимальный общий просвет кровеносных сосудов в капиллярном русле, минимальный – в аорте.

 

 

Задание 4.

1. Обозначения:

1 – микропиле

2 – интегументы

3 – зародышевый мешок

4 – стенки завязи пестика, затем - околоплодник

5 – зародыш

6 – запас питательных веществ (эндосперм)

7 – кожура семени.

Околоплодник – из стенок завязи.

Семя – из семязачатка.

Зародыш семени – из оплодотворенной яйцеклетки

Эндосперм – из оплодотворенной центральной клетки.

 

2.Отличие биогеоценоза и агроценоза:

Признак Биогеоценоз Агроценоз
Саморегуляция есть нет
Биоразнообразие высокое низкое
Пищевые цепи Разветвленные длинные Прямые короткие
Чистая продукция мала высока
Валовая продукция велика мала
Участие человека    

 

Задание 5.

 

1. Таблица «Сравнение голосеменных и цветковых растений»

 

Признаки для сравнения Голосеменные Покрытосеменные
1. Количество видов 250 000
2. Цветки нет есть
3. Мужской гаметофит представлен Пыльцевое зерно Пыльцевое зерно
4. Женский гаметофит представлен Эндосперм с двумя архегониями Зародышевый мешок
5. Оплодотворение Спермий+яйцеклетка двойное
6. Плоды нет есть
7. Семязачатки есть есть
8. Расположение семязачатков По два на чешуйке женской шишки Внутри завязи пестика
9. Семена есть есть
10. Трахеиды в ксилеме есть есть
11. Трахеи в ксилеме нет есть
12. Ситовидные клетки в лубе Нет есть
13. Ситовидные трубки в лубе есть есть
14. Жизненные формы   Деревья и кустарники Деревья, кустарники. травы

 

2. Заполните таблицу, указав, где возможна частичная агглютинация – агглютинация эритроцитов реципиента (-+), где полная агглютинация – агглютинация всех эритроцитов донора (+), где агглютинация отсутствует (-).

 

Таблица « Переливание крови»

 

Донор   Реципиент Первая группа Вторая группа АА, А0 Третья группа ВВ, В0 Четвертая группа АВ  
Первая группа - + + +
Вторая группа АА, А0 -+ - + +
Третья группа ВВ, В0 -+ + - +
Четвертая группа АВ   -+ -+ -+ -

 

Объясните полученный результат, используя понятия агглютиногены и агглютинины.

 

 

10-11 класс

 

Задание 1.

1-2 2-4 3-4 4-3 5-2 6-3 7-1 8-2 9-1 10-3
11-4 12-4 13-1 14-1 15-3 16-1 17-1 18-2 19-1 20-3

 

Задание 2.

1 – партеногенез

2 – морганида

3 – локус

4 – митоз

5 – гамета

6 – норма реакции

7 – плейотропия

8 – онтогенез

9 – пробанд

10 – транскрипция

11 – гаплоидный (п)

12 – листостебельным растением

13 – 2

14 – гаметофит

15 – мицелий

16 – кольчатые черви

17 – первичная

18 – не замкнута

19 – амфибии (земноводные)

20 – птиц.

 

Задание 3.

Задача 1.

Т.к. выщепляться могут только рецессивные признаки, то прямые волосы и отсутствие веснушек – рецессивные признаки.

Р: АаВв * АаВв Родители дочери

G :

  АВ Ав аВ ав
АВ        
Ав        
аВ        
ав       аавв

Дочь - аавв

 

Р: А-В- * аавв Родители юноши

Гаметы :

  АВ А- --
ав АаВв      

Юноша – АаВв

 

Р: аавв * АаВв Искомый брак

Гаметы:

  АВ Ав аВ ав
ав АаВв Аавв ааВв аавв

 

Четыре фенотипа детей с одинаковой вероятностью (1:1:1:1):

Курчавые волосы и веснушки (АаВв), курчавые волосы без веснушек (Аавв), прямые волосы с веснушками (ааВв), прямые волосы без веснушек (аавв).

 

Задача 2.

У птиц гетерогаметный пол – женский; единообразие гибридов первого поколения говорит о том, что родители были чистыми по исследуемым признакам, а полосатая окраска доминирует над белой. При скрещивании потомства первого поколения между собой образуются гибриды в отношении 1:1 (594 :607).

Р: ZA ZA * Za W

Гаметы:

  Za W
ZA ZA Za ZA W

ZA Za - полосатые петушки, ZA W – полосатые курочки.

 

P: ZA Za * ZA W Скрещиваем потомство между собой

Гаметы:

  ZA W
ZA ZA ZA ZA W
Za ZA Za Za W

Получаем: половину ZA ZA и ZA Za - полосатые петушки, и половину - ZA W (полосатые) и Za W (белые) – курочки.

 

Задание 4.

1.Экосистема – любая совокупность живых организмов и среды обитания (находящаяся в состоянии равновесия). Биогеоценоз – фито-, зоо- и микробоценоз, прошедшие коэволюцию в пределах среды обитания, границы биогеоценоза определяет фитоценоз. Биогеоценоз – частный случай экосистемы.

Примеры:

Экосистемы – степь, пустыня, темнохвойный лес, аквариум, гнилой пень, космический корабль.

Биогеоценозы – степь, пустыня, темнохвойный лес.

Состав экосистемы (включающей основные сообщества): продуценты, консументы, редуценты, неорганические вещества (микроэлементы и т.д.), климат, мертвая органика.

 

2.

Естественный отбор Искусственный отбор
Механизм: избыточное размножение, ограниченные ресурсы, борьба за существование, выживает наиболее приспособленный Механизм: отбираются и скрещиваются между собой особи с хозяйственно-ценными признаками, создаются условия, благоприятные для жизнедеятельности организмов.
Результат: адаптации к условиям обитания (например: в засушливых местах растут ксерофиты и суккуленты) Результат: закрепление хозяйственно-ценных признаков (например: высокоурожайные сорта злаков, яйценосные куры и т.д.)

 

Задание 5.

1. А – ретинол, морковь, шпинат, томаты, абрикосы, сливочное масло, яйца, рыбий жир. Авитаминоз – куриная слепота, поражения роговицы глаз, кожи, дыхательных путей. Роль – источник образования зрительного пигмента палочек.

Д – кальциферол, рыбий жир, образуется в коже под действием ультрафиолетовых лучей. Авитаминоз – у детей: искривление костей из-за недостатков кальция и фосфора. Роль – регуляция обмена кальция и фосфора. За описание гипервитаминоза – бонус.

Е – токоферол

К – филлохинон

 

2. Обозначено цифрами:

1 – барабанная перепонка

2 – молоточек

3 – наковальня

4 – стремечко

5 – полукружные каналы

6 – ампулы

7 – овальный мешочек

8 – круглый мешочек

9 – круглое окно

10 – полость среднего уха

11 – евстахиева (слуховая труба)

12 – лестница преддверия

13 – геликотрема

14 – барабанная лестница

15 – перепончатый лабиринт (улитковый проток)

Механизм движения перилимфы – от колебания барабанной перепонки до колебания круглого окошка и резонансных колебаний базальной мембраны.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.