МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

III. Период собственно старости (через несколько лет после выхода на пенсию и до момента серьезного ухудшения здоровья),





когда человек уже освоил новый для себя социальный статус, характеризуется при­мерно следующим:

I. Социальная ситуация:

• Общение в основном с такими же старцами.

• Общение с членами своей семьи, которые либо эксплуатируют свободное время старика, либо просто «опекают» его.

• Некоторые пенсионеры находят для себя новые контакты в общественной деятельности (или даже в продолжающейся профессиональной деятельности).

• Для части пенсионеров меняется значение отношений с другими людьми, например, некоторые авторы отмечают, что

многие ранее близкие для старика связи постепенно «теряют свою прежнюю ин­тимность и становятся более обобщен­ными».

2. Ведущаядеятельность:

• Досуговое увлечение (нередко пенсионеры меняют одно увлечение за другим, что несколько опровергает представление об их «ригидности»: они по-прежнему продолжают искать себя, искать смыслы в разных деятельностях). Главная проблема такого поиска — «несоразмерность» всех этих деятельностей по сравнению с предыдущей («настоящей») работой.

• Стремление всяческими путями подтвердить свое чувство собственного достоинства согласно принципу: «Пока я делаю хоть что-то полезное для окружающих, я существую и требую к себе уважения».

• Для части стариков в этот период (даже когда здоровье еще достаточно хорошее и нет никаких причин «прощаться с жизнью») ведущей деятельностью может стать подготовка к смерти, что выражается в приобщении к религии, в частом хождении на кладбище, в разговорах с близкими о «завещании».

IV. Долгожительство в условиях резкого ухудшения состояния здоровьясущественно отличается от старости без особых проблем со здоровьем. Поэтому есть смысл выде­лить особенности именно такого варианта старости.

1. Социальная ситуация:

Восновном общение с родными иблизкими, а также сврачами и соседями по палате (если старец находится на стационарном лечении).

• Также это соседи по палате в домах престарелых (в основном старцев передают в такие дома, когда за ними нужен особый уход).

К сожалению, во многих домах такой уход фактически хуже, чем в домашних ус­ловиях. Например, даже в такой благопо­лучной стране, как Франция, 8% здоровых стариков умирают в первую неделю поступ­ления в дома престарелых, 29% — в первый месяц, 45% — в первые полгода. Государст­венные дома для престарелых «отличаются плохими санитарными условиями, большой скученностью, жестким режимом, плохо организованным досугом, неквалифициро­ванным обслуживанием. Многие старики просто спиваются» [цит. по (44)].

2. Ведущая деятельность:

• Лечение, стремление хоть как-то бороться с болезнями.

• Стремление осмыслить свою жизнь. Очень часто это стремление приукрасить свою жизнь, человек как бы «цепляется» за все лучшее, что было (и чего не было) в его жизни. В этом состоянии человек хочет оставить после себя что-то хорошее, значимое, достойное и этим как бы доказать себе иокружающим: «Я жил не зря». Или покаяться в чем-то недостойном.

V. Долгожительство при относительно хо­рошем здоровье (примерно после 75—80 лет и старше)может характеризоваться:

1.Социальная ситуация:

• Общение с близкими и родными людьми, которые начинают даже гордиться, что в их семье живет настоящий долгожитель. В какой-то мере эта гордость эгоистична: родные считают, что в их роду хорошая наследственность и что они также долго проживут. В этом смысле долгожитель — символ будущей долгой жизни для других членов семьи.

• У здорового долгожителя могут появиться новые друзья и знакомые.

• Поскольку долгожитель — явление редкое, то пообщаться с таким старцем стремятся самые разные люди, включая представителей средств массовой информации, поэтому круг знакомых у долгожителя может даже несколько расшириться.

2. Ведущая деятельность:

• Она во многом зависит от наклонностей данного человека, но в любом случае это достаточно активная жизнь (иногда даже с излишествами, характерными для здорового зрелого человека). Вероятно, для сохранения здоровья важны не только предписания врача, но и само чувство здоровья (или «чувство жизни») (44).

Представляется необходимым завершить главу, посвященную социальной ситуации в старости описанием исследований О.В.Крас-

новой, председателя Региональной общест­венной организации «Центр Геронтолог», которая рассмотрела эту проблему в прак­тическом аспекте — социально-психологи­ческого улучшения жизни пожилых людей в современных условиях. Автор подчерки­вает, что процесс старения населения в России происходит на фоне резкого изме­нения социальной ситуации пожилых людей, формирования в общественном сознании новых ценностных ориентации и устано­вок. Значительное изменение мировоззре­ния и социального окружения нарушает идентичность пожилых людей, дестабили­зирует их психическое состояние, снижает уровень социально-психологической адап­тации. Картина общества, предстающая пе­ред человеком, не имеет стабильности, не­определенным видится не только будущее, но и прошлое. Это дезорганизует пожилых людей, усиливает у них напряженность, вы­званную неудовлетворительным самочувст­вием в связи с возрастными изменениями в организме и новым, непривычным стату­сом, обусловленным выходом на пенсию. В связи с этим для пожилых людей в усло­виях современной социальной ситуации на­шего общества более важной становится не высокая оценка всей прожитой жизни и цельности своей личности, а внешние по­казатели жизненного благополучия: нали­чие работы, роли в семье, оказание помощи семье.

Присвоение внешней социальной роли пожилых заставляет людей играть эту роль, т.е. считать, что они «прожили достойную

жизнь», что они «достойные» и в то же вре­мя «обездоленные», «ограбленные государ­ством», нуждающиеся в социальной защите люди. Налицо осознанная позитивная со­циальная идентичность пожилых. В то же время, по мнению автора, особенности не­гативной социальной идентичности заклю­чаются в том, что она не осознается боль­шинством пожилых. Они стараются ком­пенсировать ее за счет приписывания себе и своей группе (группе пожилых) положи­тельных индивидуальных и личностных ка­честв, и поэтому в структуре их личности существуют противоречия. При этом есть основания считать, что более молодые лю­ди также оценивают пожилых людей по внешним социальным ролям, т.е. принима­ют образ «обездоленных» государством по­жилых, признают их большой жизненный опыт, уважают и жалеют их, сочувствуют им (27).

На основании проведенного анализа О.В.Краснова делает вывод, что пожилые люди адаптировались к современной соци­альной ситуации путем включения защит­ных механизмов (27). Далее автор подводит некоторые итоги и определяет практичес­кие шаги решения проблемы адаптации по­жилых к новой социальной ситуации. При этом подчеркивается, что современная со­циальная ситуация как фактор адаптации пожилых людей характеризуется зарожде­нием новой конфигурации общества, в ко­тором разрушаются существовавшие осо­бенности социального поведения, система

социальной регуляции, отсутствуют цен-ноетно-ориентационные основы новой ре­гуляции, наблюдается кризис социальных ценностей и идеалов советского общества, в котором выросли и состарились нынеш­ние пожилые люди. Логика развития новой социальной ситуации в стране ведет к пере­оценке и изменению ценностей общества и пожилого человека в нем, переосмыслению жизни пожилыми людьми, что приобретает характер социальной адаптации. При этом социальная адаптация пожилых осущест­вляется за счет включения защитных меха­низмов:

— проявляется высокая степень позитивности личностной и социальной идентичности;

— осуществляется компенсация негативной социальной идентичности пожилых за счет приписывания себе положительных личностных качеств при игнорировании неблагоприятных данных о себе;

— появляется новый феномен — инкорпо- ризация пожилых, т.е. замыкание их интересов на проблемах узкого социального пространства.

Поэтому особое значение приобретает становление и развитие системы социаль­но-психологической поддержки пожилых людей. Общество должно реально взять на себя заботу о них. При этом не требуется, на­пример, перенимать их ценности или пы­таться изменить мировоззрение пожилых людей. Помощь пожилым людям должна быть

оказана на «внешнем» уровне — не только повышение пенсий, но и оказание уваже­ния, внимания, т.е. того, что помогает им чувствовать себя компетентными. Для этого необходима государственная программа обес­печения пожилых социальной и психологи­ческой помощью.

Во-первых, необходимо совершенство­вание информационного обеспечения: сред­ства массовой информации должны форми­ровать образ «позитивной старости».

Во-вторых, создание социальных клубов пожилых людей и геронтопсихологических центров должно помочь в решении проблем, стоящих перед стареющим человеком, снять психологическую напряженность, содейст­вовать выработке самоуважения, уверен­ности в собственных силах (27).

Проблеме психологической помощи по­жилым людям посвящена последняя глава книги. В первой главе сформулирован ос­новной критерий старости как психологи­ческого возраста — изменение социальной ситуации, связанной с отходом от активного участия в жизни общества. Психологически старость — это постепенное отступление, уход из общества. Если человек сохраняет свое место в обществе или изменяет его, но продолжает жить интересами общества, то психологически его возраст можно характе­ризовать как длящуюся зрелость.

ГЛАВА 2

Теории старения и старости

Исследование процесса старения, яв­ляющееся предметом изучения различных медико-биологических, психологических и социологических школ, показывает, что в течение жизни наступает определенный мо­мент, в котором процесс развития, то есть обогащения и усложнения функционирова­ния внутренних органов, а также соответст­вующего обеспечения организма, замедляется, а впоследствии переходит в стадию регрес­са, или инволюции, что получило название старения (28).

Понятия о сущности, причинах и меха­низмах старения со временем менялись. Это связывалось не только с развитием научных знаний, но и изменением особенностей ста­рения в обществе. Росла прежде всего сред­няя продолжительность жизни, последнее определялось изменением условий жизни и социального строя, успехами медицины и другими преимуществами прогресса и ци­вилизации (28).

В настоящее время мы располагаем био­логическими теориями старения и психоло­гическими подходами к определению сущ­ности старости и старения.

2.1. Биологические теории старения

По мнению исследователей в области биологии, старение и смерть являются ба­зовыми, сущностными биологическими свой­ствами, отражающими функционирование и эволюцию всех живых организмов, вклю­чая человека. Биологи исследуют организм, пытаясь измерить природу и предел возраст­ных изменений, понять, чем вызваны эти изменения, как их можно контролировать, корректировать, как можно смягчить пос­ледствия процесса старения. В этой связи биологическая наука располагает рядом тео­рий, непосредственно затрагивающих тема­тику процесса старения человека. Наиболее распространены в научном мире за рубе­жом две из них. Это теории «программиро­ванного старения» и «непрограммированного старения» (24).

2.1.1. «Программированное» старение

Представители теории «программирован­ного» старения исходят из того, что функ­ционирование живого организма запрограм­мировано природой лишь на период его ак­тивной жизнедеятельности, включающей в себя развитие, то есть рост организма, и способность к репродукции. Сторонники этой теории аргументируют свой вывод тем, что в природе всегда действовал и продол­жает действовать закон естественного отбо­ра, и поэтому старые особи в естественных

условиях встречаются крайне редко: прежде чем стать старыми, они либо погибают сами, либо их уничтожают свои же сороди­чи. В живой организм генетически заложена биологическая активность, распространяю­щаяся только на период его так называемой биологической «полезности». Некоторые теории старения, как, например, так назы­ваемые теории «часов», исходят из того, что изменения, связанные со старением, под­контрольны своего рода биологическому датчику, основная функция которого состо­ит в том, чтобы следить за «расписанием» развития биологического организма до тех пор, пока он не достигнет половой зрелости и способности размножения. После выпол­нения программы или в отсутствии таковой расстраивается деятельность гипоталамуса и эндокринной системы, что приводит ор­ганизм к снижению его физиологических функций (24).

27.2 «Непрограммированное» старение

Представители теории «программиро­ванного» старения исходят из положения, согласно которому к процессу старения под­ключены генетические механизмы и только благодаря их действию происходит эволю­ция живой природы. Однако в процессе из­менений, связанных со старением, могут действовать и другие механизмы, не вклю­ченные в генетическую программу, которые оказывают «непрограммированное» воздей­ствие на организм. Такое воздействие мо-

жет происходить в результате случайного повреждения клетки, необычного воздейст­вия на молекулы, которые в свою очередь изменяют структуру клетки, ее функцию и сам процесс метаболизма. Эти необычные изменения могут затронуть и молекулу ДНК, несущую в себе генетическую информацию.

В результате нормальных метаболичес­ких процессов в пределах клеток могут об­разовываться ядовитые побочные продукты типа свободных радикалов. Их вредному воздействию противостоят несколько меха­низмов защиты клеток. Однако свободные радикалы могут повредить мембрану клетки и вызвать сбой в передаче генетической ин­формации ДНК (24).

Обе эти биологические теории старения являются очень общими, слишком широко трактующими причины процессов инволю­ции, происходящих в старости. В рамках этих подходов находит место теория осно­воположника отечественной геронтологии А.А. Богомольца, который связывал старе­ние с дисгармонией физиологических про­цессов организма, и теория И.И.Мечнико­ва, рассматривавшего старение как процесс интоксикации (67).

Биологические теории старения являют­ся наиболее обоснованными и верифици­рованными (в плане психологических ис­следований старости мы будем говорить не о теориях, а лишь о подходах к проблеме). Однако биологические теории не учитыва­ют дифференциации двух аспектов старое-

ти — физиологического и психологическо­о—и роль психологического фактора в удлинении человеческой жизни (55).

2.2. Социально-психологические подходы к старению и старости

Исключительно биологическое или ис­ключительно социальное определение ста­рения — это узкий подход к самому процес­су старения. Дж. Биррен, проанализировав литературу по старению, пришел к следую­щему выводу: биологи обеспечивают опре­деление старения (старости) чаще, чем пси­хологи, а социологи никогда его не дают [цит. по (28)]. При этом и психологи, и биологи используют показатель протяжен­ности жизни как зависимую переменную. Однако первые значительно реже использу­ют ее, чем вторые, а чаще интересуются ас­пектами поведения только некоторых ком­понентов, которые могут быть отнесены к протяженности жизни. По этой причине определения старения, которые чаще пред­лагаются биологами, имеют ограничения для работы в психологии. Шрутц и Биррен предложили рассматривать старение как процесс, состоящий из трех компонентов. Процесс биологического старения, кото­рый ведет к возрастанию уязвимости орга­низма и высокой вероятности смерти, они определили как senescing (от senescence — старение). Наравне с ним происходят изме­нения в социальных ролях, что влечет за собой изменение паттернов поведения и

изменение социального статуса. Этот вид старения определен как eldering (от elder — старые люди, старшие). К этим двум про­цессам можно добавить психологическое старение, называемое geronting (от gerontol­ogy — учение о старости, геронтология). Этот процесс соответствует выбору адапта­ции к процессам старения, принятию реше­ний и стратегий справляться с трудностями (28). Однако еще раньше к такому же выво­ду пришел Б.Г. Ананьев (5): необходимо более многосторонне изучать комплексные критерии возрастной периодизации, вычле­нять в них биологические, психологические и социальные составляющие и устанавли­вать их взаимосвязи. По ходу исследования проблем психического старения отчетливо отмечаются проступающие связи последне­го с социальными изменениями, сопутству­ющими этому возрастному периоду. Биосо­циальная сущность человека дает основание рассматривать личностно-психологические изменения позднего возраста как совокуп­ность взаимовлияния биологического и со­циального в их генезисе (28).

В соответствии с этим Дж. Тернер и Д. Хелмс делят старение на три взаимосвя­занных и взаимоперекрывающихся процесса: психологическое старение — как инди­вид представляет себе свой процесс ста­рения (например, молодые люди могут чувствовать себя психологически более старыми); специфическое ощущение пси­хологической старости, которое облада­ет как объективными признаками (сни­жение интеллектуальных способностей,

сужение эмоциональной сферы), так и субъективными проявлениями. Ощуще­ние старости реализуется в специфике отношения индивида к процессу своего старения при сравнении с процессом старения других людей. Здесь можно го­ворить о психологической асимметрии своей и «чужой» старости, когда инди­виду представляется, что он стареет бы­стрее или медленнее, чем все остальные; биологическое старение — биологичес­кие изменения организма с возрастом (инволюция);

социальное старение — как индивид связывает старение с обществом; пове­дение и выполнение социальных ролей пожилыми (28).

По мнению К. Виктор, биологический подход также акцентирует внимание на фи­зиологической стороне старости, психоло­гический — на мыслительных и психичес­ких аспектах старения, социальный изучает старость в социальном контексте по трем направлениям:

индивидуальные переживания пожилого

человека;

место пожилого человека в обществе;

проблемы старости и их разрешение на

уровне социальной политики.

Таким образом, во всех этих подходах можно вычленить общие представления о вопросах, которые являются социально-психологическими: процесс старения личности как члена группы и переживание ста­рости в непосредственном социальном ок­ружении, место пожилой личности в общест­ве, отношение индивида к своему процессу старения, социальная адаптация к процессу старения, изменение социального статуса и социальных ролей, позиция общества по от­ношению к стареющим и старым людям, фактическое место стариков среди дру­гих возрастных групп, их функции в обще­стве (28).

2.3. Психологические подходы к старости

Определение феномена старости можно найти в экзистенциальной психологии в связи с важной для экзистенциализма про­блемой индивидуальной ответственности за свое существование. Экзистенциализм при­знает, что человеческое существование имеет основание — судьбу, но люди свободны со­здавать на этом основании многое, соответ­ственно своему выбору. Так, один из осно­воположников экзистенциализма К.Ясперс считал старость благоприятным и естест­венным периодом жизни. Он писал, что в старости способности угасают, но их заме­няют обширные богатства накопленного опыта; сдержанность, житейская упорядо­ченность, самообладание придают духовному существованию оттенок чего-то приглу­шенного, незыблемого (98). Поэтому ста­рости не нужно боятся, у нее есть свои пре-

имущества, и ослабление страха смерти, мучающего человека на протяжении жиз­ненных фаз, не главное из них. Старость может быть прекрасной. Человек физичес­ки слаб и не может, как прежде, предавать­ся радостям плоти, но он свободен от их диктата, а это поможет избавиться от суеты, в которой проходило его предыдущее суще­ствование. Старик скован телесно, но в то же время сободен от телесности, более ду­ховен. Если человек в старости достиг муд­рости — он добр, терпим и снисходителен к слабостям других, потому что уже ни с кем не соперничает, «насыщен жизнью». К.Яс-перс подчеркивал, что свойственные юнос­ти качества сменяются памятливостью зре­лого возраста и возможным катарсисом ста­рости (98). Понятия катарсиса старости переросло позднее в идею «последнего взгля­да», о котором писал Ясунари Кавабата: на­кануне расставания с миром глаза старого художника обретают духовную ясность, по­зволяющую видеть земную жизнь в печаль­ном, но умиротворенном, по-особенному красивом освещении, которое, вероятно, и является истинным [цит. по (62)].

Среди различных психологических школ и направлений наибольший вклад в рас­крытие понятия старости внес психоанали­тический подход.

Карл Юнг придавал большое значение изучению проблем, как он называл, «вто­рой половины жизни» человека. Для него середина жизни являлась критическим, по­воротным моментом, когда перед индивидом открывались новые возможности для саморазвития. Человеку уже не требовалось устанавливать столько внешних связей, ему не нужна форсированная социализация. В зрелом возрасте человек в основном по­глощен внутренней работой самопознания (самореализации), которую Юнг назвал «индивидуацией». Человек во второй поло­вине жизни может обрести новое полновес­ное развитие своей личности. Человек в этом возрасте способен принять в своем Я как «женское», так и «мужское» начало. Юнг придавал большое значение символическо­му и религиозному опыту в обретении со­стояния гармонии между индивидом и ок­ружающим его миром. По мнению К. Юнга, потребность выработать целостный взгляд на свою жизнь, обращенность внутрь себя, самосозерцание являются долгом и необхо­димостью в старости. Результатом этой психологической перестройки является по­явление новой жизненной позиции, рацио­нального взгляда на свое существование и вместе с тем созерцательного, устойчивого психического и нравственного равновесия. К. Юнг считал, что закат человеческой жиз­ни должен иметь собственное значение, а не быть жалким придатком к заре жизни. В связи с этим К. Юнг считал непоправи­мой ошибкой «проводить сумерки жизни в соответствии с программой ее зари», нести «в сумерки закон утра». Успешность, адап­тивность старения определяется тем, на­сколько человек оказывается подготовлен­ным к вступлению в новую фазу жизни, к

тем задачам, которые несет с собой позд­ний возраст. Поэтому, рассуждая об учаще­нии нервных срывов при старении, К. Юнг видел их причину в том, что во вторую по­ловину жизни люди вступают неподготов­ленными (100).

Альфред Адлер, изучая роль мотивации в поведении человека, считал, что основ­ной мотивационной силой в жизни челове­ка является чувство его собственной непол­ноценности. Любой индивид в той или иной степени испытывает это чувство. Осо­бенно остро неполноценность ощущается человеком в детском возрасте, ибо тогда властные жизненные позиции являются ис­ключительной привилегией взрослых. Не­которые люди испытывают это чувство бо­лее остро, чем другие, особенно когда речь идет о человеке с физическими недостатка­ми или о тех, с кем в детстве слишком стро­го обращались. Адлер считал, что на протя­жении всей своей жизни индивид стремит­ся в той или иной степени компенсировать это первичное чувство неполноценности. Это стремление может принять как пози­тивную направленность и выразиться в до­стижении больших успехов в жизни инди­вида, в преодолении его физических недо­статков, так и негативную окраску в виде демонстрации чрезмерной властности в от­ношениях с другими людьми. Сам Адлер полагал, что преодоление чувства неполно­ценности возможно через деятельное учас­тие в судьбе людей, через сопереживание,

сопричастность, формирование и развитие «социального интереса» (68).

Теория А. Адлера могла бы стать чрез­вычайно плодотворной для разработки пси­хологической проблемы старости. Ситуа­ция снижения физических и физиологичес­ких возможностей в старости приводит к неспособности вести прежний образ жизни, к необходимости от чего-то отказываться, что-то менять. К данной ситуации приме­ним принцип компенсации, предложенный А. Адлером, его «основной психологичес­кий закон» о диалектическом превращении органической недостаточности через субъ­ективное чувство неполноценности в пси­хическое стремление к компенсации и сверх­компенсации. Используя предложенный А. Адлером принцип (согласно которому препятствие вводит в развитие психики перспективу будущего, которая в свою оче­редь создает стимул для стремления и ком­пенсации), Л.С. Выготский отмечал, что стремление компенсировать дефект порож­дается не внутренними причинами, а внеш­ними факторами — социальной средой. Таким образом, речь идет о социальной компенсации дефекта, о «социальном про­тезе», который должен заменить работу ре­альных физиологических систем (14). Для пожилых и старых людей в качестве такого «социального протеза» может выступить система социальной помощи. Для ее рабо­ты идеи Адлера в решении проблем пожи­лого человека достаточно конструктивны. Он предлагает снимать чувство неполно-

ценности и сопутствующие неврозы, помо­гая индивиду найти смысл жизни в оказа­нии помощи другим людям, добиться тако­го состояния, когда ощущение принадлеж­ности к социальной общности не покидало бы старого человека (24,37).

Наибольший вклад в развитие геронто-психологии, собственно психологической кон­цепции старости внесла теория Эрика Эрик-сона о восьми стадиях развития личности. Для каждой стадии жизненного цикла ха­рактерна специфическая задача, которая выдвигается обществом, и каждая стадия имеет определенную цель в достижении того или иного социально-ценного качества (65).

Восьмая стадия жизненного пути — ста­рость — характеризуется достижением но­вой, завершенной формы эго-идентичности. Человек, который проявил заботу в отно­шении людей и приспособился к успехам и разочарованиям, неотъемлемым от жизни, в родителе детей и создателе вещей и идей обретает высший уровень целостности лич­ности. Э. Эриксон отмечает несколько со­ставляющих такого состояния души: это всё возрастающая личностная уверенность в своей приверженности к порядку и осмыс­ленности; это любовь человеческой лич­ности как переживание мирового порядка и дгуталтего лмыспз лулпжлтолу лкиаад ,«йаг-висимо от того, какой ценой они достига­ются; это принятие своего жизненного пути как единственно должного и не нуждающе­гося в замене; это новая, отличная от преж­ней, любовь к своим родителям; это прияз-

ненное отношение к принципам прошлых времен и различной деятельности в том ви­де, как они проявлялись в человеческой культуре. Задача человека пожилого возрас­та, по Эриксону, состоит в том, чтобы до­стичь целостности развития своего Я (Ego), уверенности в смысле жизни, а также гар­монии, понимаемой как сущностное каче­ство жизни отдельного индивида и всей Вселенной. Гармония противостоит дисгар­монии, воспринимаемой как нарушение целостности, которое ввергает человека в состояние отчаяния и уныния. Осуществле­ние этой задачи приводит человека к «ощу­щению чувства тождества с самим собой и длительности своего индивидуального су­ществования как некоей ценности, кото­рая, даже в случае необходимости, не долж­на быть подвергнута никаким изменениям». Отчаяние может иметь место лишь в случае осознания жизненной неудачи и отсутствия времени для исправления ошибок. Отчая­ние и недовольство самим собой у пожило­го человека часто проявляются через осуж­дение поступков других, особенно молодых людей. По Э. Эриксону, достижение чувства полноты жизни, исполненного долга, муд­рости возможно в старости лишь в случае позитивного прохождения предшествую­щих стадий, Ecjihl главнейшие задачи пред­шествующих возрастов не были реализова­ны, старость сопровождается разочарова­нием, отчаянием и страхом смерти (65).

Теория Э.Эриксона вызвала огромный интерес у психологов и позднее была рас-

ширена Р. Пеком(120). Р. Пек считал, что для достижения «успешной старости» чело­век должен решить три основные задачи, охватывающие три измерения его личности.

Во-первых, это дифференциация, это трансценденция против поглощенности роля­ми. В ходе профессиональной деятельности человек поглощен ролью, диктуемой про­фессией. Пожилые люди в связи с выходом на пенсию должны определить для себя целый набор значимых видов деятельности так, чтобы их время было целиком заполнено различными видами активности. Если люди определяют себя только в рамках своей ра­боты или семьи, то выход на пенсию, смена работы или уход детей из дома вызовут та­кой прилив отрицательных эмоций, с кото­рыми индивидуум может не справиться.

Во-вторых, это трансценденция тела против поглощенности телом — измерение, имеющее отношение к способности инди­видуума избегать чрезмерного сосредоточе­ния на все усиливающихся недомоганиях, болях и физических недугах, которыми со­провождается старение. По мнению Р. Пека, старые люди должны учиться справляться с ухудшением самочувствия, отвлекаться от болезненных ощущений и наслаждаться жизнью прежде всего через человеческие отношения. Это позволит им «шагнуть» за пределы поглощенности своим телом.

И, наконец, трансценденция эго против поглощенности эго — измерение, имеющее особое важное значение в старости. Старые люди должны понимать, что, хотя смерть

неизбежна и, возможно, не так уж далека, им будет легче, если они будут сознавать того, что они внесли вклад в будущее через воспитание детей, через свои дела и идеи. Люди не должны предаваться мыслям о смерти (или, как это формулирует Р. Пек, не должны погружаться в «ночь эго»). Со­гласно теории Э. Эриксона, люди, которые встречают старость без страха и отчаяния, переступают через близкую перспективу соб­ственной смерти благодаря участию в моло­дом поколении — наследие, которое их пере­живет (120).

Подобно стадиям Э. Эриксона, ни одно из измерений Р. Пека не ограничивается средним возрастом или старостью. Реше­ния, принятые в начале жизни, выступают в качестве строительных блоков, из кото­рых складываются все решения взрослого человека, а люди среднего возраста уже на­чинают разрешать проблемы грядущей ста­рости (29).

ГЛАВА 3

Характеристика личности в старости

Проблема изменения ядра личности в старости является одной из более дискусси­онных в геронтопсихологии. Ранние взгля­ды, основанные на теоретических представ­лениях и наблюдениях за стариками, отста­ивали нарастание негативных личностных характеристик в старости: раздражитель­ности, ригидности, проявления реакцион­ных социальных и политических установок.

Экспериментальные исследования лич­ности в старости стали осуществляться с начала тридцатых годов. В основе этих ис­следований лежал метод возрастных по­перечных срезов. Подробный обзор этих ранних работ приведен в работе Н.Ф.Шах­матова (63). Он описал исследования Э. Крепелина, в которых показано нараста­ние эгоцентризма, упрямства и подозри­тельности в старости как предвестников бу­дущих болезненных изменений в позднем возрасте в форме старческой деменции. Уп­рямство пожилых людей Э.Крепелин объ­яснял затруднением хода мыслей, «упадком энергии». Другие авторы объясняли потерю оригинальности, утрату индивидуальности в старости снижением уровня мышления в

этом возрасте. В работах того времени по­вторяются рассуждения о консерватизме стариков, замкнутости, пессимизме, недо­верчивости, подозрительности, иждивенче­стве и обидчивости (63).

Эти данные относятся к ранним психо­логическим исследованиям личности. Более поздние зарубежные исследования, осно­ванные на лонгитюдном методе, изменений ядра личности в старости не обнаружили (149). Так, в широкомасштабном сиэтлском лонгитюдном исследовании Шайи с соав­торами (133) не обнаружили значимого на­растания ригидности в старости ни в лич­ностной, ни в познавательной сфере.

Другие современные лонгитюдные ис­следования подвергли сомнению факт на­растания осторожности и неуверенности в себе в старости (81). Эти исследования по­казали, что осторожность стариков обуслов­лена не боязливостью или неуверенностью, а их высокими требованиями к точности собственных ответов. Оказалось, что изме­нение инструкции, побуждающее стариков смело и открыто выдвигать различные пред­положения, практически уравнивало про­явление осторожности у молодых и старых испытуемых (79, 117). Ботвиник (81) по­строил ситуацию исследования таким обра­зом, что решение, не предполагающее рис­ка, было вообще недостижимо (т.е. нельзя было не рисковать). В этой ситуации воз­растные различия в проявлении осторож­ности исчезали. В приведенном исследова­нии старых людей просили дать совет моло-

дым людям и сверстникам по поводу при­нятия решения в ситуации риска. Интерес­но, что при этом старые люди рекомендова­ли проявлять осторожность только моло­дым (81).

Новейшие психологические лонгитюд-ные исследования личности, использовав­шие процедуру факторного анализа для ис­следования вероятности сохранности ядра личности в старости, подтвердили гипотезу о стабильности личностных черт (88, 94, 96). Этот вывод был подтвержден генетически­ми исследованиями с использованием близ­нецового метода (146), которые доказали, что на проявление таких черт, как эмоцио­нальность, общительность и активность, значительно большее влияние оказывает ге­нетический фактор, и с возрастом они ока­зываются практически неизменными. Более того, старые люди способны также глубоко и полно переживать и понимать чувства, однако внешне эмоциональная экспрессия может быть меньше выражена (93).

В противовес экспериментальным пси­хологическим исследованиям классические теоретические модели взросления Э.Эрик-сона (65) и К. Юнга (100) основываются на качественном различии ведущих черт лич­ности на разных стадиях старения. Положе­ние Э.Эриксона, что старость характеризу­ется дихотомией черт «интегративность — отчаяние», в большей мере принято, чем лю­бые другие теоретические концепции и от­дельные экспериментальные исследования. Однако психологи понимают, что это упро-

щенная модель, принимая во внимание, что, по Э. Эриксону, поздний возраст очень велик — от 65 до 95 лет (149). Клиницисты вообще отвергают модель Э.Эриксона как основу для изучения успешной адаптации к старению. Мнение клиницистов по поводу изменения личности в старости отличается от мнения психологов, но, несомненно, за­служивает специального рассмотрения.

Выводы клиницистов в целом поддер­живают положение об общей дефицитар-ности старения и старости. Используя в ос­новном метод беседы или интервью (108), клиницисты утверждают, что нарастание ригидности в старости приводит к затруд­нению принятия решений и проблемам вза­имодействия пожилых с другими людьми. При этом отмечается, что нарушения лич­ностных черт очень трудно диагностиро­вать, прежде всего потому, что черты лич­ности связаны между собой в единой струк­туре и мы имеем дело не с изменением отдельных черт, а с изменением личности в целом. При этом если болезни личности (акцентуации) имели место в ранних воз­растах, то в старости они усугубляются. Речь идет об описанных в клинических исследо­ваниях «заострениях» личностных черт в старости. Последние были описаны еще Э.Крепелином: предполагается, что в ста­рости за счет собственно возрастных изме­нений происходит сдвиг в негативную сто­рону присущих ранее человеку черт харак­тера. Такие положительные качества, как бережливость, упорство, осторожность, при-

обретают новую форму в виде скупости, уп­рямства, трусливости. При этом некоторые клиницисты утверждают, что подобные не­гативные черты характера определяют пове­дение каждого пожилого человека, карди­нально меняя его психосоциальный статус, при этом они подчеркивают, что эти прояв­ления могут быть следствием начинающе­гося возрастно-органического процесса (63). Однако клинические исследования не дают однозначного ответа по поводу неизбеж­ности «заострения» личностных черт в ста­рости. В своем фундаментальном обзор­ном исследовании «Психическое старение» Н.Ф.Шахматов делает вывод о том, что в старости не происходит какого-либо изме­нения личностных характеристик — ни нрав­ственные, ни социальные качества личнос­ти не утрачиваются. Если же изменения происходят, то это свидетельствует о нали­чии возрастно-органического процесса, не­благоприятные проявления которого имеют отношение к центральной нервной системе. Различного рода заострения черт характера, так же как и впервые выявляющиеся нега­тивные изменения личности в старости, яв­ляются симптомами собственно возрастных психозов позднего возраста. Подобная симп­томатика выступает в качестве первого, ча­ще всего начального признака этих психо­зов. Однако она также может выявляться и на стадии развернутых проявлений этих форм неблагоприятного психического ста­рения. Вне этого все, что составляет инди­видуальность человека, его личную и соци-

альную ценность и значимость, не претер­певает в старости каких-либо изменений (63). Таким образом, ранние и поздние пси­хологические и клинические исследования, теоретические концепции, наблюдения не дают однозначного ответа по поводу того, происходит ли изменение ядра личности в старости. Большая сложность этой пробле­мы обусловлена тем, что в ряде случаев происходит смешение влияния болезни и собственно возрастного фактора на измене­ние личности. К тому же трудно дифферен­цировать эффекты, накапливаемые в тече­ние жизни, от влияния собственно старос­ти. В связи с этим в ряде исследований была сделана попытка не столько разре­шить проблему изменения — сохранности личности в старости, сколько снять ее. Эти исследования показали, что в старости ядро личности остается неизменным, но некото­рые частные диспозиции и установки могут меняться. К последним, в частности, отно­сятся способы совладания с трудностями, формы психологической защиты (77, 103). В целом анализ зарубежных исследований особенности личности в старости позволяет сделать следующий вывод: в настоящее вре­мя не получено убедительного эксперимен­тального доказательства изменения лич­ностных черт в старости. Все полученные данные подчеркивают большое влияние на изменение личности исторических и куль­турных факторов и сложность выделения собственно возрастного фактора в измене­нии личности. Таким образом, проблема сохранности личности в старости остается открытой.

В отечественной психологии эта пробле­ма рассматривается в контексте отношения людей к своему старению. Так, различные формы поведения пожилых людей в одно­типных ситуациях отражают особенности реагирования на собственное старение. Имен­но эта сторона психической жизни челове­ка определяет его отношение к личным по­терям, утрате прошлых возможностей, так же как и новое восприятие окружающего. Иными словами, перед каждым человеком в старости встает вопрос о выработке отно­шения к собственной старости. По данным отечественных геронтологов, ни хорошее здоровье, ни сохранение деятельного обра­за жизни, ни высокое общественное поло­жение, ни наличие супруги и детей не явля­ются залогом и гарантией осознания ста­рости как благоприятного периода жизни. При наличии этих признаков, каждого в от­дельности и вместе взятых, пожилой чело­век может считать себя ущербным и пол­ностью не принимать свое старение. И на­оборот, при плохом физическом здоровье, скромном материальном достатке, одино­честве пожилой человек может находиться в согласии со своим старением и будет в со­стоянии увидеть положительные стороны своего старческого бытия, испытывая ра­дость (63, 67). Как отмечал Н.Ф.Шахматов, отношение к собственному старению — ак­тивный элемент психической жизни в ста­рости. В оформлении этого чувства определяющими являются моменты осознания фак­та физических и психических возрастных изменений, признание естественности ощу­щений физического нездоровья. На после­дующих этапах старения отношение к про­должающим выявляться новым изменени­ям в физическом статусе находится уже под воздействием сформировавшейся новой жиз­ненной позиции, нового уровня самосозна­ния. Эта новая позиция формируется за счет установившихся новых отношений по­жилого человека с его окружением, но в большей степени зависит от него самого. Принятие собственной старости есть ре­зультат активной творческой работы по переосмыслению жизненных установок и позиций, переоценке жизненных ценнос­тей (63). При этом отсутствует депрессив­ная проекция на прошлое, нет ретроспек­тивного «разматывания» пережитых в про­шлом конкретных событий с идеями или намеком на идеи самообвинения. Отсутст­вуют попытки найти виноватого или ви­нить себя в неправильной (с сегодняшней точки зрения) прожитой жизни. Как из­вестно, депрессивные расстройства не вы­ходят из круга повторяющихся и застывших представлений о виновности, собственной бесчувственности и в целом характеризуют­ся пониженной психической энергетикой. У пожилых людей этой группы, напротив, идет активный мыслительный процесс, на­правленный на решение вопросов «позна­ния собственного существования», «позна­ния себя», т.е. вопросов, составляющих содержание жизни человека. Именно при этом варианте психического старения имеется полное согласие с самим собой, согласие с внешним миром, согласие с естественным ходом событий и, наконец, согласие с не­минуемостью завершения собственной жиз­ни. По мнению Н.Ф. Шахматова, такая по­зиция в отношении собственной старости в большей мере способствует сохранности личности в этом возрасте (63).

В то же время в отечественной геронтологической литературе описаны варианты неадекватных установок в отношении соб­ственной старости, вплоть до полного не­приятия ее. В качестве таких вариантов опи­сывают регрессию (возвращение к прошлым формам поведения, проявляющееся в фор­ме «детского» требования помощи, незави­симо от состояния здоровья), добровольную изоляцию от окружающих (пассивность и минимальное участие в общественной жиз­ни), бунт против процессов старения (отча­янные попытки сохранить уходящую зре­лость, выражающиеся в манере одеваться, сексуальном поведении, проведении досу­га) (67). При неадекватном отношении к старости у пожилых людей возникает ощу­щение неудовлетворенности жизнью, оску­дение чувств, что вместе с хроническим не­домоганием и прогрессирующей утратой интереса к окружающему провоцирует не­гативные изменения личности в форме «за­острения» личностных черт (63).

Проблема изменения — сохранности об­щего личностного профиля остается дискуссионной. Другой актуальной и обсуж­даемой проблемой является проблема со­хранности — изменения отдельных диспози­ций личности. Их исследования носят спо­радический, бессистемный характер. 'Так, изучая структуру потребностей пожилых людей, К.Рощак обнаружил, что сам ком­плекс потребностей не претерпевает прин­ципиальных изменений у пожилых по срав­нению с людьми зрелого возраста. Специ­фика изменений заключается в динамике их структуры: потребности пожилых сме­щены в определенном направлении. Такие потребности, как потребность в творчестве, любви, весьма значимые для людей зрелого возраста, имеют в структуре потребностей пожилых незначительный «удельный вес». На первое место в структуре потребностей пожилых выходят: потребность в избегании страданий, потребность в автономии и не­зависимости, потребность в проецировании других своих психических проявлений (по­требности приведены в порядке их значи­мости). Другая особенность потребностной сферы пожилых проявляется в появлении «сдвоенных» потребностей. Так, потреб­ность в избегании страданий выступает как «двойная», соединяя в себе потребность в избегании страданий и беспокойство, кото­рое тоже становится потребностью. Причи­ной появления «двойной» потребности яв­ляется чрезмерное усиление потребности в избегании страдания. Ее непомерное раз­растание приводит к возникновению свое­образного механизма ее реализации в виде потребности в беспокойстве. Общая картина состояния потребностей пожилого человека заключается в том, что возникает определен­ная дисгармония в проявлении потребнос­тей: они как бы расходятся по полюсам, «выпячивая» отдельные потребности, нару­шается «динамика равновесия» потребнос­тей, что затрудняет общий процесс саморе­гуляции. В этих условиях возникают «пери­ферические» механизмы, предназначенные для реализации отдельных потребностей. Так, стремление к шаблонизации выступает как средство осуществления потребности в постоянстве, проявление упрямства — как путь защиты собственной независимости. Таким образом, иерархия потребностей в старости преобразуется таким образом, что происходит как бы «децентрализация» ее отдельных звеньев (49).

К. Рощак обнаружил тендерные разли­чия в характеристике потребностной сферы у пожилых мужчин и женщин. Оказалось, что у женщин значительной силы достигает потребность в охране и заботе о других (преж­де всего родственников); женщины имеют достаточно стабильный, жесткий, с элемен­тами консерватизма взгляд на жизнь, у них больше выражена внутренняя интегриро-ванность. У мужчин выделяется потреб­ность в личной и материальной автономии, независимости; они в большей мере, чем женщины, склонны проецировать свой внут­ренний мир на других людей; у них ярче проявляется тенденция к авторитаризму и эгоцентризму (49).

Интересная модель динамики потреб­ностей была выделена В.В. Болтенко на ос­нове исследования пожилых людей, нахо­дящихся в домах-интернатах. Эта модель ассоциирована с иерархией потребностей Аб­рахама Маслоу, согласно которой нижний базовый уровень иерархии составляют фи­зиологические потребности, выше — по­требности в безопасности и самосохране­нии, третий уровень иерархии — потреб­ности в любви и признании, четвертый — в самоутверждении и высокой оценке и, на­конец, вершину иерархии образует потреб­ность в самоактуализации. Согласно утверж­дению В. В. Болтенко после выхода человека на пенсию происходит постепенное «свер­тывание» пирамиды потребностей, начиная с вершины (10).

Первый этап обусловлен теми обстоя­тельствами, что с момента выхода на пен­сию до поступления в дом-интернат преста­релые сохранили профессиональные уста­новки. В новой ситуации у них оживляется и доминирует потребность в самоутвержде­нии, что достигается благодаря участию в трудовых процессах и общественной дея­тельности. В целом у престарелых на этом этапе общение полноценное, так как в его основе лежит эмоциональное отношение друг к другу. Оно опосредует трудовую дея­тельность, которая является ведущей.

На первом этапе завышенная самооцен­ка социального значения прошлого и на­стоящего в качестве защитного механизма противопоставляется сознанию ослабевшей способности к труду. У стариков новые ценности не формируются, но приобретен­ные обладают побудительной силой. Такое явление представляется как «самоактуали­зация» ценностей.

Второй этап наблюдается у престарелых, не занятых систематическим трудом и не имеющих постоянных обязанностей. Мно­гие из них выполняют эпизодические не­сложные поручения. Преобладающая их ак­тивность выражается в основном в том или ином способе проведения досуга и в обще­нии. Круг интересов сужается, в общении преобладают разговоры на бытовые темы. В личности пожилого трудно распознать прежние профессиональные качества.

Одинаковые условия проживания, как бы уравнивающие разных людей между со­бой и грозящие нивелировке их индивиду­альности, актуализируют потребность в само­утверждении. Оживляется самопознание, обращенное в основном в прошлое. Отсюда частое непонимание других, неприятие но­вого, конфликты.

Таким образом, деятельностью на вто­ром этапе старения является общение, а движущей потребностью — стремление ут­вердить свою индивидуальность.

Своеобразие активности, которое состав­ляет третий этап старения, наблюдается у лиц с ограниченной подвижностью. Их ак­тивность выражается в основном в самооб­служивании. Отказ от полезной деятельности и отдельных несложных поручений объясняется плохим самочувствием или боязнью его ухудшения. Для престарелых характер­ны жалобы на плохое медицинское обслу­живание, неудовлетворительное питание. Они стараются избавлять себя от лишних нагрузок, не смотреть телевизор, не читать, не утомлять себя лишними разговорами. Общение их в целом не избирательное, ог­раничено в основном соседями по палате, выражается в ситуативных контактах (в сто­ловой, при встречах на лестнице) и реали­зуется в формальных эталонах. На этом фоне личностную значимость имеют только лица, оказывающие им помощь в обслужи­вании, и медицинский персонал. У старых людей этой группы актуальна потребность в заботе со стороны окружающих, поэтому принимается лишь тот объект общения, ко­торый может быть полезен, от которого можно ждать помощи. Фиксированные пере­живания, связанные с чувством неблагопо­лучия, упадка сил, тревога, вызванная из­менением состояния здоровья, становятся основным содержанием сознания.

На этом этапе здоровье выступает как единственная ценность, которая мотивиру­ет деятельность по сохранению и поддержа­нию физического состояния. Активность по сохранению себя как «индивидуума» де­терминируется изменившимися физически­ми возможностями при резком обеднении личности — внутренняя позиция эгоцент­ричная, пассивно-избирательная, ориенти­рованная на полезность объекта для себя.

На четвертом этапе старения престаре­лые нуждаются в обслуживании со стороны персонала. Для них характерно отсутствие какой бы то ни было целенаправленной де­ятельности, отсутствует эмоциональное от­ношение к чрезвычайным событиям своей жизни. Общение становится незначимым. Отгороженность, замкнутость, пассивное созерцание реальности характерны для этой группы. Вторая особенность состоит в по­ложительной оценке своего настоящего. Ос­нованием для этого служит удовлетворение элементарных базисных потребностей в пи­ще, тепле, чистоте.

Таким образом, на четвертом этапе смыс­лом жизни становится сохранение самой жизни, что обеспечивает выдвижение на первый план потребности в безопасности и самосохранении.

На пятом этапе происходит обнажение потребностей витального уровня (еда, по­кой, сон). Это касается сильно одряхлев­ших престарелых, нуждающихся в постоян­ном уходе. Эмоциональность и общение у них практически отсутствуют, они безучаст­ны и равнодушны к окружающему. Наблю­дается полное отстранение от своего Я, от­сутствие личностного отношения к прошло­му. Однако отдельные фрагменты, образы, в основном из раннего периода жизни, больные рассказывают оживленно, с эмо­циональной окраской, сообщая подробные детали случая. Из более поздних периодов жизни называются отдельные факты в фор­ме ответа на вопрос, что свидетельствует о

сохранности памяти и на более поздние со­бытия. Основное содержание их внутрен­ней жизни составляет багаж памяти, каким бы скудным он ни был. На последней пятой стадии личность разрушена. Активность фрагментивна, нецелесообразна. Сознание лишено ценностно-смысловой оси в ре­зультате угасания эмоций, разрушения сис­темы отношений, отсутствуют характерис­тики шкал самооценки (10).

В своем исследовании В.В.Болтенко по­казал, что описанные типы активности, расположенные по мере ее угасания, можно рассматривать как фазы единого нарастаю­щего процесса старения. Постепенное вы­холащивание предметности из мотивацион-ной сферы как психологический механизм лежит в основе смены этапов старения (10).

Многолетнее исследование, проведен­ное В.В. Болтенко в условиях дома-интер­ната, позволили охарактеризовать динами­ку изменения личности в старости не толь­ко со стороны иерархии мотивов. Автор показал, что в случае стратегии старения по типу «замкнутого контура» (единственно возможной в условиях домов-интернатов) происходит постепенное сужение самосо­знания. Тот факт, что самооценка в геронтогенезе в целом не снижается, объясняется, с одной стороны, нарастающей некритич­ностью вследствие нарастающего органи­ческого процесса, с другой стороны — пси­хологической защитой, не допускающей осознания своей малоценности и проник­новения в сознание признаков, угрожающих самооценке. Наличие психологической защиты, непременно предполагающей со­хранность положительного отношения к самому себе, свидетельствует о личностной реакции на происшедшие в себе измене­ния. Психологическая защита в старости строится на основе сохранных качеств, кото­рым придается большой личностный смысл, что способствует самоутверждению и по­зволяет сохранить высокую самооценку. Доминирующий смысл несет в себе насы­щенную эмоциональную окраску, напря­женное отношение. В процессе старения в условиях дома-интерната сужение системы ценностей происходит за счет актуализа­ции, а затем отмирания приобретенных со­циальных качеств. Первоначально труд це­нен для престарелых как средство реализа­ции своих способностей, затем становится ценной сама способность выполнять труд: трудовые процессы превращаются в демон­страцию и способ подтверждения сохран­ности этой способности. Труд становится нерегулярным, эпизодическим. Состояние здоровья, всегда выступавшее лишь как внутреннее условие для деятельности и не являющееся личностной характеристикой, вдруг становится центром самосознания и основным ориентиром в обедненной систе­ме ценностей. Начиная с этого момента личность утрачивает социальные качества, индивидуальность нивелируется, и человек не умирает, но уже перестает жить. Возврат к социальным ценностям, как правило, не

происходит, так как единственной ценнос­тью остается сама уходящая жизнь (10).

В целом надо отметить, что существует достаточно мало фундаментальных отечест­венных исследований личности пожилого человека. В настоящее время широко дек­ларируются идеи поступательного развития личности в течение всей жизни, продуктив­ного старения, возможности счастливой старости, которые могут быть обеспечены включением защитных, естественно образу­емых (при активном поиске смысла в новой жизни и включении в определенные соци­альные связи и виды деятельности) и спе­циально моделируемых компенсаторных механизмов. Однако последние оказываются в меньшей степени изученными и экспери­ментально исследованными. Здесь в качест­ве примера можно привести исследования К.А. Страшниковой и М.М. Тульчинского, утверждающих, что одним из проявлений процесса реституциализации в старости яв­ляется формирование мотива деятельности с эстетической направленностью. В другом исследовании утверждается, что социальная адаптация пожилых людей осуществляется за счет включения следующих защитных механизмов: проявления высокой степени позитивности личностной и социальной идентичности, приписывания положитель­ных личностных качеств при игнорирова­нии неблагоприятных данных о себе, замы­кания интересов на проблемах узкого соци­ального пространства [цит. по (40)].

Что касается особенностей Я-концепции в позднем возрасте, то имеющиеся ра­боты по данной проблеме содержат весь­ма противоречивые сведения. В одних вы­сказывается мнение о том, что с возрастом Я-концепция становится все более негатив­ной, самооценка снижается, растет число людей, не удовлетворенных своей жизнью, в других отмечаются противоположные фак­ты. Такая разнородность в результатах экс­периментальных исследований, вполне ве­роятно, обусловлена реальным, внутренне противоречивым характером психологичес­кого старения, который находит свое отра­жение, в частности, в Я-концепции челове­ка, обусловливая ее качественное своеобра­зие и разнонаправленные тенденции (40).

О.Н. Молчановой было показано, что с возрастом наряду с общим снижением цен­ности Я и отдельных его аспектов будет проявляться и другая тенденция, названная автором психологическим витауктом, которая представляет собой процессы, стабилизи­рующие деятельность субъекта, компенси­рующие нарастание негативных характерис­тик, уберегающих систему Я от разрушения. Проведенные О.Н. Молчановой исследова­ния показали, что люди старческого возрас­та по сравнению с представителями других возрастов обнаружили наивысшие оценки по шкале «социальные контакты» (методи­ка «Кто Я?»). Выявленный рост самооценок по шкале «удовлетворенность работой» (для работающих пенсионеров) и «участие в труде» (для неработающих) соответствует много­численным данным, устанавливающим факт повышения с возрастом удовлетворенности работой. Ориентация на труд, высокие оцен­ки своей трудовой деятельности не только не исчезают с прекращением работы, но да­же возрастают. Однако у лиц позднего воз­раста оценки, относящиеся к деловой сфе­ре, часто носят ретроспективный характер. Обращение к прошлому трудовому опыту может свидетельствовать не только о силе и устойчивости выработанных за прожитую жизнь стереотипов, но и о затруднениях в адаптации к условиям «незанятости», а так­же о желании сохранить, поддержать свой прежний статус, компетентность (40).

В целом О.Н. Молчанова выявила, что к позднему возрасту наряду с общим сниже­нием уровневых характеристик самооценки нарастают факторы компенсации, способ­ствующие длительному поддерживанию ста­бильности Я-концепции, которые можно назвать психологическим витауктом: а) на­личие у испытуемых позднего возраста вы­соких позиций реальной самооценки по ря­ду параметров; б) фиксация на позитивных чертах своего характера; в) снижение идеаль­ных и достижимых самооценок, а также их сближение с реальной самооценкой; г) от­носительно высокий уровень самоотноше­ния; д) признание своей позиции удовле­творительной (даже если она крайне низ­ка); е) ориентация на жизнь детей и внуков; ж) ретроспективный характер самооценки. И наконец, в позднем возрасте обнаружи­ваются резко выраженные индивидуальные вариации особенностей Я-концепции (40).

Последнее представляется нам особенно важным. Вероятно, недостаток надежных исследований в области изменений личнос­ти объясняется широким диапазоном инди­видуальных различий в проявлениях при­знаков старения, различными индивидуаль­ными стратегиями адаптации к старости.

В соответствии с высказанной нами вы­ше точкой зрения существует две стратегии адаптации к старости: сохранение себя как индивида и сохранение себя как личности. Они определяют факт и характер личност­ных изменений в старости.

В соответствии с первой стратегией адап­тации (сокращение социальных связей с миром) картина эмоциональных пережива­ний приобретает специфическую, старчес­кую окраску, характерную для сенсорной депривации. Постепенная утрата значимых глубоких социальных связей проявляется в двух важнейших особенностях психической жизни: снижении поведенческого контроля и «истощении» чувствительности. Созна­тельная регуляция поведения необходима лишь для социального бытия и осмыслена с точки зрения общения с другими. Ослабле­ние поведенческого контроля определяет нарастание эгоцентричности в старости, убеж­денности стариков в неоспоримой справед­ливости их позиции и, как следствие, амби­циозности, обидчивости и нетерпимости к возражениям, ригидности, догматизма, мни­тельности. Недооценка пожилыми людьми значимости сознательной регуляции своего поведения в отношении с окружающими

ведет к снижению эмоционального контро­ля и произвольности поведения и, как след­ствие, к постепенной утрате этих навыков. Снижение функций детерминации и само­регуляции закономерно приводит к «заост­рению» личностных черт: постепенному перерастанию осторожности в подозритель­ность, бережливости в скупость, а также появлению консерватизма стариков, их бе­зучастного отношения к настоящему и бу­дущему. Типичным для данной стратегии старения является стирание тендерного про­филя личности (129).

Однако «заострение» личностных черт является лишь постепенно проявляющимся следствием выбора стратегии адаптации по принципу «замкнутого контура». Централь­ным моментом психологической адаптации является направленное изменение семанти­ки информации, что проявляется в оценке самочувствия и настроения, а также фильт­рация информации на всех этапах ее движе­ния (включая ее подавление на сенсорном уровне и гамму мнестических процессов, где главную роль играет механизм забыва­ния). Эта система информационной защи­ты участвует в формировании концептуаль­ной модели реальной действительности, по которой и строится адаптационный про­цесс. Стратегия адаптации по «замкнутому контуру» предполагает несколько индиви­дуальных вариантов: согласно их концепту­альным моделям мир видится пожилым лю­дям как неясный, непредсказуемый, иногда угрожающий, гибельный. В любом из этих вариантов концептуальной модели (даже в наиболее позитивном из них) пожилой че­ловек не «владеет» этим миром, социально не причастен ему, перспектива его собст­венной жизни не зависит от него самого, а стратегия его поведения наиболее полно описывается житейским понятием «дожи­вать свой век». В этом смысле суть иска­ний и притязаний пожилого человека в данной стратегии адаптации расценивается как стремление приспособиться к жизни, которую он не принимает, и одновременно желание по возможности отдалить конец своего существования. Характерный для стариков отлет сознания в прошлое имеет особое значение — в данном варианте ста­рения люди просто живут в прошлом, где все было ясно, потому что они сами стро­или свою жизнь и влияли на жизнь других. Пребывание в воспоминаниях помогает от­влечься от неясного настоящего и не думать о будущем, в котором они не видят ничего, кроме умножения физических страданий-, грядущей немощи, неизбежной смерти. За­метим, что в этой стратегии адаптации, на­правленной на сохранение себя как инди­вида, разрыв временной связи между про­шлым, настоящим и будущим выступает как защитный элемент стратегии, существен­ный компонент концептуальной модели ре­альной действительности. Эмоциональные переживания как субъективная сторона этой своеобразной концептуальной модели дей­ствительности направлены на защиту по­жилого человека от неуправляемой реальной жизни и на стабилизацию его психи­ческих состояний и функций. По мнению Г.С.Абрамовой, эгоистическая стагнация в старости характерна для тех стариков, кото­рые отказались от собственной экзистен­ции, от собственных проявлений духа и по­грузились не в глубины собственного Я, а замкнулись на плоскости прошлого и пре­рвали связь с настоящим (1).

У людей, избравших в старости цель со­хранения себя как личности, сохранения системы социальных связей, считающих не­обходимым для себя и важным для других передачу своего жизненного опыта, лич­ность в старости не претерпевает сущест­венных изменений. Принятие ими состоя­ния старости, открытие в нем нового смысла во многом обусловливает особую структуру эмоциональных переживаний этих пожи­лых людей, поскольку смысл жизни именно переживается как «причастность жизни и эти переживания относительно независимы от внешних и внутренних обстоятельств жизни» (56).

Сравнение эмоциональных переживаний пожилых людей, характеризующихся аль­тернативными стратегиями адаптации к ста­рости, показывает, что стратегия сохране­ния себя как индивида сопряжена со сбере­жением эмоциональных ресурсов, в то время как стратегия сохранения себя как личности предполагает относительно большие возмож­ности траты эмоциональных ресурсов. Как отмечает Р.М.Грановская, если порыв к продолжению социальной активности си лен, то он провоцирует отрыв от реальности даже в область возможности тратить эмоци­ональную энергию, и те, кто долго наслаж­дается жизнью в старости, — это активные личности, а не скупцы, малотратящие свои чувства и силы на действие (18).

Н.Ф.Шахматов, описывая подобную стра­тегию старения, отмечал, что сознание по­жилых людей в этом случае отличается ори­ентировкой на настоящее и отсутствием депрессивной проекции на прошедшее. Для личности этих пожилых людей характерна тенденция к пересмотру прошлых активных целевых установок, правил и убеждений. Подобное отношение к самому себе и окру­жающему представляет для пожилого чело­века новую ценностную жизненную уста­новку. Такая стратегия старения определяет качественную сохранность личности и со­гласованность отношений к прошлому, на­стоящему и будущему (63).

Обзор изменения личностных проявле­ний в старости делает чрезвычайно актуаль­ной для геронтопсихологии проблему типо­логии старения. Попыток описания типов старения было сделано очень много. Здесь будут приведены наиболее известные из них. В типологии Ф. Гизе выделяются три типа стариков и старости: 1) старик-негативист, отрицающий у себя какие-либо при­знаки старости; 2) старик-экстравертированный, признающий наступление старости через внешние влияния и наблюдение за изменениями (выросла молодежь, расхож­дение с нею во взглядах, смерть близких, изменение своего положения в





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.