Игра 3 “Паровозик заводной”. Музыкальные игры для дошкольников с использованием материала по ознакомлению с железной дорогой Денисова Наталья Геннадьевна, музыкальный руководитель Статья отнесена к разделу: Работа с дошкольниками Роль музыкальных игр в воспитании и обучении дошкольников очень важна. Они способствуют воспитанию у детей адекватного отношения к окружающему при условии доступности их детскому пониманию и отбора игр с полезной в воспитательном отношении тематикой. В процессе коллективных занятий развиваются индивидуальные способности ребенка. В игре малыш бывает поставлен в такие условия, чтобы была возможность проявить инициативу, находчивость. Часто дети выполняют индивидуальные роли с определенными заданиями. Такие игры малыши особенно любят. Они способствуют воспитанию самостоятельности у робких детей. Музыкальная игра способствует общему развитию ребенка и развитию его музыкальных способностей. Использование наглядных пособий на железнодорожную тематику в музыкальном воспитании детей не только позволяет в простой, доступной детям игровой форме дать представление о музыке, ее выразительных возможностях, научить различать разнообразную гамму чувств, настроений, переданных музыкой, но и познакомить малышей с железной дорогой. Благодаря применению наглядных пособий, у детей активнее развиваются музыкально-сенсорные способности – ладовый слух, чувство ритма, возникает интерес к музыке. Музыкальные игры, построенные с помощью пособий на железнодорожную тему. значительно активизируют умственную деятельность ребенка, развивают его самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческий характер. Старший возраст Игра 1. Музыкальные вагончики. Цель: познакомить в игре детей с высокими и низкими звуками, с понятием “музыкальный ключ”. Дать представление о соответствии скрипичного ключа и высоких звуков, басового ключа и низких звуков через образы и ассоциации. Знакомить детей с железной дорогой. Оборудование: фланелеграф, два паровозика с вагончиками. Один паровозик – это скрипичный ключик, другой – басовый. Из вагонов выглядывают соответственно – птички, котята, мышки, комарики (скрипичный ключ), медведь, волк, тигр (басовый ключ). Ход игры Музыкальный руководитель: – Однажды мне приснился сон… Прихожу я на станцию, а там стоят два необычных поезда. Всем похожи, только на паровозиках разные знаки нарисованы. На одном – высокий, будто он в небо тянется – называется этот знак “скрипичный ключ”. А на другом – знак, который согнулся как крючок и вниз смотрит. Этот знак называется “басовый ключ”. – Кто же ездит в этих поездах? – подумала я. Вдруг стали открываться окошки в вагончиках со “Скрипичным ключом”. Из одного окошка выглядывал маленький желтый цыпленок. Он пропищал тоненьким высоким голосом: “Пи-пи-пи”. Из других окошек этого поезда выглядывали другие пассажиры, у которых тоже были тоненькие голоса. – Ребята, а как вы думаете, кто еще едет в поезде со скрипичным ключом? (воробей, соловей, котята, мышка, комарик). Давайте покажем, как эти звери пищат тоненькими голосами и как они могут двигаться (дети пищат и изображают поочередно воробья, котенка, комара, мышку). – Потом из другого вагона с басовым ключом выглянул из окошка медведь. Он заревел низким басовым голосом. Вслед за ним выглянули другие пассажиры, у которых тоже были низкие, грубые голоса. А как вы думаете, кто еще едет в поезде с басовым ключом? (волк, тигр, лев, большая собака). Покажите, как они ревут низким голосом и как они могут передвигаться. Вот какой волшебный сон мне приснился. А теперь я сыграю музыкальные пьесы, а вы должны угадать, кого изображает музыка и какие у зверей голоса (высокие или низкие), показать, как эти животные могут двигаться. Если вы увидите, что звери в поезде со скрипичным ключом, гудите высоким голосом, а если ключ будет басовый, то низким. Исполняются пьесы “Птичка” Е.Тиличеевой; “Соловей” В.Иванникова; “Дроздок” И.Метловой; “Зайчик” А.Сергеева; “Медведь”, “Медведь и зайцы” В.Ребиковой. Игра 2. Веселый поезд. Цель: закреплять умение различать изменение темпа музыки. Знакомить детей с железной дорогой. Оборудование: небольшая игрушка – паровоз с вагончиками. Ход игры Педагог исполняет музыкальную пьесу, в которой передан образ движущегося поезда: сначала он движется медленно, затем все быстрее и быстрее, а к концу пьесы движение поезда постепенно замедляется, и он останавливается. При повторном исполнении пьесы педагог предлагает детям передвигать игрушечный поезд, внимательно слушая музыку, чтобы точно передать изменения темпа. Музыкальный репертуар: “Колеса паровоза” Е.Тиличеевой. Игра 3 “Паровозик заводной”. Цель: вызвать у детей эмоциональный отклик на музыку изобразительного характера. Знакомить детей с железной дорогой. Оборудование: красивая коробочка в виде сундучка, заводной паровозик. Ход игры Музыкальный руководитель показывает детям коробочку в виде волшебного сундучка, где спрятан заводной паровозик и говорит загадочным голосом: – Сегодня мы отправимся в сказочное путешествие, а поможет в этом нам в этом предмет, который спрятан в сундучке. Но открыть волшебный сундучок вы сможете, если только отгадаете загадки. У этих загадок разгадка одна. Бежит конь вороной, Много тащит за собой. *** Спозаранку за окошком Стук, и звон, и кутерьма. По прямым, стальным дорожкам Ходят синие дома. *** Железные избушки Прицеплены друг к дружке. Одна из них с трубой Везет всех за собой. *** В поле лестница лежит, Дом по лестнице бежит. Друг за другом уцепились, И помчались в путь далек, Лишь оставили дымок. Дети отвечают. Ответы могут быть верные и неверные. М.р.: – Подсказкой к отгадкам будет музыка. Исполняется пьеса Е.Попляковой “Паровозик заводной”. На что похоже это равномерное движение? Если дети затруднятся ответить на вопрос, используется звуковая имитация стука колес, звуки “чух-чух”. Загадки разгаданы. Муз. руководитель торжественно достает из сундучка паровозик: – Это паровозик заводной. К концу игры я вам его заведу и покажу, как он весело бежит… А какой паровозик рисует музыка – настоящий, большой или сказочный, игрушечный? Все время ли музыка изображает стук колес или она рассказывает еще о чем-то? А теперь покажем, как бегает паровозик – встаньте друг за другом и – поехали. Исполняется пьеса целиком. Заводится паровозик. Муз. руководитель предлагает детям, пока бежит паровозик, придумать, какие приключения его еще могут ожидать. Затем все дети рисуют свои сказочные паровозики. |