МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Международный опыт борьбы с организованной преступностью





Непростительно медленное осознание опасностей организован­ной преступности в России является одним из доказательств хрони­ческого отставания уголовно-правового контроля от криминальных реалий. Аналогичные процессы происходили и в других странах, но их законодатели и разработчики были более реалистичными и мо­бильными.

Директор ФБР США Луис Дж. Фри, побывавший в Москве в июле 1994 года, сказал, что Россия очень быстро осознала опас­ность организованной преступности, на что Америке понадобилось 50 лет. Так ли это?

Организованная преступность в США в 20—60-е годы XX века разви­валась и приобретала опыт намного медленнее, чем это делается сейчас. Но в это время в стране уже действовали законы о борьбе с рэкетом (1946 г.), о контроле над наркотиками (1956 г.), о контро­ле над преступностью и безопасностью на улицах (1968 г.), ответст­венность за неуплату налогов, которые прямо или косвенно были направлены на борьбу с организованной преступностью. Шло от­носительно быстрое осознание новых опасностей американцами. В 1970 году это осознание генерализировалось. Был создан Нацио­нальный совет по организованной преступности и принят закон о контроле над ней. Цель закона состояла “в попытке искоренения организованной преступности в Соединенных Штатах путем усиления правовых средств в процес­се сбора доказательств, путем установления новых уголовных за­претов и применения усиленных санкций и новых мер правовой защиты для борьбы с незаконными действиями тех, кто занимает­ся организованной преступностью“.

Президент США Р. Никсон определил: “Организо­ванная преступность в США имеет три цели: эксплуатацию, коррупцию и уничтожение. То, что она не может эксплуатировать не­посредственно, подвергается коррупции; то, что непосредственно не поддается коррупции, подвергается уничтожению“. Он при­звал ликвидировать ее, как злокачественную опухоль. Не получи­лось. Следующим шагом было принятие закона о постоянно дейст­вующем преступном предприятии (ССЕ), который был направлен против лиц, участвующих в крупномасштабной торговле наркоти­ками (1970 г.).

Судебное толкование Конституции США не разрешало зако­нодательному органу запрещать само членство в какой-либо орга­низационной структуре. Криминальная реальность заставила ис­кать адекватные меры на вызовы времени в рамках Конституции. И они были найдены в законе 1978 года о рэкетированных и кор­румпированных организациях, где в качестве преступле­ния рассматривается участие какого-либо лица в делах предпри­ятия в форме рэкетирской деятельности, а сама она в упомянутом законе охватывает практически все виды серьезной преступной деятельности, запрещенной федеральными законами и законами штатов. В той или иной мере борьбы с организованной преступнос­тью касаются законы о всестороннем контроле над преступностью (1984 г.), об ответственности об отмывании денег (1986 г.), о борьбе со злоупотреблением наркотиками и контроле над ними (1987 г.), о контроле над насильственной преступностью (1994 г.) и др.

В дополнение к этим законам в уголовном законодательстве США с 1909 года (с уточнением в 1948 г.) действуют нормы об общем преступном сговоре и о сговоре с целью занятия торговлей наркотиками. Американская концепция сговора преступной орга­низации была положена, например, в основу Нюрнбергского про­цесса.



Итальянские законодатели вынуждены были с еще большей жесткостью реагировать на распространение организованной пре­ступности. С 1956 по 1990 год ими было принято 16 законодатель­ных актов по контролю над мафией, в том числе и криминализи­рующие сговор с намерением заниматься незаконной торговлей нар­котиками. Однако вследствие некоторых особенностей, присущих обычаям и традициям итальянской мафии (закон умолчания и др.), стало практически невозможно доказывать факт сговора. Тогда Италия вынуждена была принять в 1982 году закон, предусматри­вающий, кроме ранее действующей ст. 416 (группировка для со­вершения преступления), новый состав преступления (ст. 416 bis — группировка мафиозного типа). По этим статьям само участие в преступной группировке в количестве трех и более человек явля­ется криминальным. Конфискация незаконно приобретенного имущества при помощи мер, выходящих за рамки уголовного процесса, есть в США и даже в Англии, где соблюдение и охрана прав человека традиционно находятся на высоком уровне.

В УК Германии 1871 года в редакции 1987 года значатся че­тыре параграфа, предусматривающих уголовную ответственность за организационную деятельность: за нарушение запрета на объ­единение (§85), создание вооруженных групп (§128), создание преступных сообществ (§129), создание террористических сооб­ществ (§129а). Аналогичные нормы имеются в УК Франции 1992 года: образование боевых групп, объединений и участие в них (ст. 43113—43115), образование объединений преступников и участие в них (ст. 4501—4503) и др.

Учреждение Международной организации уголовной полиции (МОУП/Интерпол) в 1923 году было перспективным международ­ным решением, констатирующим выход преступности за нацио­нальные границы и прогнозирующим появление более опасной меж­дународной преступности. Оно опережало появление массовой транснациональной преступности, но не предотвратило ее. Исто­рия практического осознания транснациональной организованной преступности была медленной. ООН впервые обратилась к этой проблеме на Пятом конгрессе (Женева, 1975 г.), где было признано, что преступность в форме международного бизнеса представляет собой более серьезную угрозу, чем традиционные формы преступ­ного поведения. На Восьмом конгрессе (Гавана, 1990 г.) отмечалось: “Органи­зованная преступность создает прямую угрозу национальной и меж­дународной безопасности и стабильности и представляет собой фронтальную атаку на политические и экономические власти, а также создает угрозу самой государственности. Она нарушает нор­мальное функционирование социальных, экономических инсти­тутов и компрометирует их, что приводит к утрате доверия к де­мократическим процессам. Она подрывает процесс развития и сво­дит на нет достигнутые успехи. Она ставит в положение жертвы население целых стран и эксплуатирует человеческую уязвимость, извлекая при этом доходы. Она охватывает, опутывает и даже за­кабаляет целые слои общества... и вовлекает их в различные и вза­имосвязанные преступные предприятия“.

Конгресс принял резолюцию “Предупреждение организован­ной преступности и борьба с ней“ и приложение к ней “Руководя­щие принципы для предупреждения организованной преступнос­ти и борьбы с ней“. Эти документы были поддержаны Генераль­ной Ассамблеей в резолюции 45/123 о международном сотрудни­честве в борьбе с организованной преступностью, их положения развивались и уточнялись на совещании экспертов ООН и Интер­пола о стратегиях борьбы с транснациональной преступностью (Че­хословакия, Смоления, май 1991 г.), на международном семинаре о характере, масштабах и последствиях организованной преступности (Россия, Суздаль, октябрь 1991 г.) и на международной конферен­ции “Мафия, что делать?“ (Италия, Палермо, декабрь 1992 г.).

Особое значение имела Всемирная конференция на уровне министров по организованной транснациональной преступности (Италия, Неаполь, 21—23 ноября 1994 г.), где был обсужден целый комплекс вопросов, касающихся организованной преступности. Конференция стала важной вехой в деятельности ООН, на­правленной на укрепление международного сотрудничества в борьбе с транснациональной организованной преступностью. В работе кон­ференции приняли участие представители 142 стран в лице глав государств, их заместителей, премьер-министров и их заместите­лей. Конференция отметила и обосновала десять угроз, которые несет транснациональная организованная преступность: суверени­тету государств, обществу, отдельным лицам, национальной ста­бильности и государственному контролю, демократическим цен­ностям и общественным институтам, национальной экономике, фи­нансовым учреждениям, демократизации и приватизации, разви­тию, глобальным режимам и кодексам поведения.

На ходе работы конференции были единодушно приняты Неапольская по­литическая декларация и Глобальный план действий против орга­низованной транснациональной преступности, одобренные Генераль­ной Ассамблеей в резолюции 49/159, которая призвала государст­ва в безотлагательном порядке претворять их в жизнь. В Политической декларации была выражена решимость защи­щать страны от организованной преступности во всех ее формах путем строгих и эффективных законодательных мер и оперативных средств. В Глобальном плане действий участники определили меры, которые должны приниматься государствами с целью противодей­ствия организованной транснациональной преступности.

Последним значительным международным мероприятием стал Девятый кон­гресс ООН (Каир, 1995 г.), где были обсуждены важнейшие вопро­сы борьбы с организованной преступностью и приняты практичес­ки значимые резолюции.

Процессы интеграции в современном мире представляют много возможностей для их использования транснациональной преступностью. Мировое сообщество, национальные полицейские формирования, напротив, имеют весьма ограниченный набор мер для борьбы с ней. Назовем лишь некоторые из тех позитивных мировых достижений, которые умело эксплуати­руются транснациональной преступностью.

1. Улучшение межгосударственных и международных отно­шений, расширение экономических и социальных связей, повыше­ние “прозрачности“ границ, упрощение международных поездок, развитие международной торговли, появление новых рынков сбы­та, увеличение международных перевозок не только облегчают жизнь людей в международном сообществе, но и создают комплекс возможностей для активной деятельности транснациональной ор­ганизованной преступности.

2. Развитие международных финансовых сетей, позволяющих быстрый перевод денег электронным путем в нужное место и нуж­ным людям, с одной стороны, серьезно затрудняет процесс регули­рования и контроля денежных потоков государством, а с другой — облегчает сокрытие денег, полученных преступным путем, и их отмывание в тех странах, где это возможно.

3. Усиливающийся процесс миграции населения в мире и об­разование в различных странах этнических диаспор успешно ис­пользуются организованными преступниками из других стран для создания национальных группировок, которые отличаются боль­шей сплоченностью и защищенностью от правоохранительных ор­ганов. Национальная солидарность, а иногда и родственные связи, языковой и культурный барьеры надежно защищают такие груп­пировки от проникновения в них посторонних лиц, в том числе и агентов спецслужб.

4. Существенные расхождения в уголовном законодательстве и правосудии различных стран умело используются преступными сообществами для более безопасного совершения тех или иных опе­раций: отмывания денег в странах, где нет ответственности за эти действия, уход от налогов в так называемых налоговых убежищах и в странах с низким налоговым бременем, занятие поставками неза­конных товаров и услуг в регионы со слабым правовым регулиро­ванием данной коммерческой деятельности, выбор места пребывания базовой организации на территориях с неразвитым уголовным законодательством в отношении организованной преступности и т. д.

5. Окончание холодной войны, ликвидация железного занаве­са и разрушение тотального контроля за людьми в постсоциалис­тических странах открыли возможности не только для честного, но и для .преступного предпринимательства. Эти страны широко ис­пользуются в качестве транзитных территорий и новых рынков сбыта незаконных товаров и услуг, а также как источники поста­вок различных контрабандных товаров, особенно химических и ра­диоактивных веществ.

6. Образование многонациональных мегаполисов, являющихся центрами деловой активности и узловыми элементами мировой экономической системы и выпол­няющих важную роль в перемещении денежных средств и закон­ных товаров, умело используется в качестве перевалочных баз для запрещенных товаров и финансовых расчетов организованных преступников, проследить деятельность которых на фоне огром­ных товарных и денежных потоков практически невозможно.

7. Демократические преобразования, происходящие во многих странах и часто связанные с разрушением прежних систем кон­троля и медленным становлением адекватного демократического регулирования, с суверенизацией и автономизацией регионов, по­литической и экономической нестабильностью, как правило, кор­релируют со значительным ослаблением борьбы с преступностью и уж тем более с транснациональной, что также учитывается и используется организованными преступниками.

8. Расширение международных контактов, торговли, комму­никаций, телерадиоинформации, приобщающих людей к культуре других народов, способствует распространению “чужих“, в том чис­ле и криминальных, стандартов жизни, порочных потребностей, разрушению самобытных многовековых национальных традиций, а затем и созданию новых рынков сбыта незаконных товаров и услуг (наркотики, оружие, азартные игры, секс-бизнес и т. д.), вхо­дящих в сферу деятельности преступных организаций.

9. Неимоверно быстрый рост новых потребительских товаров и услуг, распространение психологии общества потребления и фи­лософии жизни одним днем, коммерциализация жизни и “окорыствование“ общественных отношений способствуют в странах с низким уровнем жизни распространению продажности государст­венных служащих, что является одним из условий выживания ор­ганизованной транснациональной преступности, особенно там, где от чиновников зависит очень многое.


Заключение

Главная цель преобразований, осуществляемых в правоохранительных органах - совершенствование системы борьбы с организованной преступностью, приведение ее в состояние, позволяющее своевременно, адекватно и целенаправленно реагировать на изменение характера преступности, появление новых видов преступлений, на действия лидеров и авторитетов преступной среды; использование всего потенциала системы для нейтрализации и эффективной борьбы с организованной преступностью, ее вытеснения в традиционно криминальные сферы деятельности, для обеспечения реальной защиты личности, общества и государства от наиболее опасных преступных проявлений.

Осознание реальных масштабов и общественной опасности, создаваемой организованной преступностью, остается актуальной задачей международного полицейского сообщества. Как бы труд­но оно ни проходило, однозначность решения этого вопроса оче­видна. Суть его можно свести к трем важнейшим установлениям: к адекватной криминализации организационной деятельности, к пере­крытию каналов легализации преступно нажитых средств, к законообус­ловленному подрыву экономического могущества организо­ванной преступности. Вступление России в Совет Европы облегча­ет принятие таких решений, так как мы обязаны привести наше законодательство в соответствие с европейскими установлениями.

 


Список рекомендуемой литературы

1. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 года N 35-ФЗ «О противодействии коррупции».

2. Зуев С.В. Международное сотрудничество правоохранительных органов в борьбе с организованной преступностью // Российский следователь. – 2010, - №8.

3. Криминология / Под ред. А.И. Долговой. – М., 2010.

4. Лешков С.Г. Коррупция и ее влияние на эффективность борьбы с организованной преступностью // Российский следователь. 2010, №21.

5. Мацкевич И.М. Преступность в условиях глобализации // Международное уголовное право и международная юстиция. 2009. № 1.

6. Мытарев М.В. Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел: схемы и определения: Учебное наглядное пособие. – Нижний Новгород, 2012.

7. Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел / Под ред. В.Я. Кикотя, С.Я. Лебедева. – М., 2009.

8. Стяжкин Ю.А. , Болдырев А.Н. О вопросах уголовно-правового обеспечения противодействия организованной преступности и коррупции // Российский следователь. 2010. №19.

9. Третьяков В.И. Организованная преступность в России: понятие, признаки // Российский следователь. 2008. №7





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.