МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Общая характеристика понятий «учебная деятельность», «мотивация учения»





ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВОВ

УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С

РАЗНЫМ УРОВНЕМ УСПЕВАЕМОСТИ В

ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ............................................. 5

1.1. Общая характеристика понятий «учебная деятельность»,

«мотивация учения»............................................................................ 5

1.2. Возрастные и индивидуальные особенности мотивации учения

школьников.......................................................................................... 10

1.3. Взаимосвязь между учебной мотивацией и успеваемостью

учащихся............................................................................................. 14

 

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ

ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С РАЗНЫМ

УРОВНЕМ УСПЕВАЕМОСТИ..................................................... 19

2.1. Ход исследования................................................................................ 19

2.2. Описание используемых методик..................................................... 19

2.3. Анализ полученных результатов....................................................... 21

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................... 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................... 27

ПРИЛОЖЕНИЕ..................................................................................................... 29

ВВЕДЕНИЕ

Проблема учебной деятельности – одна из центральных в возрастной и педагогической психологии, а изучение мотивации учебной деятельности является одним из наиболее актуальных направлений в психологии образования.

Как известно, к концу младшего школьного возраста отмечается отчетливое снижение учебной мотивации. Такое обстоятельство препятствует дальнейшему освоению полноценной учебной деятельности и, кроме того, противоречит естественному ходу развития познавательных потребностей и интересов в детском возрасте. Без желания, без хоть каких-то стимулов человек не сможет полноценно учиться. В то же время важно знать, какие именно мотивы и другие составляющие мотивационной сферы помогают достичь наибольшей успешности в обучении. Это необходимо для возможности целенаправленного формирования мотивации учения.

Психологическое изучение мотивации и ее формирование – это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика. Изучение мотивации – это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. Вместе с тем в процессе формирования мотивации вскрываются новые ее резервы, поэтому подлинное изучение и диагностика осуществляются в ходе формирования. Само по себе формирование является целенаправленным, если учитель сравнивает полученные результаты с тем исходным уровнем, который предшествовал формированию, и с теми планами, которые были намечены. Значит, в реальной работе учителя изучение и формирование мотивации неразрывно связаны.

Вопросами взаимосвязи между мотивацией учения и школьной успеваемостью у детей занимались такие психологи и педагоги, как А. Н. Леонтьев, Ю. К. Бабанский, Л. С. Славина, А. А. Реан, С. Н. Кривцова, А. К. Маркова, М. В. Матюхина, Н. Ц. Бадмаева, Т. А. Матис, А. П. Якунин, Н. А. Менчинская и др.

Цель исследования: изучение особенностей мотивов учебной деятельности учащихся с разным уровнем успеваемости.



Объект исследования: мотивационная сфера школьников.

Предмет исследования: взаимосвязь между учебной мотивацией и успеваемостью.

Гипотеза: уровень мотивации учебной деятельности влияет на успеваемость учащихся: чем выше уровень мотивации, тем выше и уровень успеваемости

Исходя из цели и гипотезы исследования, мы определили следующие задачи исследования:

1. Определить теоретическое и методологическое содержание понятий «учебная деятельность», «мотивация учебной деятельности».

2. Раскрыть возрастные и индивидуальные особенности учебной мотивации школьников.

3. Изучить влияние учебной мотивации на успеваемость учащихся.

4. Провести экспериментальное исследование и опытным путем установить взаимосвязь между уровнем учебной мотивации и уровнем успеваемости у детей младшего школьного возраста.

Методы исследования: теоретический анализ литературных источников, беседа, тестирование, статистическая обработка данных.

 

 

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УСПЕВАЕМОСТИ В ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ

Общая характеристика понятий «учебная деятельность», «мотивация учения»

Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели.

По мнению Столяренко Л.Д., мотив имеет сложную внутреннюю структуру:

· с возникновением потребности, нужды в чем-то, сопровождаемой эмоциональным беспокойством, неудовлетворением, начинается мотив;

· осознание мотива ступенчато: вначале осознается, в чем причина эмоционального неудовольствия, что необходимо человеку для существования в данный момент, затем осознается объект, который отвечает данной потребности и может ее удовлетворить (формируется желание), позже осознается каким образом, с помощью каких действий возможно достичь желаемого;

· реализуется энергетический компонент мотива в реальных поступках [22, с.210].

Мотив – это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности. Можно сказать, что в основе любой деятельности лежит мотив, побуждающий к ней человека.

Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.

Мотив – это не просто одна из составляющих деятельности. Он выступает в качестве компонента сложной системы – мотивационной сферы личности. А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум под мотивационной сферой личности понимают совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность лич­ности [20, с.271].

Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив».

По мнению В. Г. Асеева, мотивация – состояние личности, определяющее степень активности и направленности действий человека в конкретной ситуации. Мотив выступает как повод, причина, объективная необходимость что-то сделать, побуждение к какому-либо действию [1, с.221].

Таким образом, мотивационную сферу человека составляет совокупность

потребностей, мотивов и целей, которая формируется и развивается в течение всей его жизни. Часть мотивационной сферы, которая формируется на определенном этапе жизни человека, называется мотивацией.

Мотивация первоклассника, мотивация школьника, мотивация студента, мотивация работающего человека составляют только часть мотивационной сферы – ту, которая формируется на определенном этапе его жизни и связана с определенными целями его жизнедеятельности. Главное, что отличает один вид мотивации от другого, состоит в различии социальной ситуации развития, в которой она формируется.

У школьника ведущая деятельность – учебная, поэтому правомерно говорить о мотивации учебной деятельности или мотивации учения.

Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, организацией образовательного процесса; в-третьих, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т.д.); в-четвертых, субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу; в-пятых, спецификой учебного предмета.

Рассмотрим подробнее содержание понятия «учебная деятельность».

По мнению Д. Б. Эльконина, учебная деятельность – это деятельность имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Субъект оперирует научными понятиями, однако никаких изменений в систему научных понятий он не вносит [23, с. 201].

А. В. Занков отмечает, что учебная деятельность – это деятельность по самоизменению ребенка, в процессе которой он приобретает новые способности и новые способы действий с научными понятиями, изменяются его мотивы и сознание [18, с.97]

В целом феномен учебной деятельности можно рассматривать как форму научения.

Необходимо отметить, что для того, чтобы быть успешной, то есть приводить к научению при минимальных затратах усилий и средств со стороны обучающего и обучаемого, учебная деятельность, как считает Р. С. Немов, должна соответствовать следующим основным требованиям:

· быть как для обучающего, так и для обучаемого разносторонне мотивированным процессом, т.е. побуждать учителя как можно лучше обучать, а для учащегося как можно старательнее учиться;

· иметь развитую и гибкую структуру;

· осуществляться в разнообразных формах, позволяющих преподавателю наиболее рано реализовать свой творческий педагогический потенциал, а учащемуся использовать свои индивидуальные возможности для усвоения передаваемых ему знаний, умений и навыков;

· выполняться при помощи современных технических средств обучения, освобождающих как преподавателя, так и учащихся от необходимости осуществления множества рутинных операций [17, с. 240]

Для формирования полноценной учебной деятельности учащиеся должны систематически решать положительно мотивированные учебные задачи.

Ядром учебной деятельности является самосознание, то есть осознание учащимся мотивов, целей, приемов учения, осознание самого себя как субъекта учебной деятельности, который организует, направляет и контролирует процесс учения.

Содержанием учебной деятельности являются теоретические знания. Психологическая основа учебной деятельности – потребность в теоретических знаниях. В процессе ее выполнения учащиеся осуществляют мыслительные действия, адекватные тем, посредством которых исторически вырабатывались эти продукты духовной культуры. В учебной деятельности ученик воспроизводит реальный процесс создания людьми понятий, образов, ценностей и норм.

Учебная деятельность имеет свою структуру. Так, по мнению Д. Б. Эльконина, в структуру учебной деятельности входят: учебная задача, учебные действия, действие контроля, действие оценки [23, с.287].

Кроме того, в структуру учебной деятельности входят мотивы. В зависимости от того, каков мотив деятельности, она при­обретает для ребенка различный смысл. Ребенок решает за­дачу. Цель состоит в том, чтобы найти решение. Мотивы же могут быть различными. Мотив может быть в том, чтобы нау­читься решать задачи, или в том, чтобы не огорчать учителя, или порадовать родителей хорошей отметкой. Объективно во всех этих случаях цель остается той же самой: решить задачу, но смысл деятельности изменяется вместе с изменением мотива.

Мотивы оказывают влияние на характер учебной деятель­ности, отношение ребенка к учению. Если, например, ребенок учится, чтобы избежать плохой отметки, наказания, то он учит­ся с постоянным напряжением, учение его лишено радости и удовлетворения.

В психолого-педагогической литературы встречаются различные попытки классифицировать мотивы учебной деятельности.

Так, Леонтьев различает мотивы понимаемые и мотивы реально действующие. Учащийся понимает, что надо учиться, но это еще может не побуждать его заниматься учебной дея­тельностью. Понимаемые мотивы в ряде случаев становятся мотивами реально действующими [10, с.216].

Мотивы могут осознаваться и не осознаваться. Актуально, т.е. в момент деятельности, они, как правило, не осознаются. Но даже в том случае, когда они не осознаются, они отража­ются в определенной эмоции, т.е. учащийся может не осозна­вать мотив, который его побуждает, но он может хотеть или не хотеть что-то делать, переживать в процессе деятельности. Вот это желание или нежелание действовать является, по А. Н. Леонтьеву, показателем положительной или отрицательной мотивации.

Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных моти­вов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Не все мотивы имеют одинаковое влияние на учебную деятельность. Одни из них – ведущие, другие – второстепенные.

С. Н. Кривцова отмечает, что для учебной деятельности мотивы могут быть внутренними и внешними. Внутренние мотивы – это любознательность, интерес, стремление понять окружающий мир, увлеченность самим процессом познания. В основе внутренних мотивов лежат врожденные потребности: в умственной активности, получении информации, новизне. Эти потребности изначально присутствуют в психике каждого ребенка, хотя их интенсивность может сильно различаться у отдельных детей. Иногда она бывает настолько низкой, что сами по себе внутренние мотивы не могут обеспечивать успешное обучение ребенка. Тогда взрослые используют специальные педагогические приемы, которые в психологии обозначают как «внешние мотивы», а именно: наказания и награды, угрозы и требования, соревнование и давление группы, похвала, возбуждение честолюбия, разъяснение о пользе и т.д. Общим во всех этих приемах является то, что знание перестает быть целью, а становится средством – избежать наказания, получить награду, удовлетворить честолюбие.

Кривцова С.Н. утверждает, что существуют два великих механизма мотивации – «хочется» и «надо» [8, с.9]

Однако недостаточно просто разделить мотивы на внутренние и внешние. Сами внешние мотивы могут быть положительными (мотивы успеха, достиже­ния) и отрицательными (мотивы избегания, защиты).

По мнению А. К. Марковой, мотив учения – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Например, если активность ученика направлена на работу самим изучаемым объектом (лингвистическим, математическим, биологическим и т. д.), то чаще всего в этих случаях можно говорить о разных видах познавательных мотивов. Если активность ученика направлена в ходе учения на отношения с другими людьми, то речь идет, как правило, о различных социальных мотивах. Иными словами, одних учеников в большей мере мотивирует сам процесс познания в ходе учения, других — отношения с другими людьми в ходе учения [13, с.11].

В соответствии с этим утверждением, П. М. Якобсон, Л. И. Божович, М. В. Матюхина и др. различают две большие группы мотивов:

1. познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;

2. социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми [24; 6; 14].

Итак, при исследовании мотивов учебной деятельности авторы перечисляют обычно большой круг мотивов и потребностей, выделяя два больших класса мотивов – внутренние (познавательные) и внешние (социальные), к социальным мотивам относят и узколичностные (престижа, благополучия, избегания неудачи), и высшие мотивы (самоопределения и самосовершенствования, долга и ответственности).

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.