МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Анализ полученных результатов





В ходе анкетирования школьников нами были получены результаты, занесенные в таблицу 3.

Таблица 3

Результаты анкетирования

№ п/п Имя испытуемого Кол-во набранных баллов по номерам Общая сумма баллов Уровень моти-вации
1 2 3 4
1. Светлана А. II
2. Игорь А. III
3. Андрей В. III
4. Вениамин В. IV
5. Станислав В. III
6. Инна Д. I
7. Ирина Д. III
8. Екатерина З. II
9. Игорь И. II
10. Сергей К. III
11. Валерий К. IV
12. Виктор К. III
13. Марина К. II
14. Антон К. V
15. Ирина М. II
16. Святослав М. III
17. Егор Н. II
18. Светлана Н. III
19. Ирина О. III
20. Инна П. II
21. Марина П. I
22. Сергей П. III
23. Стас С. III
24. Анастасия С. III
25. Артем С. II
26. Алина Т. III
27. Вероника Т. IV
28. Виктория Ф. III
29. Карина Ш. II
30. Елена Я. III

На основании анализа данных таблицы 3 мы можем констатировать следующее:

· наибольшее количество испытуемых – 15, что составляет 50%, имеют нормальный (средний) учебной мотивации;

· высокий уровень учебной мотивации зафиксирован у 9 испытуемых (30%);

· очень высокий уровень мотивации – у 2 человек (6,6%);

· сниженный уровень учебной мотивации наблюдается у 3 испытуемых (10%);

· у 1 школьника (3,3%) отмечен низкий уровень мотивации с выраженным отсутствием у ученика личностного смысла.

Анализ успеваемости испытуемых показал, что дети имеют разный уровень успеваемости:

· наибольшее количество учеников – 16, что составляет 53,3%, имеют средний уровень успеваемости;

· 12 (40%) человек – средний уровень;

· низкий уровень успеваемости зафиксирован у 2 (6,7%) школьников.

Эти данные мы отразили в таблице 4.

Таблица 4

Показатели успешности обучения детей

п/п Имя испытуемого Русский язык Чтение Математика Внеклассное чтение Человек и мир ИЗО Музыка Средний балл Уровень успеваемости
1. Светлана А. В
2. Игорь А. 4,4 С
3. Андрей В. 6,2 С
4. Вениамин В. 6,2 С
5. Станислав В. 5,5 С
6. Инна Д. 8,7 В
7. Ирина Д. 5,8 С
8. Екатерина З. 8,1 В
9. Игорь И. С
10. Сергей К. 7,4 С
11. Валерий К. 7,2 С
12. Виктор К. 6,1 С
13. Марина К. В
14. Антон К. 2,5 Н
15. Ирина М. 7,8 В
16. Святослав М. 3,6 С
17. Егор Н. В
18. Светлана Н. 7,2 С
19. Ирина О. 5,8 С
20. Инна П. 8,2 В
21. Марина П. 7,7 В
22. Сергей П. 8,1 В
23. Стас С. 4,4 С
24. Анастасия С. 7,7 В
25. Артем С. 3,6 С
26. Алина Т. 8,2 В
27. Вероника Т. 2,7 Н
28. Виктория Ф. 7,5 В
29. Карина Ш. 7,2 С
30. Елена Я. 5,5 С

 



 

Для выявления влияния уровня учебной мотивации на успеваемость школьников мы составили следующую сводную таблицу 5.

Таблица 5

Сводная таблица показателей успеваемости и уровней учебной мотивации испытуемых

Уровни успеваемости Уровни учебной мотивации
I II III IV V
Высокий - -
Средний - -
Низкий - - -

 

Эти показатели мы отразили на диаграмме 1.

Диаграмма 1

Итак, на диаграмме наглядно видно, что высокий уровень успеваемости характерен для детей с очень высоким (I), высоким (II) и нормальным (III) уровнем учебной мотивации. Высокий (II), средний (III) и сниженный (IV) уровни мотивации присущи ученикам со средним уровнем успеваемости. Неуспевающие школьники имеют сниженный (IV) и низкий (V) уровни учебной мотивации.

Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: наша гипотеза о том, что уровень мотивации учебной деятельности влияет на успеваемость учащихся: чем выше уровень мотивации, тем выше и уровень успеваемости, в ходе исследования нашла свое подтверждение.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учебная деятельность – это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий.

Учебная деятельность имеет свою структуру, в которую входят: учебная задача, учебные действия, действие контроля, действие оценки. Кроме того, в структуру учебной деятельности входят мотивы.

Мотив учения – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. При исследовании мотивов учебной деятельности авторы перечисляют обычно большой круг мотивов и потребностей, выделяя два больших класса мотивов – внутренние (познавательные) и внешние (социальные), к социальным мотивам относят и узколичностные (престижа, благополучия, избегания неудачи), и высшие мотивы (самоопределения и самосовершенствования, долга и ответственности).

Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных моти­вов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Причем, для детей разного возраста не все мотивы имеют одинаковую побудительную силу.

Успешность учебной деятельности зависит от многих факторов психологического и педагогического порядка, а конкретно – факторов социально-психологических и социально-педагогических. Влияет на ус­пешность учебной деятельности и сила мотивации, и ее структура как таковая.

Мотивационный аспект учения неотделим от проблем успеваемости, выступает одной из причин успешности или неуспешности ребенка в учении. Высокая позитивная мотивация может восполнять недостаток специальных способнос­тей или недостаточный запас знаний, умений и навыков, играя роль компенса­торного фактора, но в обратном направлении компенсаторный механизм не срабатывает.

Исходя из теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме, нами была выдвинута следующая гипотеза: уровень мотивации учебной деятельности влияет на успеваемость учащихся: чем выше уровень мотивации, тем выше и уровень успеваемости.

Для опровержения или подтверждения этой гипотезы нами было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 30 детей младшего школьного возраста.

Для изучения особенностей мотивов учебной деятельности испытуемых мы использовали основные подходы из методики М. Р. Гинзбурга, представленной в его книге «Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей». Показателями успеваемости учащихся явились отметки, выставленные учителем.

В результате анализа полученных в ходе исследования данных мы констатировали, что высокий уровень успеваемости характерен для детей с очень высоким, высоким и нормальным уровнем учебной мотивации. Высокий, средний и сниженный уровни мотивации присущи ученикам со средним уровнем успеваемости. Неуспевающие школьники имеют сниженный и низкий уровни учебной мотивации.

В связи с этим нами был сделан вывод о том, что наша гипотеза – уровень мотивации учебной деятельности влияет на успеваемость учащихся: чем выше уровень мотивации, тем выше и уровень успеваемости – в ходе экспериментального исследования нашла свое подтверждение.

Таким образом, цель исследования – изучение особенностей мотивов учебной деятельности учащихся младших классов с разным уровнем успеваемости – достигнута; задачи реализованы.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. – М.: Просвещение, 1976. – 375 с.

2. Бадмаева, Н. Ц. Мотивационная основа развития общих умственных способностей: автореф. дис. ... доктора психол. наук: 19.00.01 / Н. Ц. Бадмаева. – Новосибирск, 2006. – 110 с.

3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 249 с.

4. Божович, Л. И. Психическое развитие школьника и его воспитание / Л. И. Божович, Л. С. Славина. – М: Просвещение, 1979. – 360 с.

5. Гинзбург, М. Р. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / М. Р. Гинзбург. – М.: Просвещение, 1981. – 265 с.

6. Изучение мотивации поведения детей и подростков / под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежной. – М.: Просвещение, 1972. – 320 с.

7. Киричук, Е. И. Формирование интереса к учению у младших школьников / Е. И. Киричук. – М.: Прогресс, 1970. – 435 с.

8. Кривцова, С. Н. Как находить привлекательные моменты в том, что делать нужно / С. Н. Кривцова // Школьный психолог. – 2001. - № 6. – С.8-19.

9. Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. – М.: Просвещение, 1971. – 210 с.

10. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. – М.: Прогресс, 1972. – 514 с.

11. Маркова, А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1990. – 212с.

12. Маркова, А. К. Пути исследования мотивации учебной деятельности / А. К. Маркова // Вопросы психологии. – 1980. - № 5. – С.47-59.

13. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя / А. К. Маркова. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.

14. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. – М.: Педагогика. 1984. – 144 с.

15. Матюхина, М. В. Особенности мотивации учения младших школьников / М. В. Матюхина // Вопросы психологии. – 1985. - № 3. – С.43-49.

16. Менчинская, Н. А. Проблемы «самоуправления» познавательной деятельностью и развитие личности / Н. А. Менчинская. – М.: Просвещение, 1975. – 267 с.

17. Немов, Р. С. Психология: В 3 кн. – Кн.2. Психология образования / Р. С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 390 с.

18. Обучение и развитие / под ред. А. В. Занкова. – М.: Просвещение, 1975. – 150 с.

19. Психологические проблемы неуспеваемости школьников / под ред. Н. А. Менчинской. – М.: Просвещение, 1971. – 271 с.

20. Реан, А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – СПб.: Питер, 2002. – 360 с.

21. Соколова, Н. Не хочу учиться, хочу жениться! / Н. Соколова // Семейная психология. – 2003. - № 13. – С.6-12.

22. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 1996. – 310 с.

23. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1960. – 210 с.

24. Якунин, В. А. Педагогическая психология / А. П. Якунин. – СПб.: Питер, 1998. – 420 с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Анкета

Для окончания каждого предложения выбери один из пред­лагаемых ответов, который подходит для тебя больше всего. Ря­дом с выбранным ответом поставь знак «+».

1. Я учусь в школе, потому что...

а) так хотят мои родители;

б) мне нравится учиться;

в) я чувствую себя взрослым;

г) я люблю хорошие отметки;

д) хочу получить профессию;

е) у меня хорошие друзья.

2. Самое интересное на уроке...

а) игры и физкультминутки;

б) хорошие оценки и похвала учителя;

в) общение с друзьями;

г) ответы у доски;

д) познание нового и выполнение задания;

е) готовиться к жизни.

3. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...

а) получить хорошую отметку;

б) больше знать и уметь;

в) мне покупали красивые вещи;

г) у меня было больше друзей;

д) меня любила и хвалила учительница;

е) приносить пользу, когда вырасту.

­4. Если я получаю хорошую отметку, то мне нравится, что...

а) я хорошо все выучил(а);

б) в дневнике стоит хорошая отметка;

в) учительница будет рада;

г) дома меня похвалят;

д) смогу побольше поиграть на улице;

е) я узнаю больше нового.

 

 

Протокол № ______

Имя и фамилия испытуемого:________________________________________

Для окончания каждого предложения выбери один из пред­лагаемых ответов, который подходит для тебя больше всего. Ря­дом с выбранным ответом поставь знак «+».

1. Я учусь в школе, потому что...

ж) так хотят мои родители;

з) мне нравится учиться;

и) я чувствую себя взрослым;

к) я люблю хорошие отметки;

л) хочу получить профессию;

м) у меня хорошие друзья.

2. Самое интересное на уроке...

ж) игры и физкультминутки;

з) хорошие оценки и похвала учителя;

и) общение с друзьями;

к) ответы у доски;

л) познание нового и выполнение задания;

м) готовиться к жизни.

 

Протокол № ______

Имя и фамилия испытуемого:________________________________________

Для окончания каждого предложения выбери один из пред­лагаемых ответов, который подходит для тебя больше всего. Ря­дом с выбранным ответом поставь знак «+».

1. Я учусь в школе, потому что...

а) так хотят мои родители;

б) мне нравится учиться;

в) я чувствую себя взрослым;

г) я люблю хорошие отметки;

д) хочу получить профессию;

е) у меня хорошие друзья.

2. Самое интересное на уроке...

а) игры и физкультминутки;

б) хорошие оценки и похвала учителя;

в) общение с друзьями;

г) ответы у доски;

д) познание нового и выполнение задания;

е) готовиться к жизни.

3. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...

ж) получить хорошую отметку;

з) больше знать и уметь;

и) мне покупали красивые вещи;

к) у меня было больше друзей;

л) меня любила и хвалила учительница;

м) приносить пользу, когда вырасту.

­4. Если я получаю хорошую отметку, то мне нравится, что...

ж) я хорошо все выучил(а);

з) в дневнике стоит хорошая отметка;

и) учительница будет рада;

к) дома меня похвалят;

л) смогу побольше поиграть на улице;

м) я узнаю больше нового.

 

3. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...

а) получить хорошую отметку;

б) больше знать и уметь;

в) мне покупали красивые вещи;

г) у меня было больше друзей;

д) меня любила и хвалила учительница;

е) приносить пользу, когда вырасту.

­4. Если я получаю хорошую отметку, то мне нравится, что...

а) я хорошо все выучил(а);

б) в дневнике стоит хорошая отметка;

в) учительница будет рада;

г) дома меня похвалят;

д) смогу побольше поиграть на улице;

е) я узнаю больше нового.

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.