Социально-педагогическую помощь детям и семьям группы риска Лекция 4 Специфика социально-педагогической Деятельности в учреждениях пенитенциарной системы План 1. Характеристика социального сиротства в современной России 2. Социально-педагогическая помощь детям и семьям группы риска 3. Социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних Характеристика социального сиротства в современной России Нестабильность социально-экономической жизни в России усилила детскую безнадзорность, бездомность, социальное сиротство. Социальные сироты — это особая социально-демографическая группа детей, имеющих семью и тем не менее оставшихся без попечения родителей. Ухудшение условий жизни значительной части населения, падение нравственных устоев изменили отношение к детям, вплоть до вытеснения их из семейных отношений. Социальное сиротства обусловливается и недостаточными усилиями самого общества по оказанию своевременной помощи для полноценного развития образования и воспитания ребенка. Проводимые в России социально-экономические преобразования, сокращение финансирования социальных программ, ослабление инфраструктуры образования, культуры и здравоохранения заметно ухудшили положение детей и возможности семьи по воспитанию ребенка. Процесс дальнейшей социализации у такой категории детей носит деструктивный характер. Последствия социального сиротства выражаются в отчуждении, разрыве связей между миром детей и миром взрослых, в незащищенности детей от отрицательных влияний среды, общества, родителей. Как следствие этого — деформация личности ребенка, его неуверенность в себе, дезадаптация и десоциализация. Социально-педагогическую помощь детям и семьям группы риска Закон РФ ≪Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних≫ (24.06.1999 г.) впервыеипризнал факт существования в стране не только безнадзорных,ино и беспризорных детей. Указ Президента РФ ≪О предупреждении отклоняющегося поведения и охране прав несовершеннолетних≫ (от 06.09.1993 г.) положил начало новой социально-педагогической практике, способствовал созданию инфраструктуры, ориентированной на профессиональную и комплексную социально-педагогическую помощь детям и семьям группы риска. В России начала складываться сеть специальных учреждений, рассчитанная на детей-сирот: - приюты различных типов, - центры социальной реабилитации подростков отклоняющимся поведением; центры дневного пребывания детей и матерей с детьми; - кризисные центры для беспризорных; - дома для подростков и молодежи, с воспитанием которых не справляются родители. Активизировалась деятельность по выполнению Федеральной целевой программы ≪Профилактика беспризорности и правонарушений несовершеннолетних≫. В связи с этим приемники-распределители были преобразованы в центры временной изоляции. Основными задачами центра временной изоляции несовершеннолетних являются: - обеспечение круглосуточного приема и временное содержание несовершеннолетних правонарушителей в условиях их защиты и предупреждение повторных преступлений; - проведение индивидуальной психологической работы с несовершеннолетними, выделение среди них лиц, причастных к совершению преступлений и общественно опасных деяний, а также установление причин, обстоятельств и условий совершения преступлений, сообщение этих сведений в органы внутренних дел; - социально-психологическая реабилитация, коррекция поведения несовершеннолетних и т.д. Однако существующая система профилактики не справляется с ростом преступности среди несовершеннолетних. Гуманная идея полностью отказаться от применения в отношении этой категории населения (согласно ст. 87 Уголовного кодекса Российской Федерации, несовершеннолетними правонарушителями признаются лица, которым во время совершения преступления не исполнилось 18 лет) наказания в виде лишения свободы не может быть реализована, так как многие из них представляют серьезную опасность для социального окружения. Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на исправление, формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня. В воспитательных колониях функционируют общеобразовательные школы; попечительские советы из представителей предприятий, учреждений, организаций,общественных объединений и граждан; родительские комитеты. |