Тема №6. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы Тема практического (семинарского) занятия №5: та же (2 ч.). Обсуждение вопросов. Вопросы. 1. Цель и задачи логопедической ритмики. 2. Организация, построение, содержание, планирование занятий по коррекционной ритмике для детей с нарушением речи. 3. Средства коррекционной ритмики для детей с нарушением речи. 4. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы по устранению дислалии. 5. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы по устранению ринолалии. 6. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы по устранению дизартрии. 7. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы по устранению расстройств голоса. 8. Логопедическая ритмика в системе работы с детьми, страдающими алалией. 9. Логопедическая ритмика в реабилитационных методиках по восстановлению речи у детей с афазией. Список литературы 1. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. — М., 1985. 2. Шершнева Е. Ф. Музыкально-двигательные занятия с коллективом заикающихся детей младшего возраста // Из опыта логопедической работы. - М., 1955. 3. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: уч.пособие- М.: Академия, 2005. 4. Микляева Н.В. Логопедическая ритмика - особенности логопедической ритмики. Адрес: http://www.medhors.ru/stutter/osoblogoritm.php 5. Бабушкина Р. Логопедическая ритмика. Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. Вопросы к зачету 1. Ритмическая организация различных видов активности человека (двигательной, игровой, речевой, изобразительной, музыкальной). 2. Особенности ритмической способности детей с проблемами в развитии. 3. Объект, предмет, цель, задачи, основные категории коррекционной ритмики. 4. Двигательное нарушение в структуре аномального развития ребенка. 5. Обследование состояния психомоторики лиц с речевыми нарушениями. 6. Характеристика методов обучения и воспитания в коррекционной ритмике. 7. Характеристика средств коррекционной ритмики (виды упражнений). 8. Характеристика средств коррекционной ритмики (методика проведения упражнений). 9. Занятие – основная форма организации музыкально-ритмического воспитания детей дошкольного возраста с проблемами в развитии. 10. Цель и задачи коррекционной ритмики для детей с интеллектуальной недостаточностью. 11. Характеристика раздела «Коррекционная ритмика» в программах воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. 12. Организация, построение, содержание, планирование занятий по коррекционной ритмике для детей с интеллектуальной недостаточностью. 13. Коррекционная направленность занятий по коррекционной ритмике для детей с интеллектуальной недостаточностью. 14. Цель и задачи фонетической ритмики. 15. Характеристика раздела «Фонетическая ритмика» в программах воспитания и обучения дошкольников с нарушением слуха. 16. Организация, построение, содержание, планирование занятий по фонетической ритмике. 17. Коррекционная направленность занятий по фонетической ритмике. 18. Цель и задачи лечебной ритмики. 19. Характеристика раздела «Лечебная ритмика» в программах воспитания и обучения дошкольников с нарушением слуха. 20. Организация, построение, содержание, планирование занятий по лечебной ритмике. 21. Коррекционная направленность занятий по лечебной ритмике. 22. Цель и задачи логопедической ритмики. 23. Средства коррекционной ритмики для детей с нарушением речи. 24. Логоритмические занятия в группе для детей с фонетико-фонематическим нарушением речи. 25. Логоритмические занятия в группе для детей с общим недоразвитием речи (1 уровень). 26. Логоритмические занятия в группе для детей с общим недоразвитием речи (2 уровень). 27. Логоритмические занятия в группе для детей с общим недоразвитием речи (3 уровень). Рекомендуемая литература Основная литература 1. Руднева С, Фиш 3. Ритмика. Музыкальное движение. — М., 1972. 2. Власова Т.М., Пфафенрод А. Н. Фонетическая ритмика. — М., 1996. 3. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. — М., 1985. 4. Кох И. Основы сценического движения. — М., 1970. 5. Руднев А. Пантомима и ее возможности. — М., 1966. 6. Алферова Г.Н., Воронова И.Н., Зарин А. П., Полутина Т. И. Музыка и движение в коррекционно-воспитательной работе в специальных детских садах для детей с нарушениями интеллекта. — СПб., 1994. 7. Басов М. Я. Движение под музыку // Избранные психологические проведения. - М., 1975. 8. Играем и танцуем / Сост. С.И.Бекина, Э.В.Соболева. — М., 1984. 9. Носкова Л. П., Соколова Н.Д., Гаврилушкина О. П. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой. — М., 1993. 10. Озерецкий Н. И. Шкала исследования моторной одаренности по методу профессора Н.И.Озерецкого. — М., 1938. 11. Солнцева Л. И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. — М., 1980. 12. Трофимова Г. В. Развитие движений у дошкольников с нарушением слуха. - М., 1979. 13. Шершнева Е. Ф. Музыкально-двигательные занятия с коллективом заикающихся детей младшего возраста // Из опыта логопедической работы. - М., 1955. 14. Яшунская Г. И. Музыкальное воспитание глухих дошкольников. — М., 1977. Дополнительная литература 5. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: уч.пособие- М.: Академия, 2005. 6. Галкина В.Б. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при коррекции нарушений речи у учащихся начальных классов/ Дефектология.-1999.-№3.-С.37-42. 7. Дудьев В.П. Средства развития моторики рук у детей с нарушениями речи/ Дефектология.-1999.-№4.-С.50-54. 8. Микляева Н.В. Логопедическая ритмика - особенности логопедической ритмики. Адрес: http://www.medhors.ru/stutter/osoblogoritm.php 9. Бабушкина Р. Логопедическая ритмика. Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. 10. Адрес: http://www.ukazka.ru/kniga378340.html 11. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М., 2000. 12. Барышникова, Т. Азбука хореографии. - М., - 2000. 13. Башарина, Н.М. Работаем по программе “Путешествие в прекрасное” /Н.М. Башарина //Начальная школа плюс До и После. - 2004. - №4. 14. Булатова, Е.А. Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности. – Екатеринбург, 2001г. – 145 с. 15. Зацепина, М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. 16. Иванченко, Г.В. Психология восприятия музыки. – М.: Смысл, 2001. 17. Картушина, М.Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников /М.Ю. Картушина //Управление ДОУ. - 2005. - №5. - С. 42-46. 18. Коренева, Т. Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: В 2 ч. – Учеб.-метод. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2001. 19. Костина, Э.П. Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка /Э.П. Костина //Дошкольное воспитание. - 2006. - №11. - с. 37. 20. Костина, Э.П. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста "Камертон". - М., 2004. 21. 11. Нестеренко, Т.В., Тарасова, К.В. Гармония: программа развития музыкальности у детей 7-го года жизни. М.: Центр Гармония, 2004. 22. Школяр, Л.В. Музыкальное образование в школе. – М.: Академия, 2001. 23. http://pages.marsu.ru/iac/educat/dou7/ud.html «Использование вариативных программ и инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников» // Сетевой 24. http://doshkolnik.ru/talk/300/1150680816.html // Сетевой http://www.eduhmao.ru/portal/dt?last=false&provider=HMAOForPrintChannel&type=article&dbid=ARTICLE |