ТЕМА 7. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ Основные темы 1. История развития экономики образования 2. Хозяйственный механизм в образовании 3. Отношения собственности в образовании и организационно-правовые формы образовательных учреждений 4. Финансирование образования 5. Внебюджетные средства в образовании 6. Налогообложение в сфере образования 7. Организация труда и заработной платы в образовании 8. Материально-техническая база образования 9. Информационные технологии в образовании 10. Маркетинг в сфере образования 11. Эффективность образования. Теория и практика определения эффективности образования 12. Квалиметрия и ее использование в образовании 13. Основные отличия бюджетных и автономных образовательных учреждений. Дополнительные темы (если не хватит основных тем) 1. Образование как социально-экономическая категория. 2. Система образования: определение понятие, структура, эволюция. 3. Образование как отрасль национальной экономики. 4. Роль образования в социально-экономическом развитии общества. 5. Специфика экономических отношений в отрасли образования. 6. Экономика образования как наука и учебная дисциплина. 7. Теория «человеческого капитала» как метод анализа экономики образования. 8. Качество образования: определение понятия, количественные и качественные показатели. 9. Отношения собственности в системе управления образовательными учреждениями. 10. Содержание хозяйственного механизма, его особенности и основные цели. 11. Концепция финансово-экономического механизма управления деятельностью образовательных учреждений. 12. Внебюджетная деятельность государственных вузов. 13. Совершенствование системы бюджетного финансирования образования. 14. Совершенствование системы управления вуза. 15. Прогнозирование и программирование как инструменты управления развитием образования. 16. Новые организационно-правовые формы образовательных учреждений. 17. Управление затратами в образовании. 18. Проблемы ценообразования на рынке образовательных услуг. 19. Управление инвестиционными проектами в образовании: основные понятия, участники, их интересы. 20. Налогообложение в сфере образования. 21. Заработная плата и ее организация в учебных заведениях. Функции заработной платы. 22. Количественные и качественные параметры определения тарифных ставок и окладов педагогических работников. 23. Оплата и стимулирование труда в учебных заведениях. 24. Сущность, назначение, специфика и структура материально-технической базы образовательного комплекса. 25. Концепция информатизации образования. 26. Информационные образовательные сети. 27. Информационная среда профессиональной деятельности. 28. Маркетинг образовательных услуг. 29. Сегментирование рынка и анализ потребления образовательных услуг. 30. Социальная эффективность высшего образования. 31. Проблемы экономического роста в образовательной сфере. 32. Экономическая эффективность образования, ее содержание и главные направления движения. 33. Определение экономической эффективности образования. 34. Показатели экономической эффективности образования. Возможности и способы повышения эффективности образования. 35. Квалиметрия как инструмент оценки качества образования. 36. Квалиметрические измерения в процессе мониторинга структуры и содержания образовательных программ. 37. Квалиметрический подход к определению качества управления образовательным учреждением. Содержание доклада-презентации ТЕМА 1. История развития экономики образования Научные подходы к экономике образования. Концепция человеческого капитала: основные положения, плюсы и минусы подхода. Родоначальная модель экономики образования. Зарождение экономики образования как науки в трудах С.Г. Струмилина и В.А. Жамина и др. ТЕМА 2. ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ В ОБРАЗОВАНИИ Содержание хозяйственного механизма, его особенности и основные цели. Проблемы формирования новых направлений развития хозяйственного механизма в системе образования. Прогнозирование и программирование как инструменты управления развитием образования. Государственные образовательные стандарты и стабильные экономические нормативы – основа текущего и долгосрочного планирования образовательных учреждений. Основы построения системы управления образованием. Структура управления образованием. Функции управления образованием и их распределение по уровням управления. Сфера экономической компетентности образовательных учреждений. Роль и задачи органов внутреннего самоуправления в ОУ. Уровни управления (менеджмента) в вузе. Специфика объектов управления в учебных заведениях. ТЕМА 3. ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Предпосылки изменения отношений собственности в системе образования. Структура объектов собственности. Субъекты собственности в образовании. Формы собственности в образовании. Приватизация в системе образования. Совершенствование отношений собственности в сфере образования. Интеллектуальная собственность: содержание, структура и защита в вузе. Уровни отношений собственности и организационно-правовые формы образовательных учреждений. Задачи управления собственностью ОУ. ТЕМА 4. ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Финансово-экономический механизм в образовании: сущность, компоненты, требования, этапы разработки. Источники финансирования образования. Классификация расходов на образование. Схема бюджетного финансирования образования. Основные функции участников финансирования образования. Бюджетная смета, расчет потребности в бюджетных средствах. Методика расчета нормативного финансирования учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. Основные проблемы, направления и перспективы совершенствования бюджетного финансирования сферы образования в России. Управление затратами в образовании: стратегии, факторы, влияющие на себестоимость образовательных услуг. Цена образовательной услуги. Подходы к формированию цены образовательных услуг. Затратный метод ценообразования. Метод оценки стоимости образования с позиции теории человеческого капитала. Методы самофинансирования и хозрасчета. ТЕМА 5. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА В ОБРАЗОВАНИИ Понятие внебюджетной деятельности. Основные направления и виды внебюджетной деятельности образовательных учреждений. Классификация внебюджетных доходов. Основные факторы, определяющие эффективность внебюджетной деятельности. Ценообразование во внебюджетной деятельности. Способы распределения доходов ОУ. Бизнес-план финансово-экономической деятельности образовательного учреждения. Инвестиции в сфере образования. Управление инвестиционными проектами в образовании: основные понятия, участники, их интересы. ТЕМА 6. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Основы налогового законодательства. Объекты налогообложения в сфере образования. Виды налогов в образовании. Налоговые льготы для образовательных учреждений. Налоговая проверка образовательного учреждения. ТЕМА 7. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В ОБРАЗОВАНИИ Особенности педагогического труда. Рабочее время работников образования. Заработная плата и ее организация в учебных заведениях. Функции заработной платы. Законодательное регулирование заработной платы педагогов. Количественные и качественные параметры определения тарифных ставок и окладов педагогических работников. Единая тарифная сетка (ЕТС) и ее значение. Основные критерии тарификации работников образования. Разряды и тарифные коэффициенты рабочих, учебно-вспомогательного персонала, учителей, профессорско-преподавательского состава учебных заведений. Доплаты и надбавки к зарплате работников образования. ТЕМА 8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ОБРАЗОВАНИЯ Сущность, назначение и специфика материально-технической базы образовательного комплекса. Основные и оборотные фонды. Состав основных фондов. Состояние учебно-материальной базы сферы образования в России и основные направления ее развития. Расширенное воспроизводство основных фондов, капиталовложения на цели образования. Расчет потребности в основных видах оборудования для укрепления учебно-материальной базы. Материально-техническое снабжение и его роль в упрочении этой базы. |