Выдающиеся певицы контральто * Мариан Андерсон * Мора Морейра * Кэтлин Ферриер * Морин Форрестэр * Кристина Скаббиа ****************************************************************** Меццо-сопрано (итал. mezzo-soprano от mezzo — половина, середина и soprano — верхний) — женский оперный певческий голос с рабочим диапазоном от ля малой октавы и ля второй октавы, то есть на терцию ниже, чем у сопрано, и выше, чем у контральто. Некоторые роли, предназначенные для сопрано, часто исполняют меццо-сопрано. Это придает ролям полноту и драматическую глубину, что часто им подходит. К таким ролям относятся Деспина в опере «Так поступают все женщины» и Церлина в «Дон Жуане» Моцарта. Другие роли, предназначенные для драматических сопрано, находятся между сопрано и меццо. Меццо часто играют Сантуццу в «Сельской чести» Петро Масканьи, леди Макбет в «Макбете» Верди, и даже Изольду в «Тристане и Изольде» Рихарда Вагнера. Эти примеры показывают, что граница между сопрано и меццо-сопрано чётко не определена. Классические оперные партии меццо-сопрано * Азучена («Трубадур», Дж. Верди) * Клитемнестра («Электра», Р. Штраус) * Алиса («Лючия ди Ламмермур», Г.Доницетти) * Амнерис («Аида», Дж. Верди) * Графиня («Пиковая дама», П. И. Чайковский) * Далила («Самсон и Далила», К. Сен-Санс) * Золушка («Золушка», Д.Россини) * Кармен («Кармен», Ж. Бизе) * Лаура («Каменный гость», А. С. Даргомыжский) * Любаша («Царская невеста», Н. А. Римский-Корсаков) * Марина Мнишек («Борис Годунов», М. Мусоргский) * Марфа («Хованщина», М. Мусоргский) * Марцелина («Свадьба Фигаро», В. А. Моцарт) * Розина («Севильский цирюльник» Д.Россини) * Фенена («Набукко», Дж. Верди) * Фрика («Кольцо Нибелунга», Р. Вагнер) * Шарлотта («Вертер», Ж.Массне) * Эболи («Дон Карлос», Дж. Верди) Выдающиеся певицы меццо-сопрано * Федора Барбьери * Тереса Берганца * Зара Долуханова * Криста Людвиг * Герта Хёппер * Мэрилин Хорн ***************************************************************** Баритон (итал. baritono, от греч. βαρϋτονος — низкозвучащий, от βαρϋς — тяжёлый и τονος — тон) — мужской голос, по высоте средний между басом и тенором. Диапазон: ля большой октавы — ля-бемоль первой октавы. Различают лирический баритон — более мягкий и подвижный, близкий к драматическому тенору, и драматический баритон — более мужественный и сильный, близкий к басу. Классические оперные партии баритонов * Бизе: Эскамильо («Кармен») * Бородин: Князь Игорь («Князь Игорь») *Верди: Риголетто («Риголетто»), Жермон («Травиата»), Амонасро («Аида»), Яго («Отелло») * Глинка: Руслан («Руслан и Людмила») * Гуно: Валентин («Фауст») * Моцарт: Фигаро («Свадьба Фигаро»), Дон Жуан («Дон Жуан»), Папагено («Волшебная флейта») * Пуччини: Марсель («Богема»), Скарпиа («То́ска»), Шарплес («Чио-чио-сан») * Рахманинов: Алеко («Алеко») * Римский-Корсаков: Мизгирь («Снегурочка»), Веденецкий гость («Садко»), Грязной («Царская невеста») * Россини: Фигаро («Севильский цирюльник») * Чайковский: Евгений Онегин («Евгений Онегин»), Елецкий, Томский («Пиковая дама»), Роберт («Иоланта»). Выдающиеся певцы баритоны * Сергей Лиферкус * Павел Лисициан * Шеррил Майлнз * Леонард Уоррен * Титта Руффо * Юрий Гуляев * Муслим Магомаев * Лев Лещенко * Дмитрий Хворостовский * Георг Отс **************************************************************** Бас (от ит. basso — «низкий») — самый низкий мужской голос. Отличается большой глубиной и полнотой звучания. Русская опера * Сусанин («Жизнь за царя» Глинки) * Фарлаф («Руслан и Людмила» Глинки) * Мельник («Русалка» Даргомыжского) * Князь Гудал («Демон» Рубинштейна) * Кончак («Князь Игорь» Бородина; низкий бас) * Владимир Галицкий (там же; высокий бас) * Борис Годунов (одноимённая опера Мусоргского) * Досифей («Хованщина» Мусоргского) * Гремин («Евгений Онегин» Чайковского) * Кочубей («Мазепа» Чайковского) * Король Рене («Иоланта» Чайковского) * Варяжский гость («Садко» Римского-Корсакова) * Мороз («Снегурочка» Римского-Корсакова) * Царь Салтан («Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова) * Старый цыган («Алеко» Рахманинова) * Кутузов («Война и мир» Прокофьева) Зарубежная опера * Уберто («Служанка-госпожа» Перголези) * Зарастро («Волшебная флейта» Моцарта) * Фигаро («Свадьба Фигаро» Моцарта; высокий бас) * Бартоло («Свадьба Фигаро» Моцарта и «Севильский цирюльник» Россини) * Базилио («Севильский цирюльник» Россини) * Мефистофель («Фауст» Гуно) * Линдорф, Коппелиус, Даппертутто, доктор Миракль («Сказки Гофмана» Оффенбаха) * Доктор («Воццек» Берга) Известные певцы-басы * Петров, Осип Афанасьевич (Россия Россия) * Фёдор Шаляпин (Россия Россия) * Журне, Марсель * Рейзен, Марк Осипович * Александр Пирогов (Союз Советских Социалистических Республик СССР) * Христов, Борис * Гяуров, Николай * Гмыря, Борис Романович * Паата Бурчуладзе * Курт Молль * Никита Сторожев (Союз Советских Социалистических Республик СССР, Франция Франция) * Штоколов, Борис (Россия Россия) * Миллер, Владимир (Россия Россия) Бас-профундо (итал. profondo — глубокий) — очень низкий, грудной, объемнейший мужской голос. Бас-профундо (октавист) часто используется в церковно-хоровой музыке. ***************************************************************** Те́нор — 1) высокий мужской голос; 2) один из средних голосов в многоголосном произведении или партия средних голосов в хоре. Записывается чаще всего в скрипичном ключе со сдвигом на октаву вниз. Диапазон голоса: До малой октавы - До второй октавы (тенор-альтино до Ми второй октавы) Разновидности * контратенор * альти́но * лирический * лирико-драматический * драматический |