Пример определения объекта и предмета исследования Основные составляющие программы социологического исследования Программа социологического исследования включает в себя следующие элементы: - методологический раздел программы (формулировка и обоснование проблемы исследования, цель и задачи, объект и предмет, интерпретация и операционализация понятий в системе объекта и предмета, гипотезы); - процедурно-методический раздел программы (принципиальный план, обоснование системы выборки единиц наблюдения, методы, методика, техника, процедура, инструментарий исследования); - организационный раздел программы (основные виды деятельности, сроки, исполнители). МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Формулировка и обоснование проблемы исследования Методологический раздел программы начинается с обоснования актуальности выбранной темы исследования, определения ее значимости для науки и практики. Также проводится анализ публикаций по данной теме: рассматривается, что было сделано, какие проблемы в данной области затрагивались, что осталось неизученным. Проблема формулируется одним предложением, в котором отражается сама проблемная ситуация и противоречие, определяющее ее. Правильность формулировки проблемы определяется по следующим критериям: - проблема не должна иметь характер абсолютной истины, быть очень широкой; - проблема должна отражать существующую социальную ситуацию, быть ясной и четкой; - истинными считаются только обобщения, а не единичные суждения. Примеры формулировки проблемы: 1) противоречие заключается в том, что, несмотря на то, что реклама – вещь, несомненно, полезная в деятельности рекламодателя, однако в то же время она может оказывать пагубное воздействие на здоровье и психику людей. 2) на трудовую мотивацию и отношение к труду влияют различные факторы, но это не всегда учитывают работодатели при стимулировании труда. 3) любая деятельность человека, в том числе и потребление, должна регламентироваться определенными нормами, но потребительская культура в современном российском обществе еще не до конца сформирована, что иногда ведет к различным отклонениям в потребительской сфере. Постановка цели и задач исследования Цель исследования ориентирует на конечный результат. Он может быть как теоретико-познавательным, так и практически-прикладным. При формулировке цели указывается не только необходимость выяснить отношение какой-либо социальной группы к проблеме, но и определить, зачем мы это делаем. Задачи исследования формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации цели. Обычно выделяют основные и частные задачи. Пример формулировки цели и задач исследования: Цель исследования Определить степень влияния рекламы на сознание людей, для того чтобы выработать рекомендации по уменьшению ее негативного влияния. Задачи исследования 1. Выявить, как реклама влияет на население города Тула. 1.1. Выявить, как реклама влияет на мужчин. 1.2. Выявить, как реклама влияет на женщин. 2. Определить мнение людей относительно воздействия рекламы. 2.1. Определить мнение людей относительно влияния рекламы на сознание людей. 2.2. Определить мнение людей относительно влияния рекламы на экономическую ситуацию. 2.3. Определить мнение людей относительно влияния рекламы на культурную жизнь людей. 2.4. Определить мнение людей относительно влияния рекламы на эстетические ценности. 3. Узнать происходят ли изменения в отношениях людей друг к другу к окружающей среде под воздействием рекламы. Определение объекта и предмета исследования Объект социологического исследования – это то, на что направлен процесс познания. Выделяют теоретический объект исследования (им может быть социальный процесс, социальные взаимоотношения, область социальной действительности и др.) и эмпирический (носитель социальной проблемы). Предмет исследования – свойства и стороны объекта, которые подлежат изучению. Пример определения объекта и предмета исследования Объект исследования В качестве теоретического объекта выступает потребительская культура как феномен общественной жизни российского общества. Эмпирическим объектом являются 300 человек в возрасте от 16 до 65 лет, проживающих в различных районах города Тулы. Предмет исследования Особенности потребительской культуры жителей города Тулы. Логический анализ понятий На этом этапе выделяют ключевые понятия, составляющие тему, объект, предмет исследования. Затем их интерпретируют, выписывая определения из словарей, справочников, учебной литературы (с обязательной ссылкой на первоисточник). Можно самостоятельно истолковать то или иное понятие. Затем проводится операционализация – расчленение конкретного понятия на несколько фрагментов, позволяющих более полно раскрыть его содержание, что помогает правильно сформулировать вопросы для инструментария исследования (анкеты, бланка интервью и т.д.) В процессе операционализации выделяют интегральный показатель, переменную и индикаторы. Последние становятся позициями шкалы измерения. Критерии отбора индикаторов: - необходимость и достаточность индикаторов для эмпирического описания предмета исследования; - обеспеченность индикаторов доступными источниками информации; - возможность надежного методического обеспечения сбора информации; - набор индикаторов должен быть минимальным для конкретного исследования. Интерпретация и операционализация понятий проводится отдельно в системе объекта и в системе предмета. |