ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЭЗИИ И ПРОЗЫ ТРИДЦАТЫХ ГОДОВ Вторая четверть 19 века — период переходный, особенно тридцатые годы. Наступает, с одной стороны, время усиления реалистических тенденций, в частности, в творчестве Пушкина, с другой стороны — это время наступления прозы жизни и прозы в литературе, а реализм развивает прежде всего прозаическую форму литературного произведения, реализм тяготеет к прозаическим, а не поэтическим формам. Связано с общей прозаизацией жизни, усреднением аудитории. Сказывается политика Николая Павловича, которого воспитывали не как царя, а как военного. Эта излишне военная закваска ему часто мешала в широте взгляда на проблемы страны в целом. Не было такой серьезной гуманитарной подготовки, как у Александра первого, например. Ну, при нем первая железная дорога построена — Петербург-Царское Село. С одной стороны — технический прогресс, с другой — прозаизация жизни, когда все поглощает интерес денежный и промышленный. Символичным является построение войск во время восстания. Восставшие построили свои войска в форме каре, а Николай выстроил свои по прямой линии. Эта прямая линия очень символична для Николая I, он очень прямолинейный, и правление его было прямолинейно. Это — холодное царствование, «Зима дохнула на Россию», писал Тютчев, который начал творчество пораньше, чем вторая половина 19 века, начал свои опыты он попозже Пушкина и формировался в Пушкинскую эпоху. Так или иначе, он очень точно определил холодное царствование Николая по сравнению с теплым — Александра. Вся эта атмосфера сказывается на усиление прозаического в литературе, ик ак противостояние этому — новый всплеск романтизма в тридцатые — самое начало сороковых годов. Преодоление прозаизации требовало некого броска в другую сторону. Академик Овсянников-Куликовский писал по этому поводу: «Романтизм в сущности и есть один их сильных идеалистических порывов к бесконечности, которыми в разные эпохи человечества сменяются развившиеся до крайности скептицизм, материализм, холодная рассудочность, духовное безразличие». Но, конечно же, романтизм имеет некие опасности. Вообще все в мире не имеет однозначно положительного или отрицательного значение. Романтизм такого рода, который уводит от материальных проблем, от прозы жизни, конечно, опасен тем, что стремится отвлечь от серьезных общественных проблем. Уход от общественного в идеала как некий эскапизм, уход в идеальность. В общем в романтизме тридцатых-начала сороковых годов можно выделить две основные тенденции. При этом продолжают развиваться элегическое и гражданское течение, но появляется некая иная акцентировка. С одной стороны, мы должны выделить высокий романтизм (внутри него есть элегическое и гражданско-героическое), который стремится выразить некие высокие идеи, показать героя, близкого автору, как сильную личность, с особо богатым внутренним миром, страстями и противоречиями, находящегося в конфликте с окружающим миром. Другая большая линия, направление — это вульгарный романтизм, иногда надутый, эпигонский, неистовый. Повторяет тем, образов, символики и так далее. Второй очень важный момент — очень явное нарушение грани вкуса (о чем и говорит слово вульгарный), пошлость, начинается дисгармоничное искусство. Как правило, это очень броские произведение, яркие рифмы, иногда рифмы ради рифм, а не ради смысла. Такие стихи вульгарного толка гораздо легче воспринимаются широкой аудиторией, потому что, естественно, толпа, о которой еще Пушкин писал в «Поэт и толпа», воспринимает все самое яркое. Именно вульгарный романтизм пользовался наибольшим спросом. Но массовое для нас — это миллионные тиражи, а тогда это было — 5-6 тысяч экземпляров, это был высший пилотаж. Пальма первенства тиражей в то время переходит от Пушкина к Бенедиктову. Очень интересно то, как он себя позиционирует: «Ремесленник во славу красоты». В те времена слова ремесленник по отношению к культуру имело негативную коннотацию. Для Пушкина или Лермонтова это было неприемлемо. Но слоава его была огромна, в середине тридцатых годов вышел его сборник, потребовал переиздания и вообще был бестселлером, в общем. Сперва его приняли все — и Вяземский, и Тургенев, и все, короче. Когда Бенедиктов стал масслвым, все смеялись, конечно. В 35 году Пушкин прочитал его книгу и остался холоден. Сказал только, что рифмы удивительные. Да, Бенедиктов был экспериментатором, и не только в плане рифм, но и в плане формы. Бенедиктова ценили поэты конца 19 — начала 20 века, в частности, Игорь Северянин, который тоже увлекался экспериментами со словом. Белинский его очень плохо оценил, только пару стихотворений выделил по красоте звучания. Любопытно, что влиятельность Белинского была велика, и когда он написал разгромную про Бенедиктова статью, то слава того очень быстро закатилась. Звезда, быстро вошедшая и быстро упавшая. Два крупнейших поэта 30-начала 40 годов, принадлежавшие к гражданскому романтизму — Александр ОдОевский и Александр Полежаев. Это младшие из декабристов. Одоевский стал писать и печататься уже после декабристского восстания, поэтому мы его и относим ко второй четверти 19 века, но по дате рождения он принадлежит к поколению Александровской эпохи. Самымм сильными можно считать два его стихотворения, первое - «Ответ Пушкину на послание в Сибирь», ответил от той части декабристов, которые не изменили своим идеалам после суда и жестокого наказания. Пушкин призывал их надеяться, что их скорбный труд не пропадет, из искры возгорится пламя (Ленин взял эту строчку про искру как эпиграф к газете «Искра»). Второе стихотворение Одоевское - «Стихотворение при известии о польской революции». Там он оценивает этос обытие не с точки зрения государства и империи, а с точки зрения поддержки польских братьев в их борьбе с самодержавием. Не против русских как нации, а «спасенье русскому народу». Надо знать три знаковых события, связанных с первой половиной 19 века, которые очень серьезно повлияли на мироощущение современников и предопределили ход истории. Это: война 1812 года, декабристское восстание 14 декабря 1825 года, польское восстание 1830-1831 годов. Полежаев принадлежит к одному из самых древних родов — Рюриковичей. Был незаконнорожденным сыном. Вел разгульный образ жизни, неправильно вел себя, и тем не менее был очень сильным поэтом. «Песнь погибающего пловца» написано нервным хореем, а обычно тогда писали четырехстопным ямбом. «Одинок как челнок» - начало соревнования, вот такой хорей. Говорит, не боится волны — но море не символ свободы, а символ трагедии, гибели. Поэма «Сашка» - пародируется сюжет Онегина. Тут стоит говорит о его отношении к властям, говорит, что проститутошные ничем не хуже, чем чиновничьи заведения. Критика петербурга как всеобщего борделя. Это ему, конечно, припомнили, и кара его настигла — отправили в солдаты. В Николаевской армии это было еще тяжелее, тем более с таким свободолюбивым характером. Погиб рано, в 1838 году. При подготовке к экзамену надо смотреть биографии по словарю русских писателей, о котором в начале лекций говорили. Но он не закончен, так что можно посмотреть еще по двухтомному какому-то словарю писателей. Алексей Кольцов — очень самобытная фигура. Фактически, это проявление тенденции к демократизации русской культуры. И сам он, и его герои — выходцы из разночинцев или крестьян. То есть в центре внимание не дворяне. Новый главный герой — земледелец, селянин. Стихотворение «КосАрь» (именно так ударение), «Пахарь». Жанр русской песни, Дельвиг в нем ярко писал, почувствовал потенциал и красоту этого жанра. Но Кольцов тут имел преимущество, потому что смотрел глазами человека из деревни, а не помещика. Написал некролог про Пушкина: «Пушкин умер. Прострелено солнце». Передал красоту крестьянского труда, а не только горести. Сороковые годы в русской литературе, уже после смерти Кольцова и Лермонтова — это тяжелый период для поэзии, иногда даже пишут, что это был упадок. Эстетический уровень поэзии падает, поэзия становится риторической, возвышается проза. Но крупные поэты, как Хомяокв, продолжают свою деятельность, и рождаются новые — дебютирует Некрасов. Но о нем мы особо не будем говорить, отдельно его изучим. Конец тридцатых — сороковые годы характеризуется как период возросшей идейной борьбы, борьбы двух литературно-общественных направлений. Это славянофильство и западничество. Это предопределило развитие России на многие десятилетия вперед, сегодня такая борьба тоже есть. Общую характеристику надо посмотреть по учебнику. Эволюция поэзии сороковых годов не могла не воспринять эту новую реальность, когла идейная борьба активизируется. Поэтому поэзия идеологизируется достаточно сильно. Это видно на примере творчества Хомякова. Он 1804 года рождения, так что он поколение Пушкина, сформировался в кружке любомудров, председателем которого был ВеневИтинов. Хомяков, как и Веневитинов, поэт мысли, то есть философ. Яркой звездой на поэтическом небосклоне он становится позднее, после смерти Веневитинова, Пушкина, Лермонтова. В 1844 году выходит его первый сборник с явно заявленной славянофильской позиции. Кроме идеи славянского единства, Руси как центра славянского мира, которому задано свыше быть объединительницей и предводительницей славян, важна была история России. Россия воспринимается в свете неприятия европеизации России, и естественно происходит идеализация допетровской России. Типа деятели реформировали все «под Запад», не учитывая специфику России. Были некие сближения между правыми славянофилами и сторонниками теории официальной народности, онив се говорили, что русская государственность должна опираться на истинную православную веру (а не на католицизм и так далее), неприятие всего христианства, которое развивается на Западе. Второй момент — что русская государственность должна быть связана с самодержавием, и иного пути не может быть. Эта промонархическая линия была абсолютной для обоих. Но, конечно, славянофилы не восстают против монархии, но восстают против современного воплощения российского самодержавия и серьезно страдали от властей. Идеализируют святую Русь как некую допетровскую Русь. Создают некие утопические картины в некоторых публицистических работах. Стихотворение, написанное Хомяков во время начала Крымской войны (окончившейся трагично — потерей Крыма, из-за этого заболел и умер Николай I), о Руси говорит: «Недостойная избранья, ты избрана... молись... встань на путь покаянья». Россия должна Стихотворение «Послание России» тоже симптоматичное для славянофилов размышление н ео конкретных личностях, а о месте России в мире. Алексей Николаевич Плещеев родился в 1825 году, так что принадлежит к другому поколению. Это поэт, который моложе не только Хомякова, но и Лермонтова. Это самое крупное поэтическое дарование среди так называемых Петрашевцев — одно из ответвлений западничества. Достоевский и Салтыков-Щедрин относились к ним. Эта группа протестовала в сороковые годы против современной России. С точки зрения необходимости буржуазно-демократических реформ, за это они поплатились. Достоевского приговорили к смертной казни, заменили каторгой. Нам сейчас интересны два стихотворения Плещеева. Одно - «Возьми барабан и не бойся». Это перевод из Гейне о юном барабанщике, который идет впереди войска. Начата такая традиция во время французской революции. И во время Наполеоновских войн. Тут звучат декабристские ноты. Возьми барабан и не бойся — это для поэтов. Второе стихотворение - «Вперед без страха и сомненья», его называли русской Марсельезой. Каролина Яниш Павлова (Яниш — фамилия до замужества, Павлов — после замужества) — крупная поэтическая звезда. Это тоже к вопросу о расширении писательской группы. Не только люди из народа стали проникать в литературу, но и женщину. До этого в России тоже были поэтессы. Появляются две новые фигуры, первая — это Яниш Павлова. А ей противостоит Евдокия РастопчинА, напоминает противостояние Ахматовой и Цветаевой. «Женскую поэзию» часто именуют «мотыльковой поэзией», якобы женщины только о поверхностных и личных вещах пишут. Но с другой стороны, в отличие от этого стереотипа Каролина Павлова писала на очень серьезные темы, интересные и для нас. Например, «Разговор в Трианоне». В 1848 году оно было запрещено цензурой и было опубликовано Герценом в Лондоне в сборнике «Русская потаенная литература». Это тоже говорит о значимости этого стихотворения. Оно построено как спор двух исторических фигур. Смысл спора — что является движущей силой истории, кто определяет вектор развития страны. Позиция автора не является доминирующей. Разговор — открытая дискуссия, не требующая от автора согласия с той или иной точкой зрения, предлагает читателю присоединиться. Подумать, чья точка зрения ближе. Стихотворение — размышление о революциях 47-48 годов, в том числе буржуазно-демократической во Франции. Ноября 2012 В период тридцатых годов происходит смена лидера с Пушкина на Лермонтова. В сороковые годы усиливаются настроение идейной борьбы между западниками и славянофилами, но общее пространство сохраняется. Больше противоречий в истории русской прозы. Общим моментом является прозаизация жизни и литературы, проза набирает силу. Причем ведущим жанром, как говорил Белинский "формой времени", является повесть или цикл повестей. Повести Белкина Пушкина, например. Есть несколько тенденций, по которым развивается этот жанр. Прежде всего, жанровая модель повестей Белкина - модель так называемой нравоописательной повести. Но у Пушкина конечно же нельзя говорить о чистоте жанра, потому что любой великий писатель выходит за рамки какого-то одного направления. Так или иначе, тяготел он к нравоописательной повести. Среди таких повестей есть светские - по социальной принадлежности героев, то есть герои принадлежат к высшим кругам дворянства, обычно в столицах, но может быть в провинции и на Кавказе. Как у Лермонтова в Княжне Мэри. Кавказская привязка важна для русской повести, потому что шла война за присоединение и удержание Кавказа к российской империи, и там было широко представлено офицерство и элитарная часть армии вообще. Кавказская повесть - ее тоже можно выделить как некий подтип повестей. Такой жанр был чрезвычайно популярен, писатель мог проявить умение описывать войну и любовь на фоне войны, все очень романтично, как и все в то время (еще романтизм был на пике популярности), кавказские пейзажи - все находило чрезвычайный спрос. Самые массовые - нравоописательные повести причем с кавказским колоритом. Широкие массы тяготеют к прозе, а не поэзии, повести можно пересказать своими словами. Был к этому интерес, и литература на него отвечала. Вторая тенденция, почему развивалась проза - проза давала поле для развития мысли прежде всего. В поэзии можно ограничиться красотой звучания, она не должна быть слишком умна. Интеллектуальная часть аудитории тоже росла, кстати. Духовная элита конечно испытывала потребность в высокой философской прозе. Ответом на эту потребность становится философская повесть - особый жанр, начавший бурно развиваться в тридцатые годы. Владимир Федорович Одоевский - двоюродный брат Алексея Ивановича Одоевского. Первый Одоевский вместе с кем-то еще руководил кружком любомудрия. Он ориентировался на наиболее интеллектуальную аудиторию, при чем был востребованным писателем и ставил перед собой просветительские цели, пытался поднять уровень аудитории, писал сказки для взрослых. Повесть "Сильфида" (что это? Узнать!). В Сильфиде он создает фантастическую философскую повесть, главная идея которой - напомнить аудитории, что есть ценности, гораздо более значимее принятых в обывательской среде,например, семейного счастья. Такое счастье неспособно быть вопреки духовной жизни участников семьи, и если один из семьи недоволен своей духовной жизнью - это катастрофа. Сильфида - трагедия человека с серьезными духовными запросами, которому помешали их удовлетворить. Вообще Одоевский тяготел к мистическим эзотерическим учениям, и показывает таким своего героя. Герой, конечно, не столь возвышен как автор. Между ними есть дистанция, что придает всей повести иронический флер. Вторая повесть Одоева - "княжна Мими". Название из Грибоедова, эпиграф тоже. Показывает нравоучительную картину светского общества тридцатых годов с острой любовной интригой. Но надо иметь ввиду, что Одоевский тут конечно же с большой долей сарказма говорит о старых девах, но это не просто неприятие светских сплетниц старых дев, которые в обиде на судьбу расправляются с окружающими их счастливыми дамами. Тут есть большее. Здесь есть анализ самого явления сплетни, как оно рождается и как проявляется. Отсюда и отсылка к Горю от ума. Сплетни - не просто безнравственно, это опасность для общества. Повесть Павлова, выпущенная в знаковом тридцать пятом году, "сборник три повести". Интересует прежде всего повесть "Именины". Тут расширяется социальный пласт героев, на роль главного героя выходит крепостной. Не путать крепостных и крепостников. Герой - представитель крепостной интеллигенции, он талантливый музыкант, родившийся в низах общества. Произведение строится на любовной интриге. Главное в повести - Павлов открывает мир духовного богатства крепостных, пусть и интеллигентных. Социальная линия не акцентируется, акцентируется сочувствие и интерес к личности из этой среды. Сам Павлов - выходец из крепостных, он получил вольную в детстве, рос и получал образование он как вольноотпущенный, но о корнях своих он помнил. Еще одна тенденция - к расширению художественного полотна. Повесть - средний по размеру жанр, а роман - это самый большой. Повесть как средний жанр был наиболее востребован, но многие писатели понимали, что этого недостаточно чтобы показать реальность, нужно более крупное пространство. Черты романа имела Капитанская дочка 36 года - Пушкин почувствовал эту тенденцию. На сцене появляется новый автор, писатель, умеющий справляться с большими формами на исторической базе, это ЛажЕчников, русский Вальтер Скотт. Еще Загоскин - его роман присвоил Хлестаков себе в Ревизоре и сказал, что есть два Загоскина. Лажечников - автор "юрия Милославского или русский в двенадцатом году". Крупный роман еще "ледяной дом" - про бироновщину, при Анне Иоановне. Противостояние Волынского и Бирона как приближенных императрице, иногда Лажечников переходил там грань допустимого. Загоскин еще более тяготел к русскому национализму, так что мы их не проходим, более качественен роман Лажечникова Ледяной дом. Пушкин прочитал этот роман и написал ему письмо, где критиковал его за две вещи: не совсем справедливое описание Тредиаковского и что все грехи жестокой эпохи Лажечников объяснял господством немецкой партии, типа именно Бирон насаждал такие принципы поведения. Не надо было все грехи история и нравы общества того времени связывать именно с немецким происхождением героя. Это была вина всей нации, всего народа, а не Бирона. Это хороший урок для нас, нельзя все проблемы России связывать с вмешательством евреев и кавказцев. Вместе с тем это роман любовный. Таким образом развивается русская литература, и основными жанрами становится повесть, причем бывают повести, объединенные в циклы. Циклизация и появление исторического романа - главные черты развития. Исторические романы - Капитанская дочка и Ледяной дом. ЛИРИКА ЛЕРМОНТОВА Урааа! Годы жизни - 1814-1841. Очень короткой жизни сопутствовали большой труд и удача. Начало творческого пути - 1828 год, это первое стихотворение Лермонтова, дошедшее до нас. Можно выделить два больших периода творчества, водоразделом которых является смерть Пушкина. до смети Пушкина Лермонтов почти не печатается, так, пару стихотворений. Но три четверти его наследия относится к первому периоду. Лермонтов был требовательным к себе максималистов и не печатал свои произведения особенно при живом-то Пушкине, не желал он вступать в соревнование с учителем и гением. Первая поэма - Кавказский пленник, Лермонтов мог конечно придумать свое название, но предпочел скопировать мастера. Учится в МУ, потом его оттуда забрала бабушка в 32 году после скандала, до 34 учился в закрытом учебном заведении. Лучшая из драм, Маскарад, появляется в 35. Когда погибает Пушкин в 37, он пишет знаменитый реквием "на смерть поэта", который делает его в одну ночь знаменитым, распространялся в списках, превзошел все возможные тиражи, это стихотворение передавали из уст в уста. Лермонтов напрямую обвиняет деятелей власти, они этого потерпеть. Могли, но вмешались высокопоставленные родственники и Жуковский. И лермонтов всего лишь был переведен в действующую армию. А многие туда рвались, чтобы получить чины, там это делалось быстрее, и Лермонтов в общем попал на Кавказ, на войну. 37-41 годы. Печатается в лучшем журнале того времени - "отечественные записки", где его еще продвигал Белинский, причем очень хорошо так продвигал. Лирика Лермонтова - не ограничивает его творчество, он писал еще драмы, трагедии, прозу. Обратить внимание на поэму "демон". Лермонтов разрабатывает понятие личности как философское. Лирика его конечно же характеризуется индивидуализмом, причем без негативных коннотаций. Этот индивидуализм связан с явлением утраты некой определенности и всеобъемлеммости мироощущения. Личность оказывается вне устойчивых константных идеалов, она ищет себя и новое место в мире, сознание распавшейся связи времен и поколений описывает Лермонтов, с этим связан вселенский масштаб отрицания, чего не было у Пушкина. Это отражается в мотиве протеста и внутреннего смятения. Гражданские декабристские мотивы продолжаются у Лермонтова, но сочетаются с внутренним смятением и неуверенности, чего до 14 декабря у декабристов не было. У Лермонтова, особенно молодого, все сложно, колебания и апатия соседствует с настроением протеста и активной деятельности. Жизнь скучна, когда боренья нет - совсем по-декабристски. Но в тоже время он пишет "нет я не байрон" - о разбитых надеждах. А стихотворения написаны чуть ли не одно за другим. То же самое наблюдается и в любовной лирике. Ни у кого из других поэтов в раннем творчестве нет такого трагического надрыва. Кнечно же, субъективно лирическое начало часто находит воплощение в датированной дневниковой записи, связанной не с интимными переживаниями, а с политическими событиями. Лермонтов поддержал польских овстанцев и приветствовал знамя вольности, поднятое в Польше, и такое знамя, поднятое во время очередной революции во Франции. Лермонтов прежде всего развивается как поэт романтик, причем его лирика - классика романтизма, метафоры, тропы вообще, установка на контраст, антитезу, сравнения. Антитетичность мышления, это можно обнаружить уже в "парусе": изображается мятежный и мятущийся герой. А он, мятежный, ищет бури, как будто в буре есть покой. Они ищет несбыточного. Еще один момент - ощущение величия своей личности, это не самомнение, а ответственность, не самолюбование, а ощущение себя равновеликого богу в том числе и в ответственности. В стихотворении "нет я не Байрон" он спрашивает: кто толпе мои расскажет думы? Я или Бог или никто. Это выход на космический уровень к астральным образам. Кого-то выгнали с лекции, Настя подсказывает, что Лебедева. Зрелый Лермонтов конечно переживает достаточно серьезную эволюцию, меняются акценты, но ощущение огромной ответственности поэта перед аудитории. Ноября. М. Ю. Лермонтов (1814-1841 г.г.) Общая периодизация творчества и лирика Прожил короткую жизнь, но оставил огромное творческое наследие. 1828 год – начало творческого пути. 1828-1837 г.г. – первый период творчества, заканчивающийся датой смерти Пушкина. Во время этого периода он не печатается, хотя написал примерно ¾ всех своих произведений. Лермонтов не позволял себе печататься, пока был жив Пушкин – его идеал и учитель. Для всех является хорошим признаком копировать мастеров в юности. Лермонтов не стал исключением. 1828-1832 г.г. – учеба в Московском университете. Потом после скандала бабушка переводит его в Петербург. 1832-1834 г.г. – два страшных года в жизни Лермонтова во время учебы в военной академии. 1835 год – «Маскарад» - лучшая из драм Лермонтова. 1837 год - «На смерть поэта» - реквием на смерть Пушкина. В списках разошелся 10-тысячным тиражом, когда в самом конце реквиема есть прямое обвинение властей в сопричастности в убийстве поэта. При работе над темой «поэт и толпа» Лермонтов переходит от романтизма к реализму, хотя некоторые четы романтизма остаются почти во всех произведениях Лермонтова. 1840 год – «Журналист, читатель и писатель». Среди этой троицы только журналист предстает, как абсолютно отрицательный персонаж, так как пишет ради денег, да и сама журналистика – «грязная» область. «Дума». Скептический взгляд поэта на современное ему поколение. Автор и себя причисляет к этому поколению, но, в то же время, отделяет себя от него. Это произведение уже относится к философской лирике Лермонтова. «Когда волнуется желтеющая нива…». В стихотворении безусловно есть описание пейзажей, но это стихотворение о человеческой душе, поиске гармонии и единения с Богом. Стих представляет из себя лишь одно сложноподчиненное предложение. Патриотические стихотворения: «Бородино» (1837 год) – микроэпос. Герой (дядя) – носитель ролевого сознания. Герой противопоставляется представителям нового поколения («богатыри не Вы»). «Родина». Противопоставление Родины государству. Именно после этого стихотворения береза утвердилась в качестве одного из самых главных символов России. «Валерик». Валерик – название чеченской речки (переводится, как «речка войны»). Лермонтов был участником боя при этой речке. «Выхожу один я на дорогу…» (1841 год) – итоговое стихотворение Лермонтова. Поиск гармонии и ее обретение. Разделено на три части: 1) Гармония на небесах, 2) Дисгармония в душе человека, 3) Описание состояния покоя, обретенное героем (некоторые литературоведы утверждают, что это состояние смерти, но это абсолютно не так, так как это прямо сказано в тексте). Поэмы Лермонтова Все поэмы делятся на исторические («Песнь про купца Калашникова», «Князь Серебряный») и кавказские («Демон», «Мцыри»). Всего при жизни Лермонтова было опубликовано четыре поэмы: «Песнь про купца Калашникова», «Тамбовская казначейша», «Хаджи Абрек» и «Мцыри». Очень хотел Лермонтов опубликовать и «Демона», но всякий раз публикации препятствовала цензура. Лермонтов мастерски стилизует свои поэмы, особенно исторические, особенно «Песнь про купца Калашникова», где хорошо заметно знание автором русского фольклора. Лермонтов выбирает необычный стихотворный размер для этой поэмы – тонический размер, с помощью которого были написаны все народные песни. В поэме происходит скрытый спор Лермонтова с Карамзинской «Историей государства российского» в плане оценки личности Ивана IV. У Карамзина Иван Грозный – деспот, у Лермонтова – тиран, грозный, но справедливый. У поэта Иван IV такой, каким он изображен в народных русских песнях. «Мцыри» переносят нас в современность. Лермонтов обращается к восточным поэмам Байрона, но он развивает эту концепцию, а не копирует её. Герой, выходец с северного Кавказа (ислам), попадает в грузинский монастырь (христианство). Эта обстановка чужда для него. В отличие от Алеко из «Цыган», Мцыри бежит не из Родины на чужбину, а в совершенно обратном направлении. «Демон». Демон жаждет любви. Оппозицию демону создает Тамара (ангельская душа). Душа Тамары все-таки остается у ангела, хотя демону и удается поцеловать ее в храме Божием. Проза начинает играть ведущую роль в 30-е – 40-е годы XIX века. Лермонтов создает большую прозаическую модель романа (прозаический роман) – «Герой нашего времени». Подготовительными этапами при написании лучшего романа в творчестве Лермонтова были «Вадим» и «Княгиня Лиговская». Лермонтов в прозе ориентировался на европейские примеры. Он синтезировал объективный роман Филдинга и субъективный роман Руссо или Стерна (психологизм, внутренний мир героя). Среди современников больше всего на Лермонтова повлияло творчество Констана и Мюссе. 1838-1839 годы – основная работа Лермонтова над «Героем нашего времени». 1840 год – первая редакция «Героя нашего времени». 1841 год – переиздание романа из-за ажиотажа, хотя критика и негативно оценила роман. Критики больше всего корили Лермонтова за то, что тот только показывает «болезни» общества, но не дает никакой «программы лечения». К роману существует два предисловия: 1) в журнале, 2) непосредственно к роману (рассуждение на общелитературные темы: путь автора в литературе, задачи творчества и т.д.). В романе Лермонтов показывает национальный мир, особенности разных национальностей, проживающих на Кавказе. Лермонтов мастерски типизирует роман, т.е. показывает не исключительного человека, а типичного представителя того времени. Роман относится к философско-психологическому типу. Философия – в поиске смысла жизни. У Лермонтова проблемы вечные рассматриваются даже больше, чем проблемы того времени. Онегин замыкается в себе, уезжает от невзгод с заднего двора. Печорин «бешено гоняется за жизнью». Он ощущает свое бессмысленное существование, ищет неприятностей, приключений. Из того же разряда и обезвреживание пьяного казака. Он хочет испытать судьбу, а не спасти людей от опасности. Печорин – «лишний человек», т.к. развился в личность тогда, когда государство давало установку на обезличивание. Максим Максимыч – идеальный персонаж для правления Николая I. Печорин осознает, что в нем борются светлые и темные начала. У него довольно странные представления о морали (отношения к Бэле и т.д.). В «Фаталисте» герой рассуждает о светиле. Роман оформлен как цикл повестей. Некоторые главы романа публиковались отдельными книгами. Декабря 2012 Пишу лекцию не с начала ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ В романе Лермонтова два предисловия. Есть предисловие к журналу, было изнаяально, где говорит о задаче показать героя. Жестокая декларация психологизма романа. В предисловии к роману (второе) рассуждает на общие литературные темы. Как и Пушкин, Лермонтов довольно много рассуждает о собственном пути в литературе. Надо обязательно прочитать. Лермонтов позиционирует себя как писатель, стремящийся к типизации, что характерно для реализма. Типизация - это обобщение и стремление к тому, чтобы показать читателю то, что является типичным. Интерес к своеобразию национальных особенностей - тоже важно для реализма. Лермонтов явно впитал то, что дал ему романтический опыт, и вышел на новые высоты - реалистические. Лермонтов действительно становится во многом первооткрывателем, потому что показывает личность и ее проблему в отношениях с окружающим миром, поэтому роман социально-психологический. Лермонтов делает акценты на философских проблемах, поэтому этот роман философско-психологический. Проблема обсуловленнности характера человека окружающим миром и обстоятельствами, обусловленность поведения человека обстоятельствами, например дуэль Грушницкого. Проблема не просто фатума, а обусловленности обстоятельств, то есть такое более реалистичное понимание проблемы свободы воли. Огромное значение имеет постоянно перебивающее сюжет размышление о смысле жизни. Лермонтов на внутреннем концентрируется куда больше, чем Пушкин, он не пишет много обо всем, как Пушкин. Мы не можем например найти в романе описание рациона дворян на Кавказе, что бывает у Пушкина. В этом плане Лермонтов философ. Вечные проблемы затрагиваются больше, чем проблемы конкретного времени. Владимир Набоков в своих лекциях о Лермонтове пишет, что стоит доверять мнению о том, что Лермонтов пишет о пороках тридцатых годов. Это куда шире. Отличие между онегиным и печориным - Онегин замыкается в себе, уезжаем с заднего двора, когда приезжают гости, это особенность психологии. Чацкий начинает с жаром говорить монологи. У печорина еще вариант - он "бешенно гоняется за жизнью". Идея печорина не героическая во имя спасения других людей в "фаталист". Вообще проблема личности и поиска назначения человека - действительно востребованная, постоянно ставятся экранизации и все такое, потому что потребность в осмыслении этих проблем есть у каждого человека, а для тридцатых эта проблема была особенно актуально. Нельзя не согласиться с Герценом, который написал, что Печорин - лишний человек. Вообще это понятие появляется в 50 году у Тургева в "дневнике лишнего человека". Герцен пишет, что печорин лишний человек, потому что развился в личность, когда господствовала идея безличности. Тогда была теория официальной народности, когда для правительства было важно, чтобы человек ощущал себя винтиком и не должен быть решать вопросы о смысле жизни, должен был делать свое дело и все. В таком смысле идеальным был Максим Максимыч. Типичный служака - причем без всяких негативных коннотаций, человек, который честно делает свое дело и все. Ограничен в духовном мире, хоть и был добрым, нравственным. Коме золотого чердца личности с большой буквы нужен золотой ум, а у него его нет. Неслучайно, что вся проправительственная критика очень жестко обрушилась на Печорина, сказали все, что это некий пигмей запада, а истинно русский человек и каким он должен быть - это конечно Мксим Мксимыч. В печорине борются светлые и темные начала, он живет в системе каких-то превратных ценностей. Но при этом это не просто безнравственный человек, у него есть потребность в этих истинных ценностях и в вере в некое высшее начало. Тут крайне важна повесть фаталист, но она неслучайно поставлена в конце, она венчает повествование, тут есть некий обдуманный ход. Это часть дневника Печорина, ему дается слово. Он идет ночью по улице, видит небесные светила и говорит о том, что вспомнил, что люди верили, что светила принимают участие в жизни людей. И тут появляется двойственность сознания: он иронизирует над этими людьми, но вдруг пишет, что его поколение не способны к великим жертвам, и оказывается, что они жалкие потомки. Прошлое поколение может и смешно, но они - жалкие потомки. Проглядывает потребность в вере. Многогранности позволяет добиться так же множество повествователей. Лермонтов пишет роман, но оформляет его как цикл повестей. Каждая повесть была сперва самостоятельным произведением, и это тоже было чертой времени. На подступах к роману возникает идея циклизация - видим это у Пушкина. Гоголь тоже к этой идее обращается. НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ десять лет разницы между рождением Пушкина и Гоголя, так что Гоголь - ровно следующее поколение. Тем не менее гоголь многое напечатал при жизни Пушкина, а Белинский номинировал гоголя на звание первого поэта России в 1835 году после выхода его двух сборников повестей, а точнее циклов повестей - Миргород и вечера на хуторе близ Диканьки. Гоголь востребован во всем мире, и о нем до сих пор спорят и возвращаются к нему. Ранняя проза Гоголя начинается с 31 года. Гоголь хотел стать чиновником, но стал писателем и написал поэму, которая с треском проваливается. В результате никогда больше к поэзии не обращается, уступив поле другим, например,Пушкину, которому поклонялся. Крах поэтических надежд в эпоху торжества пушкинского поэтического гения. Но гоголь оказывается победителей на поприще прозы. Повести белкина вышли в том же 31 году были не так успешны, а вечера на хуторе вызвали массовый восторг. И массовый, и элитарный читатель приветствовал одного и того же человека. Это было привлекательное чтение, там были острые сюжеты, сказочность, фантастика. Одно лицо выступает в качестве издателя. Как у Пушкина, у гоголя та же игра - у него есть разные рассказчики повестей, но есть и некий собиратель повестей и их ретранслятор. Он не рассказчик всех повестей. Очень специфическая лексика используется, там даже словарь украинизмов есть. Идея гоголя была не просто показать тот мир. Он обращается к Украине с ностальгией, как к миру прекрасного, противопоставляя ее миру холодного бюрократичесаого Петербурга. Хотя Гоголь никогда не был украинофилом. Ощущал Украину как часть великой Россией. Под русским он подразумевал все три нации. Вместе с тем здесь уже есть не только восторженные по отношению к Украине мотивы. Гоголь никогда не писал по-украински - это русский писатель, хоть он и вводит украинизмы, пишет он по-русски. Украина не смогла присвоить себе Гоголя. В вечерах на хуторе времена разные - от древности до современности гоголя. Про современность Гоголь с воодушевлением пишет о ре пошлости. Следующий сборник или цикл - миргород. Туда входит уже не восемь, а четыре повести. Нет собирателя повестей, но есть единый смысл, связанный с городом Миргород. Это название модно интерпретировать в символическом духе. Миргород как идея разрушения города-мира, городской цивилизации, ощущения внутреннего единства. Городская цивилизация наступает и разрушает это патриархальное единение. И тогда эти четыре повести встают в четкую систему. Первая повесть - старосветские помещики, господствует идиллии, добрые милые помещики, любят друг друга и мир, правда тут есть некая гоголевская ирония в фамилии героев - толстогубы, потому что главное занятие их - поедание явств. Но здесь нет раблезианского обжорства, нет еще сатиры. Ирония безусловно есть, но она мягкая и добродушная. Нечто пошловатое просвечивает в этих милых старичках, но это пока приглушенно. Заканчивается архетипно смертью обоих супругов. Любовь становится скорее привычкой, чем духовным единением людей. На финал надо обратить внимание - почему Гоголь не заканчивает смертью обоих, а заканчивает тем, что приезжает наследник и все приходит в полную негодность? Линия разрушения гармонии, разрушения патриархального мира. Дальше все хуже и хуже. Гоголь воспевает это начало во второй повести - Тарасе Бульбы. Тарас Бульба - романтическое начало. Нет там реализма, разве что немного. Типичная историческая романтическая повесть, в которой воспевается борьба за свободу казачества. Тарас убивает одного из своих сыновей - Андрия, только потому, что нарушает законы товарищества, он предает единую сечь ради своей любви. Ее один романтический мотив - для Андрия главное любовь, и чувство превыше всего. Говорит, что родина там, где любовь, а любовь к полячке, значит казаком может изменить. Это как история будущего Павлика Морозова. А здесь отец убивает сына, нарушая семейные узы, несмотря на то, что борется за веру русскую, за что и идут они на поляков. Русское начало - православное, что и отличает нас от других славян и католических славян поляков. Борьба с иноверцами - священна, особенно если они угрожают родине, что оправдывает христианина Тараса в его грехе. Гоголь явно идеализирует казачьий мир, и любимого героя Тараса. На саом деле они наносят превентивный удар по Польше и доходят до Кракова, который никогда не был под Россией. Борьба идет не на территории украины, а на территории Польши. Третья повесть - Совсем уж фантастическая, мистическая и романтическая, "Вий". Для нее характерно фольклорное начало, причем Гоголь перемешивает российское, украинское, немецкое фольклорное начало. Посмотреть сноску к слову Вий. Надо знать, что означает название. Никаких гномов в славянской мифологии не было, это явный привет немецким традициям. Для гоголя важна идея отпадения человека от церкви. Главная идея - трагедия Хомы Брута. Имя очень интересное: подчеркнуто славянское имя Хома и историческая фамилия Брут. Контаминация славянского и римско-католического тут очень любопытна. Он не последователен в своей вере, погибает, потому что любопытство оказывается больше его веры. В третьей повести возникает идея отпадения человека от церкви, распада соборной традиции. Четвертая повесть - повесть о том, как посорились иван иванович с иваном никифоровичем. Слово ссора в название - уже отсылка к распаду патриархального мира. Ссора крайне пошла - повторяются словесные конструкции, они не личности, не индивидуумы. И финал этой повести насыщен иронией и трагической иронией, это смех сквозь слезы. 35 год - именно за этот цикл повестей и с учетом предыдущего Гоголь получает титуль первого поэта России. 1829-1835 - первый период творчества, Петербужский. В 35 году апофеоз. В 1836 году необычайно успешно был поставлен Ревизор, хотя гоголем это было воспринято как провал. После так называемого провала Ревизора и начала трений с Пушкиным, редактором современника, в 1836 году Гоголь уезжает за границу и живет там следующие 12 лет, изредка возвращаясь в Россию. Важная веха - 42 год, когда он приезжает в Россию, чтобы опубликовать первый том мертвых душ. Тогда же выходит третий том его полного собрания сочинений. "Петербургские повести" - угловые скобки означают, что это не название, данное, самим автором. Гоголь назвал их просто повестями. Белинский был в контрах с швыревым. Для самого Гоголя более ценна была критика Швырева. Петербуржские повести выходят в сорок втором году, хотя время работы над ними приходится с начала тридцатых и длятся почти десятилетие. Невский проспект, записки сумасшедшего, портрет, нос, печатались уже. Цикл объявляет интерес к петербуржскому периоду русской истории, к особому ру, который был собран в послепетровские времена в России. Место действительно в основном действительно там. Действующие лица в основном не из высших слоев, это среднее и низшее чиновничество, художники. Здесь два главных характера можно выделить - это прежде всего характер художника и проблема художника и окружающего мира, художника и рыночной экономики, проблема денег, художник и реклама, журналистика, раскрутка творчества, художник и назначение его творчества. Портрет и невский проспект - две повести по этой теме. Второй тип характера - маленький человек, чиновник низкого звания. В записках сумасшедшего - чиновник с амбициями, в шинели - без амбиций, маленький в квадрате. Эти две темы гоголь рассматривает просто образцово ярко, очень вдумчиво и глубоко, причем рисует образы, которые становятся достоянием мировой литературы. |