ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Психология в позднем Средневековье (12-15 века) Многие работы арабских мыслителей (особенно Ибн Рушда) к к.12 века были переведены не латынь, оказав большое влияние на развитие европейской научной мысли. Также важное значение имел церковный раскол (сер. 11 в) разделивший церковь на восточную (Византийскую) и западную (Римскую). С этого момента западноевропейская наука развивалась мало контактируя с наукой восточной Европы. Фома Аквинский (1226-1274) практически последний богослов, занимавшийся психолого-философской проблематикой. Его система получила название томизм. Стремился систематизировать накопленные наукой знания и примирить богословие с наукой (особенно античной, являлся последователем Аристотеля). Он переделал теорию двух истин Ибн Сины, считал, что в случае противоречий знания уступают вере. Доказывал неограниченные возможности разума в познании мира, в том числе и божественного Логоса. Фома Аквинский выступал против тезиса Ибн Рушда об отделении души от разума. Доказывал, что мышление – имманентное, главное свойство души, без него душа не существует, следовательно, нельзя говорить о смерти души и бессмертии разума. Душа вечна, и ее законы невозможно объяснить без опоры на теологию. Душа не только разумна, но и сознательна и этим отличается от бессознательной души животных. После томизма появилась новая характеристика духовной активности – сознательность, противопоставляемая бессознательным проявлениям душевной жизни других живых существ и телесной организации. Также вслед за Аристотелем, Фома Аквинский рассматривал сенсуализм как главный путь познания. Писал, что для ощущения необходимо тело, органы восприятия. Разум, хотя и не пользуется непосредственно органами чувств, не может нормально работать без их данных. Поэтому телесное расстройство неизбежно ведет и к расстройству умственному. Образы окружающего связаны с внешним миром, а осознаются, актуализируются в качестве собственных при помощи специальной операции сознания – интенции – направленности сознания и воли на какой-либо предмет. В 19 веке интенции лягут в основу концепции Ф. Брентано. Фома Аквинский примирял и позиции номинализма и реализма, говоря, что универсалии есть и в вещах (как проявление общего) и до низ – в уме у Бога, и после них – в разуме человека. Хотя концепция Фомы Аквинского была широко распространена, к к 13 в, недостатки схоластики стали настолько очевидны, что ее стали рассматривать как тормоз на пути дальнейшего развития науки. Роджер Бэкон (1214-1292) Схоластическим методам противопоставлял науки, которые приносят людям непосредственную пользу в отличие от бесплодных рассуждений. Подчеркивал, что наиболее опасны не ошибки, а невежество, погружающее мир во мрак, прогнать который может только знание. Выступал за развитие объективного знания, доказывал, что опыт, эксперимент и математика должны быть положены в основу всех наук. Ощущения являются ведущим психическим процессом, материалом из которого рождается знание, а потому, схоластические рассуждения не развивают интеллект. У него: «Знание – сила». Дунс Скот (1270-1308) Материальная основа психики объединяет людей в общую группу т.к. материя это и есть то общее, что существует в вещах, в природе. Отличия же объектам придает форма: форма человеческого тела выделяет его из окружающего мира. Следовательно, познание должно быть направлено на познание индивидуального, конкретного в каждой вещи. Такое знание основывается на чувственном опыте, а познавательный процесс – активный. Душа определяет предмет собственной деятельностью. Разум продолжая процесс постижения окружающего, обобщает эти данные и связывает их в понятия. Считал, что бытие совпадает с сущностью, и все понятия душа черпает из своего активного взаимодействия с внешним миром, т.к. постигая бытие предметов, мы постигаем и их сущность. Все отличающиеся друг от друга предметы отличаются совей сущностью. Скот ввел в психологию положение об активном характере ощущений и их связи с деятельностью. У. Оккам (1285-1349) Продолжил изучение соотношения общего и частного в предметах. Развивая идеи номинализма, утверждал, что в основе понятий лежат знаки вещей, т.е. общее – это знак многих объектов, в реальности его не существует. Понятие – результат абстракции, причем эта логическая операция происходит на основании сходства между предметами. Оккам писал о существовании понятий разного уровня – одни – знаки вещей, другие – знаки понятий т.е. знаки знаков. Следовательно, знание: наглядное и отвлеченное. «Бритва Оккама»: «Сущностей не следует умножать без необходимости». Т.е. если в какой-нибудь науке все может быть истолковано без допущения той или иной гипотетической сущности, тои нет никакой нужды ее допускать. Этот афоризм оказал влияние на развитие логики и рассуждения ученых в Средневековье и Новое время. Исходя из него душа, как недоказуемая и не постигаемая разумом сущность должна быть исключена из научного рассмотрения и отдана чистому богословию. Т.о. в Средние века знания о психике обогатились методами экспериментального исследования и регуляции эмоциональных состояний. Но полученные данные требовали осмысления в новых категориях, без схоластики и веры. |