Партии контральто в операх Певческие голоса Женские голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт Мужские голоса:тенор, баритон, бас Другие разновидности — колоратурное сопрано, драматический тенор, бас-баритон, бас-буффо, бас-профундо. Существует категория певцов-мужчин, поющих в диапазоне женского голоса. Этот тип голосов редок, но до сих пор используется, в основном, в опере. В музыке барокко многие роли были написаны для кастратов — певцов мужского пола, которым в мальчишеском возрасте была сделана операция кастрации для сохранения высокого, как у женщины, голоса. В современном вокальном исполнительстве эти роли может исполнять певец, владеющий развитой техникой пения фальцетом. Певцов такого типа именуют контратенорами (он же мужской альт). Сопрано (итал. soprano от sopra — над, сверх) — высокий женский голос. Рабочий диапазон: до первой октавы — до третьей октавы. В русской музыкальной традиции принята следующая классификация разновидностей сопранового голоса: * колоратурное сопрано * лирико-колоратурное сопрано * лирическое сопрано * лирико-драматическое сопрано * драматическое сопрано Классические оперные партии сопрано * Беллини: Имогена («Сомнабула», «Пират») Норма («Норма») * Бизе: Микаэла («Кармен») * Бородин: Ярославна («Князь Игорь») * Вагнер: Изольда («Тристан и Изольда»), Зиглинда и Брунгильда («Валькирия») * Верди: Джильда («Риголетто»), Виолетта («Травиата»), Аида («Аида»), Дездемона («Отелло») * Глинка: Антонида («Иван Сусанин», она же «Жизнь за царя»), Людмила («Руслан и Людмила») * Гуно: Маргарита («Фауст»), Джульетта («Ромео и Джульетта») * Даргомыжский: Наташа («Русалка») * Доницетти: Анна Болейн («Анна Болейн»), Лючия («Лючия ди Ламмермур»), Мария Стюарт («Мария Стюарт») * Моцарт: Сюзанна («Свадьба Фигаро»), Церлина («Дон Жуан»), Амина, Царица ночи («Волшебная флейта»), Деспина («Так поступают все женщины») * Прокофьев: Наташа Ростова («Война и мир») * Пуччини: Манон («Манон Леско»), Мими («Богема»), То́ска («То́ска»), Чио-чио-сан («Мадам Баттерфлай»), Турандот («Турандот») * Римский-Корсаков: Снегурочка («Снегурочка»), Волхова («Садко»), Царевна-Лебедь («Сказка о царе Салтане»), Феврония («Сказание о невидимом граде Китеже»), Шемаханская царица («Золотой петушок»), Марфа («Царская невеста») * Рубинштейн: Тамара («Демон») * Чайковский: Татьяна («Евгений Онегин»), Лиза («Пиковая дама»), Иоланта («Иоланта»). * Чилеа: Андриенна Лекуврёр Андриенна Лекуврёр * Р. Штраус: Саломея («Саломея»), Электра («Электра»). Выдающиеся певицы сопрано * Монсеррат Кабалье * Галина Павловна Вишневская * Астрид Варнай * Леони Ризанек * Кирстен Флагстад * Биргит Нильсон (Birgit Nilsson) * Зинка Миланова * Марта Мёдль * Рената Тебальди (Renata Tebaldi) * Мария Каллас (Maria Callas) * Магда Оливеро * Джоан Сазерленд (Joan Sutherland) * Аделина Патти (Adelina Patti) * Леонтин Прайс (Leontyne Price) * Мирелла Френи (Mirella Freni) * Лара Фабиан (Lara Fabian) Альт (итал. alto, фр. hautecontre; от лат. altus — высокий) — первоначально назывался голос, который был выше тенора, (исполнявшего главную мелодию: cantus formus, иначе фальцетто. Позднее обозначает низкий голос у женщин и мальчиков. Альтовым ключом называется о ключ «до». Контра́льто (итал. contralto) — самый низкий женский голос глубокого грудного бархатистого тембра. Рабочий диапазон: ми малой октавы — фа второй октавы. В опере композиторы часто писали для контральто партии мальчиков-подростков и юношей. Классические оперные партии контральто * А. П. Бородин: Кончаковна («Князь Игорь») * М. И. Глинка: Ваня («Иван Сусанин», она же «Жизнь за царя»), Ратмир («Руслан и Людмила») * Ш. Гуно: Зибель («Фауст») * Н. А. Римский-Корсаков: Нежата («Садко»), Лель («Снегурочка») * П. И. Чайковский: Ольга («Евгений Онегин»), Графиня («Пиковая дама») Партии контральто в операх * Angelina, La Cenerentola (Россини)* * Art Banker, Facing Goya (Michael Nyman) * Auntie, landlady of The Boar, Peter Grimes (Britten)* * Azucena, Il Trovatore (Верди)* * The Baroness, Vanessa (Barber) * La Cieca, La Gioconda (Ponchielli) * Эрда, Das Rheingold, Siegfried (Вагнер) * Madame Flora, The Medium (Gian-Carlo Menotti) * Katisha, The Mikado (Gilbert and Sullivan) * Клитемнестра, Elektra (Штраусс)* * Maddalena, Rigoletto (Verdi)* * Mama Lucia, Cavalleria Rusticana (Pietro Mascagni) * Malcolm, La donna del lago (Россини)* * Margret, Wozzeck (Berg) * Mary, Der fliegende Holländer (Вагнер) * Erda, Das Rheingold/Siegfried (Wagner)* * Mother Goose, The Rake's Progress (Stravinsky) * Olga, Eugene Onegin (Tchaikovsky)* * Orfeo, Orfeo ed Euridice (Gluck) — trouser role * Лель, «Снегурочка» (Н. А. Римский-Корсаков) * Нежата, «Садко» (Н. А. Римский-Корсаков) * Little Buttercup, H.M.S. Pinafore (Gilbert and Sullivan) * Didone, Egisto (Cavalli) * Pauline, The Queen of Spades (Tchaikovsky) * La Principessa, Suor Angelica (Puccini) * Розина, Севильский цирюльник (Rossini)* * Ruth The Pirates of Penzance (Gilbert and Sullivan) * Ulrica, Un ballo in maschera (Verdi) * Widow Begbick, Rise and Fall of the City of Mahagonny (Kurt Weill)* * Mrs. Lovett, Sweeney Todd (Sondheim)* * : Указывает на роль, которая может также исполняться меццо-сопрано. |