МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Практическая психология старости





Введение

Проблема исследования психологичес­ких возможностей в старости является не только научно актуальной, но и жизненно значимой, поскольку традиционно старость воспринимают как возраст печали, потерь, тоски и страданий от боли, которая потен­циально таится в теле каждого старого че­ловека. В то же время социальная геронто­логия и геронтопсихология, рассматривая старость как возраст развития, указывают на значительные различия в проявлении ин­дивидуальных признаков старения, не по­зволяющие однозначно установить возрас­тную границу между зрелостью и старос­тью. Сам факт, что стареют все по-разному, указывает на то, что печаль и горе — не единственный удел старости, а угасание — не единственный путь изменения.

Этот возраст отличает особое предназна­чение, специфическая роль в системе жиз­ненного цикла человека: именно старость очерчивает общую перспективу развития личности, обеспечивает связь времен и по­колений. Только с позиции старости можно глубоко понять и объяснить жизнь как це­лое, ее сущность и смысл, ее обязательства перед предшествующими и последующими поколениями.

Важнейшие задачи, стоящие перед ста­ростью, не могли бы получить решение, если бы этот возраст характеризовался только с позиции недостатка, ущербности по срав­нению со зрелостью. В этом смысле на ста­рость можно экстраполировать закон мета­морфозы Л.С. Выготского (15), и тогда ста­рость следует характеризовать не столько угасающими способностями, но, прежде все­го, качественно отличной психикой, по­скольку развитие человека есть цепь каче­ственных изменений.

Старость (в психологии) — это заключи­тельный период человеческой жизни, ус­ловное начало которого связано с отходом человека от непосредственного участия в производительной жизни общества. Хроно­логическое определение границы, отделяю­щей старость от зрелого возраста, не всегда оправдано из-за огромных индивидуальных различий в появлении признаков старения. Эти признаки выражаются в постепенном снижении функциональных возможностей человеческого организма. Однако, помимо прогрессирующего ослабления здоровья, упадка физических сил, старость характе­ризуется собственно психологическими из­менениями, такими, как, например, интел­лектуальный и эмоциональный уход во внут­ренний мир, в переживания, связанные с оценкой и осмыслением прожитой жизни (67).

Как отмечает Д.И. Фельдштейн, именно сейчас ломаются прежние представления о старости. Все очевиднее становятся воз­можности удлинения человеческой жизни, в том числе и за счет внутреннего самораз­вития самого индивида. Более того, деяния пожилого человека могут направляться не

только на передачу опыта, эстафеты в буду­щее. Существует запредельный резерв раз­вития, когда человек, уходя по старости из жизни, оставляет свои мысли, дела незакон­ченными, неостановленными. Это тот резерв, который может и должен быть использован для развития человека на протяжении всей жизненной дистанции. В связи с этим ста­рость как период развития имеет будущее, что активно проявляется в тенденции гу­манного отношения к старости — не в снис­хождении, а в уважении и восхищении (55).

Этот возраст интересен тем, что нет той позиции, с которой можно было бы дать полную и исчерпывающую характеристику старости. Геронтологи считают, что ста­рость в первую очередь — это биологичес­кий феномен, который сопровождается се­рьезными психологическими изменениями. Многие исследователи рассматривают ее как совокупность потерь или утрат — экономи­ческих, социальных, индивидуальных, ко­торые могут означать потерю автономии в этот период жизни. В то же время отмечает­ся, что это своего рода кульминационный момент аккумуляции опыта и знаний, ин­теллекта и личностного потенциала пожи­лых людей, позволяющего приспособиться к возрастным изменениям (28).



Изменения при старении происходят на биологическом уровне, когда организм ста­новится более уязвим, возрастает вероят­ность смерти; на социальном уровне — че­ловек выходит на пенсию, меняется его со­циальный статус, социальные роли, паттерны поведения; наконец, на психологическом,

когда человек осознает происходящие из­менения и приспосабливается к ним. Это дает основание определить старение как ре­зультат ограничения механизмов саморегу­ляции, снижения их потенциальных воз­можностей при первичных изменениях в регулировании генетического аппарата. Та­ким образом, проблема старения — это про­блема гармоничного функционирования биологической системы, которая невозмож­на без соответствующего психологического отслеживания и соответствующей адапта­ции человека в окружающем его социаль­ном пространстве. Старение — это переход в систему новых социальных ролей, а зна­чит, и в новую систему групповых и меж­личностных отношений (28).

В настоящее время интерес к изучению старости, необходимость знаний об этом периоде жизни не вызывает сомнений, од­нако геронтопсихология — это самая моло­дая область современной психологии разви­тия. Возросший интерес психологии к про­блемам старости был обусловлен двумя группами причин. Во-первых, наука стала располагать данными о том, что старость не является процессом тотального угасания. Как отмечал Б.Г. Ананьев, геронтологи при­шли к выводу о том, что в старости, наряду с инволюционными процессами, существу­ют и другие процессы и факторы, противо­стоящие инволюционным силам. Так, ге­ронтология отбросила прежние представления о тотальном и одновременном старении всех жизненных функций и уделяет боль­шое влияние проблеме долголетия (5). На сегодняшний день геронтологи рассматри­вают старость как качественно своеобраз­ную перестройку организма, с сохранением особых приспособительных функций на фоне общего их спада. Более 30 лет назад В.В. Фролькисом была разработана адапта-ционно-регуляторная теория старения, со­гласно которой в позднем возрасте наряду с разрушительными процессами, сокращени­ем адаптивных возможностей организма су­ществуют процессы, направленные на под­держание его высокой жизнеспособности, на увеличение продолжительности жизни, которые были названы витауктом (vita — жизнь, auctum — увеличивать). Витаукт ста­билизирует жизнедеятельность организма, восстанавливает и компенсирует многие изменения, вызванные старением, способ­ствует возникновению новых приспособи­тельных механизмов (57).

В этом контексте большой интерес пред­ставляет теория И.В. Давыдовского, рас­сматривающая старость с позиций адапта­ции (20). Согласно этой теории старость подразумевает ограничение и самоограни­чение жизненных отправлений, т.е. гипобиоз. Но это — приспособительное самоограни­чение, по существу продиктованное жиз­ненным инстинктом самосохранения напо­добие анабиоза. Однако, в отличие от пос­леднего, старость не является сохранением структуры в афункциональном состоянии. Наоборот, старость — это как бы промежу­точное состояние, характеризующееся по­ниженной устойчивостью структур к внеш­ним воздействиям; это необратимое состояние,

невозможность сохранения или восстанов­ления той же функциональной напряжен­ности. Таким образом, И.В. Давыдовский рассматривает старость как специфичес­кую, возрастом обусловленную форму при­способления к внешней среде, как «стес­нённую в своей природе жизнь» (20).

Сравнение или отождествление старости с болезнью на указанной основе является чисто формальным, а по существу невер­ным. «Стеснение» в старости вызвано не болезнью, а особым физиологическим со­стоянием. Формальная общность в ряде со­циальных и функциональных проявлений болезни и старости не делает эти понятия равнозначными. Старость — это сигнал, ре­зультат возрастной инволюции. Болезнь безотносительна к возрасту. Старость неиз­бежна; болезнь не неизбежна, она лишь возможна, часто случайна. Старость необ­ратима и неуклонно прогрессирует; болезнь, в принципе, обратима. Со старостью, как и со смертью, в ее финале человек примиря­ется; с болезнью — никогда (20).

Сущность функциональных сдвигов в старости не сводится просто к количествен­ным показателям, как то: падение окисли­тельных и восстановительных процессов, отражающее падение активности фермен­тов, атрофию органов, снижение мышечной силы, возбудимости и т.д., — старость явля­ется одновременно перестройкой и сомати­ческих, и психоэмоциональных отправлений. Эта перестройка сопровождается выработ­кой принципиально новых адаптационных установок, отвечающих общей возрастной

инволюции организма. Речь идет, следова­тельно, о возникновении качественно но­вых физиологических корреляций, лежащих в основе реактивных, приспособительных и компенсаторных процессов, определяющих взаимосвязи организма и среды.

Новым у старого человека является са­мое содержание понятие гомеостаза. Пере­стройка жизненно важных процессов регу­ляции и адаптации в стареющем организме тесно связана с постепенным, а в ряде слу­чаев и довольно быстрым превращением «открытой» системы в «замкнутую» (20).

Таким образом, первая группа причин, определившая интерес возрастной психоло­гии к изучению старости, исходила из от­крытых геронтологией фактов сопротивле­ния тотальной инволюции в этом возрасте, обусловивших взгляд на старость как на возраст развития.

Вторая группа причин, связанных с ин­тересом к исследованию старости и интен­сивным развитием геронтологии, обуслов­лена социально-экономическими фактора­ми. Один из демографических признаков нашей планеты — это старение ее населе­ния (особенно в высокоразвитых странах мира). Оно определяется многими фактора­ми, основным из которых является отчет­ливая тенденция к сокращению рождаемости в развитых странах. Канули в Лету пред­ставления о возрасте 50—60 лет как о воз­расте старости. Смертность в этом возрасте сегодня, в XX веке, упала по сравнению с концом XVIII века в четыре раза; смерт­ность среди 70-летних в последнее время

уменьшилась вдвое. Для современного че­ловека после выхода на пенсию реальность прожить еще 15—20 лет вполне очевидна (17).

В современном российском обществе имеет место ускоренное по сравнению с про-мышленно развитыми странами Запада ста­рение населения, обусловленное во многом неблагоприятной социально-экономической ситуацией, сложившейся в условиях сис­темного кризиса. В этой ситуации особенно важным становится разработка научных подходов к решению проблем пожилых лю­дей, т.к. проблемы старения, психологичес­кого и социального самочувствия, а также смерти пожилых людей приобретают не столько личностный или семейный, сколь­ко значимый социальный характер, прямо или опосредованно затрагивая интересы всех членов общества, в том числе влияя на реализацию их экономических и социаль­ных интересов (38).

В настоящее время очевидна необходи­мость получения комплексного, объектив­ного знания о пожилых людях, их проблемах и способах решения этих проблем вследст­вие явной недостаточности предметного поля и научного инструментария лишь од­ной области научного знания (социальной геронтологии или геронтологической меди­цины). Системное комплексное исследова­ние проблем старения и старости в ши­рокой перспективе позволит наметить обо­снованные пути оптимизации процесса старения, как отдельного индивида, так и общества в целом, «раздвинуть» рамки ак­тивного трудоспособного возраста, повысить статус пожилых граждан в обществе, сделать жизнедеятельность пожилого чело­века благополучной, активной и полноцен­ной, предоставить ему возможности не только для достаточно долгой жизни, но и для даль­нейшего раскрытия собственного потенциа­ла и самореализации в этом возрасте (38).

Эти факторы обусловили выделение и интенсивное развитие в рамках общей ге­ронтологии (комплексной науки о старе­нии и старости) социальной геронтологии, рассматривающей феномен старения и ста­рости человека применительно к измене­нию его социальной позиции, его места в социальной структуре общества, способ­ности и характера взаимодействия с послед­ним. Именно здесь формируются наиболее острые ситуации и проблемы. На сегод­няшний день психология старости и старе­ния развивается как основная составляю­щая социальной геронтологии (28).

Очень важные открытия в этой области были сделаны американскими специалис­тами. На основе многолетних лонгитюдных исследований они показали, что старость — это взаимодействие многих биологических, психологических и социальных процессов, и это оказывает множественный эффект на развитие. В то время когда активность одних функций ухудшается, в других функциях могут иметь место процессы развития и компенсации (72, 126). Более того, может иметь место различие в объеме интра- и ин­териндивидуальных различий. Интраиндивидуальные различия означают, что человек может обнаружить стабильность какой-либо одной способности и снижение других. Интериндивидуальные различия относятся к вариациям среди людей в уровне и време­ни изменений. Это означает, что старость не является универсальным примером гло­бального снижения функционирования (гло­бального упадка).

Существует два подхода к проблеме воз­растного развития: первый выдвигал гипо­тезу о потенциале для последующего разви­тия в поздних возрастах; второй — гипотезу о потенциале для компенсации (70). Разви­тие способностей в поздних возрастах было продемонстрировано во многих исследова­ниях. Как мы видим, результаты этих ис­следований предполагают относительную пластичность интеллектуальных процессов в поздних возрастах.

Соответственно отличается способность старых людей компенсировать относитель­ное снижение способностей. П. Балтес ус­тановил, что старые люди способны под­держивать эффективность выполнения на определенном уровне вопреки некоторому снижению некоторых когнитивных способ­ностей, участвующих в выполнении дея­тельности. Это обеспечивается за счет под­ключения других когнитивных ресурсов и способностей, не затронутых процессом ста­рения. Балтес назвал этот процесс «селек­тивной оптимизацией с компенсацией» (70).

Возрастные изменения, старение чело­века — это реальный, но чрезвычайно слож­ный, стоящий перед обществом, человеком, наукой комплекс важных проблем. Это про­блема личности, нравственности, это проблема кадровой динамики, профессионализ­ма и преемственности поколений, это про­блема индивида и общества. И не случайно возраст взрослого человека, старение стали предметом изучения многих научных дис­циплин: социологии, этнографии, геронто­логии, медицины, психологии и др. Психо­логии в этом плане отводится особое место — изучить самого человека во всей сложности его взаимоотношений в обществе, измене­ние его состояния, взглядов и факторы, влияющие на старение и на отношение об­щества к этому явлению, того общества, ко­торое само становится «миром старых лю­дей». Знание обществом специфики проте­кания процесса старения, возможностей профессиональной деятельности, степени и характера включенности пожилых людей в общественные отношения, уровня их адапта­ции к изменяющемуся своему состоянию, положению и месту в обществе чрезвычай­но важно для обеспечения более легкого приспособления людей позднего возраста к своим возрастным изменениям, к возрасту «социальных потерь», поиска новых воз­можностей.

Современные представления геронтоло­гии базируются на следующих положениях:

• старение и старость являются закономерным процессом возрастных изменений, происходящих в ходе онтогенетического развития на всех уровнях жизнедеятельности;

• старение клеток, органов, функциональных систем и психических процессов

происходит неравномерно. Закон гетерохронности развития и инволюции универсален и действует как на межлич­ностном, так и на внутриличностном уровне. Межличностная гетерохронность выражается в том, что индивиды созре­вают и развиваются неравномерно, а разные аспекты и критерии зрелости имеют для них неодинаковое значение. Внутриличностная гетерохронность вы­ражается в несогласованности сроков биологического, социального и психи­ческого развития.

• процесс старения сопровождается ос­лаблением гомеостатических процессов и одновременно приспособлением всех систем организма к новому уровню жиз­недеятельности (28).

Психология пожилого возраста в целом разработана недостаточно (в психологии раз­вития 90% занимает психология детей). Меж­ду тем этот период — значимый этап онто­генеза человека, и без его обстоятельного исследования невозможно построение кон­цепции психического развития и, соответ­ственно, формирование образа «позитивно­го старения». Важность изучения и разра­ботки психологии старения как главной составляющей социальной геронтологии очевидна. Но кроме психологических воз­никает много еще не решенных проблем, в том числе в сфере теоретических объясне­ний, методологических подходов. Нарабо­танные в этом плане научные данные, схе-4 \м "1А.ъ -±

мы, концепции в зарубежной науке, безус­ловно, представляют большой интерес, но автоматическое перенесение их в наши ис­следования не дает полноценных результа­тов в связи с особенностями социальной ситуации в России (28).

Очень сложной является проблема вы­деления границ старости. Границы между периодом зрелости и началом старости труд­ноуловимы. Один из основоположников отечественной геронтологии — И.В. Давы­довский — категорически заявлял, что ни­каких календарных дат наступления старос­ти не существует. Обычно, когда говорят о старых людях, руководствуются возрастом выхода на пенсию, но последний далеко не одинаков в разных странах, для различных профессиональных групп, мужчин и жен­щин. По мнению ВОЗ (Всемирной органи­зации здравоохранения), более удобным представляется термин «стареющие», ука­зывающий на постепенный и непрерывный процесс, а не на определенную и всегда произвольно устанавливаемую возрастную границу (67).

Итак, в соответствии с классификацией Европейского регионального бюро ВОЗ по­жилой возраст длится у мужчин с 61 до 74 лет, у женщин — с 55 до 74 лет, с 75 лет на­ступает старость. Люди старше 90 лет счи­таются долгожителями, 65-летний рубеж нередко выделяется особо, так как во мно­гих странах это возраст выхода на пенсию.

Но это лишь градация биологического возраста. Все больше исследователей при­ходит к выводу, что сущность возраста не сводится лишь к длительности существова­ния, измеряемой количеством прожитых лет. Метрическое свойство времени указывает только на количественные показатели воз­раста, он очень приблизительно фиксирует физиологическое и социальное «качество» человека и его самочувствие. Календарный возраст служит основанием для запрещения или разрешения различных социальных ролей или поведения в соответствующем возрасте. Выполнением этих ролей в соот­ветствии с определенными общественными нормами и предписаниями определяется социальный возраст человека, часто не со­впадающий с календарным (28).

Биологический возраст не может рас­сматриваться как некая внешняя социаль­ному, но не сопряженная с ним параллель. Поэтому психологический аспект старения М.Д. Александрова рассматривает приме­нительно к сенсорно-перцептивной и ин­теллектуальной сферам, к характеристикам личности, динамике творческой продуктив­ности. Кроме того, по мнению других авто­ров, при определении пожилого возраста в качестве наиболее существенного признака служит социально-экономический «порог» — уход на пенсию, изменение источника до­хода, изменение социального статуса, суже­ние круга социальных ролей (2).

Старость является не статичным состоя­нием, а динамичным процессом. Она связа­на со специфичными изменениями условий жизни, многие из которых, к сожалению, имеют негативную окраску. К ним принад­лежат изменение физических возможностей, утрата общественного положения, свя­занная с выполнявшейся работой, измене­ние функций в семье, смерть или угроза ут­раты близких людей, ухудшение экономи­ческих условий жизни, необходимость приспосабливаться к быстрым культурным и бытовым изменениям. Более того, окон­чание профессиональной работы у многих людей вызывает радикальное изменение стиля жизни. У других дополнительно на­ступают изменения ближайшего окружения и форм поведения, например в результате помещения в дом для престарелых (53).

Существуют, разумеется, и позитивные стороны изменения жизненной ситуации: наличие большого количества свободного времени, возможность свободно занимать­ся любимым делом, посвящать себя развле­чениям или хобби, освобождение от необ­ходимости общественного соперничества и борьбы за свое положение.

Очень часто забывают о целой гамме об­щественных и психических факторов, свя­занных со старением, трактуя его исключи­тельно как биологический процесс. Утрата здоровья имеет значение не сама по себе, а как причина того, что человек, которому не всегда позволяют силы, должен нередко ра­дикально перестраивать жизнь. Неудивитель­но, что не каждому это удается. Обозначим аналогию между созреванием и приспособ­лением к старости. В обоих этих периодах происходят выраженные телесные измене­ния, но наиболее характерным для них яв­ляется то, что они представляют собой свое­образные «переходные фазы», связанные

с необходимостью изменения прежнего об­раза жизни, перестройкой существующего динамического стереотипа поведения, при­нятием на себя новой социальной роли, правильной реакцией на требования окру­жения, изменением самовосприятия. Ибо, кроме внешних изменений, наступают из­менения в представлении, которое было у человека в отношении самого себя. Новое видение самого себя может побудить к перестройке субъективной картины мира. Для человека, который считается сильным, важным и значимым, мир является чем-то безопасным, известным, позволяющим уп­равлять собой. Для того, кто чувствует бес­помощность, бесполезность и слабость, ок­ружение превращается в арену действия враж­дебных сил, источник угрозы и страха (53).

Эти представления весьма значительно обусловлены культурологически. Сравни­тельные исследования антропологов пока­зывают, что в так называемых примитив­ных культурах нет ни трудной молодежи, ни несчастных, одиноких, грустных и аг­рессивных стариков. Это связано с тем, что в этих культурах старые люди крепко впле­тены в группу, племя или род, их окружают общественное признание и уважение, они могут выполнять почетную и ответствен­ную функцию управления, распоряжения и совета благодаря возможности черпать из богатой сокровищницы собственного опыта.

В нашей культуре очень большое значе­ние приобретает умение найти замену про­фессиональной работе либо продолжать ее в целях сохранения активности и чувства общественной пользы. Многие современ­ные авторы подчеркивают значение соци­альных и психических факторов, а также фундаментальную роль, которую они игра­ют в способе приспособления к старости и функционирования в этот период жизни. Так, например, английский врач и писатель А. Комфорт пишет: «Мы можем сделать людей социально старыми, отправив их на пенсию, можем даже этим способом сде­лать старыми физически, ибо у человека психические, физические и общественные факторы влияют друг на друга в такой мере, которая будет постоянно удивлять нас, даже в эпоху психосоматической медици­ны» [цит. по (53)]. Большое количество и сложное воздействие этих изменяющихся факторов приводит к тому, что не сущест­вует единого, универсального способа при­способления к старости. Влияние имеют личность старого человека, его поведение, потребность в социальных контактах и лю­бимый стиль жизни и занятий. Так, для одних оптимальные условия возникают при со­вместном проживании с детьми и возмож­ности заботиться о внуках, для других — в самостоятельном, отдельном жилище, ко­торое дает ощущение свободы и независи­мости. Есть люди, с удовольствием привет­ствующие конец профессиональной работы, и те, для которых работа является незаме­нимым условием психической интеграции. Несколько различно происходит адапта­ция к старости у женщин и мужчин. Это связано с различиями в стиле жизни обоих полов, сильнейшей идентификацией некоторых мужчин с профессиональной ролью, у женщин — с домашней работой и семей­ными обязанностями. Хорошее или плохое приспособление к собственному старению зависит от общего жизненного баланса жен­щины, а также от ее актуальной жизненной ситуации. Если женщина свою ценность и жизненные успехи связывает с ролью жен­щины, тогда сознание старения и ограниче­ния этой роли она переживает как пораже­ние и конец своей жизненной карьеры. В то же время в случаях, когда женщина свои жизненные успехи связывает с ролью матери, жены, с профессиональной работой, вызы­вающей глубокий интерес, тогда ее психи­ческая ситуация значительно лучше (53).

При оценке значения старости как воз­раста жизни большое значение имеют соци­альные стереотипы. Как указывает Т.В. Карсаевская (22), в обществе к старым людям относятся двояко: негативно и позитивно. Первое имеет место при сравнении старос­ти с живой могилой, второе — при оценке старости как желанного возраста, периода опыта и мудрости. Негативные установки по отношению к старым людям, возникшие на ранних этапах прогресса общества в ус­ловиях скудости существования и сохраняю­щиеся в известной мере в западном созна­нии, оказывают существенное влияние на мотивы поведения, самочувствие и даже со­стояние здоровья пожилых людей, считающих себя лишними в обществе. Этим вызвана необходимость критики геронтофобных ус­тановок. С человеческой, гуманистической позиции большое значение приобретают признание общественной ценности старых людей как носителей традиций и культур­ного наследия наций, пропаганда совре­менных научных знаний о психологической наполненности и красоте поздних лет жиз­ни, о путях достижения «благополучного» старения (22).

Противоположные точки зрения на об­раз старого человека представляют собой социокультурный феномен, имеющий кор­ни в реальных противоречиях общества. Геронтофобные установки по отношению к старости и старым людям нуждаются в кри­тике, так как на уровне обыденного созна­ния их влияние еще нередко сохраняется. Повышение в общественном мнении «цен­ности» юности в западной культуре приве­ло и к эволюции представлений о старости: как пишет Ф. Ариес, старик «исчез». Слово «старость» выпало из разговорного языка, ибо понятие «старик» стало резать слух, при­обрело презрительный или покровительст­венный смысловой оттенок и сменилось подвижным — «очень хорошо сохранив­шиеся дамы и господа» [цит. по (22)]. Сте­реотипы отношения к старости, опреде­ляющие во многом стратегии адаптации к возрасту, обусловливаются многими факто­рами, в том числе культурно-исторически­ми особенностями развития общества. Та­кой выбор в значительной степени опреде­ляется, например, национальной традицией отношения к старости. В расширенных се­мьях на Востоке существуют такие отноше­ния, которые требуют от пожилых людей участия, интеграции, готовности к обще-

нию и дают ощущение надежности, эмоци­ональное тепло и защищенность. В странах Запада старость часто воспринимается не­гативно, и общество, отторгая пожилых лю­дей от участия в производительной жизни, лишает их многих социальных прав, а также социального интереса к ним и участия (26, 42).

Большое значение влияния социального стереотипа старости на выбор стратегии адап­тации к возрастному фактору в старости от­мечают В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев (51). Они пишут, что в современном обществе получил распространение образ стариков как бесполезных и обременяющих общест­во людей. Такие стереотипы отрицательно влияют на самочувствие пожилых людей. Ощущение себя как ненужных людей, как обузы для своих детей — психологическая основа общественной и профессиональной пассивности пенсионеров. Быстрые инво­люционные процессы, обнаруживающиеся у людей в ранний постпенсионный пери­од, — результат их неспособности противо­стоять мощному влиянию социальных сте­реотипов. Их влияние приводит к негативным изменениям в еще совсем недавно актив­ных и здоровых людях.

Такие стереотипы приходят в противо­речие с объективным медицинским и пси­хологическим статусом пожилых людей. Пси­хологические исследования показывают, что большинство людей в пенсионном воз­расте сохраняют работоспособность, ком­петентность, интеллектуальный потенциал. В настоящее время люди, вышедшие на пен­сию, отстаивают свои права на активную жизнь в обществе, могут осваивать и новые профессии, совершенствоваться в сфере свое­го привычного дела. Некоторые из них же­лают получить новейшие знания в области своей или смежной профессии (51).

Проблема взаимосвязи социального сте­реотипа старости и личного выбора стратегии старения представлена в работе Л.И. Анцыферовой (6). Она выделяет два личностных типа старости, отличающихся друг от друга уровнем активности, стратегиями совладания с трудностями, отношением к миру и себе, удовлетворенностью жизнью. Пред­ставители первого типа мужественно, без особых эмоциональных нарушений пере­живают уход на пенсию. Они, как правило, заранее готовятся к этому событию, ведут поиск новых путей включения в общест­венную жизнь, планируют будущее свобод­ное время, предвидят негативные состояния и события в период отставки. Люди, плани­рующие свою жизнь на пенсии, нередко воспринимают отставку как освобождение от социальных ограничений, предписаний и стереотипов рабочего периода. Под влия­нием переживания свободы у человека выяв­ляются новые способности, реализующиеся в увлекательных занятиях. У многих старых людей выход на пенсию связан со стремле­нием передать профессиональный опыт ученикам. Они испытывают тягу к воспита­нию нового поколения, наставничеству. За­нятие другим интересным делом, установ­ление новых дружеских связей, сохранение способности контролировать свое окружение порождают удовлетворенность жизнью и увеличивают ее продолжительность.

Картина поведения представителей вто­рого типа людей, вышедших на пенсию, иная. Вместе с отходом от профессиональ­ной деятельности у них развивается пассив­ное отношение к жизни, они отчуждаются от окружения, сужается круг их интересов и снижаются показатели тестов интеллекта. Они теряют уважение к себе и переживают тягостное чувство ненужности. Эта драма­тическая ситуация — типичный пример по­тери личностной идентичности и неспособ­ности человека построить новую систему идентификации (6).

Б. Ливехуд также отмечает, что послед­ние годы переживаются по-разному. Одни старые люди отмечают, что снижение соци­альной активности помогло им понять са­мих себя и реально и глубоко ощутить слова «Христос во мне». Другие старые люди от­чаянно цепляются за жизнь, которая мед­ленно уходит от них [цит. по (51)].

Рассматривая вопрос о различии про­дуктивности субъекта жизни в зависимос­ти от уровня его личностного развития, Л.И. Анцыферова выделяет следующие кри­терии типов поступательного развития лич­ности в поздние годы:

1) лишился ли человек работы в эти го­ды, или он продолжает свою профессио­нальную деятельность;

2) на какие ценности ориентирована его активность в период поздней взрослости (7).

В этом случае, если индивид очутился в ситуации отставки, перед ним встает трудная задача — реализовать свои возможности в новых видах деятельности, нередко требу­ющих изменения образа жизни. Решению этой задачи поможет актуализация тех ран­них фрагментарных Я-образов, которые возникли как результат опробования чело­веком себя в разных жизненных ролях. Именно с этих позиций можно интерпрети­ровать описания Эриксоном жизни некото­рых старых людей.

Первый тип называется «прометеевым», и к нему относятся личности, для которых жизнь — непрерывное сражение. В поздние годы такие люди продолжают сражаться с новыми трудностями — возрастными бо­лезнями. При этом они стремятся не только сохранить, но расширить субъективное про­странство своего жизненного мира. Испы­тывая, в конце концов, необходимость в опоре на других, они принимают лишь ту помощь, которая завоевана ими. Это люди, сохранившие активность благодаря жизне­стойкости и упорству духа. Они — субъекты своей жизни. Заметив у себя нежелательные изменения, они изобретательно компенси­руют их, не снижая самооценки (7).

Другой тип, представители которого то­же отличаются активным отношением к жизни, носит название «продуктивно-авто­номный». Как в ранние, так и в поздние пе­риоды жизни личности такого типа ориен­тированы на высокие достижения, успех, который обеспечивается многообразными стратегиями. Они самостоятельны, крити­чески относятся к разным социальным сте­реотипам и общепринятым мнениям (7).

Люди, жизненный путь которых отлича­ется дерзанием, креативностью, успехом, конструктивно относятся и к спутникам ста­рости — ухудшению физического состоя­ния, появлению разных болезней (46).

Своеобразно протекает процесс старе­ния у выдающихся творческих личностей, имеющих возможность до глубокой старос­ти продолжать свою креативную жизнь. Во многих случаях жизненный путь таких лю­дей — это сплав счастья и страданий, чере­дование моментов потери и обретения но­вого смысла своей жизни.

К числу причин, вызывающих у них ост­рое чувство недовольства собой, относятся, в частности, исчерпанность намеченной ранее жизненной программы, расхождение между масштабностью творческого дара и весьма неполной его реализацией в резуль­татах деятельности.

Один их вариантов жизни на стадии позд­ней взрослости представлен в уникальном документе — психологической автобиогра­фии К. Роджерса. В ней выдающийся ученый особенно детально анализирует свою жизнь от 65 до 75 лет. Этот анализ — ценный вклад в акмеологию. Описываемое десятилетие характеризуется поразительной продуктив­ностью научной, научно-организационной, психотерапевтической и педагогической де­ятельности ученого [цит. по (46)].

В индивидуально-психологическом и социальном плане деятельность старых лю­дей может быть более богатой в духовном отношении, направленной на утверждение нравственных ценностей своей повседнев­ной, обыденной жизни.

По критерию ориентации на ценности добра, справедливости, истины можно вы­делить два типа старения людей:

1) реализующих себя путем утверждения нравственных ценностей и

2) не достигших высокого уровня мо­рального развития, часто преступающих в своих действиях нормы нравственности (46).

В работах Эриксона выявлены некото­рые условия формирования неполноцен­ных в нравственно-духовном отношении личностей. К этим условиям относятся: ра­но возникающее чувство безжалостности; недоверие к миру и отчуждение от окружа­ющих; неприятие даже близких людей; от­сутствие потребности заботиться о других и т.п. А. Эллис обнаружил сходный тип лю­дей. Обобщенное негативное отношение к миру выражается в характерных для них высказываниях, начинающихся словами: «Я ненавижу», «Я теперь не могу» и т.п.

Интегрируясь в поздние годы, эти пози­ции становятся преградой для поступатель­ного общения личности: человек относится с недоверием к любой новой информации, а также к ее источнику, он отчуждается от быстро меняющейся социальной действи­тельности. Иногда люди этого типа агрес­сивны, чаще же замыкаются, окружая себя плотным кольцом психологических защит. Несомненно, что эти проблемы связаны с нарушением когнитивного компонента Я-концепции. Социальные стереотипы, шаб­лоны воздействуют на субъективные отношения человека не только к социуму, но и к себе. Особенно они влияют на самовоспри­ятие пожилых людей, так как оценочный критерий в их Я-концепции был обозначен в других социальных условиях. Человечес­кое существование принимает форму исто­рического бытия, которое всегда включено в историческое пространство и неотделимо от системы знаков и отношений, лежащих в основе этого пространства (46).

Другой важный момент, который следу­ет учитывать в связи с анализом специфики Я-концепции пожилых людей в аспекте сте­реотипов старости, состоит в культивирова­нии в обществе шаблонов социального ста­туса этой возрастной группы. Результаты эм­пирических исследований показывают, что многие характерные черты пожилых обу­словлены распространенными в обществе негативными стереотипами восприятия ста­риков как людей бесполезных, интеллекту­ально деградирующих, беспомощных. И мно­гие пожилые интериоризируют эти стерео­типы, снижают собственную самооценку, боятся своим поведением подтвердить от­рицательные шаблоны. Я-концепция этих людей в большинстве случаев (в терминах К. Роджерса) не конгруэнтна их самости, она блокирует реальные возможности и пред­определяет негативную направленность в психологическом развитии (46).

Есть часть пожилых людей, которые концептуально не приемлют подобные «со­циальные интервенции» в своем психофи­зическом самосознании, однако не находят в себе ресурсов противостоять негативному

мнению. С другой стороны, испытывая тре­вогу и страх подтвердить своим поведением эти социальные штампы, они стараются по возможности изолироваться от общества (по их мнению, недружественного и агрес­сивного). Так выглядит достаточно харак­терный аргумент пожилых людей, еще сильных и здоровых физически, но в связи с бытовыми условиями не очень уверенных в своих возможностях (например, перейти улицу в гололед или войти в переполнен­ный транспорт). Они испытывают страх быть укоряемыми, услышать обидные реплики в свой адрес и откровенный антагонизм. Та­кие ситуации переживаются ими как «соци­альное падение» (причем более значитель­ное, если эти люди в молодости имели зна­чительный социальный статус и ощущали себя уверенно и свободно) (46).

В кратком введении мы попытались дать современное определение старости как воз­раста жизни с позиций геронтологии и пси­хологии, а также выделить те научно-иссле­довательские и социальные факторы, кото­рые способствовали тому, что старость стала разделом психологии развития. Особое внимание было уделено современным со­циальным стереотипам старости и их влия­нию на типы адаптации к старости и совладанию с нею.

Закончить введение следует описанием кризиса идентичности, разделяющего зре­лость и старость, образно говоря, открыва­ющего «врата старости». В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев назвали его кризисом «откро­вения Инобытия» (51). По мнению авторов,

этот кризис протекает в 55—65 лет и сущ­ность его заключается в том, что взгляд че­ловека окончательно обращается вовнутрь. Кажется, что все ценностные ориентиры необходимо пережить заново. Человек на­чинает готовиться к иному бытию и прово­дит серьезную ревизию прожитой жизни. По мнению В.И. Слободчикова и Е.И. Иса­ева, этот кризис обостряется «истаиванием деятельностной формы бытия» (51).

Рано или поздно, но наступает период, когда человек уже с трудом может опериро­вать грузом предметного содержания своей деятельности, он «поглощается» предметом и «умирает» в предмете, воплощаясь и реа­лизуясь в нем. Так, мать и отец воплощаются в детях, как предмете своих родительских усилий в своей воспитательной деятельнос­ти, учитель — в ученике, как предмете об­разовательной деятельности и т.п. Этот груз предметного содержания, достаточно тяже­лый сам по себе, удесятеряется тем, что в непрерывном процессе развития жизни за­рождающееся новое содержание уже грозит отодвинуть его в прошлое, заменить своим, новейшим. Открытия устаревают; у детей рождаются свои дети (внуки), требующие другого воспитания в изменившихся усло­виях; бурно меняется технология, иной ста­новится предметная среда обитания челове­ка. Отменить прогресс нельзя. Но трудно спокойно смотреть на то, как устаревает, отходит на второй план, а затем в небытие то, что было сделано с таким трудом, ценой огромного напряжения. Все это может вы­звать не только «предметную смерть», как

логическое завершение деятельности чело­века в определенном предмете, но и грусть, кризис идентичности (51).

Истаивание деятельностной формы бы­тия человека неизбежно, ибо перед лицом разворачивающегося в истории прогресса общественной деятельности единичный че­ловек, как бы ни была внушительна его личность и ярка индивидуальность, бесси­лен. Он всегда будет моментом обществен­но-исторического процесса преобразования предметной сферы человеческой жизни. Как бы ни был значителен вклад отдельного че­ловека в этот процесс, как бы ни опредме-тился он в своей деятельности, сам факт исчерпанности отведенной именно ему воз­можности изменения предмета имеет все­общее значение. Нельзя ничего сделать «на­всегда» в этой жизни; все равно оно ока­жется моментом исторического развития рода человеческого, памятником этой исто­рии, свидетельством, оставленным буду­щим эпохам, но не венцом развития (51).

После 55 лет, когда накопленный опыт позволяет реалистичнее оценить соотноше­ние ожидаемого и достигнутого, человек начинает подводить итоги своей прошлой деятельности и своих свершений, задумы­ваться над смыслом жизни и ценностью сделанного. Заглядывая в будущее, человек вынужден пересматривать свои цели с уче­том своего профессионального статуса, фи­зического состояния и положения дел в семье. Доминирующим источником жиз­ненной удовлетворенности становятся ус­пехи детей. Кризис может быть преодолен

и преодолевается многими людьми, когда они понимают роль и место своей деятель­ности в историческом и общественном про­цессе и не только смиряются с необходи­мостью прогресса, обновления профессио­нальной деятельности, прихода новых людей, но и сами включаются в процесс созидания нового, используя все свое влияние обще­ственного и профессионального положения. В новой ситуации развития, оказавшись на вершине жизни и не имея сил подняться выше, человек может на основе самоанали­за восстановить тождественность в новых условиях, найти себе и своему Я место в этих условиях, выработать соответствующую фор­му поведения и способ деятельности (51).

Завершение кризиса связано с решени­ем вопроса об отходе от профессиональной деятельности, о том, чем заполнить свою жизнь за пределами активной включеннос­ти в производительную жизнь общества. Переход этой границы и есть вступление в старость как стадию жизни, но не состоя­ние души.

ГЛАВА 1

Старость: что считать началом отсчета?

Рассматривать старость как возраст раз­вития, утверждать уникальное место старос­ти в жизненном цикле человека, системно анализировать старость можно лишь с по­зиций учения Л.С.Выготского о возрасте. Возраст, по определению Л.С.Выготского, — это относительно замкнутый цикл, имею­щий свою структуру и динамику (16). Струк­тура возраста включает в себя характеристику социальной ситуации развития, ведущего типа деятельности и основных психологических новообразований. Понятие «социальная си­туация развития», введенное Л.С.Выгот­ским для обозначения главного компонента структуры возраста, понимается как место человека в системе общественных отноше­ний. Ведущая деятельность рассматрива­лась А.Н.Леонтьевым как деятельность, в которой дифференцируются другие виды деятельности, формируются и перестраива­ются частные психические процессы и раз­вивается личность (32,33). Очевидно, что понятия социальной ситуации развития и ведущей деятельности однозначно опреде­лялись авторами для детских возрастов, од­нако анализ поздних возрастов показал их значение для анализа жизненного цикла в целом. По нашему мнению, эти понятия име­ют не столько частнонаучный смысл, сколь­ко позволяют решать ряд взаимосвязанных методологических задач возрастной психо­логии, и прежде всего задачи создания чет­кой современной картины онтогенеза с уточнением ее специфических черт, расста­новкой акцентов при изучении механизмов развития и выявлением узловых моментов в системе теоретических концепций и эмпи­рических знаний. В связи с этим системный анализ старости как возраста развития це­лесообразно, по нашему мнению, начать с определения ее в системе этих важнейших психологических координат.

Социальная ситуация развития в старос­ти связана с отходом от активного участия в производительной жизни общества — с ухо­дом на пенсию. И именно выход на пенсию некоторые теории старости признают нача­лом этого возраста. Последнее не случайно: профессиональная деятельность при всех особенностях организации индивидуальной жизни обеспечивает человеку необходимые социальные связи (проблема может заклю­чаться лишь в области качества и объема этих связей).

Одной из теорий, пытающихся объяс­нить положение пожилых людей в общест­ве, является широко распространенная и принятая на Западе теория разобществле-ния, которую впервые обосновали Дж. Ро­зен и Б.Ньюгартен, а затем дополнили Е.Камминг и В.Генри. Разобществление —

это психосоциальное явление, объясняю­щееся как природными изменениями пси­хологии стареющей личности, так и воздей­ствием на нее социальной среды. Явление разобществления выражается в изменении мотивации, сосредоточении на своем внут­реннем мире и спаде коммуникативности. Формальное начало этого процесса связано с выходом на пенсию и обнаруживает субъ­ективное и объективное проявление. Объ­ективно разобществление находит свое вы­ражение в утрате прежних социальных ролей, ухудшении состояния здоровья, снижении дохода, утрате или отдалении близких лю­дей. Субъективно оно выступает в ощуще­нии своей ненужности, сужении круга инте­ресов — сосредоточении их на своем внут­реннем мире (28).

Суть теории заключается в том, что'Гс возрастом происходит удаление стареющего человека от общества, причем этот процесс биологически и психологически внутренне присущ и неизбежен. Разрыв между лич­ностью и обществом происходит уже после выхода на пенсию. По инерции пожилой человек продолжает поддерживать старые связи, интересуется тем, что происходит на работе. Затем эти связи становятся искусст­венными и постепенно прерываются. Ко­личество поступающей к человеку инфор­мации уменьшается, круг его интересов су­жается, падает активность, в связи с чем ускоряется процесс старения (28).

Важнейшим фактором разобществления является, по мнению В.Генри, незанятость

старых людей, которая усугубляется умень­шением их жизненной активности и энер­гии. Незанятость рассматривается как сово­купный процесс, психосоциальное явление, которое объясняется как психологией дан­ного индивидуума, так и воздействием на него общества, включающего или выключа­ющего его из социальной жизни. Общество может возложить на старого человека обя­занности. Но оказывается, что если обще­ство не накладывает на старого человека обязанностей, то он не может тем не менее освободиться от обязанностей по отноше­нию к самому себе. В связи с этим внешние социальные факторы поведения и его моти­вы у старого человека отходят на второй план, а на первый план выходят внутренние его потребности. Старый человек, таким образом, интровертируется и начинает бо­лее всего любить себя, остается привязан­ным к самому себе.

У старого человека, как рассуждает В.Генри, меняется мотивация трудовой де­ятельности. Человек стремится к труду в послепенсионные годы уже не с целью со­держать себя, а ради труда, который приоб­ретает эмоциональную окраску. Старый че­ловек анализирует свою работу только по отношению к самому себе, а не к общест­венной деятельности, как способность вы­полнять работу, как самооценку [цит. по (2)].

Разобществление проявляется в пред­пенсионном возрасте или сразу после выхо­да на пенсию. Кроме прекращения трудо­вой деятельности и вследствие этого ухуд шения материального состояния и падения социального престижа, человек на этой ста­дии жизненного пути теряет родных и близ­ких, отделяется от приобретших самостоя­тельность детей. Эта утрата прежних соци­альных ролей в совокупности с ухудшением состояния здоровья и спадом умственной деятельности ведет к нарушению сложив­шегося динамического стереотипа личнос­ти, к изменению ее мировоззрения и пове­дения.

Рассматривая с этой позиции современ­ную семью и систему взаимоотношений по­колений в ней, Д. Бромлей отмечает, что традиционная патриархальная семья распа­дается, что старики — отцы семейства уже не играют прежней роли, что молодое по­коление не нуждается в поддержке старого, а старое вовсе отходит от семьи, не выпол­няя роли дедушек и бабушек. Наряду с об­щей характеристикой возраста Д.Бромлей, подобно В.Генри, указывает на индивиду­альные различия в разобществлении. Неко­торые старые люди упрямо сопротивляются давлению, ограничивающему их жизненное пространство. Некоторые из них отказыва­ются уходить на пенсию до тех пор, пока их не заставляет это сделать плохое здоровье. Некоторые умирают такими, какими они жили, активными и деятельными. Некото­рые отказываются принять совет, даже ког­да он дается из лучших побуждений и со­гласуется с их собственными интересами, если этот совет означает отказ от деятель-

ности, которая занимает центральное место в их жизни [цит. по (2)].

Большое значение Д.Бромлей придает половым различиям в протекании старения человека, он указывает на специфику про­цесса разобществления у женщин и муж­чин. Д.Бромлей говорит, что у женщины разобществление тоже имеет место. Однако ее задача может быть проще, так как она, даже будучи одинокой, должна приспосаб­ливаться к неожиданному уходу на пенсию. Женщина в разное время выполняет роль дочери, матери, бабушки, жены или родст­венника. Ее положение существенно зави­сит от структуры семьи, для мужчины же более существенны перемены в положении на службе и финансовом обеспечении, в статусе и др. [цит. по (2)].

По мнению Д. Бромлей, отход, «отступ­ление» от жизни в цикле старения имеет три стадии: «удаление от дел»(65—70 лет), дряхлость, болезненная старость и смерть.Первая из этих стадий характеризуется по­вышением впечатлительности (восприим­чивости) к нарушениям жизненного стереоти­па и «психическим беспорядкам» в ближайшем окружении; увеличивающейся потребнос­тью в коммуникации, обострением чувства родства и привязанностей к близким лю­дям; освобождением от служебной роли и общественных дел или продолжением не­которого рода деятельности с целью под­держания авторитета и власти; адаптацией к новым условиям жизни без постоянных и

напряженных занятий; ухудшением физи­ческого и умственного состояния.

Старость характеризуется Д. Бромлей весьма лаконично: полная незанятость в об­ществе, отсутствие каких-либо ролей, кро­ме семейных, растущая социальная изоля­ция, постепенное сокращение круга близ­ких людей, особенно из среды сверстников, физическая и умственная недостаточность [цит. по (2)].

По мнению многих зарубежных и отече­ственных психологов, в связи с осознанием последствий, связанных с уходом человека из активной профессиональной и общест­венной жизни, период принятия решения завершить общественную и трудовую дея­тельность и сам выход на пенсию оказыва­ются наиболее трудными для стареющего че­ловека. Н.Ф. Шахматов писал, что к этому периоду для человека становится ясно, что его опыт и знания менее значимы для об­щества, чем перспективность и оператив­ность молодого работника, что общество не обнаруживает желания считаться с его ста­рыми привычками, стилем и образом жиз­ни. Старику остается только согласиться, что его былая роль активного участника об­щественной жизни перемещена ныне в об­ласть морально-нравственного примера (63).

В этой ситуации для всех пожилых лю­дей в большей или меньшей степени типичны нерешительность, тревожность и амбициоз­ность, а при принудительном или неожи­данном уходе на пенсию с большой вероят­ностью развиваются невротические расстрой-

ства и иные формы неадекватного поведе­ния (63) — это и есть «синдром отставки». Как указывают В.И.Слободчиков и Е.И.Иса­ев (51), уход на пенсию составляет цент­ральный момент ситуации развития в пери­од старости. В психологии говорят о «шоке отставки». Отставка (или выход на пенсию) означает отделение человека от референт­ной ему группы, от того дела, которому он посвятил долгие годы. Человек теряет важ­ную социальную роль и значимое место в обществе.

Потеря общественного и социально зна­чимого места сопряжена с потерей источ­ников социально-психологических стиму­ляций, с разрывом сложившихся професси­ональных и межличностных отношений. Сужается круг общения человека, что в свою очередь приводит к изменениям в его лич­ности.

Выход на пенсию для многих людей со­провождается значительным ухудшением материального положения. Это вынуждает их ограничивать себя в том, в чем раньше они себе никогда не отказывали. Матери­альная ограниченность или зависимость от своих детей вызывает целый ряд негатив­ных психологических переживаний (51).

Прекращение активной профессиональ­ной деятельности приводит к тому, что пси­хологические процессы (мышление, память, внимание и т.д.) не получают полноценной нагрузки, снижается уровень их функцио­нирования. При отсутствии ситуации пере­дачи профессиональных знаний другим сни-

жается и профессиональная компетент­ность. Авторы ссылаются на исследования Г. Томе, который зафиксировал зависимость психического состояния пожилого человека от состояния здоровья и его социального окружения. Ухудшение общего состояния здоровья было выявлено прежде всего у тех мужчин и женщин, семья которых по при­чине смерти родственника или переезда от детей стала меньше и тем самым сократи­лись возможности для личных контактов. Удалось также проследить связь между об­щим состоянием здоровья и теми формами и способами, в которых воспринималось ухудшение ситуации: лица, состояние кото­рых было оценено как благополучное, отве­чали на трудности по работе, в хозяйствен­ной или жилищной области скорее активно и конструктивно, а лица со значительным ухудшением здоровья, напротив, ждали ре­шения их проблем извне, особенно со сто­роны членов их семей.

Психическое и соматическое здоровье и благополучие пожилых людей зависит от отношения к будущему. Масштаб жизнен­ных планов, который является индикато­ром зрелой личности, значимо коррелирует с установленным врачами уровнем здоровья. Если окружающая среда продолжает по­буждать и стимулировать человека и осо­бенно если будущее еще открывает перед ним известные возможности, то можно ожи­дать высокую степень постоянства поведе­ния при выходе на пенсию(51).

Отечественные психологи отмечают, что

изменение социальной ситуации развития приводит к динамике ведущих мотивов по­жилого человека еще в период подготовки к выходу на пенсию (46). При этом приводят исследования Томпсона, который выявил, что влияние смены социальной ситуации на мотивационную сферу проходит три ста­дии:

1. Сбрасывание оборотов.Этот этап характеризуется желанием человека освободиться от ряда трудовых обязанностей и стремлением сузить сферу ответственности, чтобы избежать внезапного резкого спада активности при выходе на пенсию.

2. Перспективное планирование.Человек старается представить свою жизнь на пенсии, наметить некоторый план тех действий или занятий, которыми он будет заниматься в этот период времени.

3. Жизнь в ожидании пенсии.Людьми овладевают заботы о завершении работы и оформлении пенсии. Они практически живут уже теми целями и потребностями, которые будут побуждать их к действиям в оставшийся период жизни [цит. по (46)].

С выходом на пенсию положение и роль людей изменяются. Они приобретают новый социальный статус. Теперь из группы, ко­торую условно называют поколением руко­водителей, они переходят в так называемую группу людей «на заслуженном отдыхе», предполагающую снижение социальной ак­тивности. Для многих подобное изменение общественной роли оказывается одним из

самых значительных событий, происходя­щих в период поздней взрослости.

Каждый человек, ушедший на пенсию, по-разному переживает это событие. В свя­зи с тем, какое отношение формируется у него в процессе осознания данного факта, происходят соответствующие изменения в его мотивационно-потребностной сфере.

Одни воспринимают свой выход на пен­сию как сигнал конца своей полезности, безвозвратной потери главного смыслооб-разующего мотива всей жизни. Поэтому они изо всех сил стараются подольше ос­таться на своем рабочем месте и работать до тех пор, пока хватает сил. Для таких людей работа — это стремление к определенным целям: от обычного поддержания матери­ального благополучия до сохранения и при­умножения карьерных достижений, а также возможность перспективного планирова­ния, во многом определяющего их желания и потребности.

Отсутствие работы приводит человека к осознанию ослабления своей роли в обще­стве, а иногда и к ощущению ненужности и бесполезности. Иными словами, переход к жизни пенсионера служит для него сигналом «утраты власти, беспомощности и автоно­мии» (29). В этом случае человек сосредота­чивает свои усилия на поддержании социаль­ного интереса, выражающегося в целена­правленном поиске тех видов деятельности, которые дают ему ощущение своей полез­ности и сопричастности с жизнью общест­ва (46).

Все описанные выше исследования оте­чественных и зарубежных авторов обнару­живают, что изменение социальной ситуа­ции в связи с выходом на пенсию пережи­вается пожилыми людьми не одинаково, что обуславливает различие их стратегий адаптации к старости, совладания с ней.

Эта проблема заставляет задуматься над тем, насколько неизбежна, «фатальна» ста­рость как психологический возраст. Конеч­но, в плане биологического возраста «от старости лекарства нет», но психологичес­кий возраст — это иное. Человек переходит в иной возраст в связи с изменением соци­альной ситуации развития. А если она не меняется, то есть если человек не исключа­ется из системы социальных связей, то всту­пает ли он в возраст «психологической ста­рости»?

По нашему мнению, человек, уходя на пенсию, сталкивается с необходимостью важного, трудного и абсолютно самостоя­тельного выбора — между социальной и ин­дивидуальной жизнью. Возраст в полной мере заявляет о себе как адаптогенный фак­тор именно в тот момент, когда человек в связи с уходом на пенсию лишается обяза­тельной поддержки общества и системы оп­ределенных социальных связей, обуслов­ленных профессиональной деятельностью, занимаемым в обществе местом. Уходя на пенсию, человек не только теряет общест­венные связи; отчуждение от социально зна­чимой деятельности и соответствующее по­ложение одновременно «уравнивают» лю-

дей в их пенсионном (оторванном от про­изводительного труда) состоянии.

Социальные приобретения в прошлом, достигнутый за время работы материальный уровень жизни не избавляют человека от выбора стратегии старения. По сути, чело­век на пороге старости решает для себя во­прос: пытаться ли ему сохранять и форми­ровать новые сферы своих социальных свя­зей или перейти к жизни, ограниченной кругом своих житейских интересов и инте­ресов близких, то есть перейти к жизни в целом индивидуальной. Это решение опре­деляет две основные стратегии адаптации — сохранение себя как личности и сохранение себя как индивида.

Э. Эриксон оставлял за старостью аль­тернативу исхода, но альтернатива эта, по мнению автора, в целом определяется харак­тером прохождения предшествующих эта­пов жизни. Однако если рассматривать ста­рость как ступень развития, то следует при­нять за ней право и необходимость выбора смысла и цели жизни, а следовательно, воз­можности прогрессивного или регрессивного изменения личности. В целом свободный, хотя и трудный выбор позволяет характери­зовать старость как возраст развития, возраст потенциальных возможностей и дает шанс противостояния тотальному угасанию. Ито­говый выбор определяется решением зада­чи на смысл — смысл оставшейся жизни. В соответствии с этим выбором и, соответ­ственно, стратегией адаптации в старости ведущая деятельность в старости может быть направлена либо на сохранение лич-

ности человека (поддержание и развитие его социальных связей), либо на обособле­ние, индивидуализацию и «выживание» его как индивида на фоне постепенного угаса­ния физических, физиологических и психо­физиологических функций. Оба варианта старения подчиняются законам адаптации, но обеспечивают различное качество жизни и даже ее продолжительность. В литературе наиболее полно описан второй вариант ста­рения, при котором возрастные изменения проявляются в качественно своеобразной перестройке организма с сохранением осо­бых приспособительных функций на фоне общего их спада. Эта стратегия адаптации предполагает постепенную перестройку ос­новных жизненно важных процессов и в целом структуры регуляции функций в це­лях обеспечения сохранности индивида, поддержания или увеличения продолжи­тельности жизни. Эта стратегия адаптации предполагает превращение «открытой» сис­темы индивида в систему «замкнутую». В ли­тературе указывается, что относительная замкнутость в психологическом плане кон­тура регуляции в старости проявляется в общем снижении интересов и притязаний к внешнему миру, эгоцентризме, снижении эмоционального контроля, «заострении» некоторых личностных черт, а также в ни­велировании индивидуальных качеств лич­ности. Во многом эти личностные измене­ния обусловлены замкнутостью интересов старого человека на самом себе. Как отме­чают многие авторы, неспособность пожи­лого человека что-либо делать для других

вызывает у него чувство неполноценности, углубляемое раздражительностью и жела­нием спрятаться, чему способствует неосоз­наваемое чувство зависти и вины, которое впоследствии прорастает равнодушием к окружающим (1,18).

Очевидно, что в случае стратегии адап­тации к старости по принципу «замкнутого контура» этот возраст трудно было бы счи­тать возрастом развития. Возможна, однако, альтернативная стратегия адаптации, когда пожилой человек стремится сохранить себя как личность, что связано с поддержанием и развитием его связей с обществом. В этом случае в качестве ведущей деятельности в старости можно рассматривать структури­зацию и передачу опыта. Другими словами, позитивная революция в старости возмож­на в том случае, если пожилой человек най­дет возможность реализовать накопленный опыт в значимом для других деле и при этом вложит в это частицу своей индивидуаль­ности, своей души. Тиражирование своего опыта, плодов своей жизненной мудрости делает пожилого человека значимым для общества (хотя бы с его собственной точки зрения) и тем самым обеспечивает сохран­ность и его связей с обществом, и самого чувства социальной причастности общест­ву. Спектр таких социально значимых ви­дов деятельности может быть самым широ­ким: продолжение профессиональной дея­тельности, писание мемуаров, воспитание внуков и учеников, преподавание и многие другие дела, к которым всегда тянулась ду­ша. Главное здесь — момент творчества,

которое позволяет не только повысить каче­ство жизни, но и увеличить ее продолжи­тельность. Именно этот вид ведущей деятель­ности обеспечивает в старости внутреннюю интегрированность, необходимые социаль­ные связи, отвлекает от навязчивых мыслей о здоровье, укрепляет чувство собственного достоинства, позволяет поддерживать пре­имущественно хорошие и теплые отноше­ния с окружающими.

Сохранение себя как личности, реализа­ция потребности в систематизации и пере­даче своего опыта последующим поколени­ям связаны с работой осмысления своего существования — нынешнего и прошлого. Б.Г. Ананьев показал, что размышления над вопросами, связанными со смыслом жизни, оказывают принципиальное влияние на ха­рактеристику завершающих фаз жизненно­го пути (4,5). По мнению автора, парадокс завершения жизни заключается в том, что «умирание» форм человеческого существо­вания наступает раньше «физического од­ряхления» от старости и в условиях соци­альной изоляции происходит ломка, сужение смысла жизни, что приводит к деградации личности. Таким образом, сохранность лич­ности в старости связана с сопротивлением условиям, благоприятствующим такой изо­ляции. Многие исследователи возрастных аспектов осознания и переживания смысла жизни указывают на важность и самого фак­та, и результатов этого осознания для выбора пути старения. Так, В.Э. Чудновский (60,61), рассматривая смысл жизни как идею, со­держащую в себе цель жизни, как обобщен-

ное итоговое отношение к жизни, в котором отражена взаимосвязь настоящего, прошлого и будущего, указывает, что в старости убы­вающие силы направляют человека на поиск смысла жизни.

Вопрос о ведущей деятельности в ста­рости остается открытым для обсуждения и изучения. Существует точка зрения А.Г. Ли-дерса, согласно которой ведущей деятель­ностью пожилого человека является особая «внутренняя работа», направленная на при­нятие своего жизненного пути. Пожилой че­ловек осмысливает не только свою текущую жизнь, но и всю прожитую жизнь. Плодо­творная, здоровая старость связана с при­нятием своего жизненного пути. Для пожи­лого человека практически исчерпаны воз­можности серьезных реальных изменений в его жизненном пути, но он может беско­нечно много работать со своим жизненным путем в идеальном плане, внутренне (34).

Теоретически состоятельной и практи­чески плодотворной является попытка Н.С. Пряжникова рассмотреть проблему со­циальной ситуации развития и ведущей де­ятельности в старости в связи с проблемой периодизации этого возраста (44). В пред­ложенной им периодизации старости ак­цент был сделан не столько на хронологи­ческое развитие, сколько на социально-психологическую специфику каждого из выделенных периодов.

Психологические характеристики и осо­бенности личностного самоопределения от­дельных периодов старости (по Н. С.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.