ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК В процессе обучения необходима адекватная оценка как интенсивности восприятия новых знаний, так и приобретенных умений и навыков. Для этого вводятся различные формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем на уроках, он направлен на поддержание учебной дисциплины, ответственную организацию домашних занятий. При выставлении оценок учитываются качество выполнения предложенных заданий, инициативность и самостоятельность при выполнении классных и домашних заданий, темпы продвижения ученика. Особой формой текущего контроля является контрольный урок в конце каждой четверти Промежуточный контроль - контрольный урок в конце каждого учебного года. Учебным планом предусмотрен промежуточный контроль в форме экзамена в 6 классе (при 8-летнем плане обучения) и в 3 классе (при 5летнем сроке обучения). Итоговый контроль - осуществляется по окончании курса обучения. При 5-летнем сроке обучения - в 5 классе, при 6-летнем - в 6 классе. Перечисленные формы контроля могут быть реализованы через различные виды контрольных занятий. Вот некоторые из них: - устный опрос (индивидуальный и фронтальный), включающий основные формы работы – сольфеджирование одноголосных и двухголосных примеров, чтение с листа, слуховой анализ интервалов и аккордов вне тональности и в виде последовательности в тональности, интонационные упражнения; - самостоятельные письменные задания - запись музыкального диктанта, слуховой анализ, выполнение теоретического задания; Особо хотелось бы подчеркнуть значимость «конкурсных» творческих заданий (на лучший подбор аккомпанемента, сочинение на заданный ритм, лучшее исполнение и т. д.). Именно через эту форму работы стимулируется своеобразная конкуренция, благотворно влияющая на мотивацию и качество работы учащихся. Для адекватной оценки приобретенных умений и навыков необходимо выполнять предложенные задания в полном объеме и в рамках отведенного на них времени. Однако наряду с этим необходим индивидуальный подход к ученику, который может выражаться в разном по сложности материале при однотипности задания. Для аттестации учащихся используется дифференцированная 5балльная система оценок. Критерии оценки: Музыкальный диктант Оценка 5 (отлично)- музыкальный диктант записан полностью без ошибок в пределах отведенного времени и количества проигрываний. Возможны небольшие недочеты (не более двух) в группировке длительностей или записи хроматических звуков. Оценка 4 (хорошо) - музыкальный диктант записан полностью в пределах отведенного времени и количества проигрываний. Допущено 2-3 ошибки в записи мелодической линии, ритмического рисунка, либо большое количество недочетов. Оценка 3 (удовлетворительно) - музыкальный диктант записан полностью в пределах отведенного времени и количества проигрываний, допущено большое количество (4-8) ошибок в записи мелодической линии, ритмического рисунка, либо музыкальный диктант записан не полностью (но больше половины). Оценка 2 (неудовлетворительно) - музыкальный диктант записан в пределах отведенного времени и количества проигрываний, допущено большое количество грубых ошибок в записи мелодической линии и ритмического рисунка, либо музыкальный диктант записан меньше, чем наполовину. Сольфеджирование, интонационные упражнения, слуховой анализ Оценка 5 (отлично) - чистое интонирование, хороший темп ответа, правильное дирижирование, демонстрация основных теоретических знаний. Оценка 4 (хорошо) - недочеты в отдельных видах работы: небольшие погрешности в интонировании, нарушения в темпе ответа, ошибки в дирижировании, ошибки в теоретических знаниях. Оценка 3 (удовлетворительно) - ошибки, плохое владение интонацией, замедленный темп ответа, грубые ошибки в теоретических знаниях. Оценка 2 (неудовлетворительно) - грубые ошибки, невладение интонацией, медленный темп ответа, отсутствие теоретических знаний. Контрольные требования на разных этапах обучения На каждом этапе обучения ученики, в соответствии с требованиями программы, должны уметь: - записывать музыкальный диктант соответствующей трудности, - сольфеджировать разученные мелодии, - пропеть незнакомую мелодию с листа, - исполнить двухголосный пример (в ансамбле, с собственной игрой второго голоса, для продвинутых учеников - и с дирижированием); - определять на слух пройденные интервалы и аккорды; - строить пройденные интервалы и аккорды в пройденных тональностях письменно, устно и на фортепиано; - анализировать музыкальный текст, используя полученные теоретические знания; - исполнять вокальное произведение с собственным аккомпанементом на фортепиано (в старших классах); - знать необходимую профессиональную терминологию. Примерные требования на итоговом экзамене в 5 классе Письменно - записать самостоятельно музыкальный диктант, соответствующий требованиям настоящей программы. Уровень сложности диктанта может быть различным в группах, допускаются диктанты разного уровня сложности внутри одной группы. Устно - индивидуальный опрос должен охватывать ряд обязательных тем и форм работы, но уровень трудности музыкального материала может быть различным: пение пройденных гамм, отдельных ступеней, в том числе альтерированных, пение пройденных интервалов от звука вверх и вниз, пение пройденных интервалов в тональности, пение пройденных аккордов от звука вверх и вниз, пение пройденных аккордов в тональности, определение на слух отдельно взятых интервалов и аккордов, определение на слух последовательности интервалов или аккордов в тональности, чтение одноголосного примера с листа, пение одноголосного примера, заранее выученного наизусть. |