Открытие клиентских счетов в банке Виды счетов В соответствии с характером деятельности клиента, его правовым статусом и правоспособностью банки открывают счета для осуществления расчетных операций, которые могут различаться по назначению, валюте учета, субъектному составу их владельцев, объему осуществляемых операций и другим признакам. Банки открывают в валюте Российской Федерации и иностранных валютах: текущие счета; расчетные счета; бюджетные счета; корреспондентские счета; корреспондентские субсчета; счета доверительного управления; специальные банковские счета, депозитные счета судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов, нотариусов, счета по вкладам (депозитам). По видам открытия счета клиентов классифицируются в зависимости от их назначения: для осуществления расчетов или сбережения и получения дохода. Для расчетов открывают: текущие счета физическим лицам при условии совершения расчетных операций, не связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой; расчетные счета юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, а также индивидуальным предпринимателям или физическим лицам, занимающимся частной практикой, для совершения расчетов, связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой; бюджетные счета лицам, осуществляющим операции со средствами бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; корреспондентские счета кредитным организациям; корреспондентские субсчета филиалам кредитных организаций; счета доверительного управления доверительному управляющему для осуществления расчетов, связанных с деятельностью по доверительному управлению; специальные банковские счета юридическим и физическим лицам для осуществления операций соответствующего вида, предусмотренных законодательством Российской Федерации. С целью сбережения и получения дохода в виде процентов, начисляемых на сумму размещенных денежных средств, с физическими и юридическими лицами заключаются договоры банковского вклада (депозита). Кроме того, банки открывают депозитные счета судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов, нотариусов для зачисления денежных средств, поступающих во временное распоряжение, при осуществлении установленной законодательством Российской Федерации деятельности. Каждая из этих групп также классифицируется по различным признакам. Счета, открываемые для осуществления расчетов, различаются по категориям клиентов: юридические лица, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и физические лица. По принадлежности каждая категория клиентов в свою очередь подразделяются на резидентов и нерезидентов. По экономическому содержанию счета клиентов можно классифицировать по видам привлекаемых ресурсов (рубли, иностранная валюта, драгоценные металлы) и срокам привлечения средств (до востребования и на срок). Открытие банковских счетов расчетно- кассового обслуживания Одним из основных направлений банковской деятельности традиционно является открытие и ведение банковских счетов и осуществление расчетно-кассового обслуживания (РКО) клиентов — предприятий и организаций, относящихся практически ко всем отраслям экономики. Набор и условия предоставляемых банком услуг, а также взаимоотношения банка и клиента строятся на основании договора банковского счета. Заключение договора и порядок открытия счета определяются действующим законодательством (Гражданским и Налоговым кодексами Российской Федерации, федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности»), нормативными документами Банка России и принятыми в соответствии с ними банковскими правилами. Открытие банковского счета, как правило, сопровождается заключением договора. В настоящее время кредитные организации могут открывать клиентам любое количество счетов по видам, предусмотренным действующим законодательством. При открытии клиенту нескольких разных счетов необходимо заключить для каждого счета отдельный договор, в котором во избежание путаницы следует указать его номер. Особенностью взаимоотношений по договорам банковских счетов является правило, согласно которому банк обязан совершать для клиента только операции, предусмотренные для счетов данного вида. Банк не вправе отказать клиенту в открытии банковского счета на единых для всех условиях, которые были объявлены банком. Заключение договора банковского счета с каждым лицом, обратившимся с этой просьбой, обязательно для банка, если выполняются следующие условия: 1) банк имеет право на осуществление операций по открытию и ведению счетов соответствующего вида согласно учредительным документам и своей лицензии; 2) открытие счета не приведет к нарушению законодательства и экономических нормативов, установленных Банком России; 3) банк не приостановил открытие счетов юридическим лицам по причинам экономического или иного характера; 4) у банка имеются необходимые производственные и технические возможности для обслуживания клиентов (свободные операционистки, вместительные операционные залы, мощности компьютеров и пр.); 5) клиент согласен с объявленными банком условиями банковского счета и предъявил необходимый для открытия счета пакет документов. Порядок открытия счетов и представления документов рег ламентируется Инструкцией ДБ РФ от 14 сентября 2006 г. № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)». Основанием открытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту) является заключение соответствующего договора и представление всех установленных документов. ? В настоящее время в практической деятельности наиболее широко распространенным является договор банковского счета на расчетно-кассовое обслуживание. По содержанию и форме каждый договор банковского счета на расчетно-кассовое обслуживание основан на следующих принципах: правовая основа, добровольность и взаимная заинтересованность сторон, согласованность условий. Клиенту может быть отказано в открытии счета, если не представлены документы, подтверждающие сведения, необходимые для идентификации клиента, либо представлены недостоверные сведения. При открытии счета должностные лица банка проводят идентификацию клиента, а также проверяют наличие у клиента правоспособности (дееспособности)1 . ' Требования к идентификации кредитными организациями лиц, находящихся у них на обслуживании (клиентов), и выгодоприобретателей установлены Положением ЦБ РФ от ] 9 августа 2004 г. № 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Об открытии (закрытии) счета банк в пятидневный срок направляет уведомление в налоговый орган. Банковский счет является открытым после внесения записи об открытии банковского счета в Книгу регистрации открытых счетов. Запись об открытии банковского счета должна быть внесена в Книгу регистрации открытых счетов не позднее рабочего дня, следующего за днем заключения соответствующего договора. Основа взаимоотношений с клиентом по договору банковского счета состоит в обязанности банка своевременно принимать и зачислять поступающие на счет клиента денежные средства и выполнять его распоряжения о перечислении и выдаче денежных средств, при этом банк не вправе контролировать использование денежных средств клиента, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Требования к порядку оформления и перечню документов, представляемых для открытия банковского счета, определены в Инструкции ЦБ РФ № 28-И. Для открытия расчетного счета юридическому лицу — резиденту в банк представляются следующие документы: 1) свидетельство о государственной регистрации юридического лица; 2) учредительные документы юридического лица; 3) лицензии (разрешения), выданные юридическому лицу в установленном законодательством Российской Федерации порядке на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию; 4) карточка с образцами подписей и оттиском печати; 5) документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на банковском счете; 6) документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица; 7) свидетельство о постановке на учег в налоговом органе. Для открытия банковского счета в банк представляются оригиналы документов или их копии, заверенные нотариально либо удостоверенные органом, выдавшим документ. В банк могут быть представлены копии документов, заверенные клиентом — юридическим лицом, при условии установления банком их соответствия оригиналам документов. Кроме того, должностное лицо банка имеет право самостоятельно изготовить и заверить копии с документов, представленных клиентом. Указанный список может быть дополнен в зависимости от принятой в банке практики работы с клиентами и особенностей применяемой процедуры проверки клиентов. В ряде случаев предлагается, в частности, представить лицензии, данные об обороте и прогнозируемом среднем остатке на счете, справки о счетах, открытых в других коммерческих банках, отчетность о финансовом состоянии предприятия и др. После проверки представленных клиентом документов юридической службой кредитной организации с ним заключается договор банковского счета путем подписания отдельного документа, в котором установлены права и обязанности сторон. Счет открывается по разрешительной надписи руководителя и главного бухгалтера банка на заявлении клиента. По каждому счету формируется юридическое дело, которое хранятся в юридической службе. В юридическое дело помещаются документы, представляемые клиентом при открытии банковского счета или в случае изменения указанных сведений, договор банковского счета, другие договоры, определяющие отношения между банком и клиентом по открытию, ведению и закрытию банковского счета, извещения налоговому органу об открытии (закрытии) банковского счета, утратившие силу карточки, переписка банка с клиентом по вопросам открытия, ведения и закрытия банковского счета. Каждому счету присваивается определенный номер. Счета, открытые клиентам, регистрируются в книге регистрации открытых счетов, где отражаются следующие данные: 1) дата открытия счета; 2) дата и номер договора об открытии счета; 3) наименование клиента; 4) наименование (цель) счета; 5) номер лицевого счета; 6) порядок и периодичность выдачи выписок по счету; 7) дата сообщения налоговым органам, фондам об открытии счета; 8) дата закрытия счета. В книге для каждого номера и наименования счета открываются отдельные листы. В практической деятельности при взаимодействии с клиентами, учреждающими предприятие, у банка возникает необходимость открыть временный (накопительный) счет создающимся юридическим лицам. Кредитные организации имеют право открывать клиентам на определенный срок накопительные счета на том же балансовом счете, на котором предполагается открытие банковского счета для зачисления средств. Расходование средств с накопительных счетов не допускается. Накопительные счета не должны использоваться для задержки расчетов и нарушения действующей очередности платежей. Для открытия временного (накопительного) счета в кредитную организацию представляются: 1) заявление об открытии счета, подписанное учредителями юридического лица; 2) копия учредительного договора или решения о создании юридического лица; 3) нотариально заверенная карточка с образцами подписей лиц, уполномоченных распоряжаться данным счетом; 4) копия протокола заседания, свидетельствующая о создании юридического лица, утверждении учредительного договора и назначении лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, подписанного учредителями. После государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности средства с временного счета перечисляются на открываемый в установленном порядке банковский счет зарегистрированного юридического лица. В случае отказа в государственной регистрации накопительный счет закрывается, а денежные средства возвращаются учредителям. Благодаря современным средствам коммуникации в некоторых банках предоставляется возможность дистанционного заключения договора банковского счета на расчетно-кассовое обслуживание и открытия счета для юридических лиц. Особенность обслуживания по договору банковского счета на расчетно-кассовое обслуживание состоит в том, что банки наряду с безналичными расчетами в рублях и валюте осуществляют и кассовое обслуживание. Перечень банковских операций по счету соответствующего вида определяется нормативными актами, договором и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Традиционно для универсальных банков стандартный спектр услуг по договору РКО предполагает: ? открытие и ведение счетов в рублях и в иностранной валюте; ? осуществление банковских переводов в рублях и в иностранной валюте; ? услуги систем удаленного доступа «Банк — Клиент» и «Интернет-банкинг», позволяющие управлять своими счетами, не выходя из офиса; ? организацию работы операционной кассы вне кассового узла банка на территории клиента; ? организацию для клиентов расчетных центров, имеющих разветвленную региональную структуру; ? инкассацию и доставку наличных денежных средств в удобное для клиента время; ? ускоренное зачисление на расчетный счет инкассированной выручки день в день; ? прием, выдача и зачисление на счет наличных денежных средств; ? продажу-покупку дорожных чеков; ? экспертизу денежных знаков; ? консультации и своевременное предоставление клиентам необходимой информации. С целью повышения уровня обслуживания во взаимоотношениях банка и клиента допускается и неформальный подход с учетом индивидуальных особенностей бизнеса клиента: банк, в частности, может предложить размещение свободных денежных средств в качестве депозита с неснижаемым остатком на расчетном счете. В договор банковского счета может быть включено условие о безакцептном списании банком средств со счета клиента в случаях, предусмотренных договором плательщика с его кредитором. Необходимость повышения конкурентоспособности банков определяет не только расширенный перечень услуг, предлагаемых клиентам, но и создание комфортных условий для совершения операций. Обычно сроком для зачисления денежных средств на счет клиента является день, следующий за днем поступления в банк соответствующего платежного документа. В некоторых банках денежные средства зачисляются на счет клиента днем их поступления на корреспондентский счет банка, т.е. в ускоренном режиме (день в день). Устанавливается «удлиненный» операционный день, т.с. рабочее время банка, в течение которого проводятся расчетные операции, превышает обычное время «с 10 до 16 часов». Договор расчетно-кассового обслуживания клиентов, выполняющих регулярные платежи (перечисление заработной платы и других социальных выплат, пенсионных платежей, страховых премий и т.д.) на счета физических лиц, открытые в банке, может включать услуги на основе технологии «однотипных платежей» или «сводных платежных поручений». Такие технологии позволяют упростить процесс и сократить сроки подготовки документов, повысить скорость проведения расчетов. Обмен документами при таких расчетах возможен с использованием системы «Банк — Клиент» и автоматической маршрутизацией платежей по филиальной и корреспондентской сети банка. В числе предлагаемых банком услуг РКО: ? содействие в розыске и возврате платежей; ? доставка платежных документов; ? персональное сопровождение расчетов клиентов; ? предоставление оперативной информации о прохождении платежей; ? безналичные электронные расчеты по договору расчетно-кассового обслуживания с использованием системы «Банк — Клиент». Использование этой системы обеспечивает удаленный электронный доступ и проведение банковских операций клиентом («ие покидая офиса») при многофункциональном электронном сервисе по подготовке, контролю, оформлению и хранению платежных документов, что обеспечивает оптимальный документооборот и оперативный информационный обмен. Банки проводят консультации по всем видам расчетов и оптимизации режима их выполнения, по вопросам налично-денежного обращения, действующего законодательства и нормативных актов Банка России. Порядок расчетно-кассового обслуживания банк определяет самостоятельно и отражает в договоре банковского счета, устанавливая размер платы и порядок ее взимания. Как правило, в договоре РКО предусматривается, что услуги банка оплачиваются согласно тарифам, прилагаемым к договору, причем оговаривается условие, по которому банки могут изменять тарифы с уведомлением об этом клиентов. К особенностям взаимоотношений по договору РКО относятся взимание комиссии за услуги банка и плата клиентам за остаток средств на счете. Эти вопросы требуют особого внимания и должны четко определяться в договоре, так как в соответствии с законодательством действуют принципы, по которым: 1) клиент оплачивает услуги банка по совершению операций с денежными средствами, находящимися на счете, только в случаях, предусмотренных договором банковского счета; 2) банк за пользование денежными средствами, находящимися на счете клиента, уплачивает проценты, сумма которых зачисляется на счет, если иное не предусмотрено договором банковского счета. У большинства банков услуги по расчетно-кассовому обслуживанию платные, причем плата может устанавливаться: ? в твердой ежемесячной сумме; ? виде комиссионных за каждую банковскую операцию; ? определенном проценте от суммы дебетового оборота; ? зависимости от количества и вида обработанных документов. Оплата банковских услуг осуществляется путем списания банком денежных средств со счета клиента по истечении каждого квартала или в ином порядке, установленном договором. Некоторые банки с целью расширения клиентской базы и привлечения денежных средств предоставляют услуги бесплатно, учитывая, что банк вправе использовать имеющиеся на счете денежные средства при обеспечении клиенту возможности беспрепятственно распоряжаться средствами на своем счете. Следует иметь в виду, что для банков данный источник привлеченных ресурсов наиболее рисковый, поскольку клиент в любой момент может изъять их, осуществляя расчеты со своими контрагентами. В связи с этим банки предпочитают закрепить в договоре условие о безвозмездном пользовании денежными средствами клиента и введение обязательной величины неснижаемого остатка на счете. Плата за пользование денежными средствами клиента может исчисляться в виде процентов годовых и вноситься банком путем зачисления соответствующей суммы на счет клиента в сроки, предусмотренные в договоре, а при их отсутствии — ежеквартально. Содержание отношений кредитной организации с клиентами при расчетных операциях по договору банковского счета РКО сводится к выполнению банком платежных инструкций клиента, являющихся основанием для списания денежных средств. Договором банковского счета может быть определено, что распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, осуществляется путем представления расчетных документов в электронной форме, а также с использованием иных видов связи, например факса. Однако в этом случае представленные документы должны: 1) содержать согласованные сторонами признаки, позволяющие достоверно установить, что они исходят от стороны по договору (п. 2 ст. 434 ГК РФ); 2) быть подписаны уполномоченными лицами. По общему правилу банк не должен выполнять поручения клиента при отсутствии денежных средств на его счете. Однако договором банковского счета может быть предусмотрено исполнение платежей при отсутствии денег на счете. Для этого в договор банковского счета РКО банк должен включить условие о предоставлении банком кредита при временном отсутствии средств на счете клиента (овердрафт). Заключая договор банковского счета на РКО с клиентом, следует учитывать, что ответственность банка может возникнуть только по двум основаниям: 1) за нарушение сроков операций по счету (при несвоевременном зачислении средств на счет и невыполнении указаний клиента о перечислении средств по счету либо их выдачи); 2) за необоснованное списание денежных средств (без соответствующего распоряжения клиента; в большем размере, чем было указано в расчетном документе; при безакцептном или бесспорном списании по ненадлежаще оформленному расчетному документу). В связи с этим стороны в договоре не могут исключить такую ответственность или изменить ее, уменьшив размер. Законом предусмотрен согласительный порядок открытия банковских счетов, т.е. счета клиентам банки открывают только по обоюдному согласию. Вместе с тем для некоторых видов счетов законодательством установлены правила, которые ограничивают права банков открывать счета по своему усмотрению. Особое место среди услуг клиентам по открытию и ведению банковских счетов занимает договор валютного счета. Относительно новым направлением в работе банков с клиентами является металлический счет — счет, открываемый в банке юридическим и физическим лицам для учета движения металла в обезличенной форме по банковским операциям. На этом счете отражаются данные о металле в граммах без указания индивидуальных признаков и без начисления фиксированного процента. Под металлом в обезличенной форме подразумеваются золото, серебро, платина и палладий, находящиеся на обезличенном металлическом счете, т.е. без выделения индивидуальных признаков: номера слитка, марки, производителя. Операции по открытию и ведению обезличенных металлических счетов осуществляются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, банковскими правилами и на основании лицензии на совершение операций с драгоценными металлами, выданной Банком России. Порядок закрытия банковских счетов определен законодательством, согласно которому клиент вправе по своему заявлению досрочно в одностороннем порядке расторгнуть договор банковского счета без объяснения причин. При прекращении договора банковского счета по инициативе клиента вносится запись в Книгу регистрации открытых счетов. Запись о закрытии банковского счета должна быть внесена в Книгу регистрации открытых счетов не позднее рабочего дня, следующего за днем прекращения соответствующего договора. Банк может досрочно расторгнуть договор банковского счета только в судебном порядке в случаях: 1) если в течение месяца после получения клиентом соответствующего предупреждения банка остаток на его счете будет ниже минимальной суммы, установленной банковскими правилами или договором; 2) при отсутствии в течение года операций по счету. Ограничения права банка на расторжение договора в одностороннем порядке, безусловно, защищают интересы клиента, но создают значительные трудности в работе банков. Технические возможности банка, в частности программное обеспечение, рассчитаны на определенное количество счетов. Счета, не используемые клиентами, не только не приносят прибыли банку, но и препятствуют открытию в нем новых счетов. Соблюдение судебного порядка расторжения договора требует значительных затрат времени и средств (судебные расходы), что убыточно для банков. Кроме того, однократное непродолжительное увеличение остатка до минимальной суммы и выше, проведенное в течение указанного срока, прерывает его. Банк вновь должен направить клиенту предупреждение, чтобы получить возможность затем обратиться в суд. Важно учитывать, что законодательные акты и банковские правила не содержат нормы, определяющей минимальную сумму остатка на счете, поэтому она может быть установлена только договором. Отсутствие такого условия в договоре с клиентом лишает банк права расторгнуть договор банковского счета по указанному основанию. Он не может ссылаться ни на собственную практику, сложившуюся у него с другими клиентами, ни на банковский обычай, которого не существует. |