Построение начального курса математики Начальный курс математики имеет свои особенности построения. 1. Начальный курс математики включает в себя арифметику целых натуральных чисел и основных величин, элементы алгебры, геометрии, математической логики, комбинаторики и стохастики. 2. Главное содержание курса составляет арифметический материал. Элементы алгебры, геометрии, логики, комбинаторики и стохастики не составляют особых разделов, изучение их органически увязывается с изучением основного арифметического материала. 3. Учебный материал начального курса в программе может располагаться либо линейно, либо концентрически. Под линейным построением подразумевается такое расположение материала, которое основано на логической последовательности разделов, следующих друг за другом. В начальных классах принято концентрическое изучение арифметического материала. Что это значит? Сначала изучаются числа от 1 до 10: нумерация и действия над числами, затем круг чисел расширяется до ста и опять изучаются эти же вопросы: нумерация чисел и действия над числами (только группа чисел другая), затем берутся числа до тысячи и опять изучаем нумерацию этих чисел и действия над ними. Наконец рассматриваем многозначные числа, изучают их нумерацию и действия над ними. Такое расположение материала точнее назвать построение содержания курса математики «по спирали».Многие математические понятия и методы не могут быть восприняты учащимися сразу. Процесс формирования математических понятий должен проходить в своем развитии несколько уровней. Сложность содержания материала, недостаточная подготовленность учащихся к его осмыслению приводит к необходимости растягивания процесса его изучения во времени и отказа от линейного пути его изучения. Построение содержания предмета «по спирали» позволяет к концу обучения в школе постепенно перейти от наблюдений и экспериментов - к формально-логическим доказательствам и точным формулировкам. Этот принцип предполагает, что материал должен изучаться учащимися так, чтобы при дальнейшем изучении происходило развитие имеющихся знаний учащегося, их перевод на более высокий уровень усвоения, но не происходило бы отрицание того, что учащийся знает. Расширение круга чисел естественно повышает уровень рассмотрения выдвигаемых вопросов. Впервые идею концентричности выдвинул в середине 19 века один из первых русских методистов России П.С. Гурьев. Он выделил три концентра: первый десяток, первую сотню, многозначные числа. Большинство ныне действующих программ по математике в начальных классах выделяют 4 концентра. I – Числа от 1 до 10 II – Числа от 1 до 100 III – Числа от 1 до 1000 IV - Многозначные числа I концентр «Числа от 1 до 10» Здесь рассматриваются вопросы: 1. Нумерация чисел в пределах 10. 2. Сложение и вычитание чисел в пределах 10, устные приемы вычисления. II концентр «Числа от 1 до 100» Рассматриваются вопросы: 1. Нумерация чисел от 1 до 100. 2. Действия над числами - сложение, вычитание (устные и письменные приемы вычислений), умножение и деление (устные приемы). III концентр – «Числа от 1 до 1000» Рассматриваются вопросы: 1. Нумерация чисел от 1 до 1000 2. Действия сложения, вычитания, умножения и деления (устные и письменные приемы вычислений). IV концентр «Многозначные числа» Рассматриваются вопросы: 1. Нумерация чисел 2. Действия сложения, вычитания, умножения и деления (устные и письменные приемы вычислений). Одновременно и в тесной связи с рассмотрением нумерации чисел и арифметических действий над ними изучаются и другие вопросы: величины, дроби, алгебраический и геометрический материал, элементы логики, элементы стохастики. На схеме это можно показать так. Рис. ??. Выделение именно таких концентров объясняется прежде всего методическими особенностями, связанными с особенностями десятичной системы счисления и правилами выполнения арифметических действий. В каждом следующем концентре раскрываются новые вопросы, связанные с системой счисления и арифметическими действиями. Такое расположение материала оправдано и психологически. Оно в наибольшей мере соответствует возможностям младших школьников. Обучение начинается с небольшой группы чисел, доступной детям и известной им в той или иной мере до школы. Эта область чисел постепенно расширяется, что влечет за собой появление новых понятий. |