Анализ полученных результатов В ходе анкетирования школьников нами были получены результаты, занесенные в таблицу 3. Таблица 3 Результаты анкетирования № п/п | Имя испытуемого | Кол-во набранных баллов по номерам | Общая сумма баллов | Уровень моти-вации | 1 | 2 | 3 | 4 | 1. | Светлана А. | | | | | | II | 2. | Игорь А. | | | | | | III | 3. | Андрей В. | | | | | | III | 4. | Вениамин В. | | | | | | IV | 5. | Станислав В. | | | | | | III | 6. | Инна Д. | | | | | | I | 7. | Ирина Д. | | | | | | III | 8. | Екатерина З. | | | | | | II | 9. | Игорь И. | | | | | | II | 10. | Сергей К. | | | | | | III | 11. | Валерий К. | | | | | | IV | 12. | Виктор К. | | | | | | III | 13. | Марина К. | | | | | | II | 14. | Антон К. | | | | | | V | 15. | Ирина М. | | | | | | II | 16. | Святослав М. | | | | | | III | 17. | Егор Н. | | | | | | II | 18. | Светлана Н. | | | | | | III | 19. | Ирина О. | | | | | | III | 20. | Инна П. | | | | | | II | 21. | Марина П. | | | | | | I | 22. | Сергей П. | | | | | | III | 23. | Стас С. | | | | | | III | 24. | Анастасия С. | | | | | | III | 25. | Артем С. | | | | | | II | 26. | Алина Т. | | | | | | III | 27. | Вероника Т. | | | | | | IV | 28. | Виктория Ф. | | | | | | III | 29. | Карина Ш. | | | | | | II | 30. | Елена Я. | | | | | | III | На основании анализа данных таблицы 3 мы можем констатировать следующее: · наибольшее количество испытуемых – 15, что составляет 50%, имеют нормальный (средний) учебной мотивации; · высокий уровень учебной мотивации зафиксирован у 9 испытуемых (30%); · очень высокий уровень мотивации – у 2 человек (6,6%); · сниженный уровень учебной мотивации наблюдается у 3 испытуемых (10%); · у 1 школьника (3,3%) отмечен низкий уровень мотивации с выраженным отсутствием у ученика личностного смысла. Анализ успеваемости испытуемых показал, что дети имеют разный уровень успеваемости: · наибольшее количество учеников – 16, что составляет 53,3%, имеют средний уровень успеваемости; · 12 (40%) человек – средний уровень; · низкий уровень успеваемости зафиксирован у 2 (6,7%) школьников. Эти данные мы отразили в таблице 4. Таблица 4 Показатели успешности обучения детей № п/п | Имя испытуемого | Русский язык | Чтение | Математика | Внеклассное чтение | Человек и мир | ИЗО | Музыка | Средний балл | Уровень успеваемости | 1. | Светлана А. | | | | | | | | | В | 2. | Игорь А. | | | | | | | | 4,4 | С | 3. | Андрей В. | | | | | | | | 6,2 | С | 4. | Вениамин В. | | | | | | | | 6,2 | С | 5. | Станислав В. | | | | | | | | 5,5 | С | 6. | Инна Д. | | | | | | | | 8,7 | В | 7. | Ирина Д. | | | | | | | | 5,8 | С | 8. | Екатерина З. | | | | | | | | 8,1 | В | 9. | Игорь И. | | | | | | | | | С | 10. | Сергей К. | | | | | | | | 7,4 | С | 11. | Валерий К. | | | | | | | | 7,2 | С | 12. | Виктор К. | | | | | | | | 6,1 | С | 13. | Марина К. | | | | | | | | | В | 14. | Антон К. | | | | | | | | 2,5 | Н | 15. | Ирина М. | | | | | | | | 7,8 | В | 16. | Святослав М. | | | | | | | | 3,6 | С | 17. | Егор Н. | | | | | | | | | В | 18. | Светлана Н. | | | | | | | | 7,2 | С | 19. | Ирина О. | | | | | | | | 5,8 | С | 20. | Инна П. | | | | | | | | 8,2 | В | 21. | Марина П. | | | | | | | | 7,7 | В | 22. | Сергей П. | | | | | | | | 8,1 | В | 23. | Стас С. | | | | | | | | 4,4 | С | 24. | Анастасия С. | | | | | | | | 7,7 | В | 25. | Артем С. | | | | | | | | 3,6 | С | 26. | Алина Т. | | | | | | | | 8,2 | В | 27. | Вероника Т. | | | | | | | | 2,7 | Н | 28. | Виктория Ф. | | | | | | | | 7,5 | В | 29. | Карина Ш. | | | | | | | | 7,2 | С | 30. | Елена Я. | | | | | | | | 5,5 | С | Для выявления влияния уровня учебной мотивации на успеваемость школьников мы составили следующую сводную таблицу 5. Таблица 5 Сводная таблица показателей успеваемости и уровней учебной мотивации испытуемых Уровни успеваемости | Уровни учебной мотивации | I | II | III | IV | V | Высокий | | | | - | - | Средний | - | | | | - | Низкий | - | - | - | | | Эти показатели мы отразили на диаграмме 1. Диаграмма 1  Итак, на диаграмме наглядно видно, что высокий уровень успеваемости характерен для детей с очень высоким (I), высоким (II) и нормальным (III) уровнем учебной мотивации. Высокий (II), средний (III) и сниженный (IV) уровни мотивации присущи ученикам со средним уровнем успеваемости. Неуспевающие школьники имеют сниженный (IV) и низкий (V) уровни учебной мотивации. Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: наша гипотеза о том, что уровень мотивации учебной деятельности влияет на успеваемость учащихся: чем выше уровень мотивации, тем выше и уровень успеваемости, в ходе исследования нашла свое подтверждение. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Учебная деятельность – это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Учебная деятельность имеет свою структуру, в которую входят: учебная задача, учебные действия, действие контроля, действие оценки. Кроме того, в структуру учебной деятельности входят мотивы. Мотив учения – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. При исследовании мотивов учебной деятельности авторы перечисляют обычно большой круг мотивов и потребностей, выделяя два больших класса мотивов – внутренние (познавательные) и внешние (социальные), к социальным мотивам относят и узколичностные (престижа, благополучия, избегания неудачи), и высшие мотивы (самоопределения и самосовершенствования, долга и ответственности). Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Причем, для детей разного возраста не все мотивы имеют одинаковую побудительную силу. Успешность учебной деятельности зависит от многих факторов психологического и педагогического порядка, а конкретно – факторов социально-психологических и социально-педагогических. Влияет на успешность учебной деятельности и сила мотивации, и ее структура как таковая. Мотивационный аспект учения неотделим от проблем успеваемости, выступает одной из причин успешности или неуспешности ребенка в учении. Высокая позитивная мотивация может восполнять недостаток специальных способностей или недостаточный запас знаний, умений и навыков, играя роль компенсаторного фактора, но в обратном направлении компенсаторный механизм не срабатывает. Исходя из теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме, нами была выдвинута следующая гипотеза: уровень мотивации учебной деятельности влияет на успеваемость учащихся: чем выше уровень мотивации, тем выше и уровень успеваемости. Для опровержения или подтверждения этой гипотезы нами было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 30 детей младшего школьного возраста. Для изучения особенностей мотивов учебной деятельности испытуемых мы использовали основные подходы из методики М. Р. Гинзбурга, представленной в его книге «Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей». Показателями успеваемости учащихся явились отметки, выставленные учителем. В результате анализа полученных в ходе исследования данных мы констатировали, что высокий уровень успеваемости характерен для детей с очень высоким, высоким и нормальным уровнем учебной мотивации. Высокий, средний и сниженный уровни мотивации присущи ученикам со средним уровнем успеваемости. Неуспевающие школьники имеют сниженный и низкий уровни учебной мотивации. В связи с этим нами был сделан вывод о том, что наша гипотеза – уровень мотивации учебной деятельности влияет на успеваемость учащихся: чем выше уровень мотивации, тем выше и уровень успеваемости – в ходе экспериментального исследования нашла свое подтверждение. Таким образом, цель исследования – изучение особенностей мотивов учебной деятельности учащихся младших классов с разным уровнем успеваемости – достигнута; задачи реализованы. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. – М.: Просвещение, 1976. – 375 с. 2. Бадмаева, Н. Ц. Мотивационная основа развития общих умственных способностей: автореф. дис. ... доктора психол. наук: 19.00.01 / Н. Ц. Бадмаева. – Новосибирск, 2006. – 110 с. 3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 249 с. 4. Божович, Л. И. Психическое развитие школьника и его воспитание / Л. И. Божович, Л. С. Славина. – М: Просвещение, 1979. – 360 с. 5. Гинзбург, М. Р. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / М. Р. Гинзбург. – М.: Просвещение, 1981. – 265 с. 6. Изучение мотивации поведения детей и подростков / под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежной. – М.: Просвещение, 1972. – 320 с. 7. Киричук, Е. И. Формирование интереса к учению у младших школьников / Е. И. Киричук. – М.: Прогресс, 1970. – 435 с. 8. Кривцова, С. Н. Как находить привлекательные моменты в том, что делать нужно / С. Н. Кривцова // Школьный психолог. – 2001. - № 6. – С.8-19. 9. Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. – М.: Просвещение, 1971. – 210 с. 10. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. – М.: Прогресс, 1972. – 514 с. 11. Маркова, А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1990. – 212с. 12. Маркова, А. К. Пути исследования мотивации учебной деятельности / А. К. Маркова // Вопросы психологии. – 1980. - № 5. – С.47-59. 13. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя / А. К. Маркова. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с. 14. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. – М.: Педагогика. 1984. – 144 с. 15. Матюхина, М. В. Особенности мотивации учения младших школьников / М. В. Матюхина // Вопросы психологии. – 1985. - № 3. – С.43-49. 16. Менчинская, Н. А. Проблемы «самоуправления» познавательной деятельностью и развитие личности / Н. А. Менчинская. – М.: Просвещение, 1975. – 267 с. 17. Немов, Р. С. Психология: В 3 кн. – Кн.2. Психология образования / Р. С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 390 с. 18. Обучение и развитие / под ред. А. В. Занкова. – М.: Просвещение, 1975. – 150 с. 19. Психологические проблемы неуспеваемости школьников / под ред. Н. А. Менчинской. – М.: Просвещение, 1971. – 271 с. 20. Реан, А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – СПб.: Питер, 2002. – 360 с. 21. Соколова, Н. Не хочу учиться, хочу жениться! / Н. Соколова // Семейная психология. – 2003. - № 13. – С.6-12. 22. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 1996. – 310 с. 23. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1960. – 210 с. 24. Якунин, В. А. Педагогическая психология / А. П. Якунин. – СПб.: Питер, 1998. – 420 с. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Анкета Для окончания каждого предложения выбери один из предлагаемых ответов, который подходит для тебя больше всего. Рядом с выбранным ответом поставь знак «+». 1. Я учусь в школе, потому что... а) так хотят мои родители; б) мне нравится учиться; в) я чувствую себя взрослым; г) я люблю хорошие отметки; д) хочу получить профессию; е) у меня хорошие друзья. 2. Самое интересное на уроке... а) игры и физкультминутки; б) хорошие оценки и похвала учителя; в) общение с друзьями; г) ответы у доски; д) познание нового и выполнение задания; е) готовиться к жизни. 3. Я стараюсь учиться лучше, чтобы... а) получить хорошую отметку; б) больше знать и уметь; в) мне покупали красивые вещи; г) у меня было больше друзей; д) меня любила и хвалила учительница; е) приносить пользу, когда вырасту. 4. Если я получаю хорошую отметку, то мне нравится, что... а) я хорошо все выучил(а); б) в дневнике стоит хорошая отметка; в) учительница будет рада; г) дома меня похвалят; д) смогу побольше поиграть на улице; е) я узнаю больше нового. Протокол № ______ Имя и фамилия испытуемого:________________________________________ Для окончания каждого предложения выбери один из предлагаемых ответов, который подходит для тебя больше всего. Рядом с выбранным ответом поставь знак «+». 1. Я учусь в школе, потому что... ж) так хотят мои родители; з) мне нравится учиться; и) я чувствую себя взрослым; к) я люблю хорошие отметки; л) хочу получить профессию; м) у меня хорошие друзья. 2. Самое интересное на уроке... ж) игры и физкультминутки; з) хорошие оценки и похвала учителя; и) общение с друзьями; к) ответы у доски; л) познание нового и выполнение задания; м) готовиться к жизни. Протокол № ______ Имя и фамилия испытуемого:________________________________________ Для окончания каждого предложения выбери один из предлагаемых ответов, который подходит для тебя больше всего. Рядом с выбранным ответом поставь знак «+». 1. Я учусь в школе, потому что... а) так хотят мои родители; б) мне нравится учиться; в) я чувствую себя взрослым; г) я люблю хорошие отметки; д) хочу получить профессию; е) у меня хорошие друзья. 2. Самое интересное на уроке... а) игры и физкультминутки; б) хорошие оценки и похвала учителя; в) общение с друзьями; г) ответы у доски; д) познание нового и выполнение задания; е) готовиться к жизни. 3. Я стараюсь учиться лучше, чтобы... ж) получить хорошую отметку; з) больше знать и уметь; и) мне покупали красивые вещи; к) у меня было больше друзей; л) меня любила и хвалила учительница; м) приносить пользу, когда вырасту. 4. Если я получаю хорошую отметку, то мне нравится, что... ж) я хорошо все выучил(а); з) в дневнике стоит хорошая отметка; и) учительница будет рада; к) дома меня похвалят; л) смогу побольше поиграть на улице; м) я узнаю больше нового. 3. Я стараюсь учиться лучше, чтобы... а) получить хорошую отметку; б) больше знать и уметь; в) мне покупали красивые вещи; г) у меня было больше друзей; д) меня любила и хвалила учительница; е) приносить пользу, когда вырасту. 4. Если я получаю хорошую отметку, то мне нравится, что... а) я хорошо все выучил(а); б) в дневнике стоит хорошая отметка; в) учительница будет рада; г) дома меня похвалят; д) смогу побольше поиграть на улице; е) я узнаю больше нового. |