Правила оформления служебных писем БИЛЕТ №1 Охарактеризуйте правила оформления и расположения реквизитов 1-2. 1.Государственный герб Республики Беларусь Изображение Государственного герба наносят типографским способом только на бланки государственных организаций (реквизиты бланка оформляются на двух языках). Изображение Государственного герба на документах располагают в центре верхнего поля. Диаметр изображения не должен превышать 17 мм. 2.Эмблема организации Это условное графическое изображение. Изображение эмблемы государственного предприятия располагается на левом поле документа, на уровне наименования организации. Организации негосударственной формы собственности могут помещать эмблему либо на левом поле документа, на уровне наименования организации, либо при оформлении бланка на двух языках в центре верхнего поля аналогично изображению Государственного герба, либо при оформлении документа на одном языке угловым способом расположения реквизитов заголовочной части на верхнем поле по центру относительно наименования организации. Дайте определение понятия «служебное письмо». Охарактеризуйте особенности оформления писем, указывая положения табулятора и межстрочные интервалы. Письмо – это обобщенное название различных по содержанию документов, служащих средством общения между организациями, частными лицами. По содержанию и назначению письма бывают: информационные (письма – сообщения); письмо – извещение ; инструкционные (директивные); гарантийные - содержат гарантии оплаты, сроков поставки или качества продукции; рекламные ; коммерческие; рекламационные (претенциозные); кредитные; письма – запросы; сопроводительные; письмо – напоминание; письмо – просьба; письмо – требование; письмо – ответ; письмо-разрешение, письмо – запрещение; сопроводительное и т.д. Правила оформления служебных писем 1.Для писем используется специальный бланк для письма формата А4 и А5, оформляемый в соответствии с требованиями СТБ 6.38-2004, и во всех гос. организациях РБ оформляются на белорусском и русском языках с использованием углового центрованного расположения реквизитов бланка. На бланк для письма наносят следующие реквизиты: - изображение государственного герба Республики Беларусь - эмблема организации - код организации - код письма - наименование вышестоящей организации - наименование организации полное (в скобках сокращенное) - почтовый адрес отправителя - коммуникативные и коммерческие данные Ограничительные линии и отметки для реквизитов:- дата; - регистрационный индекс; - ссылка на дату и индекс входящего документа; - отметка о контроле Также оформляются реквизиты: - адресат - заголовок - текст - отметка о наличии приложения (если есть) - подпись - отметка об исполнителе Заголовок письма формулируется формой П.п. (о чем? ): «Об оказании методической помощи аспирантам». В зависимости от вида письма его текст будет иметь свои особенности. Общие требования к тексту письма: - Письмо должно быть посвящено одному вопросу; - Письмо не должно быть большим по объему (как правило, до 1 страницы, в исключительных случаях до 5); - Если необходимо обратиться в организацию по нескольким вопросам, то следует составлять отдельные письма по каждому из них. В тексте рекомендуется использовать простые предложения, применять устойчивые (трафаретные) словосочетания (Сообщаем, что в период с …. по ….; Просим Вас рассмотреть…) Текст, как правило, излагается от 1 лица множественного числа (просим, направляем). По структуре текст бывает: простой и сложный. Простые письма создаются при отсутствии необходимости детально описать сложившуюся ситуацию, раскрыть организационные, правовые или иные вопросы, связанные с проблемой, которая излагается в тексте письма. Тексты простых писем обычно имеет 1 или 2 смысловые части. Из одной части чаще всего состоят сопроводительные письма, приглашения, извещения, напоминания, гарантийные письма и т.д. Сложные письма издаются при необходимости детально описать управленческую ситуацию, проанализировать поднимаемые в письме вопросы, изложить доказательства, причины принятия соответствующего решения или подготовленного предложения. Сложные письма состоят из трех и более частей: вступление, основная часть и заключение. Эти части могут дополнятся также обращением, которое обязательно в коммерческой переписке, а также желательно при обращении к конкретному должностному лицу. Формы обращения могут быть различны, например: Уважаемый Владимир Иванович!; Уважаемый господин (или г-н) Бодров!; Уважаемый господин директор!; Уважаемые господа! (если неизвестны имена получателей); Уважаемые коллеги! Во вступленииформулируется тема письма, объясняющая причины и повод его написания. В основной части описывается сложившаяся ситуация и дается ее анализ. Здесь приводятся также доказательства, позволяющие сделать выводы (предложения) и/или высказать просьбу в заключительной части письма. Заключение – это итог рассмотрения темы или предмета письма. В заключении излагают выводы, предложения, просьбы ит.д. В некоторых случаях текст сложного письма может дополняться еще одной частью, так называемым «опровержением». Завершать письмо рекомендуется традиционной формулой вежливости: С уважением, ... После формы вежливости располагается подпись автора письма. Исходящие письма подлежат визированию на общих основаниях. Визы в исходящих документах оформляются на экземпляре, который остается в организации – отправителе («отпуске»). Полностью оформленное и завизированное письмо представляется на подпись руководителю. Вместе с первым экземпляром письма одновременно подается его копия, которая остается в организации после отправки. Руководитель подписывает лишь первый экземпляр, который отправляется адресату, а «отпуск» заверяется службой ДОУ. Печатью заверяются только гарантийные письма, которые связаны с расходованием денежных и материальных средств. Подписанное письмо регистрируется службой ДОУ: сведения о письме заносятся в регистрационно-учетную форму (журнал или регистрационно-контрольную карточку), а на самом документе проставляется регистрационный индекс. Датой документа является дата его подписания, она проставляется лицом, подписавшим документ. Регистрационный индекс переносится на «отпуск», после чего первый экземпляр письма отправляется адресату, а его заверенная копия подшивается в дело. |