Юридические факты и их классификация. Юридический состав. Юридические факты - это определенные жизненные обстоятельства (условия, ситуации), с которыми нормы права связывают возникновение, прекращение или изменение правоотношений. Эти факты становятся юридическими не в силу каких-то особых внутренних свойств, а в результате признания их таковыми государством, законом. Признаки юридического факта: ▪ это конкретное жизненное обстоятельство, выраженное вовне и реально существующее определенный период времени; ▪ это обстоятельство, предусмотренное нормой права; ▪ это факт, содержащий информацию об определенном состоянии вида общественных отношений (наличие собственности, правонарушения и т. д.); ▪ наличие данного обстоятельства вызывает определенные правовые последствия. Виды юридических фактов: 1) по характеру наступающих последствий: · правообразующие (например, прием на работу); · правоизменяющие (например, обмен жилой площади); · правопрекращающие (например, окончание вуза); · комплексные (универсальные) факты (поступление в вуз, приговор суда, вступление в брак и т. д.- одновременно и образуют, и изменяют, и прекращают правоотношения); 2) по волевому признаку: события; действия. 3) по продолжительности действия: кратковременные (штраф) и длящиеся - правовые состояния (состояние родства,гражданства и т. д.); 4) по количественному составу: простые; сложные. 5) по значению: положительные; отрицательные. Юридический состав - совокупность нескольких юридических фактов, необходимых для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий. Так, для возникновения пенсионного правоотношения необходимы следующие юридические факты: достижение определенного возраста; трудовой стаж; решение компетентного органа о назначении пенсии. Виды фактических юридических составов: · завершенные (когда имеется необходимая совокупность юридических фактов) и незавершенные (когда еще продолжается накопление необходимых фактов), · простые (когда все факты относятся к одной отрасли права) и сложные (когда в необходимый комплекс фактов входят факты различной отраслевой принадлежности; причем их накопление проходит в определенной последовательности). · Следовательно, вторая стадия механизма правового регулирования отражается в таком его элементе, как юридический факт или фактический состав, где функцию решающего юридического факта выполняет оперативно-исполнительный правоприменительный акт. Правотворчество: понятие, виды, субъекты. Правотворчество – это вид деятельности государства, в результате которой политическая воля выражается в виде нормы права в определенной форме права (т. е. в источнике права). Это и первая стадия в механизме правового регулирования. Принципы правотворчества: ▪ законность; ▪ гласность; ▪ демократизм; ▪ профессионализм; ▪ строгая дифференциация правотворческих полномочий; ▪ планирование. Виды правотворчества: • издание нормативно-правовых актов; • санкционирование государственными органами правовых обычаев или корпоративных норм; • заключение нормативных договоров. Субъекты правотворчества: • государство в лице уполномоченных органов либо в лице непосредственно всего народа (при референдуме); • органы местного самоуправления (которые не являются государственными органами, что закреплено в Конституции); • в редких случаях – физические лица и любые организации, когда они управомочены принимать локальные нормативно-правовые акты. Например работодатель может утвердить правила внутреннего распорядка, которые содержат правовые нормы обязательные для всех работников организации. В большинстве случаев частные лица и их организации вправе совершать не нормативные, а индивидуальные правовые акты, например сделки, которые создают права и обязанности лишь для участников этой сделки. Такая деятельность правотворчеством не является, так как никаких правовых норм не создает. Стадии правотворчества • законодательная инициатива (т. е. право внесения законопроекта в одну из палат парламента); • обсуждение и доработка законопроекта (в РФ он обсуждается в трех чтениях); • его принятие (в РФ – Государственной Думой, Совет Федерации не принимает закон а лишь одобряет его); • его санкционирование (например, в РФ одобрение Советом Федерации и подписание Президентом); • его обнародование т. е. промульгация его главой государства и непосредственно официальное опубликование. Промульгация – это принятие главой государства решения об обнародовании закона, непосредственное обнародование производится путем размножения текста закона в официальном издании – в РФ это «Российская газета», «Парламентская газета» или Собрание законодательства |