Задание заключительного этапа для 9 классов Задание 1. Каждый предложенный тест имеет четыре варианта ответа, правильным является один. Обведите в кружок номер правильного ответа. 1. Пищеварительная система отсутствует у: - аскариды 2. печеночного сосальщика 3. планарии 4. свиного цепня
2. Что общего у птиц с пресмыкающимися: - отсутствие зубов 2. отсутствие мочевого пузыря 3. сухая кожа 4. четырехкамерное сердце
3. Чем отличаются подклассы млекопитающих: - волосяным покровом 2. заботой о потомстве 3. наличием молочных желез 4. степенью сформированности рождающегося детеныша
4. Орган слуха земноводных состоит из: - внутреннего и среднего уха 2. внутреннего уха 3. внутреннего, среднего и наружного уха 4. наружного уха
5. При кровообращении через сердце рыб течёт кровь: - артериальная 2. артериальная и венозная 3. венозная 4. смешанная
6. Вторичную полость тела имеет: - аскарида 2. бычий цепень 3. дождевой червь 4. печёночный сосальщик
7. Как дышит гидра: - всей поверхностью тела 2. жабрами 3. легкими 4. с помощью трахей
8. Какие животные являются предками членистоногих: - кольчатые черви 2. круглые черви 3. моллюски 4. плоские черви
9. На члениках какой части тела расположены крылья и ножки насекомых: - брюшка 2. головы 3. груди 4. хвоста
10. К наиболее древним плоским червям относят: - ленточных червей 2. наружных червей-паразитов 3. ресничных червей или планарий 4. сосальщиков
11. Дождевой червь и медицинская пиявка относятся к: - одному отряду 2. разным классам одного типа 3. разным отрядам одного класса 4. разным типам
12. В процессе эволюции трахея и бронхи впервые появились у: - земноводных 2. млекопитающих 3. пресмыкающихся 4. птиц
13. Укажите особенности жизненного цикла бычьего цепня: - основной хозяин - крупный рогатый скот 2. промежуточный хозяин - крупный рогатый скот 3. промежуточный хозяин - малый прудовик 4. развитие без смены хозяев
14. У кишечнополостных: - замкнутая кровеносная система 2. каждая клетка выполняет все функции живого организма 3. органы состоят из тканей 4. тело состоит из двух слоев клеток
15. С приматами человека объединяет - бинокулярное зрение 2. наличие четырех изгибов в позвоночнике 3. сводчатая стопа 4. сильно развитые нижние конечности
16. Внешнее сходство путем конвергенции приобрели виды - дельфин, акула 2. заяц-русак, заяц-беляк 3. медведь бурый, медведь белый 4. щука, лосось
17. Примеры ароморфозов у птиц - это - появление зоба и сложного желудка 2. появление четырехкамерного сердца и крыла 3. редукция мочевого пузыря 4. редукция одного из яичников
18. Строение птиц свидетельствует об их происхождениии от древних - древесных амфибий с хорошо развитой грудиной 2. летающих ящеров 3. мелких древесных пресмыкающихся 4. рукокрылых млекопитающих
19. Рудиментарными органами являются - густой волосяной покров на теле человека 2. дополнительные млечные соски у человека 3. тазовые кости в скелете змеи 4. тазовые кости в скелете летучей мыши
20. Гетерономная сегментация тела насекомых - это - ароморфоз 2. дегенерация 3. идиоадаптация 4. конвергенция
Задание 2. Вставьте пропущенные слова. 1. Набор хромосом в спорах растений _______________________________. 2. Если споры образуются на диплоидном растении, то они образуются путем _________________________________. 3. Растение, образующее гаметы, называется ________________________. 4. Запасные питательные вещества в семени мака, ландыша, перца находятся в ________________________________. 5. Все растения Земли объединяются в одну систематическую категорию - __________________________________________. 6. Подвижные споры водорослей называются ______________________________. 7. Гаметофит мхов представлен _________________________________________. 8. Проводящие элементы флоэмы плаунов представлены _________________________________. 9. Камбий у папоротникообразных ________________________________________. 10. Жилкование листьев двудольных растений обычно ______________________. 11. Количество частей цветков у двудольных растений обычно кратно __________ Или ________________________. 12. Околоцветник однодольных растений обычно _________________________________________. 13. Грибница гриба состоит из тонких нитей - ______________________________. 14. В клетках грибницы шляпочных грибов _________________________ ядра. 15. Мукор относится к _______________________________________ грибам. 16. Бесполое размножение дрожжей представлено __________________________. 17. Нити грибницы многих шляпочных грибов плотно оплетают корни дерева и даже проникают внутрь корней, образуя ___________________________________. 18. Грибница пеницилла представлена ___________________________________________________________________. 19.Картофель поражает гриб-паразит ____________________________________. 20. Гриб, составляющий лишайник, без водорослей __________________________________________________________________. Задание 3. Дайте ответы на вопросы. 1. Что обозначено на рисунке цифрами 1-4? Чем образована проводящая система сердца? Что произойдет, если возбуждение не будет поступать от ритмоводителя первого порядка? Как скажется на работе сердца повышенное давление в аорте? Как скажется на работе сердца повышенное давление в правом предсердии? | | | | 2. На представленном рисунке график 1 показывает изменение давления в сосудах человека, график 2 – изменение скорости движения крови, график 3 – изменение просвета кровеносных сосудов. Ответьте на вопросы: Где в кровеносной системе максимальное давление? Минимальное давление? В каких кровеносных сосудах максимальная скорость тока крови? Минимальная? Где максимальный общий просвет кровеносных сосудов? Минимальный? | |  Задание 4. Дайте ответы на вопросы 1. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы: Что обозначено цифрами 1-7? Из каких структур цветка образуется околоплодник? Из какой структуры образуется семя? Из каких структур образуется зародыш семени? Из каких структур цветка образуется эндосперм? | | 2. Чем отличается агроценоз от биогеоценоза? Дайте развернутый ответ. Задание 5. Заполните таблицы. 1. Таблица «Сравнение голосеменных и цветковых растений» Признаки для сравнения | Голосеменные | Покрытосеменные | 1. Количество видов | | | 2. Цветки | | | 3. Мужской гаметофит представлен | | | 4. Женский гаметофит представлен | | | 5. Оплодотворение | | | 6. Плоды | | | 7. Семязачатки | | | 8. Расположение семязачатков | | | 9. Семена | | | 10. Трахеиды в ксилеме | | | 11. Трахеи в ксилеме | | | 12. Ситовидные клетки в лубе | | | 13. Ситовидные трубки в лубе | | | 14. Жизненные формы | | | 2. Заполните таблицу, указав, где возможна частичная агглютинация – агглютинация эритроцитов реципиента (-+), где полная агглютинация – агглютинация всех эритроцитов донора (+), где агглютинация отсутствует (-). Таблица « Переливание крови» Донор Реципиент | Первая группа | Вторая группа АА, А0 | Третья группа ВВ, В0 | Четвертая группа АВ | Первая группа | | | | | Вторая группа АА, А0 | | | | | Третья группа ВВ, В0 | | | | | Четвертая группа АВ | | | | | Объясните полученный результат. |