МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Методика, техника, процедура, инструментарий исследования





Методика - система операций, обеспечивающих условия получения валидной, релевантной и репрезентативной социологической информации.

Техника - сценарии, организованные приемы для эффективного использования методов.

Процедура - последовательность, поэтапность в реализации системы действий социолога; совокупность методических и технических средств, используемых в данном исследовании.

Инструментарий - набор специально разработанных документов (методических), с помощью которых обеспечивается сбор социологических данных (анкета, бланк интервью и т. д.)

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

В этом разделе прописываются основные этапы проведения социологического исследования, их сроки и основные исполнители

ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ АНКЕТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

К программе социологического исследования необходимо приложить методику исследования (анкету, бланк интервью, бланк экспертного опроса и т.д. ).

Основные принципы построения анкеты

1. Программная логика вопросов не должна быть смешиваема с логикой построения анкеты. Анкета строится с учетом психологических особенностей ее восприятия опрашиваемым. Например, при изучении кредитного поведения казалось бы логичнее сначала выяснить брали ли респонденты кредиты, затем опросить тех, кто кредитами пользовался, а затем тех, кто не пользовался. Но среди населения последних больше, поэтому анкета составляется следующим образом. Вначале идут вопросы для всех, затем для тех кто брал кредит, потом для тех, кто не брал и снова для всех.

2. При составлении анкеты необходимо учитывать специфику культуры и практического опыта респондентов. Например, при массовом опросе рабочих нецелесообразно указывать научные цели исследования, нужно указать на его практическую значимость. Опрашивая экспертов, подчеркивается научная ценность исследования. Формулировка вопросов и вариантов ответа должна быть понятная респонденту. При составлении анкеты не рекомендуется использовать научные термины, а также жаргон определенной группы населения.

3. Одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию. Частные вопросы ставятся первыми, обобщающие – в конце соответствующего «блока». Такая композиция анкеты заставляет респондента более ответственно подойти к итоговой оценке, помогает разобраться в собственных настроениях. Например, вначале по отдельности оцениваются качества руководителя, а затем в целом его авторитет.

4. Смысловые «блоки» анкеты должны быть приблизительно одинаковыми по объему. В противном случае ответы респондентов могут быть необъективными. Например, подробно расспрашивая об условиях труда, а затем, задавая несколько вопросов о бытовых условиях, мы заранее даем понять участнику исследования, что первое важнее. Несогласные с такой позицией респонденты могут неосознанно снижать оценки не только по первому «блоку», но и по другим.

5. Вопросы должны быть разделены по степени сложности. Первыми следуют простые вопросы, затем более сложные, потом снова простые, в конце самые сложные. Завершает анкету «паспортичка» (вопросы, касающиеся пола, возраста, уровня образования и т.д.).

Любая анкета состоит из трех разделов: вводная часть, основная часть, заключительная часть.



Основная задача вводной части – мотивация респондента на участие в исследовании. Она должна быть небольшой по объему, но простой и ясной. В водной части содержится: обращение к респонденту, данные об организации, проводящей опрос, цели и задачи исследования, значимость респондента для решения поставленных задач, гарантия анонимности, указания по технике заполнения анкеты, выражение благодарности.

Пример вводной части

Тульский филиал Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

Приглашаем Вас принять участие в социологическом исследовании и просим высказать свое мнение об учебном процессе. Это исследование проводится в практических целях, и собранные данные будут использованы в обобщенном виде.

Внимательно прочитайте вопросы и готовые варианты ответа к ним. Просим Вас выбрать один или несколько вариантов ответов, которые соответствуют Вашему мнению, и обвести кружком(ами). Если ни один из предложенных ответов Вас не удовлетворяет, напишите свое мнение на специально отведенных строках. Просим отнестись к заполнению анкеты серьезно, ведь ценность исследования будет зависеть от искренности Ваших ответов.

Заранее благодарим за помощь в работе!

В основной части анкеты задаются вопросы, интересующие исследователя.

Виды вопросов:

1) по содержанию

- о фактах сознания (направлены на выявление мнений, пожеланий, планов на будущее и т.п.)

- о фактах поведения (выявляют поступки, действие, результаты деятельности людей)

- о личности респондента (вопросы о национальности, возрасте, уровне образования, семейном положении и т.д.)

2) по форме

- закрытые (приводится набор вариантов ответа): дихотомические вопросы (респондент отвечает «да» или «нет»), альтернативные вопросы (респондент выбирает один из взаимоисключающихся вариантов), вопросы «меню» (респондент может выбрать несколько вариантов ответа)

- открытые (респонденту предлагается ответить в произвольной форме)

- полузакрытые (не только предлагается набор вариантов ответа, но и дается возможность высказать свое мнение)

- прямые (вопросы «в лоб»)

- косвенные (из которых исследователь хочет получить информацию, прямо не вытекающую из формулировки вопроса)

3) по функциям

- основные (ориентированы на сбор информации о содержании исследуемого явления)

- неосновные: вопросы-фильтры (направлены на выявление адресата основного вопроса), контрольные вопросы (направлены на проверку искренности ответов)

Заключительная часть анкеты – «паспортичка». Завершается опросный лист благодарностью за помощь в проведении исследования.

 

Пример анкеты

1. Каковы мотивы Вашего поступления в университет? (отметьте не более пяти вариантов). (вопрос о фактах поведения, полузакрытый вопрос, вопрос «меню», основной вопрос, прямой вопрос[1])

01. Интерес

02. Приобрести желаемую специальность, профессию

03. Самосовершенствование

04. Получить отсрочку от армии

05. Возможность временно не работать

06. Желание приносить максимальную пользу людям

07. Желание получить диплом

08. Возвыситься в глазах окружающих

09. Желание завести новые знакомства

10. Желание развить свои склонности

11. Общение со сверстниками

12. Стремление иметь в будущем хорошую зарплату

13. Стремление добиться успеха в жизни

14. Стремление иметь в будущем интересную работу

15. Необходимость высшего образования

16. Не задумывался(лась), мне все равно

17. Другое (напишите, что именно) ____________________________

2. Какие суждения Вы можете отнести к Вашему вузу? (отметьте не более трех вариантов) (вопрос о фактах сознания, полузакрытый вопрос, вопрос «меню», основной вопрос, прямой вопрос)

01. Преподаватели делают все, чтобы помочь студентам

02. Преподаватели интересуются, какую информацию по предмету хотели бы получить студенты

03. Преподаватели на занятиях часто выясняют, какие проблемы волнуют студентов

04. Преподаватели обычно излагают материал и не отвлекаются на посторонние проблемы

05. Преподаватели безразличны к студентам

06. Некоторые преподаватели авторитарны и враждебно относятся к студентам

07. Другое (напишите, что именно) ___________________________

3. Насколько Вы удовлетворены: (1 – совсем не удовлетворен, 5 – полностью удовлетворен) (закрытый вопрос, альтернативный вопрос, основной вопрос, прямой вопрос)

Содержанием учебного материала
Организацией научной работы студентов
Оснащением учебными пособиями и инструментом для практических работ
Возможностями для продолжения обучения
Взаимоотношениями с сокурсниками
Взаимоотношениями с преподавателями
Взаимоотношениями с представителями деканата
Системой поощрения лучших студентов
Организацией воспитательной работы в вузе
Возможностью для проявления творчества, инициативы
Профессиональным мастерством преподавателей

4. Если на занятиях возникает шум, то причиной этого является:(полузакрытый вопрос, вопрос «меню», основной вопрос, косвенный вопрос)

01. отсутствие интереса к предмету

02. желание высказать свои мысли по обсуждаемому вопросу

03. неумение вести себя на занятиях

04. слабое преподавание

05. Другое (напишите, что именно) ____________________________

5. Вы учитесь с полной отдачей?(закрытый вопрос, дихотомический вопрос, неосновной вопрос (вопрос-фильтр), прямой вопрос)

01. Да (ПЕРЕХОД К ВОПРОСУ 7)

02. Нет

03. Затрудняюсь ответить (ПЕРЕХОД К ВОПРОСУ 7)

6. Что Вам мешает учиться с полной отдачей?(отметьте не более трех вариантов ответа) (полузакрытый вопрос, вопрос «меню», основной вопрос, прямой вопрос)

01. Конфликты с сокурсниками

02. Отсутствие необходимых условий (дома, в общежитие)

03. Нежелание учиться

04. Слабое здоровье

05. Собственная лень

06. Падение престижа образования в обществе

07. Недостаточно способностей

08. Низкий профессиональный уровень преподавателей

09. Отсутствие довузовской подготовки

10. Сложность учебной программы

11. Психологические трудности (застенчивость, страх неудачи перед экзаменом и т.д.)

12. Другое (напишите, что именно) ____________________________

7. Работаете ли Вы самостоятельно над повышением своей квалификации?(закрытый вопрос, дихотомический вопрос, неосновной вопрос (вопрос-фильтр), прямой вопрос)

01. Да (ПЕРЕХОД К ВОПРОСУ 8)

02. Нет (ПЕРЕХОД К ВОПРОСУ 10)

8. Почему Вы работаете над повышением своей квалификации?(полузакрытый вопрос, вопрос «меню», основной вопрос, прямой вопрос)

01. Уровень преподавания недостаточно высок

02. На занятиях невозможно изучить весь материал

03. Преподаватель дает только основные знания, их необходимо расширить

04. Мне интересно узнавать что-то новое

05. Другое (напишите, что именно) ____________________________

9. Как Вы работаете над повышением своей квалификации?(полузакрытый вопрос, вопрос «меню», основной вопрос, прямой вопрос)

01. В свободное время читаю дополнительную литературу (ПЕРЕХОД К ВОПРОСУ 11)

02. Хожу на курсы (ПЕРЕХОД К ВОПРОСУ 11)

03. Занимаюсь с репетитором (ПЕРЕХОД К ВОПРОСУ 11)

04. Другое (напишите, что именно) _______________________ (ПЕРЕХОД К ВОПРОСУ 11)

10. Почему Вы не работаете над повышением своей квалификации?(полузакрытый вопрос, вопрос «меню», основной вопрос, прямой вопрос)

01. Мне не интересно повышать квалификацию

02. Материала, полученного на занятиях, вполне достаточно

03. Мне не нужно повышать квалификацию, я итак все знаю

04. Другое (напишите, что именно) ____________________________

11. Если бы от Вас зависело составление учебных планов факультета, то какие предметы Вы бы ввели, а какие исключили?(открытый вопрос, основной вопрос, косвенный вопрос)

01. Я бы ввел(а) ____________________________________________

02. Я бы исключил(а) ________________________________________

Дайте, пожалуйста, ответ по каждой строке(закрытый вопрос, дихотомический вопрос, неосновной вопрос (контрольный вопрос), прямой вопрос)

Вопрос Да Нет Затрудняюсь ответить
Хотели бы Вы перейти в другую учебную группу?      
Хотели бы Вы перейти на другой факультет в РГТЭУ?      
Хотели бы перейти в другой университет?      
Хотели бы Вы уехать на постоянную работу в другую страну?      
Как Вы думаете, удастся ли Вам устроиться на работу по специальности?      
Если бы Вам снова пришлось выбирать специальность, то выбрали ли Вы нынешнюю специальность?      

(следующие вопросы – вопросы о личности респондента – «паспортичка»)

18. Укажите, пожалуйста, Ваш пол _____________________________

19. Укажите, пожалуйста, Ваш возраст (полных лет)­­­­­­­­_______________

20. Укажите, пожалуйста, Ваш курс, специальность________________

БЛАГОДАРИМ ЗА ПОМОЩЬ В ПРОВЕДЕНИИ ИССЛЕДОВАНИЯ!

Проверка анкеты

После того как анкета составлена необходимо ее проверить на соответствие ряду требований:

- в вопросах анкеты задачи и гипотезы исследования должны найти по возможности полное отражение;

- вопросы не должны склонять респондента к определенному ответу (например, «Разве Вы не хотите улучшить качество обучения в Тульском филиале РГТЭУ?»);

- однообразные вопросы лучше объединить в один и задать их в табличной форме;

- для повышения достоверности ответов, необходимо предусмотреть вариант «Затрудняюсь ответить»;

- многие из закрытых вопросов целесообразнее превратить в полузакрытые (особенно это касается вопросов «меню»), дав возможность респонденту высказать свое мнение;

- вопросы не должны задевать самолюбие респондента, его оценки. Иногда лучше не напрямую просить респондента высказать свое отношение к проблеме, а предложить воображаемую ситуацию;

- для перехода от одного блока к другому используются буферные вопросы (например, политическая ситуация в стране играет большую роль в социальной адаптации студентов, ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов, касающихся политики и вашего отношения к ней);

- бывают ситуации, когда респондент некомпетентен в каком-либо вопросе, в этом случае задаются вопросы-фильтры, позволяющие отсечь тех людей, которые не могут ответить на вопрос;

- вопросы необходимо грамотно сформулированы, в них не должно быть орфографических, пунктуационных, речевых и других ошибок;

- объем анкеты рекомендуется ограничить, чтобы ответы на вопросы не занимали более 20-30 минут.


[1] Предложения, выделенные курсивом, в анкете не отражаются





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.