МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Развитие европейской психологии в 4-11 веках





Августин Аврелий (354-430) или Августин Блаженный.

Его идеи – переход от античной традиции к средневековому христианскому мировоззрению.

Душа – орудие, которое правит телом, а ее основу образует воля, а не разум. Основоположник волюнтаризма (лат. Voluntas – воля). Индивидуальная воля зависит от божественной и действует в двух направлениях: управляет движением души и обращает ее к себе самой. Все изменения происходящие с телом становятся психическими благодаря волевой активности субъекта. Из отпечатков, которые сохраняют органы чувств, воля создает воспоминание. Все знания не приобретаются, а извлекаются из души благодаря воле. Основание истинности этого знания – внутренний опыт, самосознание. Как бы ни было сильно сомнение, не приходится сомневаться в том, что мы живем, двигаемся, существуем. Даже сомневающийся обладает истиной, в которой он не сомневается и для ее обретения нет необходимости выходить за пределы души. Т.е. идея о внутреннем опыте, отличном от внешнего, но обладающем высшей истинностью, предполагалось, что истинность даруется Богом (теология). Воля – источник активности – подарок Бога. Без помощи Бога человек не может прийти к нравственности и высшему счастью. После Адама и Евы, человек должен ограничивать собственную свободу, направляя волевую активность на постижение веры. Вера стоит выше разума, но оценку ее содержания дает разум. Т.е человек сначала решает что-либо узнать, потом приступает к исследованию. При этом главные ответы дает исследование себя.

Понятие врожденный активности души как основе развития души. Эта активность – основа воли. Генезис психики не зависит от внешнего воздействия и направляется собственной, врожденной активностью, устремленной на развитие. Нельзя жестко управлять ребенком. Волевая активность направляется только Богом, это управление производится при помощи самосознания т.е. осознания человеком своих возможностей и стремлений. Такой путь был описан Августином в его «Исповеди». В ней впервые говорилось о познавательной активности души, не зависимой от тела, но использующей его в качестве орудия, доказывалась непогрешимость внутреннего опыта.

Иоанн Скот Эриугена (810-877)

Трактат «О божественном предопределении»: доказывал, что знание добытое человеком, наука, являются не менее важным авторитетом, чем божественное откровение. Трактат был осужден церковными соборами.

У него общее предшествует единичному. Т.к. общее предшествует вещам, то, оно содержит в себе их сущность, предназначение. Общее – это душа Платона или общее понятие в языке.

Человек как особый мир в своем становлении проходит те же стадии, что и мир большой. Три ступени в развитии человека связывает с этапами развития познания – разум, рассудок, внутреннее чувство.

Пьер Абеляр (1079-1142)

Учился и преподавал в Парижском университете, далее стал аббатом, соединив в своей теории концептуализма достижения и ограниченность как светской, так и религиозной мысли. Труды «История моих бедствий», «Да и нет».

Изучал значение слова, указал, что в слове необходимо различать его физическую сущность (звук) и значение, которое в отличие от звука не пропадает, а сохраняется в мыслях людей. Это значение – концепт слова – сущность предмета и существовало до него в божественном уме как образец для реальности.

Концепция развития нравственности и самопознания человека. Критерий нравственности – это согласие с собственной совестью. Этот критерий субъективен, потому внешней оценки действий человека быть не может, и она не важнее, чем его оценка самого себя. Его позиция сходна с взглядами Эпикура и Лукреция, которые отстаивали субъективный, личностный критерий нравственности. Но Абеляр считал совесть божественным даром, а ее содержание несущественно отличающимся от библейских заповедей.

Арабская психология

С 8 по 12 в. большое количество психологических исследований проводилось на Востоке, куда переместились основные психологические и философские школы из Греции и Рима. В то время в халифате, которые распространился от Средней Азии до Испании были разрешены не только отличные от ислама религиозно-философские воззрения, не запрещалось и проведение естественно-научных исследований, изучение работы органов чувств и мозга. Арабские ученые основывались не только на философских концепциях о душе, но и на данных естественных наук, медицины.

Ибн аль-Хайсам (Альгазен) (965-1039)

Сделал ряд важных открытий в области психофизиологии восприятия. Его подход к органам восприятия (зрительной системе) определялся первой в истории психологии попыткой трактовать их функции исходя из законов оптики. Эти законы доступны опыту и математическому анализу. За основу зрительного восприятия Ибн аль-Хайсам принял построение в глазу по законам оптики образа внешнего объекта. Доказывал, что этот процесс определяется внешними, физическими причинами, в дальнейшем к прямым оптическим эффектам присоединяются бессознательно дополнительные психические акты, благодаря которым возникает восприятие формы окружающих предметов, их величины, объема и т.д.

Он экспериментально изучил бинокулярное зрение, смешение цветов и наблюдаемые при этом эффекты, явление контраста и др. Доказывал, что для полноценного восприятия объектов необходимо движение глаз – перемещение зрительных осей. Благодаря этому организм автоматически производит операции, которые представляют своего рода суждения о местонахождении воспринимаемых вещей, их отдаленности от человека, соотношении меду собой. В том случае, ели воздействие предметов было кратковременным, глаз успевает правильно воспринять только уже знакомые человеку объекты, оставившие следы в нервной системе. Если следы былых впечатлений еще не накопились, то законов оптики недостаточно чтобы объяснить, как возникают впечатления об окружающем мире. Эти законы надо объединить с законами, по которым работает нервная система.

Ибн Сина (Авиценна, 980-1037)

Его учение сложилось в эпоху социально-экономического расцвета халифата, империи от Индии до Пиренеев, сложившейся благодаря арабским завоеваниям. Культура впитала в себя достижения многих народов, эллинов, индусов, китайцев.

Ибн Сина был энциклопедистом, творил в медицине, психологии и др. областях.

Он разработал теорию двух истин, которая имела огромное значение для развития многих наук в средневековый период. В психологии помогла вывести предмет ее изучения из общего предмета богословия, что позволяло вести собственные исследования не зависимые от религиозных постулатов и схоластики. В теории доказывалось, что существуют две независимые истины – вера и знание (как параллельные прямые). Знание, не входя в соприкосновение и противоречие с религией, имеет право на собственную область исследований и на собственные методы изучения человека. Складывалось два учения о душе – религиозно-философское и естественно-научное.

Изучая процесс познания Ибн Сина говорил, что в каждой вещи есть всеобщее, которое роднить ее с другими предметами данного класса, а также отличное от других, единичное – то, что характеризует именно эту вещь. Такие разные свойств есть во всех окружающих предметах, и в человеке, и они являются предметом исследования разных наук. Поэтому медицина и психология имеют особый предмет. Философия исследует множественное в каждой вещи, а медицина и психология – конкретное, единичное.

Обобщенные знания о поведении живых существ и их проявлений были изложены в «Каноне врачебной науки». Был очень популярен и затмил труды Гиппократа и Галена.

Считал, что психические явления зависят от физиологических – чувствительность организма, его способность реагировать на внешние раздражения, его эмоциональные состояния. Познание функций души было направлено на познание материального, органического тела, доступного чувственному наблюдению, воздействию лекарственных и хирургических средств и т.д.

Используя факты из практического изучения простейших реакций организма можно объяснить и такое сложное явление как воображение, когда человека воссоздает и даже изменяет в своей душе воспринятые прежде образы вещей.

Ибн Сина был одним из первых исследователей в области возрастной психофизиологии, изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. Важное значение придавал воспитанию т.к. с его помощью осуществляется воздействие психики на организм. Психика будучи активной силой, способна физиологические свойства этого организма изменять в определенном направлении. Особое место – аффектам. Взрослые формируют натуру ребенка вызывая те или иные аффекты.

Важная идея – способность регулировать внутренние психические состояния человека путем воздействия на его внешнее поведение.

Ибн Сина в ряде случаев выступал как психотерапевт, так излечил юношу, который погибал от истощения из-за нежелания принимать пищу. При лечении использовался прием – ассоциативный эксперимент. По изменению пульса этого юноши Ибн Сина, называя различные объекты, установил, какие именно из них вызывают у него аффект, препятствующий приему пищи.

Ему также приписывают опыт изучения экспериментального невроза.Двум баранам давали одинаковую пищу. Но один питался в нормальных условиях, а около второго стоял на привязи волк. Страх влиял на пищевое поведение этого барана. Он хотя и ел, но быстро худел и погиб. Это эксперимент говорит об открытии роли сшибок, противоположных эмоциональных установок, в возникновении глубоких соматических сдвигов. Это зачатки экспериментальной психофизиологии эмоциональных состояний.

Ибн Рушд (Аверроэс, 1126-1198)

Жил в Испании и Марокко, где занимал должность судьи и придворного врача. Его труды представляли собой оригинальный комментарий к сочинениям Аристотеля, но приобрели самостоятельное значение, повлияв на науку средневековья.

Религия – верование, содержащее в иносказательной форме философскую истину.

Доказывал, что необходимо изучать неразрывные связи между функциями организма и теми ощущениями, чувствами, мыслями, которые человека испытывает в качестве процессов, присущих его душе. Будучи врачом он изучал устройство человеческого тела и его органов чувств, показав зависимость восприятия окружающего мира от свойств нервной системы.

Вместе с распадом тела индивидуальная душа человека тоже уничтожается. Но универсальный для всех людей разум сохраняется после распада тела и это свидетельствует о богоподобии человека. Мир вечен и движется по законам которые можно объяснить. Возможно опытное исследование природы вещей (и души) и каждый обладает способностями к такому познанию. Не отрицая индивидуальные способности, ограничивающие возможности каждого отдельного человека, подчеркивал, что возможности человека в постижении истины неограниченны и важно научить людей правильно мыслить. Т.к. способность к мышлению является потенциальной, для актуализации необходимы определенные условия – познавательная мотивация, внешние впечатления, хорошие учителя. Общая способность к мышлению, врожденная и есть у каждого. Бессмертный разум отделяется от смертной души.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.