МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Распределение учебного материала по годам обучения





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа учебного предмета «Сольфеджио» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты».

Сольфеджио является обязательным учебным предметом в детских школах искусств, реализующих программы предпрофессионального обучения. Именно на уроках сольфеджио получают развитие такие музыкальные данные как слух, память, ритм, выявляются творческие задатки учащихся, а также происходит их знакомство с теоретическими основами музыкального искусства. В конечном счете, сольфеджио, наряду с другими занятиями, способствует расширению музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, пробуждению любви к музыке. Полученные на уроках сольфеджио знания и формируемые умения и навыки должны помогать ученикам в их занятиях на инструменте, а также в изучении других учебных предметов дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств.

Таким образом, можно сформулировать цель дисциплины «сольфеджио» - развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений, навыков в области теории музыки. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:,

- формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на развитие у обучающегося музыкального слуха и памяти, чувства метроритма, музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса,

- формирование знаний музыкальных стилей, владение профессиональной музыкальной терминологией;

- формирование навыков самостоятельной работы с музыкальным материалом;

- формирование у наиболее одаренных детей осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области искусств.

Также нужно отметить, что в процессе обучения сольфеджио необходимо выявлять одаренных в области музыкального искусства детей и мотивировать их к поступлению в профессиональные учебные заведения.

Срок реализации учебного предмета «Сольфеджио» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет по специальности «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты», составляет 5 лет.

Срок реализации учебного предмета «Сольфеджио» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Сольфеджио»:

Таблица 1

Классы 1-5
Максимальная нагрузка (в часах) 412,5 82,5
Количество часов на аудиторные занятия 247,5 49,5
Количество часов на внеаудиторные занятия

 

Учебный план

Таблица 2



Распределение по годам обучения
1-й класс 2-й класс 3-й класс 4-й класс 5-й класс 6-й класс
Количество недель аудиторных занятий
Недельная нагрузка в часах
1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5

 

Аттестация (по полугодиям)

 

Таблица 3

Форма аттестации Полугодия
Контрольные уроки 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9
Экзамен
Выпускной экзамен

 

Примечание: после обучения в 6 классе проводится экзамен.

Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповая (от 4 до 10 человек), рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы: сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; распределение учебного материала по годам обучения; описание дидактических единиц учебного предмета; требования к уровню подготовки обучающихся; формы и методы контроля, система оценок; методическое обеспечение учебного процесса.

Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Библиотечный фонд Детской школы искусств № 5 укомплектован печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по учебному предмету «Сольфеджио», а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений. Основной учебной литературой по учебному предмету «Сольфеджио» обеспечен каждый обучающийся.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Сольфеджио», оснащены пианино или роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформлены наглядными пособиями.

В младших классах активно используется наглядный материал - карточки с римскими цифрами, обозначающими ступени, «лесенка», изображающая строение мажорной и минорной гаммы, карточки с названиями интервалов и аккордов. В старших классах применяются плакаты с информацией по основным теоретическим сведениям.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Учебный предмет сольфеджио неразрывно связан с другими учебными предметами, поскольку направлен на развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, творческого мышления. Умения и навыки интонирования, чтения с листа, слухового анализа, в том числе, анализа музыкальных форм, импровизации и сочинения являются необходимыми для успешного овладения учениками другими учебными предметами (сольное и ансамблевое инструментальное исполнительство, хоровой класс, оркестровый класс и другие).

2.1. Учебно-тематический план

Учебно-тематический план содержит примерное распределение учебного материала каждого класса в течение всего срока обучения. Преподаватель может спланировать порядок изучения тем исходя из особенностей каждой учебной группы, собственного опыта, сложившихся педагогических традиций.

При планировании содержания занятий необходимо учитывать, что гармоничное и эффективное развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, музыкального мышления возможно лишь в случае регулярного обращения на каждом уроке к различным формам работы (сольфеджирование, слуховой анализ, запись диктантов, интонационные, ритмические, творческие упражнения) независимо от изучаемой в данный момент темы.

Класс

Таблица 4

№ № Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Общий объем времени (в часах)
      Максималь-ная учебная нагрузка Самостоя- тельная работа Аудитор-ные занятия
Нотная грамота Урок
Гамма До мажор. Устойчивые и неустойчивые ступени Урок 2,5 1,5
Разрешение неустойчивых ступеней, вводные звуки Урок 2,5 1,5
Опевание устойчивых ступеней. Тоническое трезвучие Урок 2,5 1,5
Длительности, размер, такт Урок 2,5 1,5
Размер 2/4 Урок
Текущий контроль Контрольный урок 2,5 1,5
Изучение элементов гаммы Соль мажор Урок
Размер 3/4 Урок
Устные диктанты Урок
Текущий контроль Контрольный урок 2,5 1,5
Изучение элементов гаммы Ре мажор Урок
Изучение элементов гаммы Фа мажор Урок
Гамма ля минор Урок 2,5 1,5
Запись одноголосных диктантов в размере 2/4 Урок 2,5 1,5
Затакт четверть, две восьмые в размере 2/4 Урок
Текущий контроль Контрольный урок 2,5 1,5
Изучение элементов гаммы Си-бемоль мажор Урок 2,5 1,5
Запись одноголосных диктантов в размере 3/4 Урок
Размер 4/4 Урок 2,5 1,5
Повторение Урок 7,5 4,5
Промежуточный контроль Контрольный урок 2,5 1,5
  ИТОГО:   82,5 49,5

 

Класс

Таблица 5

Повторение материала 1 класса Урок 7,5 4,5
Три вида минора. Тональность ля минор Урок  
Тональность ми минор Урок 2,5 1,5
Тональность ре минор Урок 2,5 1,5
Затакт четверть в размере 3/ 4 Урок 2,5 1,5
Текущий контроль Контрольный урок 2,5 1,5
Интервалы ч.1, м.2, б.2 Урок 2,5 1,5
Интервалы м.3, б.3 Урок 2,5 1,5
Ритм четверть с точкой и восьмая Урок 2,5 1,5
Затакт восьмая Урок 2,5 1,5
Интервалы ч.4, ч.5 Урок 2,5 1,5
Тоническое трезвучие Урок 2,5 1,5
Текущий контроль Контрольный урок 2,5 1,5
Ритмическая группа четыре шестнадцатых Урок
Тональность си минор Урок 2,5 1,5
Интервалы м.6, б. 6 Урок
Обращения интервалов Урок 2,5 1,5
Обращения тонического трезвучия Урок 2,5 1,5
Текущий контроль Контрольный урок 2,5 1,5
Тональность соль минор Урок 2,5 1,5
Ритм восьмая и две шестнадцатых Урок 2,5 1,5
Повторение Урок 7,5 4,5
Промежуточный контроль Контрольный урок 2,5 1,5
Резервный урок Урок 2,5 1,5
  ИТОГО:   82,5 49,5

 

Класс

Таблица 6

Повторение материала 2 класса Урок 7,5 4,5
Тональности Ля мажор, фа-диез минор Урок
Ритмы восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая Урок 7,5 4,5
Текущий контроль Контрольный урок 2,5 1,5
Главные трезвучия лада Урок
Тональности Ми- бемоль мажор, до минор Урок
Интервалы м.7, б. 7 Урок 2,5 1,5
Доминантовый септаккорд Урок 2,5 1,5
Текущий контроль Контрольный урок 2,5 1,5
Тональности Ми мажор, до-диез минор Урок
Пунктирный ритм Урок
Тритоны в натуральном мажоре и гармоническом миноре Урок
Обращения трезвучий Урок
Ув.2 в гармоническом миноре Урок 2,5 1,5
Текущий контроль Контрольный урок 2,5 1,5
Тональности Ля- бемоль мажор и фа минор Урок
Размер 3/ 8 Урок
Повторение Урок
Текущий контроль Контрольный урок 2,5 1,5
Резервный урок Урок 2,5 1,5
  ИТОГО:   82,5 49,5

 

Класс

Таблица 7

Повторение материала 3 класса Урок 7,5 4,5
Тональности Си мажор, соль-диез минор Урок
Доминантовое трезвучие с обращениями Урок
Ритм четверть с точкой и две шестнадцатые Урок 2,5 1,5
Текущий контроль Контрольный урок 2,5 1,5
Субдоминантовое трезвучие с обращениями Урок
Синкопа Урок
Отклонение, модуляция Урок
Текущий контроль Контрольный урок 2,5 1,5
Тональности Ре-бемоль мажор, си- бемоль минор Урок
Триоль Урок
Уменьшенное трезвучие на VII ступени мажора и гармонического минора Урок
Обращения доминантов ого септаккорда Урок 7,5 4,5
Текущий контроль Контрольный урок 2,5 1,5
Размер 6/8 Урок
Повторение Урок
Промежуточный контроль Контрольный урок 2,5 1,5
Резервный урок Урок 2,5 1,5
  ИТОГО:   82,5 49,5

 

Класс

Таблица 8

Повторение материала 4 класса Урок 7,5 4,5
Тональности Фа- диез мажор, ре-диез минор Урок 2,5 1,5
Тональности Соль- бемоль мажор, ми- бемоль минор Урок 2,5 1,5
Гармонический мажор Урок 2,5 1,5
Тритоны на II и VI ступенях Натурального минора и гармонического мажора Урок
Текущий контроль Контрольный урок 2,5 1,5
Ув.2 и ум.7 в гармоническом мажоре и миноре Урок
Вводные септаккорды в мажоре и миноре Урок
Ритмические фигуры с залигованными нотами Урок
Текущий контроль Контрольный урок 2,5 1,5
Тональности с 7 знаками в ключе. Квинтовый круг тональностей Урок
Буквенные обозначения звуков и тональностей Урок 2,5 1,5
Ум.4 и ув.5 в гармоническом мажоре и миноре Урок 2,5 1,5
Хроматизм, альтерация. Хроматические вспомогательные звуки Урок
Хроматические проходящие звуки. Хроматическая гамма Урок
Ритмические группы с шестнадцатыми в размерах 3/8,6/8 Урок 2,5 1,5
Текущий контроль Контрольный урок 2,5 1,5
Повторение Урок 7,5 4,5
Письменные контрольные работы Урок
Текущий контроль Контрольный урок
Резервный урок Урок 2,5 1,5
  ИТОГО:   82,5 49,5

 

Класс

Таблица 9

Повторение: кварто-квинтовый круг, буквенные обозначения тональностей, тональности 1 степени родства Урок
Натуральный, гармонический, мелодический вид мажора и минора Урок 2,5 1,5
Тритоны в натуральном и гармоническом мажоре и миноре Урок 2,5 1,5
Характерные интервалы гармонического мажора и минора (ум.7, ув.2, ум.4, Ув5) Урок
Хроматические проходящие и вспомогательные звуки Урок 2,5 1,5
Правописание хроматической гаммы (в основе мажор и минор) Урок 2,5 1,5
Текущий контроль Контрольный урок 2,5 1,5
Главные и побочные трезвучия в тональности. Обращения и разрешения главных трезвучий Урок
Уменьшенные трезвучия в натуральном и гармоническом виде мажора и минора, их разрешения Урок 2,5 1,5
Увеличенное трезвучие в гармоническом виде мажора и минора, разрешения Урок
Главные септаккорды. Повторение доминантового септаккорда с бращениями Урок 2,5 1,5
Вводный септаккорд в натуральном и гармоническом мажоре и гармоническом миноре Урок 2,5 1,5
Септаккорд II ступени в натуральном и гармоническом мажоре и миноре Урок 2,5 1,5
Текущий контроль Контрольный урок 2,5 1,5
Разрешение диатонических интервалов Урок 7,5 4,5
Сложные виды синкоп, ритмические фигуры с залигованными нотами Урок 7,5 4,5
Период,предложения, каденции,расширение, дополнение впериоде Урок
Текущий контроль Контрольный урок 2,5 1,5
Повторение Урок 7,5 4,5
Письменные контрольные работы Урок
Текущий контроль Контрольный урок
Резервный урок Урок 2,5 1,5
  ИТОГО:   82,5 49,5

Распределение учебного материала по годам обучения

 

Класс

Понятие о высоких и низких звуках. Регистр.

Октавы. Знакомство с клавиатурой фортепиано.

Названия звуков.

Нотный стан.

Формирование навыков нотного письма.

Звукоряд, гамма, ступени, вводные звуки, опевание.

Цифровое обозначение ступеней.

Устойчивость и неустойчивость.

Тональность, тоника, тоническое трезвучие.

Мажор и минор (сопоставление одноименных ладов).

Аккорд.

Тон, полутон.

Строение мажорной гаммы.

Скрипичный и басовый ключи.

Диез, бемоль.

Ключевые знаки.

Тональности До, Соль, Ре, Фа, Си-бемоль мажор.

Тональность ля минор - для подвинутых групп.

Транспонирование.

Темп.

Размер. Размеры 2/4, 3/4, 4/4.

Такт, тактовая черта, сильная доля.

Длительности: четверть, две восьмые, половинная, половинная с точкой в простых ритмических группах.

Паузы: целая, половинная, четвертная, восьмая.

Затакт четверть, две восьмые.

Фраза.

Класс

Тональности до 2-х знаков в ключе.

Параллельные тональности.

Натуральный, гармонический, мелодический вид минора.

Тетрахорд.

Бекар.

Переменный лад.

Интервалы ч.1, м.2, б.2, м.3, б.3, ч.4, ч.5, м.6, б.6, ч.8 и их обращения. Обращение трезвучий.

Тоническое трезвучие с обращениями Секвенция.

Ритмическая группа четверть с точкой и восьмая.

Ритмическая группа четыре шестнадцатых.

Ритмические группы восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая (для подвинутых групп).

Затакты четверть, две восьмые, одна восьмая.

Класс

Тональности до 4 знаков в ключе.

Г лавные трезвучия лада.

Обращения трезвучий.

Доминантовый септаккорд.

Ритмические группы восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая.

Пунктирный ритм.

Размер 3/8.

Интервалы м.7, б.7.

Тритоны: ув.4 на IV ступени, ум.5 на VII (повышенной) ступени в мажоре и гармоническом миноре.

Ув.2 в гармоническом миноре (для подвинутых групп).

Класс

Тональности до 5 знаков в ключе.

Трезвучия главных ступеней с обращениями.

Уменьшенное трезвучие на VII ступени в мажоре и гармоническом миноре.

Обращения доминантового септаккорда.

Отклонение, модуляция.

Ритмическая группа восьмая с точкой и две шестнадцатые.

Синкопа.

Триоль.

Размер 6/8.

Класс

Квинтовый круг тональностей.

Тональности до 7 знаков в ключе.

Буквенные обозначения звуков, тональностей.

Гармонический мажор.

Альтерация, хроматизм.

Хроматические проходящие и вспомогательные звуки.

Хроматическая гамма.

Ум.5 на II и ув.4 на VI в гармоническом мажоре и натуральном миноре. Характерные интервалы ув.2, ум.7 (для подвинутых групп - ум. 4, ув.5) в гармоническом мажоре и миноре.

Вводные септаккорды в натуральном и гармоническом мажоре, гармоническом миноре.

Ритмические группы с залигованными нотами.

Ритмические группы шестнадцатыми в размерах 3/8, 6/8.

Переменный размер.

Класс

Кварто-квинтовый круг тональностей.

Буквенные обозначения тональностей.

Натуральный, гармонический, мелодический вид мажора и минора.

Тональности первой степени родства.

Энгармонически равные тональности.

Хроматические проходящие и вспомогательные звуки.

Хроматическая гамма.

Диатонические интервалы.

Тритоны натурального и гармонического вида мажора и минора.

Характерные интервалы в гармоническом мажоре и миноре.

Энгармонизм тритонов.

Энгармонизм диатонических и характерных интервалов.

Главные и побочные трезвучия.

Главные септаккорды с разрешением.

Уменьшенное, увеличенное трезвучие с разрешением.

Период, предложения, каденции, расширение, дополнение.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.