Структурные уровни организации материи. Мегамир. Вопросы к практическим занятиям Семинар №1 Наука-процесс познания. Методы и критерии науки Логика и закономерности развития науки Вопросы к семинару: 1. Предмет, цели и задачи, содержание курса «Концепции современного естествознания (КСЕ)» 2. Дать понятие методологии КСЕ. Привести пример научного знания: заявить парадигму, показать синергетику информации по заявленной парадигме и эволюцию. 3. Критерии и свойства научного знания. (Привести примеры) 4. Процесс научного познания, формы научного знания 5. Методы научного познания: всеобщие: метафизические, диалектические; эмпирические - наблюдение, описание, измерение, эксперимент, сравнение; теоретические - формализации, аксиоматизации, гипотетико-дедуктивный; общенаучные - анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, абстрагирование, аналогия, моделирование. Привести примеры. 6.Сравнить модели развития науки: I-парадигмальная (т.Кун ХХ век), II- научно-исследовательские программы (И.Лакатос, ХХвек) 7. Дать характеристику равновесных и неравновесных систем : адаптация, флуктуация, бифуркация, когерентность, энтропия, энтальпия, диссипация. (Привести примеры) 8.Самоорганизация в открытых системах. Неравновесная термодинамика И.Пригожина. Хаос – результат действия динамических факторов Литература Семинар №2 Материя как физическая реальность.Симметрия, асимметрия. Вопросы: - Структура материи: виды – вещество и поле; способ существования материи - движение и развитие; формы существования материи – пространство и время.
- Сравнительная характеристика физических картин мира: механистической, электромагнитной, квантово-полевой, современной.
- Уметь объяснить принципы: дальнодействия, близкодействия, соответствия, неопределенности Гейзенберга, дополнительности.
- Форма существования материи: положения специальной (СТО) и общей (ОТО) теории относительности А.Эйнштейна, пространственно-временной континуум, свойства пространства и времени с современных позиций, биологическое, психологическое и социальное пространство - время, примеры.
- Характеристика симметрии, ее виды внутренняя и внешняя; ее формы -геометрическая и динамическая, роль в научном познании
- Определение асимметрии, ее виды внутренняя и внешняя; ее формы -:геометрическая и динамическая, роль в научном познании.
- Законы термодинамики
8. Современная физика, нанотехнологии Темы сообщений на (3-5минут): 1. Основные положения субстанциальной концепции на пространство и время (Демокрит- И.Ньютон) 2. Что означают термины «глобальная инвариантность», «локальная инвариантность» 3. Современные исследования в области симметрии и суперсимметрии. 4. Исследования в области твердого тела. Литература Семинар №3 Структурные уровни организации материи. Концепции микромира. Вопросы: 1. Системно-структурный подход (по Симонову Д.А.): а) система, элемент, подсистема, надсистема, связь, структура (иерархия), субстрат; б) информационный подход: проблема, развитие, информация; в) законы существования системы: закон максимальной пространственной экспансии, усложнения, деградации; г) онтогенез системы (Привести примеры) 2. Материя как система – совокупность элементов (минимальных, неделимых компонент в рамках системы) и связей между ними (микро-, макро-, мегамир). 1. Структурные уровни вещества в микромире: элементарные частицы (кварки) – нуклоны – ядра – атомы – молекулы. 2. Свойства элементарных частиц.«Поле», виды взаимодействия в микромире. 3. Структура атома, молекулы. Темы сообщений: 1. Современная классификация элементарных частиц. 2. Виртуальные частицы. Представители, роль в материальном мире 3. Физический вакуум, его роль в развитии Вселенной. Литература Семинар № 4 Структурные уровни организации материи. Мегамир. Вопросы: 1. Предмет космологии. 2. Вселенная как система с позиции системно-структурного подхода 3. Основные модели Вселенной: «Постоянного состояния» и «Горячей Вселенной», «Большого взрыва» 4. Онтогенез звезд, виды звезд. 5. Галактики, их виды: спиральные, эллиптические, неправильные. Млечный путь. 6. Солнце и солнечная система, гипотезы образования, особенности организации. Темы сообщений: 1. Звездная форма бытия космической материи 2. Земля-планета солнечной системы 3. Гипотезы возникновения ледниковых эпох: астрономические, земные 4. Роль вакуума в эволюции космоса 5. Звезды – фабрики по производству химических элементов Литература Семинар № 5 |