Задание заключительного этапа для 10-11 классов Задание 1. Каждый предложенный тест имеет четыре варианта ответа, правильным является один. Обведите в кружок номер правильного ответа. 1. В ядре происходят процессы синтеза: - жиров 2. нуклеиновых кислот 3. полисахаридов 4. фосфолипидов
2. К пластическому обмену относятся процессы: - биологического окисления и репликации 2. гликолиза и фотосинтеза 3. репликации и гликолиза 4. транскрипции и трансляции
3. Кодону АУГ на иРНК соответствует на тРНК антикодон: - ГУА 2. ТАЦ 3. ТЦГ 4. УАЦ
4. К одномембранным органеллам клетки относятся: - пластиды и лизосомы 2. рибосомы и аппарат Гольджи 3. эндоплазматическая сеть и аппарат Гольджи 4. эндоплазматическая сеть и рибосомы
5. Полуавтономными структурами клетки являются: - аппарат Гольджи и лизосомы 2. митохондрии и хлоропласты 3. эндоплазматическая сеть и лизосомы 4. ядро и эндоплазматическая сеть
6. В какой фазе мейоза происходит конъюгация хромосом: - метафазе I 2. метафазе II 3. профазе I 4. профазе II
7. В каком составе отходят хромосомы к каждому полюсу клетки в анафазе I мейоза: - гаплоидный набор двухроматидных хромосом
- гаплоидный набор однохроматидных хромосом
- диплоидный набор двухроматидных хромосом
4. диплоидный набор однохроматидных хромосом 8. В норме у мужчины образуются спермии, содержащие половые хромосомы: - половина Х, половина О 2. половина Х, половина У 3. только У 4. только Х
9. При скрещивании растения томата с округлыми желтыми плодами и растения с грушевидными красными плодами все потомство оказалось с округлыми красными плодами. Определите генотипы родителей: - ААвв, ааВВ 2. аавв, ааВВ 3. АаВВ, АаВв 4. АаВв, ААВВ
10. Близкородственное скрещивание сельскохозяйственных животных - это: - аутбридинг 2. гетерозис 3. инбридинг 4.полиплоидия
11. Преодоление бесплодия межвидовых гибридов возможно путем: - вегетативного размножения 2. гетерозиса 3. инбридинга 4.полиплоидизации
12. При скрещивании двух дигетерозигот с генотипом АаВв, если неаллельные гены расположены в разных парах хромосом, в потомстве можно ожидать: - 4 генотипа и 4 фенотипа 2. 6 генотипов и 4 фенотипа
3. 8 генотипов и 4 фенотипа 4. 9 генотипов и 4 фенотипа 13. Если организм является дигомозиготой, то он может образовывать следующие типы гамет: - АВ 2. АВ, аВ 3. Ав, АВ 4.АВ, ав, Ав, аВ
14. У собак черная шерсть (А) доминирует над коричневой (а), а коротконогость (В) - над нормальной длиной ног (b). Выберите генотип черной коротконогой собаки, гетерозиготной только по признаку длины ног: - AABb 2. AaBb 3. aabb 4. AABB
15. Различие фенотипов однояйцевых близнецов обусловливает изменчивость: - генная 2. геномная 3. модификационная 4. мутационная
16. Половое размножение организмов резко усиливает изменчивость - комбинативную 2. модификационную 3. мутационную 4. соотносительную
17. Биологическому прогрессу в эволюции соответствуют следующие характеристики - возрастание численности видов 2. снижение приспособленности 3. сокращение ареалов 4. уменьшение дифференцировки видов
18. К вымершим видам относится: - кулан 2. морская (стеллерова) корова 3. морская выдра (калан) 4. чёрный журавль
19. Какой из перечисленных признаков характерен для агроценоза: - высокая чистая продуктивность 2. длительное существование без вмешательства человека 3. значительное видовое разнообразие 4. саморегуляция
20. Консументы – это: - зеленые растения, производители органического вещества 2. микроорганизмы, грибы, разрушители органических остатков 3. растительноядные и плотоядные животные, потребители органического вещества 4. хемосинтезирующие бактерии
Задание 2. Вставьте пропущенные слова. 1. Развитие яйцеклеток без оплодотворения _______________________________. 2. Расстояние между двумя генами, частота кроссинговера между которыми составляет 1% ________________________________________. 3. Место расположения гена в хромосоме _________________________________. 4. Непрямое деление клетки, в результате которого образуются дочерние клетки, идентичные материнской, _________________________________________. 5. Половая клетка ______________________________________. 6. Диапазон изменчивости фенотипов при одном и том же генотипе в различных условиях среды ________________________________________________. 7. Множественное действие гена _______________________________________. 8. Индивидуальное развитие организма _________________________________. 9. Лицо, по отношению к которому строится родословная, ___________________. 10. Синтез и-РНК ферментом ДНК-зависимой-РНК-полимеразой на матрице ДНК _________________________________________________. 11. Набор хромосом в спорах растений _________________________________. 12. Гаметофит мхов представлен _____________________________________. 13. В клетках грибницы шляпочных грибов _________________________ ядра. 14. Растение, образующее гаметы, называется __________________________. 15. Грибница иначе называется _______________________________________. 16. Предками членистоногих являются _________________________________. 17. У человеческой аскариды полость тела ______________________________. 18. У майского жука кровеносная система _______________________________. 19. Гребенчатый тритон относится к классу ______________________________. 20. Цевка – кость, которая встречается только у __________________________. Задание 3. Задачи по генетике. 1. Оба родителя с курчавыми волосами и веснушками, а дочь с прямыми волосами и без веснушек. Их дочь вышла замуж за юношу с курчавыми волосами и веснушками. Мать юноши с прямыми волосами и без веснушек. Каких детей можно ожидать в молодой семье и какова вероятность их рождения? Распишите схемы скрещивания с указанием образующихся гамет. Ответ поясните. 2. При скрещивании белых кур с полосатыми петухами получили полосатых курочек и петушков. В дальнейшем при скрещивании этого потомства между собой получено 594 полосатых петушка и 607 полосатых и белых курочек. Признак сцеплен с полом. Объясните результаты скрещивания. Распишите схемы скрещивания с указанием образующихся гамет. Задание 4. Напишите развернутый ответ. 1. Как вы думаете, понятием биогеоценоз обозначают то же явление, что и экосистема? Ответ поясните, приведите примеры. 2. Сравните механизм и результаты естественного и искусственного отбора. Задание 5. Выполните задания по теме «Анатомия и физиология человека» 1. Напишите, какие Вы знаете жирорастворимые витамины, в каких продуктах они содержатся, какую роль в организме выполняют, какие признаки характерны для авитаминозов. 2. Рассмотрите рисунок, напишите, что обозначено цифрами 1-15. Используя рисунок, объясните механизм движения перилимфы.  Критерии оценивания Правильно выполненное задание 1 и 2 оценивается в 1 балл, задания 3-5 (включают по 2 отдельных задания) – в 3 балла каждое. 9 класс Задание 1. 1-4 | 2-3 | 3-4 | 4-1 | 5-3 | 6-3 | 7-1 | 8-1 | 9-3 | 10-3 | 11-2 | 12-3 | 13-2 | 14-4 | 15-1 | 16-1 | 17-2 | 18-3 | 19-3 | 20-1 | Задание 2. 1 – гаплоидный (п) 2 – мейоза 3 – гаметофит 4 – эндосперма 5- царство (Растения) 6 – зоосполры 7 – листостебельным растением 8 – ситовидными трубками 9 – отсутствует 10 – сетчатое 11 – 4 или 5 12 – простой 13 – гиф 14 – 2 15 – плесневым 16 – почкованием 17 – микоризу 18 – многоклеточным мицелием 19 – фитофтора 20 – не встречается ( не живет) Задание 3. 1.Обозначение: 1 – синусно-предсердный узел (водитель ритма) 2 – предсердно-желудоч. Узел 3 – ножки Гиса 4 – волоконца Пуркинье. Образована атипическими мышечными волокнами. При выпадении ритмоводителя 1 порядка, его роль берет ритмоводитель 2 поряка. Повышенное давление в аорте приводит к ослаблению, повышенное давление в правом предсердии – к усилению деятельности сердца. 2. Максимальное давление в аорте, минимальное – в полых венах. Максимальная скорость кровотока в аорте, минимальная – в капиллярном русле. Максимальный общий просвет кровеносных сосудов в капиллярном русле, минимальный – в аорте. Задание 4. 1. Обозначения: 1 – микропиле 2 – интегументы 3 – зародышевый мешок 4 – стенки завязи пестика, затем - околоплодник 5 – зародыш 6 – запас питательных веществ (эндосперм) 7 – кожура семени. Околоплодник – из стенок завязи. Семя – из семязачатка. Зародыш семени – из оплодотворенной яйцеклетки Эндосперм – из оплодотворенной центральной клетки. 2.Отличие биогеоценоза и агроценоза: Признак | Биогеоценоз | Агроценоз | Саморегуляция | есть | нет | Биоразнообразие | высокое | низкое | Пищевые цепи | Разветвленные длинные | Прямые короткие | Чистая продукция | мала | высока | Валовая продукция | велика | мала | Участие человека | | | Задание 5. 1. Таблица «Сравнение голосеменных и цветковых растений» Признаки для сравнения | Голосеменные | Покрытосеменные | 1. Количество видов | | 250 000 | 2. Цветки | нет | есть | 3. Мужской гаметофит представлен | Пыльцевое зерно | Пыльцевое зерно | 4. Женский гаметофит представлен | Эндосперм с двумя архегониями | Зародышевый мешок | 5. Оплодотворение | Спермий+яйцеклетка | двойное | 6. Плоды | нет | есть | 7. Семязачатки | есть | есть | 8. Расположение семязачатков | По два на чешуйке женской шишки | Внутри завязи пестика | 9. Семена | есть | есть | 10. Трахеиды в ксилеме | есть | есть | 11. Трахеи в ксилеме | нет | есть | 12. Ситовидные клетки в лубе | Нет | есть | 13. Ситовидные трубки в лубе | есть | есть | 14. Жизненные формы | Деревья и кустарники | Деревья, кустарники. травы | 2. Заполните таблицу, указав, где возможна частичная агглютинация – агглютинация эритроцитов реципиента (-+), где полная агглютинация – агглютинация всех эритроцитов донора (+), где агглютинация отсутствует (-). Таблица « Переливание крови» Донор Реципиент | Первая группа | Вторая группа АА, А0 | Третья группа ВВ, В0 | Четвертая группа АВ | Первая группа | - | + | + | + | Вторая группа АА, А0 | -+ | - | + | + | Третья группа ВВ, В0 | -+ | + | - | + | Четвертая группа АВ | -+ | -+ | -+ | - | Объясните полученный результат, используя понятия агглютиногены и агглютинины. 10-11 класс Задание 1. 1-2 | 2-4 | 3-4 | 4-3 | 5-2 | 6-3 | 7-1 | 8-2 | 9-1 | 10-3 | 11-4 | 12-4 | 13-1 | 14-1 | 15-3 | 16-1 | 17-1 | 18-2 | 19-1 | 20-3 | Задание 2. 1 – партеногенез 2 – морганида 3 – локус 4 – митоз 5 – гамета 6 – норма реакции 7 – плейотропия 8 – онтогенез 9 – пробанд 10 – транскрипция 11 – гаплоидный (п) 12 – листостебельным растением 13 – 2 14 – гаметофит 15 – мицелий 16 – кольчатые черви 17 – первичная 18 – не замкнута 19 – амфибии (земноводные) 20 – птиц. Задание 3. Задача 1. Т.к. выщепляться могут только рецессивные признаки, то прямые волосы и отсутствие веснушек – рецессивные признаки. Р: АаВв * АаВв Родители дочери G : | АВ | Ав | аВ | ав | АВ | | | | | Ав | | | | | аВ | | | | | ав | | | | аавв | Дочь - аавв Р: А-В- * аавв Родители юноши Гаметы : Юноша – АаВв Р: аавв * АаВв Искомый брак Гаметы: | АВ | Ав | аВ | ав | ав | АаВв | Аавв | ааВв | аавв | Четыре фенотипа детей с одинаковой вероятностью (1:1:1:1): Курчавые волосы и веснушки (АаВв), курчавые волосы без веснушек (Аавв), прямые волосы с веснушками (ааВв), прямые волосы без веснушек (аавв). Задача 2. У птиц гетерогаметный пол – женский; единообразие гибридов первого поколения говорит о том, что родители были чистыми по исследуемым признакам, а полосатая окраска доминирует над белой. При скрещивании потомства первого поколения между собой образуются гибриды в отношении 1:1 (594 :607). Р: ZA ZA * Za W Гаметы: ZA Za - полосатые петушки, ZA W – полосатые курочки. P: ZA Za * ZA W Скрещиваем потомство между собой Гаметы: | ZA | W | ZA | ZA ZA | ZA W | Za | ZA Za | Za W | Получаем: половину ZA ZA и ZA Za - полосатые петушки, и половину - ZA W (полосатые) и Za W (белые) – курочки. Задание 4. 1.Экосистема – любая совокупность живых организмов и среды обитания (находящаяся в состоянии равновесия). Биогеоценоз – фито-, зоо- и микробоценоз, прошедшие коэволюцию в пределах среды обитания, границы биогеоценоза определяет фитоценоз. Биогеоценоз – частный случай экосистемы. Примеры: Экосистемы – степь, пустыня, темнохвойный лес, аквариум, гнилой пень, космический корабль. Биогеоценозы – степь, пустыня, темнохвойный лес. Состав экосистемы (включающей основные сообщества): продуценты, консументы, редуценты, неорганические вещества (микроэлементы и т.д.), климат, мертвая органика. 2. Естественный отбор | Искусственный отбор | Механизм: избыточное размножение, ограниченные ресурсы, борьба за существование, выживает наиболее приспособленный | Механизм: отбираются и скрещиваются между собой особи с хозяйственно-ценными признаками, создаются условия, благоприятные для жизнедеятельности организмов. | Результат: адаптации к условиям обитания (например: в засушливых местах растут ксерофиты и суккуленты) | Результат: закрепление хозяйственно-ценных признаков (например: высокоурожайные сорта злаков, яйценосные куры и т.д.) | Задание 5. 1. А – ретинол, морковь, шпинат, томаты, абрикосы, сливочное масло, яйца, рыбий жир. Авитаминоз – куриная слепота, поражения роговицы глаз, кожи, дыхательных путей. Роль – источник образования зрительного пигмента палочек. Д – кальциферол, рыбий жир, образуется в коже под действием ультрафиолетовых лучей. Авитаминоз – у детей: искривление костей из-за недостатков кальция и фосфора. Роль – регуляция обмена кальция и фосфора. За описание гипервитаминоза – бонус. Е – токоферол К – филлохинон 2. Обозначено цифрами: 1 – барабанная перепонка 2 – молоточек 3 – наковальня 4 – стремечко 5 – полукружные каналы 6 – ампулы 7 – овальный мешочек 8 – круглый мешочек 9 – круглое окно 10 – полость среднего уха 11 – евстахиева (слуховая труба) 12 – лестница преддверия 13 – геликотрема 14 – барабанная лестница 15 – перепончатый лабиринт (улитковый проток) Механизм движения перилимфы – от колебания барабанной перепонки до колебания круглого окошка и резонансных колебаний базальной мембраны. |