ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Понятие права. Классовое и общесоциальное в сущности права. Сущность права — главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная характеристика права, которая отражает природу и назначение его в жизни общества. Выявление сущности основывается на исследовании социальных ценностей, идей, определяющих природу права. Поскольку право представляет собой сложное многогранное социальное явление, оно может исследоваться в различных аспектах, с различных точек зрения. История правовой мысли представлена достаточно широким диапазоном взглядов о сущности права и определении его понятия. Существующие в юридической науке подходы являются выражением исторически конкретных социальных проблем и одновременно вариантом их разрешения. Право в своей содержательной многосторонности может выражаться в различных идейных основаниях, например, как воля господствующего класса, как защищенный интерес, как справедливость, как мера свободы и т. д. Право – система общеобязательных, формально определённых норм, выражающих меру свободы человека, принятых и санкционированных государством и охраняемых им от нарушений. Признаки права: а) интеллектуально-волевой характер (чел. природа права как результат развития индивида и общества, поведенческая сторона права, выражение в праве гос. воли, в котором аккумулируются интересы и воля социальных слоев, класса, общества в целом); б) общеобязательный характер - нормы права распространяют свое действие на все субъекты, находящиеся в сфере действия данной нормы (общий характер), а также в том, что требования нормы обязательны для всех субъектов, независимо от их отношения к данной норме; в) нормативный характер (право состоит из норм и совокупности норм, оказывает реальное воздействие на общ. отношения благодаря нормам-образцам и правилам поведения) г) обеспеченность права государством(государство берет на себя заботу о реализации права) д) формально-определённый характер права - право содержится в определенных формах (нормативных правовых актах, договорах нормативного содержания, судебных и административных прецедентах и правовых обычаях), е) системный характер права отражает его упорядоченность и определенную иерархичность. Подходы к пониманию права: 1. Нормативный (видит в праве систему общеобязательных, формально определенных норм исходящих от государства, им охраняемых и регулирующих общественные отношения). 2. Философский (считает право системой естественных неотъемлемых прав, существующих независимо от воли государства). 3. Социологический (видит в праве те нормы, которые складываются и развиваются в самом обществе. Государство их не создает, а лишь «открывает»). Подходы к сущности права: а) классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких, целях как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса); б) общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т.п.); в) религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах. Сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал. Право и экономика. Слово «экономика» греческого происхождения и буквально означает искусство ведения домашнего хозяйства. В данном же случае под экономикой следует понимать определенную социальную сферу, а именно - диалектическое сочетание социальных отношений и социальной деятельности, связанных с производством, обменом и распределением материальных благ. Определяющую роль в сфере экономики играют отношения собственности. В марксистской теории соотношение права и экономики трактуется исходя из общих закономерностей связи базиса - экономической структуры общества («экономического строя»), которая складывается независимо от воли и сознания людей, и надстройки - идеологических отношений и институтов, которые не могут возникнуть без опосредования общественным сознанием. Экономика как явление базисного порядка имеет определяющее значение по отношению к праву как к части надстройки. Базис общества, во-первых, обусловливает необходимость правового регулирования в целом, то есть существование права как такового, во-вторых, определяет тот или иной тип права, а также, в-третьих, определяет конкретные черты права той или иной страны в данный исторический период. Маркс отмечал, что «право никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества». В то же время Маркс и Энгельс не рассматривали определяющее значение экономики по отношению к праву прямолинейно, не упрощали его: учитывалось влияние на право других факторов, других частей надстройки («культурного развития общества») и подчеркивалось, что базис оказывает влияние на право лишь в конечном счете. В теории марксизма указывается на относительную самостоятельность права по отношению к базису, которая проявляется, прежде всего, в возможности обратного воздействия права на экономику. Так, Энгельс в одном из писем к Конраду Шмидту писал о том, что право может как способствовать экономическому развитию, так и тормозить его. Разработанные Марксом и Энгельсом теоретические положения о закономерностях связи экономики и права, в принципе, достоверны. Однако в дальнейшем обратное влияние права на экономику было сильно преувеличено в теории и практике «социалистического строительства». Это было обусловлено тем, что главным собственником в социалистическом обществе было государство, которое планы своей экономической деятельности объявляло юридическим законом, а необходимость достижения тех или иных результатов в экономике формулировало как юридические требования. Оценку связей права и экономики следует проводить как с учетом необходимости государственно-правового регулирования экономических процессов, так и с учетом необходимости соблюдения прав и свобод человека в экономической сфере. Теоретические модели соотношения права и экономики исторически формировались в поисках оптимального соотношения между экономической свободой иэкономическим равенством людей. Экономическую и личную свободу индивида считали главным Адам Смит, Джон Стюарт Милль, Бенжамен Констан, Джон Локк, хотя и понимали, что она в конечном счете порождает неравенство. Приоритет же равенства перед индивидуальной свободой отстаивал Жан-Жак Руссо. В современный период концепцию невмешательства государства и права в экономику обосновывают сторонники либеральной школы. Вместе с тем и они отмечают, что государство не должно бездействовать: власть должна создавать условия для инициативной деятельности граждан и развития их индивидуальных способностей. В современном мире через идею социального государства находится баланс в соотношении между экономикой и правом, государственно-правовым регулированием экономики (особенно в сфере распределительных отношений). Важное значение правовое регулирование экономики имеет для такого переходного периода, в котором оказалась Россия. В условиях рыночной экономики и перехода к рынку отмечают следующие направления использования правовой формы (проф. В.В. Лазарев): а) определение целей экономического развития; б) закрепление равноправия всех форм собственности; в) определение круга субъектов рыночных отношений; г) вытеснение порочных средств ведения хозяйства и коммерции; д) продуманная налоговая политика; е) формирование правовых механизмов и процедур разрешения конфликтов в сфере экономики; ж) установление юридических санкций за экономические правонарушения. Таким образом, соотношение и взаимосвязи права и экономики определяются необходимостью: а) создания правовыми средствами условий для нормального развития рыночной экономики; б) обеспечения справедливого распределения (перераспределения) доходов между различными слоями общества через систему налогов, государственный бюджет, специальные социальные программы. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 8) в России гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, а также признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные форма собственности. Право и политика Политика – деятельность гос-ва и иных полит, институтов (прежде всего – полит, партий), направленная на решение задач, имеющих общесоциальное значение. Основной субъект политики – гос-во как полит, организация всего общества. Взаимодействие политики и права можно рассматривать в следующих аспектах: 1) влияние политики на право. Поскольку политика отчасти реализуется путем правотворчества, политика определяет право, содержание правовых норм; 2) возможность осуществления политики вне правовых форм (т. н. «прямое действие»). Гос-во проводит свою политику в правовых формах (правотворчество и правоприменение) и в неправовых. Гос-во может использовать и иные механизмы, как правомерные (напр., разъяснение политики гос-ва в печати, обращ. к гражданам, консультации с заинтересованными соц. группами), так и неправомерные (напр., запугивание полит, оппонентов). Для правового гос-ва является аксиомой, что всякое действие гос-ва, ограничивающее права и свободы человека, возможно только на основании правовой нормы. 3) влияние права на политику (прямое или косвенное). В качестве примерапрямого влияния можно привести положения Конст. об основах конст. строя и правах и свободах человека и гражданина. В частности, Конст.: 1) провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью; 2) указывает на демократич. социальный и правовой хар-р гос-ва; 3) гарантирует свободу эконом, деятельностити; 4) гарантирует разделение властей; 5) запрещает цензуру и т. п. По этим и многим другим вопросам политика гос-ва жестко связана правом. Косвенное влияние права на политику можно проиллюстрировать на примере избирательного права. Влияние права на политику обеспечивается также правовой культурой, т. к. соблюдение права само по себе является политикой, причем не единственно возможной. Нередко правовые нормы просто игнорируются в полит, деятельности; 4) возможность несоответствия права политике. Право всегда более консервативно, чем политика, отстает от политики. Напр., в случае принятия политич. решения, требующего реализации в законе, необходимо разработать проект закона и пройти все стадии законодат. процесса. Несоответствие права политике может быть связано и с несовершенством закона, применение которого может повлечь непредвиденные последствия. Право и мораль. Огромную роль в регулировании общественных отношений играют право и мораль. Их главным назначением является целенаправленное воздействие на поведение людей, обеспечивающее интересы отдельных индивидов, социальных групп или общества в целом. Считают, что право является системой общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих государственную волю, устанавливающихся и обеспечивающихся государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Мораль же (нравственность) есть система исторически определенных норм, взглядов, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их действия с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, поощряемого и порицаемого, благородства, совести, порядочности и других аналогичных нравственных критериев. С этой точки зрения дается моральная оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей. Универсальные категории морали – «добро» и «зло», через которые оцениваются другие моральные понятия: честь, совесть, порядочность и т. п. Соотношение между правом и моралью весьма не простое, поэтому его анализ предполагает анализ следующих четырех составляющих: 1) единства; 2) взаимодействия; 3) различия; 4) противоречия. Единство права и морали заключается в следующем: 1) право и мораль являются универсальными регуляторами поведения людей, имеют способность проникать в различные области общественной жизни; 2) право и мораль являются многомерными образованиями, имеющими сложную структуру, которая состоит из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов; 3) право и мораль действуют в едином «поле» социальных отношений; 4) право и мораль служат общей цели – совершенствованию и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей, поддержанию порядка, согласования интересов личности и общества, обеспечения и возвышения достоинства человека; 5) право и мораль являются социальными регуляторами, имея отношение к проблемам свободной воли индивида и его ответственности за свои действия. Тесное единство и взаимосвязь права и морали определяют и их социальное и функциональное взаимодействие, проявляющееся в следующем: 1) право и мораль помогают друг другу в упорядочении общественных отношений, в формировании у людей установленной юридической и нравственной культуры; 2) правовые и моральные требования во многом совпадают: действия субъектов, осуждаемые и поощряемые правом, осуждаются и поощряются и моралью; 3) право обязывает соблюдать законы, к тому же стремится и мораль; 4) взаимодействие права и морали часто выражается в прямой идентичности их требований к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств; 5) право и мораль поддерживают друг друга в достижении общих целей, применяя для этого присущие им методы; 6) правовые нормы являются проводником морали, фиксируют и защищают моральные ценности; 7) мораль выступает в качестве ценностного критерия права. Нравственные нормы подключены ко всем этапам формирования и социального действия права. Также они выступают значимым фактором совершенствования правовой системы. Справедливость и право. Право неотделимо от справедливости: она есть сердцевина права. Справедливость, как основной принцип естественного права, внутренне присуща праву, которое является не столько внешней принудительной силой, сколько предписанием действовать по справедливости. Не случайно слова "правильное", "правда", "справедливость" и "право" имеют один корень; отсюда же и тождество древнеримских понятий "jus" (право) и "justitia" (справедливость). Сущность права состоит в том, что оно - способ (инструмент, форма) установления справедливого баланса интересов всех и каждого: индивидов, социальных слоев, классов, социальных общностей и образований. Только этот момент является мерилом (критерием) соответствия писаного (позитивного) права любой страны общей природе и сущности права как такового. Только учет и согласование интересов всех социальных субъектов (индивидуальных и коллективных) выступает подлинной основой и гарантией осуществления правовых предписаний. В то же время даже самый справедливый социальный компромисс в силу самой природы компромисса (в любом случае предполагающей отступление от "своего" интереса в пользу общего) потенциально содержит в себе возможность отхода от условий и правил компромиссного решения, каковым по своей природе право и является. Вот именно в таких случаях право и проявляет свои возможности по принудительной реализации собственных предписаний: "справедливость, не поддержанная силой, немощна" (Блез Паскаль). Однако, подчеркнем еще раз, хотя принудительность и является объективным свойством права, не она, а справедливость определяет его сущность. Право, таким образом, опирается на справедливость, а не на силу. На силу опирается произвол. Понятие справедливости разрабатывалось с древнейших времен. Развернутую теорию справедливости как основы права создал Аристотель. Он различал два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую. Уравнивающая справедливость - это та, которой люди руководствуются при обмене ценностями или возмещении ущерба. Это как бы инструмент соблюдения меры между ущербом и выгодой каждой из сторон. Распределяющая справедливость признает справедливым как равное, так и неравное распределение между различными лицами в зависимости от их вклада в общественное благо. Дальнейшее развитие идея справедливости получила у юристов Древнего Рима, в том числе и у Цицерона. Единство права и справедливости зафиксировано в формулах римского права: "право есть искусство добра и справедливости"; "в праве нужно в максимальной степени обращать внимание на справедливость"; "предписания права следующие: честно жить, другого не обижать, каждому воздавать должное". Как отметил один из современных отечественных философов А.И. Новиков, "именно в Риме понятие справедливости было переведено с языка философских рассуждений на точный язык правовых формул". В средние века связи права и справедливости разрабатывались с переходом к широкому изучению римского права, в частности школой глоссаторов. Этим вопросам серьезное внимание уделялось передовыми мыслителями XVII-XVIII вв. (Гроций, Гоббс, Монтескье, Вольтер, Дидро, Гольбах), в немецкой классической философии (Кант, Гегель), в теории марксизма. Среди работ современных отечественных правоведов, посвященных данной проблематике, можно указать на монографии Г. В. Мальцева (1977 г.) и А.И.Экимова(1980г.). В основе справедливости еще с древних времен (Аристотель) лежат идеи сочетания "справедливого равенства" и "справедливого неравенства". Как отмечает проф. Г.В. Мальцев, справедливость представляет собой "диалектическое сочетание элементов равенства и неравенства", то есть справедливость выражается в равном отношении к равным людям и в неравном отношении к неравным людям. Проф. А. И. Экимов определяет справедливость как "нравственно обоснованный критерий для соизмерения действий субъектов, в соответствии с которым осуществляется воздаяние каждому за его поступки в виде наступления тех или иных последствий". Право по своей природе есть регулятор, действующий на основе применения равных мер к различным субъектам. И в этом состоит справедливость права, ибо такое регулирование основано на принципах соразмерности, сбалансированности интересов, равного несения того или иного бремени. В то же время право есть и "право неравенства", поскольку в силу самой своей природы, принципа действия оно не учитывает всей полноты индивидуальных качеств людей. В определенной мере этот момент компенсируется предоставлением субъектам права свободы в рамках правовых предписаний, путем правоприменительной деятельности, направленной на справедливую индивидуализацию общего правового предписания. Особое значение справедливость приобретает в сфере юрисдикционного применения права при разрешении социальных конфликтов, назначении наказания, где воздаяние со стороны государства должно соответствовать мере содеянного правонарушителем. Противоречия между правом и справедливостью могут выражаться не только в несправедливом применении правовых норм, но и в издании государством изначально несправедливых норм права. Поэтому справедливый подход должен быть обеспечен прежде всего в процессе издания государством нормативно-правовых актов. Таким образом, право, с одной стороны, должно основываться на моральных началах правды и справедливости, а с другой - быть формой возведения справедливости в закон жизни общества. Право и религия. Религия (от лат. «religio» - набожность, святыня, предмет культа) — мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. По предположению ученых, религия возникла в эпоху верхнего палеолита (каменный век) 40-50 тыс. лет назад на относительно высокой ступени развития первобытного общества. На первоначальной стадии человеческой истории религия выступает как форма практического и духовного овладения миром, в которой проявилось осознание людьми их зависимости от природных сил. Первоначально объектом религиозного отношения был реально существующий предмет, наделяемый сверхчувственными свойствами, - фетиш. Фетишизм связан с магией, стремлением оказать влияние на ход событий в желаемом направлении при помощи колдовских обрядов, заклинаний и т. п. В процессе разложения родового строя на смену родовым и племенным религиям пришли политеистические(политеизм - многобожие) религии раннего классового общества. На более поздней стадии исторического развития появляются мировые, или наднациональные, религии - буддизм (VI-V вв. до н. э.), христианство (I в.) и ислам (VII в.). Они объединяют людей общей веры независимо от их этнических, языковых или политических связей. Одной из важнейших отличительных особенностей таких мировых религий, как христианство и ислам, является монотеизм (вера в одного бога). Постепенно складываются новые формы религиозной организации и религиозных отношений - церковь, духовенство (клир) и миряне. Получает развитие теология (учение о боге). Маркс утверждал, что «религия будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм». Однако «история показывает, что государственное разрушение религии неизбежно влечет за собой нравственную деградацию общества и никогда не приносит пользы праву и правовому порядку, ибо, в конечном счете, и право и религия призваны закреплять и утверждать нравственные ценности, в этом основа их взаимодействия» (проф. Е.А. Лукашева). На основе религиозных представлений складываются религиозные нормы как одна из разновидностей социальных норм. Религия и религиозные нормы возникают позднее первичных мононорм, но быстро проникают во все регулятивные механизмы первобытного общества. В рамках мононорм были тесно переплетены моральные, религиозные, мифологические представления и правила, содержание которых определялось сложными условиями выживания человека того времени. В период распада первобытнообщинного строя происходит дифференциация (разделение) мононорм на религию, право, мораль. На различных этапах развития общества и в разных правовых системах степень и характер взаимодействия права и религии были различными. Так, в некоторых правовых системах связь религиозных и правовых норм была настолько тесной, что их следует считать религиозными правовыми системами. Древнейшая из таких правовых систем - индусское право, в котором тесно переплетались нормы морали, обычного права и религии. Другой пример — мусульманское право, которое, по существу, является одной из сторон религии ислама и называется «шариатом» (в переводе - «путь следования»). Таким образом, религиозная правовая система - единый религиозно-нравственный и правовой регулятор всех сторон жизни общества. В период феодализма в Европе были широко распространены каноническое (церковное) право и церковная юрисдикция. Каноническое право, как и право религиозной правовой системы, - это право церкви, право общины верующих, однако оно никогда не выступало всеобъемлющей и законченной системой права, а действовало лишь как дополнение к светскому праву в данном конкретном обществе и регулировало те вопросы, которые не охватывались светским правом (церковную организацию, правила причастия и исповеди, некоторые брачно-семейные отношения и др.). В процессе буржуазных революций теологическая идеология сменялась «юридическим мировоззрением», в котором возвышалась роль права как созидательного начала, обеспечивающего гармоничное развитие общества. Характер взаимодействия норм права и религиозных норм в системе социальной регуляции того или иного общества определяется связью правовых и религиозных норм с моралью и связью права с государством. Так, государство посредством правовой формы может определять свои отношения с религиозными организациями и их правовой статус в данном конкретном обществе. Статья 14 Конституции Российской Федерации гласит: «1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Правовые и религиозные нормы могут совпадать с точки зрения своего морально-нравственного содержания. Например, среди заповедей Нагорной проповеди Христа - «не убий» и «не укради». При этом нужно также учитывать, что с точки зрения механизма действия религиозные нормы - мощный внутренний регулятор поведения. Поэтому они - необходимый и важный инструмент поддержания и сохранения нравственного и правового порядка в обществе. Типология права. Типология любых объектов, систем представляет собой способ их группировки с целью сравнительного познания исследуемого содержания. Типология права – это наиболее общая классификация права с целью сравнительного познания его содержания как развивающейся системы. В советской учебной литературе типология права осуществлялась вместе с государством на основе марксистского учения о классовых общественно-экономических формациях. Под историческим типом государства и права понималась закономерная ступень в развитии государственно-правовых систем, существующих в пределах одной общественно-экономической формации, характеризующихся единством экономической основы, классовой сущности и внешних форм проявления. Различались рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы государства и права. Первые три из них, основанные на различных формах частной собственности, именовались эксплуататорскими, а социалистический, основанный на общественной собственности, – антиэксплуататорским, высшим типом. Однако этот тип считался временным, необходимым лишь на переходный период от капитализма к коммунизму, при котором государство вместе с правом отомрут и будут заменены общественным самоуправлением, основанным на нравственных, а не на правовых началах. Формационный подход в типологии права остался и в некоторых новейших учебниках[199]. Значительная часть учебников нового поколения по теории государства и права уходит от исторической типологии права. Трудность исторической типологии обусловлена множеством обстоятельств, и прежде всего самим пониманием права, его сущности и содержания, его соотношением с законодательством, многоуровневым характером правовой системы, многоликостью национальных правовых систем, спецификой их становления и степенью развития, критериями классификации и другими обстоятельствами. В настоящее время, утверждает С. С. Алексеев, «необходимо более конкретно подходить к истолкованию и использованию понятия «исторический тип права». Как основа правовой типологии оно может рассматриваться, по-видимому, лишь по отношению к правовым системам государств, отличающихся сугубо классовой направленностью, прежде всего государств с авторитарным политическим режимом. В целом же, учитывая своеобразие права как явления цивилизации и культуры, рассматриваемое понятие – не более, чем общий фон, да к тому же ориентированный на авторитарные политические режимы, для оценки правовых систем, применительно к которым на более заметное место выдвигаются иные критерии типологии – те, которые характеризуют их в качестве семей правовых систем, а также укрупненных (логических) систем»[200]. Сам же С. С. Алексеев различает два типа правового регулирования, вычленяя «две системы юридических средств»: общедозволительную (дозволено все, кроме запрещенного) и разрешительную («только это», запрещено все, кроме дозволенного)[201]. Попытки осуществить типологию правовых систем в развитии предпринял С. И. Архипов, положив в основу пять критериев их классификации: 1) общность генезиса (возникновения и последующего развития); 2) общность источников, форм закрепления и выражения норм права; 3) структурное единство, сходство отрасли, суботрасли, другие подразделения; 4) общность принципов регулирования общественных отношений; 5) единство терминологии, юридических категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации норм права[202]. Однако развитие рассматривается лишь применительно к каждой в отдельности правовой системе (англосаксонской, романо-германской, религиозно-правовой, социалистической, системе обычного права). Только современное право классифицирует и В. Д. Попков, характеризуя шесть правовых систем: романо-германскую, систему общего права, мусульманскую, китайскую, индийскую, японскую[203]. В типологии права следует исходить из того, что ее определяющим, наиболее общим критерием является законодательное закрепление исторически обусловленной справедливости – решающего фактора, обеспечивающего прогрессивное развитие общества путем создания надлежащих условий для жизни и эффективной деятельности человека в качестве субъекта права. Исторический тип права – это выраженная в законодательстве исторически обусловленная справедливость, определяемая в конечном счете соответствующим способом производства, наиболее характерно отражающаяся в правовом положении человека в обществе. Человек – основная производительная сила, а производство – главная сфера человечества, непосредственно обусловливающая его прогрессивное развитие. Именно человек является мерой всех вещей, как об этом еще справедливо утверждал древнегреческий мыслитель Протагор. Форма (источники) права. Термин «источник права» следует рассмотреть с трех сторон: с материальной, идеологии, формально юридической. Под материальным источником права понимаются материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей. Под идеологическим источником права, различают правовые учения, доктрины, правосознание. Источником права в формально-юридическом смысле понимают форму права. Форма права - это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения. Выделяют 4 основные формы права: 1. Нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. (Конституция, законы, подзаконные акты) Нормативный акт - доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ. 1. Нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы. 2. Нормативные акты, как правило, определенным образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или реализации. 3. Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм. 4. Нормативные акты поддерживаются Г, им охраняются. В случае нарушения положений нормативных актов нарушители преследуются и наказываются на основании закона. 2. Правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку. .). В РФ правовой обычай имеет незначительное распространение (ст. 5 гр-го кодекса РФ – она признает обычаи делового оборота в кач-ве правовых норм). Правовой обычай признается источником права тогда, когда он закрепляет уже давно сложившиеся отношения, одобряемые населением. В рабовладельческих и феодальных обществах обычаи санкционировались решениями суда по поводу отдельных фактов. Сейчас встречается и другой способ санкционирования государством обычаев — отсылка к ним в тексте законов. 3. Юридический прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юр.делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дела. Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного характера решению суда по конкретному делу. Обязательным для судов является не все решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение. Это, как называют специалисты по англосаксонской правовой системе, «ratio dcidendi». Из прецедента постепенно могут складываться и нормы законов. В недавнем прошлом в советской правовой науке прецедент как источник права оценивался только отрицательно, однако в последнее время тон критических высказываний несколько смягчился. Более того, уже встречаются предложения о необходимости приравнять судебную доктрину к источникам права. Думается, что предлагаемое возможно, но для этого необходимы независимый суд и соответствующая правовая подготовка судей, а также формирование их правосознания в том направлении, при котором станет возможным их правотворчество. 4. Нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами в результате которого возникает новая норма права. В отличие от нормативного акта, договоры выступают результатом соглашения между субъектами по поводу деятельности представляющей обоюдный интерес. Нормативный договор (международный договор, решение, конвенции), но приоритет регулируется Г-м. В РФ наибольшей юридической силой обладает международный договор. |