ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Акцентология. Закономерности постановки ударения ДТО Орфоэпия Стили произношения. Акцентология. Закономерности постановки ударения. Стили произношения Слова "орфоэпия"( дословно "правильное звучание") и "орфография" являются однокоренными: общий элемент орфо- переводится с греческого как "прямой, правильный". Как трудно назвать образованным того, кто не умеет писать грамотно,- так и невозможно назвать хорошей речь человека, который неправильно произносит те или иные слова и неверно ставит в них ударение.При этом под правильным произношением подразумевается не столько чёткая артикуляция слов или отсутствие нарушений дикции, сколько соблюдение орфоэпических (произносительных) и акцентологических (связанных с постановкой ударения) норм языка. Орфоэпическая норма - единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения слова. Соблюдение единообразия произношения имеет важное значение и для отдельного человека, и для общества в целом.Орфоэпические ошибки, неправильное произношение слова или неправильная постановка ударения мешают воспринимать речь: слушатель обращает внимание не столько на то,что говорит его собеседник, сколько на то, как он это делает. Стили произношения В зависимости от темпа речи, соответствующего определённой ситуации общения (дружеская беседа или публичное выступление),различаются полный и неполный стили произношения. Полный характеризуется медленным темпом речи, отчётливым произношением, тщательностью артикуляции и минимальной степенью редукции (сокращения ) звуков. Этот стиль обязателен для дикторов радио и телевидения. Неполный произносительный стиль характеризуется быстрым темпом речи, нечётким произношением, сильной редукцией звуков, иногда выпадением целых слогов. Этот стиль используется в бытовых диалогах или в дружеской беседе. В зависимости от соотношения стилей произношения со стилями языка и различной степенью выразительности различают нейтральный (разговорный, стилистически не окрашенный), высокий (книжный, академический), сниженный (просторечный) стили произношения. Для высокого стиля характерно произношение с(о)нет,(о)азис, к(о)нцерт.В случае повседневного общения эти слова будут произноситься в нейтральном стиле: с(а)нет, (а)азис, к(а)нцерт. Просторечный стиль охватывает слова и формы, употребляющиеся в обиходно-бытовых ситуациях: когда (када), тысяча (тыща),шестьдесят (шыс"ат) ит.д. Характеристика современного русского литературного произношения Произношение гласных в первом предударном слоге Литературное произношение безударных гласных основано на фонетическом законе современного русского литературного языка - редукции гласных. В силу редукции безударные гласные сокращаются по длительности (по количеству) и утрачивают отчетливое звучание (качество). Редукции подвергаются все безударные гласные, но степень редукции их неодинакова. Так, гласные [у], [и], [ы] в безударном положении сохраняют свое основное звучание, а гласные [а], [о], [е] качественно изменяются. Степень редукции гласных [а], [о], [е] в основном зависит от места гласного в слове по отношению к ударению, а также и от характера предшествующего согласного. Кроме того, на редукцию гласных влияет темп речи: чем быстрее темп речи, тем редукция значительнее. В первом предударном слоге гласные [а], [о], [е] редуцируются в наименьшей степени и произношение их подчинено следующим нормам. После твердых согласных на месте букв а, о произносится звук [Λ] при несколько менее широком растворе рта, чем при звуке [а] ударяемом: сады, валы, лоза, коса, жара, шары, жокей, шофер, цари - [сΛды], [вΛлы], [лΛза], [кΛса], [жΛра], [шΛры], [жΛке ], [шΛфор], [цΛри]. На месте буквы е после шипящих [ж], [ш] и после [ц] произносится [ы], склонное к [э] - [ыэ]: желток, жесток, шесток, шестой, цена, цепной - [жыэлток], [жыэсток], [шыэсток], [шыэсто ], [цыэна], [цыэпно ]. После мягких согласных на месте букв а, я, е произносится звук, средний между [и] и [е] - [ие]: часы, часок, щадить, щавель, сняла, взяла, песок, лесок - [ч'иесы], [чиесок], [ 'иед'ûт], [ 'иев'êл'], [cн'иела], [в'з'иела], [п'иесок], [л'иесок]. Произношение в данном случае отчетливого [и] воспринимается как просторечное: [ч'иво]. Произношение гласных во всех предударных слогах, кроме первого Во втором и третьем предударных слогах гласные подвергаются более значительной редукции, чем в первом слоге. Степень редукции гласных в этих слогах практически не различается. Звуки, произносимые на месте букв а, я, о, е в указанных слогах, различаются по качеству, которое зависит от качества предшествующего согласного. После твердых согласных на месте букв а, о, е произносится звук [ъ], средний между [ы] и [а]. Если произносить [ы], но при этом раскрыть рот несколько шире, а спинку языка несколько опустить, то получится звук [ъ]. Если же произносить [а], но при этом сделать раствор рта более узким, а спинку языка несколько поднять, то получится тот же звук [ъ]. Например: Караганда, колокола, жернова, шерстяной, цеховой - [къръгΛнда], [кълъкΛла], [жърнΛва], [шърс'т'иено ], [цъхΛво ]. После мягких согласных на месте букв о, я, е произносится звук [ь], средний между [и] и [е], но более редуцированный, чем [ие], Например: частокол, черенок, щекотать, пятачок, деревенька - [ч'ъстΛкол], [ч'риенок], [ 'ькΛтат'], [п'ьтΛч'ок], [д'р'иев'êн'ка]. Произношение гласных в заударных слогах Произношение гласных в заударных слогах в основном аналогично произношению гласных во всех предударных слогах, кроме первого. Редуцированные звуки, произносимые в заударных слогах, по качеству не отличаются от соответствующих гласных предударных слогов и в фонетической транскрипции имеют те же обозначения [ъ], [ь]. Однако произношение заударных гласных отличается рядом частных особенностей, касающихся произношения гласных в составе различных морфем. После твердых согласных на месте букв а, о, е произносится звук [ъ], средний между [ы] и [а]. Например: выдал, выпала, слово, олово, кошек, ложек, пальцем - [выдъл], [выпълъ], [словъ], [олъвъ], [кошък], [ложък], [пал'цъм]. После мягких согласных различаются следующие случаи: 1. На месте букв а, я произносится редуцированный звук в двух разновидностях [ь] и [ъ], в зависимости от того, в какой морфеме оказывается произносимый звук. Звук [ъ] произносится в окончаниях: 1) им. п. ед. ч. существительных женского и среднего рода; 2) род. п. ед. ч. существительных мужского и среднего рода; 3) им. п. мн. ч. существительных мужского и среднего рода; 4) в суффиксе деепричастия несовершенного вида; 5) им. п. ед. ч. прилагательных женского рода. Например: воля, туча, роща, имя; вара, горя; братья, звенья; видя; злая - [вол'ъ], [туч'ъ], [ро 'ъ] [им'ъ]; [варъ], [гор'ъ]; [брат' ъ], [з'в'êн ъ]; [в'ид'ъ]; [зла ъ]. Звук [ь] произносится в конечном слоге, если он не представляет собой окончание, перед мягким согласным: память, площадь, участь, поняли, начали - [пам'ът], [пло ьт], [уч'ьс'т'], [пон'ьл'и], [нач'ьл'и]. 2. На месте буквы е произносится звук [ь] в окончаниях: 1) дат., тв., пр. п. ед. ч. существительных женского рода; 2) пр. п. ед. ч. существительных мужского и среднего рода; 3) род. п. мн. ч. существительных с окончанием -ей; 4) им. п. мн. ч. существительных на ан(е); 5) в неконечном и конечном слогах, если они не составляют окончания. Например: к пуле, тучей, в чаще; в доме, в горе; оленей; римляне; пасека, палец - [к-пул'ь], [тучь ], [ф-ч'ä ь]; [в-дом'ь], [в-гор'ь]; [Λл'êн'ь ]; [р'имл'ьн'ь]; [пас'ьк'ъ], [пал'ьц]. . Произношение гласных в начале слова 1. На месте букв а, о в начале слова (если слог не ударный) произносится звук [Λ]. Например: агент, осока, оболочка, основоположник - [Λгент], [Λсокъ], [ΛбΛлочкъ], [ΛснъвъпΛложник]. 2. Буквы я, е в начале слова обозначают два звука [ja], [je], из которых первый является мягким согласным [j], поэтому на месте этих букв произносятся звуки [ие] (первый предударный слог) и [ь] (прочие предударные слоги). Например: ярмо, яровой, езда, ездовой - [ иермо], [ ьрΛво ], [ иеда], [ ьздΛво ]. Переход (и) в (ы) На месте буквы и в начале слова, при слиянии в произношении этого слова с предыдущим, которое заканчивается на твердый согласный, а также на месте союза и в определенных условиях, произносится гласный [ы]. Переход [и] в [ы] происходит: 1) на стыке приставки на согласный и корня, начинающегося звуком [и] (возможна и вторая приставка с начальным [и]): под-[ы]скать, не-без-[ы]звестный; 2) при произношении двух самостоятельных слов, соединенных союзом и, не отграниченных паузой, в том случае, если первое слово кончается, а второе начинается твердым согласным: стол и дом [стол-ы-дом], а также в словосочетаниях, если первое слово заканчивается твердым согласным, а второе начинается с [и]: сын Иван [сын-ыван], но дочь Ивана [доч'-иванъ]; 3) после предлогов, входящих, как правило, в состав следующего слова: к Ивану [к-ывану], из игры [из-ыгры]; 4) на стыке частей сложносокращенных слов: Политиздат [пъл'итыздат]. Произношение сочетаний безударных гласных Сочетания безударных гласных звуков образуются при слитном произнесении служебного слова и последующего знаменательного, а также на стыке морфем. Литературное произношение не допускает стяжения сочетаний гласных. Произношение [събрΛзил] (сообразил) имеет просторечный характер. Произношение сочетаний безударных гласных отличается некоторым своеобразием сравнительно с произношением одиночных безударных гласных, например сочетания аа, ао, оа, оо произносятся как [аа]: н[а-а]бажур, з[а-а]кеан, п[а-а]рбузу, д[а-а]стровка. Произношение звонких и глухих согласных В речевом потоке согласные звуки современного русского литературного языка, парные по звонкости-глухости, изменяются в своем качестве в зависимости от своего положения в слове. Различаются два случая таких изменений: а) на конце слов перед паузой и б) на конце слов не перед паузой, а также внутри слова. Изменения согласных, парных по звонкости-глухости и парных по мягкости-твердости, объясняются действием регрессивной ассимиляции. 1. Оглушение звонких согласных на конце слова. Все звонкие согласные на конце слова произносятся как парные им глухие (кроме сонорных р, л, м, н); два конечных звонких переходят в соответствующие глухие: клуб, нрав, рог, ложь, вяз, лязг, изб, трезв - [клуп], [нраф], [рок], [лош], [в'ас], [л'аск], [исп], [тр'есф] (см. § 57, п. 1). Оглушение конечных звонких согласных не зависит от качества начального звука следующего слова и происходит в потоке речи перед всеми согласными и гласными. 2. Оглушение и озвончение согласных, парных по звонкости-глухости, внутри слова. Звонкие согласные внутри слова перед глухими оглушаются, а глухие перед звонкими (кроме в) - озвончаются: трубка, низко, просьба, сзади, к жене - [трупк'ъ], [н'искъ], [прозб'ъ], [ ад'и], [г-жиен'е].  Произношение твердых и мягких согласных Различение при произношении согласных, парных по твердости-мягкости, имеет фонематическое значение, так как в русском языке твердые и мягкие согласные различают звуковые оболочки слов (ср. был - быль, брат - брать и т.п.). Произношение мягких согласных отличается от произношения соответствующих твердых согласных «йотовой» артикуляцией, которая заключается в том, что средняя часть спинки языка высоко поднимается к соответствующей части нёба. На конце слова и перед некоторыми согласными, а также перед гласными звуками [а], [о], [у] твердость и мягкость согласных четко различаются. Мягкость согласных в указанных положениях обозначается в письменной речи: на конце слова и перед некоторыми согласными - буквой ь (ср. ряб - рябь, клад - кладь, удар - ударь, галка - галька, экономка - экономь-ка и т.п.), а перед гласными [а], [о], [у] - буквами я, ё, ю (ср. мать - мять, тук - тюк, нос - нёс). Употребление буквы ь после шипящих [ж], [ш], [ч], [щ] не отражается на произношении этих согласных, так как имеет морфологическое значение, указывает на форму слов (ср. нож - умножь, наш - дашь, лещ - вещь, ткач - вскачь, клич - стричь и т.п.). 1. Мягкость согласных, обозначаемая на письме (ь и буквами я, е, ё, ю): брат - брать, галка - галька, вал - вял, нос - нёс, тук - тюк - [брат - брат'], [галкъ - гал'къ], [вал - в'ал], [нос - н'ос], [тук - т'ук]. Конечные губные в соответствии с написанием произносятся мягко: цеп - цепь, кров - кровь, раб - рябь - [цэп - цэп'], [кроф - кроф'], [рап - р'ап']. Мягкие губные перед я, ё, ю произносятся без дополнительной артикуляции мягкости: пять, мять, мёл, вёл, гравюра, пюре - [п'äт'], [м'äт'], [м'ол], [в'ол], [грав'уръ], [п'ype]. Мягкость [м] в словах семь, восемь сохраняется в сложных числительных: семь - семьдесят - семьсот, восемь - восемьдесят - восемьсот - [с'ем' - с'ем'дьс'ът - с'ием'cот], [вос'ьм' - вос'ьм'д'ьс'ът - въс'ием'cот). 2. Мягкость согласных, не обозначаемая на письме. В положении перед согласными твердость и мягкость согласных часто имеет несамостоятельный, ассимилятивный характер, т.е. зависит от твердости и мягкости последующего согласного. Мягкость согласных в этом случае на письме не обозначается. Смягчение твердых согласных перед мягкими находится в зависимости от различных условий: какие это согласные, перед какими мягкими согласными находятся, в какой части слова имеется сочетание согласных, к какому стилю речи относится то или другое слово: а) внутри слова перед звуком [j] согласные в некоторых случаях смягчаются: рыбья, листья, судья, гостья - [рыб' ъ], [лûст' ъ], [суд'jа], [гос'т' ъ]; б) зубные согласные [з], [с], [д], [т] перед мягкими зубными и губными произносятся мягко: груздь, грусть - [грус'т'], [грус'т'], стена, песня - [c'т'иена], [п'ê'с'нъ]. В ряде слов смягчение вариативно: спелый, звезда, твердый, дверной - [с'п'елы ] и [сп'елы ], [з'в'иезда] и [зв'иезда], [т'в'орды ] и [тв'орды ], [д'в'иено ] и [дв'иерно ]; в) согласный [н] перед мягкими [д], [т], [н] (реже перед [з], [с]), а также перед [ч], [щ] произносится мягко: кантик, бандит, конник, пенсионер, претензия, птенчик - [кан'т'ик], [бΛн'д'ит], [ко 'ик], [п'ьнс'иΛнер], [пр'иетен'з'и ь], [пт'êн'ч'ик]; г) согласный приставки с- и созвучного с ней предлога, а также конечные согласные приставок на з и созвучных с ними предлогов перед мягкими зубными и разделительным ь произносятся мягко: бездельник, без дела, изделия, из дела, изъять - [б'иез'д'êльн'ьк], [б'иез'-делъ], [из'д'êл'и ь], [из'-д'елъ], [из'jат]. В других случаях мягкость вариативна: снял, с него - [с'н'ал] и [сн'ал], [с'-н'иево] и [с-н'иево]; д) губные перед задненёбными не смягчаются: ставки, ломки, цепки - [стафк'и], [ломк'и], [цэпк'и]; е) конечные согласные [т], [д], [б] в приставках перед мягкими губными и разделительным ъ не смягчаются: отъел, отпить - [Λтjeл], [Λтп'ит']; ж) согласный [р] перед мягкими зубными и губными, а также перед [ч], [щ] произносится твердо: артель, корнет, кормить, самоварчик, сварщик - [Λрт'êл'], [кΛрн'ет], [кΛрм'ûт], [съмлварч'ûк], [свар 'ик].  Произношение сочетаний согласных В отношении литературного произношения выделяются некоторые сочетания согласных, строго определенные по своему составу. Такие сочетания встречаются на морфологических стыках слов (конечный согласный приставок и начальный согласный корня, конечный согласный корня и начальный согласный суффикса), а также в местах слияния предлога с начальным согласным знаменательного слова. 1. Сочетания еж - зж, сш - зш на стыке морфем, а также предлога и следующего слова произносятся как двойной твердый согласный [ ], [ ]: сжал, без жира, сшил, без шины, несший, влезший - [ ал], [б'ие ыръ], [ ыл], [б'ие ыны], [н'о ы ], [вл'е ы ]. 2. Сочетания зж, а также жж внутри корня произносятся как долгий мягкий согласный [ ']: езжу, визжу, позже, вожжи, дрожжи - [еj 'у], [в'и 'у], [по 'ь], [во 'и], [дро 'и] (допустимо произношение жж как [ ]). 3. Сочетания сч, зч на стыке корня и суффикса произносятся как долгий мягкий [ ] или [ш'ч']: переписчик [ 'ик], [-ш'ч'ик], заказчик [- 'ик], [-ш'ч'ик]. На стыке приставки и корня или предлога со следующим словом на месте сч, зч произносится [ш'ч']: без числа [б'ьш'ч'исла], расческа [рΛшчоскъ]. 4. Сочетания тч, дч на стыке морфем произносятся как двойной мягкий [ ']: летчик [л'о 'ик], молодчик [мΛло 'ик], отчет [Λ 'от]. 5. Сочетание тс на стыке глагольных окончаний с постфиксом -ся произносится как двойной твердый [ ]: гордится и гордиться [гΛрд'и ъ]; тс, дс (в сочетаниях тск, дск, тств, дств) на стыке корня и суффикса произносятся как [ц]: братский [брацки ], заводской [зъвΛцкоi], родство [рΛцтво]. 6. Сочетания тц, дц на стыке морфем, реже в корнях, произносятся как двойной [ ]: братца [бра ъ], подцепить [пъ эып'ит'], двадцать [два ът']. 7. Сочетание чн, как правило, произносится как [чн], а в следующих словах как [шн]: скучно, конечно, нарочно, яичница, пустячный, прачечная, скворечник и в женских отчествах типа Никитична. 8. Сочетание чт, как правило, произносится не как [чт], а как [шт]: что, чтоб, чтобы, что-то (-либо, -нибудь), ничто. 9. Сочетания гк, гч обычно произносятся как [хк], [хч]: мягкий [м'ахк'и ], легче [л'ехч'ь].  Непроизносимые согласные При произношении слов некоторые морфемы (обычно корни) в определенных сочетаниях с другими морфемами утрачивают тот или иной звук. Вследствие этого в написаниях слов оказываются буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. К числу непроизносимых согласных относятся: 1) т - в сочетаниях стн (ср.: косный и костный), cтл (счастливый), нтск - ндск (ср.: гигантский - интриганский, голландский - хулиганский), стск (ср.: марксистский и тунисский); 2) д - в сочетаниях здн (ср.: праздник и безобразник), рдц (ср.: сердце и дверца); 3) в - в сочетаниях вств (ср.: чувствовать и участвовать), лвств (безмолвствовать); 4) л - в сочетании лнц (ср.: солнце и оконце). Произношение согласных звуков, обозначенных двумя одинаковыми буквами В русских словах сочетания двух одинаковых согласных обычно находятся между гласными на стыке морфологических частей слова: приставки и корня, корня и суффикса. В иноязычных словах двойные согласные могут быть долгими и в корнях слов. Так как долгота звуков не свойственна фонематической системе русского языка, иноязычные слова, по мере их освоения русским языком, утрачивают долготу согласных и произносятся с одиночным звуком (ср. то[н]ель, те[р]аса, а[п]арат, а[п]етит, ко[р]ектор, ко[м]ерция и т.п.). Двойной согласный обычно произносится в положении после ударного гласного (ср.: ва[нн]а, ма[сс]а, гру[пп]а, програ[мм]а и т.п.). На конце слова двойные согласные, как правило, не произносятся (ср. криста[л], мета[л], гри[п], гра[м] и т.п.). Произношение двойных согласных как в русских словах, так и в иноязычных регламентировано в словарном порядке (см.: «Орфоэпический словарь русского языка»). Произношение отдельных звуков 1. Звук [г] перед гласными, согласными звонкими и сонорными произносится как звонкий согласный взрывной: гора, где, град; перед глухими согласными и на конце слова - как [к]: ожегся, ожег [Λж'окс'ъ], [Λжок]. Произношение фрикативного звука ([ã ]) возможно в ограниченных случаях, причем с колебаниями: в формах слов Бог, Господи; в междометиях ага, ого, эге, гоп, гопля. 2. На месте букв ж, ш, ц во всех положениях произносятся твердые звуки [ж], [ш], [ц]: парашют, брошюра - [пърΛшут], [брΛшуръ]; конца, концом, ситцем - [кΛнца], [кΛнцом], [с'и ъм]. но в слове жюри предпочтительно произношение [ж'ÿр'и]. 3. На месте букв ч, щ всегда произносятся мягкие согласные (ч], (uTj или (шч]: час, чох, чур - [ч'ас], [ч'ох], [ч'ур]; роща, Щорс, щебет, щука - [ро 'ъ], [ 'орс], [ 'еб'ьт], [ 'укъ]. 4. На месте буквы и после ж, ш и ц произносится звук [ы]: жил, шил, цикл - [жыл], [шыл], [цыкл]. 5. На месте буквы с в аффиксах -ся - -сь произносится мягкий звук [с]: боюсь, боялся, боялась - [бΛjус'], [бΛjалс'ъ], [бΛjалъс']. 6. На месте всех согласных букв (кроме ж, ш, ц) перед [е] произносятся соответствующие мягкие согласные (сел, пел, мел, дел, тел и т.п.) [с'ел], [п'ел], [м'ел], [д'ел], [т'ел]. Произношение отдельных грамматических форм 1. Безударное окончание именительного падежа ед. ч. мужского рода имен прилагательных -ый, -ий произносится соответственно написанию: [добры ], [горды ], [пр'ежн'и ], [нижн'и ]. Произношение окончания -ий после [к], [г], [х] предпочтительнее в мягком варианте: [н'иск'и ], [убог'и ], [тих'и ]. 2. На месте буквы г в окончании родительного падежа ед. ч. прилагательных мужского и среднего рода -ого и -его произносится достаточно отчетливый звук [в] с соответствующей редукцией гласных: острого, этого, того, кого - [остръвъ], [этъвъ], [тΛво], [кΛво]. Звук [в] произносится на месте буквы г в словах: сегодня, сегодняшний, итого. 3. Безударные окончания прилагательных -ая, -ое при произношении совпадают: добрая, доброе [добръ ь - добръ ъ]. 4. Окончание (безударное) прилагательных -ую - -юю произносится в соответствии с написанием: теплую, летнюю - [т'оплу у], [л'ет'н'у у]. 5. Окончания -ые, -ие в именительном падеже мн. ч. прилагательных, местоимений, причастий произносятся как [ыи], [ии]: добрые, синие - [добрыи], [син'ии]. 6. На месте безударного окончания 3-го лица мн. ч. глаголов 2-го спряжения -aт - -ят произносится [ът]: дышат, ходят - [дышът], [ход'ът]. 7. Формы глаголов на -кивать, -гивать, -хивать произносятся с мягкими [к], [г], [х]: [вскак'ивъл], [вздраг'ивъл], [рΛзмах'ивьл]. Акцентология. Закономерности постановки ударения Акцентологическая норма-рекомендуемый словарями и принятый обществом вариант правильной постановки ударения. Признаки русского ударения : 1) силовое (динамическое) - ударный слог отличается большей силой, напряжённостью, звучностью. 2) разноместное, т.е. не фиксированное на каком-либо слоге. 3) подвижное, т.е. при изменении форм одного и того же слова ударение может передвигаться с одного слога на другой. Ударение в русском языке выполняет различные функции: 1.Смыслоразличительная - ударение-дополнительное средство для различения слов (замок и замок, пропасть и пропасть). 2. Морфологическая - ударение - дополнительное средство для различения грамматических форм слова (воды и воды). Правильное ударение в слове - необходимый признак культурной, грамотной речи. Ударение своеобразный фонетический «паспорт» слова. Есть немало слов, произношение которых служит «лакмусовой бумажкой» уровня речевой культуры человека. Достаточно услышать от человека звОнишь вместо звонИшь, красивеЕ вместо красИвее, чтобы составить не слишком лестное мнение о его образованности. Неправильная постановка ударения не только затрудняет понимание, отвлекает слушателей, но и подрывает доверие к говорящего, заставляет сомневаться в его компетентности не только в области речевой культуры. Речь на уровне звука должна быть не только правильной, соответствовать произносительным ( орфоэпическим) нормам, но и благозвучной, интонационно богатой, точной и выразительной. Вместе с тем и благозвучная, интонационно богатая, точная и выразительная речи может не возыметь действия, если не соблюдены основные орфоэпические нормы. А они достаточно сложны. Наибольшие трудности обычно вызывают следующие типы норм: 1. Ударение в словах и их формах ( ср.: квАртал вместо правильного квартАл, благА вместо правильного блАга). 1. Произношение фонемы [е] или [о] после мягких согласных и шипящих под ударением ( ср.: афёра вместо правильного афера; опёка вместо правильного опека). 1. Произношение[ч’]в местоимении [что] и его производных, в сочетании –чн- в середине слова ( ср.: [что],[чо] вместо правильного [што], коне[ч’]но вместо правильного коне[ш]но). 1. Произношение твердых или мягких согласных в заимствованных словах( ср.: шин[э]ль вместо правильного ши[н’]ель)/ Произношение отдельных слов и форм ( ср.:частотное выпадение звука в словах и формах : комбинзон вместо правильного комбинезон, брелка вместо правильного брелока). Сложность и прихотливость русского ударения известны всем. Пожалуй, ни одна область русского языка не вызывает столько споров , недоумений и колебаний. Во многом это обусловлено спецификой русского ударения в целом. Важной особенность русского ударения является его подвижность, т.е. в разных формах одного и того же слова оно может перемещаться с одного слога на другой. Например, дом- дома, город- города, понял- поняла. Ударение может служить средством разграничения грамматических форм( трАвы- И.п. мн.ч., травЫ – Р.п. ед.ч.; нарЕзать- сов.вид., нарезАть- несов. вид) и отдельных лексических единиц ( вЫкупать- выкупАть; дорОга – дорогА). Акцентологические нормы, объясняющие и регулирующие в устной речи постановку словесного ударения, отличаются еще большей сложностью и разнообразием, чем фонетические нормы, потому что русское словесное ударение характеризуется такими признаками, как разноместностью ( ср.: кУхонный, экспЕртный, проходнОй) и подвижностью ( ср.: начАть, нАчал, началА, нАчало . Кроме того, ударение меняется с течением . Так, у Пушкина мы читаем: «ПогаслоПогасло днЕвное светило». А сейчас мы произносим – « дневнОе освешение». Однако колебания в сфере ударения наблюдаются и в пределах одного отрезка времени. Обычно существует несколько вариантов произношения в зависимости от сферы употребления: литературный и нелитературный( т.е. просторечный, жаргонный, диалектный),основной ( используемый в официальной обстановке) и дополнительный( допускаемый только в бытовом общении, в неофициальной обстановке). В современном русском языке употребляются двоякие формы ударения. Здесь сказываются различные причины: 1. Равноправные варианты: кулинАрия и кулинарИя; бАржа и баржА; твОрог и творОг. 2. Книжный и разговорный варианты : баловАть и бАловать; договОр и дОговор. 3. Общелитературные и профессиональные: Атомный и атОмный ( у физиков); Искра и искрА ( у шахтеров); добЫча и дОбыча( у горняков). Постановка ударения может зависеть от значения слова. Обратите внимание на произношение следующих слов и форм: привОд в милицию – прИвод в механизме; языковОй барьер – языкОвая колбаса; занятОй человек – зАнятое место; шАбаш ведьм – шабАш работе. Наибольшие трудности обычно вызывают иноязычные, книжные, устаревшие или, наоборот, только вышедшие в язык слова. Однако колебания наблюдаются и в некоторых широко употребительных словах. Произнеси следующие слова, обратите внимание на ударения в них: АлфавИт, акрОполь, анАтом , апартамЕнты, апокАлипсис, апострОф, аскЕт, атлЕт,( тяжелоатлЕт, легкоатлЕт), афИняне, ни за какие блАга мира, тайная вЕчеря, всЕнощная, вчернЕ, гЕнезиз, досУг, доцЕнт, еретИк, жалюзИ, завИдно, Иконопись, инсУльт, алкоголь, Искус, каталОг, каучУк, клЕить, коклЮш, коллЕдж, лассО, ломОть, маркЕтинг,молОх войны, начАть, несессЕр, огнИво, Омнибус, отзЫв депутата, Отзыв на статью, партЕр, пиалА, пУрпур, пулОвер, ракУшка, гУсеница, рЕкрут, рЕфери, свЁкла, созЫв депутатов, стАтуя, большие срЕдства, столЯр, табУ, тамОжня, танцОвщица, трАпеза, фетИш, цЕнзор, цемЕнт, цыгАн, шестернЯ, шофЁр, щАвель, Экскурс, экспЕрт, Яства. Если произношение некоторых из этих слов вызвало у вас затруднение, то обратите внимание на следующие замечания. В языке существуют определенные модели постановки ударения в целых группах слов. Однако большинство из них действует лишь как тенденция, то есть возможны различные отклонения, колебания внутри этой модели. |