Средняя группа. Задачи («Учите детей петь») Певческая деятельность дошкольников: по группам Задание: почитайте материал для детей 2-й мл группы, подберите 2 песенки, одну из них в хороводе. Подумайте, как представить песню детям, подберите по 1-2 упражнению к песне; 1 упражнение на развитие муз-сенсорного восприятия, напишите план разучивания песни (последовательность ваших действий) и оформите в виде фрагмента календарного плана (на 2 занятия, хотя бы): - вид муз деятельности, - воспитательно-образовательные задачи (что конкретно вы будете делать: ознакомление с песенкой, или разучивание, или?), - репертуар. ВСЕ по колонкам Далее подробно расписываете ход фрагмента занятия: ознакомление или разучивание – как? С помощью каких методов и приемов? - с использованием…..наглядности, игрушки; - или разучивание припева (куплета), опять-таки – как? Сначала прочтете текст или? С сопровождением? Без сопровождения? 2-я мл группа. Задачи:(см «Учите детей петь») 1). Начиная с 3-хлетнего возраста муз руководитель работает над формированием устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания, без форсирования звука. Задачи: 1)учить петь естественным голосом, без напряжения, протяжно; 2)внятно произносить слова, понимая их смысл, правильно произносить гласные и согласные в конце и в середине слова; 3)правильно передавать мелодию в диапазоне ми-си: петь с помощью муз руководителя с муз сопровождением и без него; 4)формировать навык коллективного пения: учить одновременно начинать и заканчивать песню; не отставать и не опережать др друга, петь дружно, слаженно. Средняя группа. Задачи («Учите детей петь») 1).продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, протяжно; 2).правильно передавать (интонировать) мелодию в пределах ре-си; 3).различать звуки по высоте; 4).внятно произносить слова; 5).брать дыхание между короткими фразами; 6).вместе начинать и заканчивать песню; слышать вступление; 7).уметь петь с сопровождением и без него (с пом взрослого); 8)петь выразительно, передавая характер песни (маршевый, танцевальный и колыбельный). Важная задача при обучении детей пению – раскрыть содержание песни. Чтобы песня доставляла ребенку радость, желание петь первую встречу с песней необходимо повести в яркой эмоциональной форме, обратить особое внимание на содержание песни, на средства муз выразительности. Качество исполнения педагогом песни имеет важное значение в процессе ознакомления и разучивания песни. Яркое, образное исполнение педагогом песни содействует выразительному исполнению детьми песни, воспитывает у детей эстетический вкус, способствует легкости и прочности усвоения песенного материала. Поскольку у маленьких детей внимание непроизвольное, процесс обучения должен быть интересным для ребенка, вызывать соответствующий эмоциональный отклик. Песенный репертуар для детей младшего дошкольного возраста многократно повторяется. Чтобы поддерживать у детей интерес к песне используются различные методические приемы: игрушки, песенка исполняется с движениями, в хороводе и др. Среди всех певческих навыков особое внимание следует уделять звукообразованию – петь естественным, высоким, светлым звуком, без напряжения. Крикливое пение отрицательно влияет на интонацию, плохо отражается на связках ребенка. Следует обратить внимание на правильное формирование гласных, от которых зависит качество звука: обучая детей пению, надо учить их хорошо раскрывать рот, плавно вести звук, все время показывая своим голосом, как нужно спеть ту или иную фразу. Для улучшения качества пения большое значение имеет развитие музыкального (звуковысотного) слуха. Муз-дидактические упражнения на развитие музыкального (звуковысотного) слуха используют в игровой форме. Пример (стр. 7): Дети, вы хотите сегодня увидеть петушка, а какого – маленького или большого? Если маленького, педагог предлагает покричать (спеть) тоненько, как маленький петушок. На фланелеграфе выкладывают картинку маленького петушка, если дети хотят увидеть большого петушка – соответственно… …Чтобы закрепить в сознании детей разницу в высоте звуков, можно проиграть вступление к песне в высоком и более низком регистре и спросить – какой петушок поет. Можно предложить детям исполнить роль маленького или большого петушка и покричать соответствующим голосом. Для работы над развитием муз слуха с 1-х занятий во 2-й мл группе используются упражнения из «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной, начиная с контрастных звуков и заканчивая квинтой ми-си, фа-до 2-й. В средней группе можно вводить металлофон, чтобы дети самостоятельно проигрывали высокие и низкие звуки (мама-птичка и птенчик). Пример песенки - упражнения: «В огороде заинька» (для мл гр). Задачи: подводить к устойчивому навыку чистого интонирования большой секунды. Петь песню не спеша, протяжно, выделяя ударные слоги (заинька, маленький). Правильно произносить согласные в конце слов «грызет», «берет». Отрабатывать естественное звучание в пении. Методические указания: На 1-м занятии после знакомства с песенкой детям предлагается подпевать отдельные слова, на 2-м занятии поют всю песню. Слова «скок, скок – побежал в лесок!» произносятся в высокой позиции (произносятся на высокой интонации голоса). При многократном повторении песенки-упражнения можно провести игру-хоровод. В центре круга заинька выполняет движения в соответствии с текстом. В дальнейшем песня используется в качестве распевания, может быть использована в развлечении с детьми. Посм др примеры В средней группе дети уже имеют определенный музыкально-интонационный багаж, соответственно усложняются и задания. Дети различают и воспроизводят не только высокий и низкий звуки, но и менее контрастный – средний. Задания предлагаются только в игровой форме. Например, в гости приходят матрешки Маша, Даша, Глаша. Внимание детей фиксируется на 3-х различных по высоте звуках (ми-соль-диез – си или фа-ля-до) Дети поют имена матрешек, стоящих на ступеньках муз лесенки, или поют, отмечая высоту звуков рукой. В работе над чистотой интонации большое внимание уделяется распеванию, т.е. певческим упражнениям, которые являются вспомогательным материалом при обучении детей пению и способствуют развитию муз слуха и голоса. В сборниках Орловой-Бекиной «Учите детей петь» эти упражнения выделены в спец раздел. Упражнения используются не только для распевания, но и для преодоления певческих трудностей. Для формирования навыка протяжного пения (для средней группы) – «Колыбельная, Паровоз»; для детей, нечисто интонирующих, поющих низко – «Самолет, Солнышко», Петрушка В. Карасневой; для отчетливого произношения слов при легком, ненапряженном звучании «Цветики, Зайка» В. Карасевой. Если работать систематически над певческими упражнениями, можно добиться того, что у многих детей диапазон расширится и выровняется звучание голоса, многие дети научатся чисто петь. Помимо певческих упражнений в работе над чистотой интонирования используют прием – пение без инструментального сопровождения (сначала с помощью взрослого, затем – без). Сначала трудные фрагменты мелодии педагог проигрывает на ф-но, затем пропевает без инструм сопровождения, можно привлечь чисто поющего ребенка (Орлова- Бекина). Добиваясь четкой и ясной дикции, муз рук учит детей отчетливо произносить согласные и чисто пропевать гласные, что требует постоянных упражнений артикуляционного аппарата, поскольку большинство детей говорят недостаточно ясно и недостаточно активно. С этой целью могут быть использованы русские народные попевки и прибаутки. Ясно произнесенное слово способствует выразительному исполнению, влияет на звукообразование и чистоту интонации, помогает овладеть кантиленой. Пример: «Сорока-сорока» - прибаутка (для мл гр). «Андрей-воробей» - н.п., обр. Ю. Слонова (для средней группы). Подготовить др примеры. На муз занятии пение занимает приблизительно 30% времени. Последовательность: а) упражнения для развития голоса и муз слуха; б)разучивание новой песни; в) закрепление, повторение ранее пройденной песни. К концу года дети младшей и средней группы усваивают 15-20 песен, включая песни к играм. Певческую деятельность целесообразно планировать перспективно на 2-3 месяца. В плане конкретизируются воспитательно-образовательные задачи, определяется объем знаний и навыков, репертуар. Календарный план составляется на 2 занятия вперед. В календарном плане указывается репертуар, содержание певческой работы на данном занятии, основные методические приемы. Работа над песней планируется с учетом этапа ее разучивания. Пример: «Есть у солнышка друзья» Е. Тиличеевой (2-я степень трудности, младшая гр)см. на стр. 11 (Орлова-Бекина). 1-е занятие. Познакомить детей с содержанием, характером песни, начать разучивание песни. 2-е занятие. Продолжить разучивание песни, учить детей точно передавать мелодию…. 3-е занятие. Обратить внимание детей на вступление к песне. Учить начинать пение после вступления… 4-е занятие. Закрепление песни 5-е занятие. Повторение песни…. |