МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЕ И ДВИЖЕНИЯ ПРАВОЙ РУКИ





 

 

Хорошему звучанию мешают следующие недостатки при ведении смычка:

1) Не найдено место оптимального контакта смычка со струной; ученик играет слишком близко к подставке или наоборот — слишком близко к грифу, что встречается чаще (одной из причин соскальзывания смычка на гриф является низко опущенная скрипка).

2) Нет достаточного наклона трости в сторону грифа или наоборот — слишком большой наклон трости и она задевает струну.

3) Не скоординировано соотношение скорости движения смычка и плотность прилегания его к струне.

4) Смычок движется не перпендикулярно струне.

Не следует допускать отведение смычка «за спину». Чаще всего это происходит из-за того, что ученик стремится довести смычок до конца, тогда как смычок ему велик или скрипка отведена слишком вправо.

Довольно часто мы встречаемся также и с таким недостатком, как ведение смычка «за ухо» при подходе к колодке.

Причины этого недостатка не свободно плечо и не свободны кисть и пальцы, что не позволяет руке выполнять выравнивающие движения.

Нередко при подходе к концу смычка ученик слишком прогибает кисть (фото 14).

Причины этого следующие: 1) слишком длинный смычок (не по руке); 2) ученик стремится держать мизинец на трости, ведя смычок до его верхнего конца, тогда как это допустимо только при очень длинном мизинце или длинных руках; 3) скрипка слишком отведена влево.

 

Фото 14

Подходя к колодке, ученик слишком поднимает кисть (фото 15):

 

Фото 15

 

 

Надо избегать крайних положений кисти, то есть чрезмерно согнутой кисти у колодки и чрезмерно проваленной у конца смычка.

Наиболее типичное и целесообразное положение кисти следующее: при игре у колодки кисть слегка согнута и как бы повернута в сторону мизинца (фото 16), у середины смычка кисть и предплечье составляют одну линию (фото 17).

При игре у конца смычка кисть может быть несколько прогнута (в пределах, не вызывающих напряжения) и несколько повернута в сторону указательного пальца (фото 18).

Фото 16

 

 

Фото 17

Фото 18

Говоря о движениях правой руки, следует отметить, что не все начинающие педагоги имеют ясное представление о движениях правой руки, которое обеспечивает правильное ведение смычка.

В упомянутой выше статье «О первоначальной постановке скрипача» профессор Ю. И. Янкелевич пишет, что, анализируя ведение смычка от колодки к концу, мы видим, что оно начинается движением плеча с одновременным распрямлением кисти; затем включается предплечье и у конца смычка плечо, выдвигаясь несколько вперед, совершает вспомогательное движение (именно вспомогательное, так как оно не должно вырабатываться искусственно, на нем не должно фиксироваться внимание ученика — это может привести к карикатурным преувеличениям). При ненапряженном состоянии руки оно возникает естественно, само собой.

При ведении смычка от конца к колодке процесс происходит в обратном направлении: сперва движется предплечье, что сопровождается некоторым отходом плеча назад, затем — плечо при одновременном сгибании кисти; в момент подхода к колодке правильное направление смычку придает сгибание пальцев. Только все эти движения в их совокупности способны обеспечить ведение смычка по прямой линии.



С целью уяснения последовательности движений в процессе ведения смычка ряд педагогов (К. Г. Мострас, Г. Беккер) рекомендовали следующий весьма остроумный прием: учитель держит смычок, а ученик ведет по его трости рукой, словно по рельсу, стремясь соблюдать все правильные соотношения движений. Таким образом, ученик скорее преодолевает обычные при начальном обучении дефекты ведения смычка, то есть движение руки либо слишком назад, либо вперед. Для того чтобы вести руку по трости смычка, ученик должен перестать сжимать трость в пальцах, благодаря чему преодолевается врожденный «хватательный рефлекс, который заставляет ученика чрезмерно сжимать пальцами смычок и вырабатываются ощущения свободы держания и свободы ведения смычка».

Привитие навыка свободного держания и свободного ведения смычка представляется нам исключительно важным.

В своей книге «Развитие техники музыканта-исполнителя» О. Ф. Шульпяков по этому поводу пишет: «Дело в том, что в своей обыденной жизни человек привыкает пользоваться движениями с избыточной степенью мышечной активности. В этом легко можно убедиться, если проследить за тем, с какой явно излишней силой мы обычно держим в руке карандаш, кисть или ручку, когда пишем, чертим, рисуем. Правда, в подобных случаях переизбыток напряжения практически не имеет последствий.

Совсем другие требования предъявляются к движениям скрипача. Здесь возникает необходимость точно дозировать и осознавать степень самых незначительных напряжений, ибо в скрипичной технике они играют важную роль. Именно это имел в виду Ф. Штейнгаузен, когда писал, что при ведении смычка, например, «высокие степени активности или напряжения не имеют места, а нужда в затрате мышечной силы весьма незначительна. В этом и заключается объяснение того, каким образом исполнители со слабыми мышцами... добывают, тем не менее «большой звук».

Но почувствовать и осознать минимальную степень мышечной активности возможно только после полного освобождения руки, Следовательно, предварительное освобождение необходимо для того, чтобы иметь возможность произвольно включать и сознательно управлять теми напряжениями, которые требуются для выполнения двигательных действий, связанных с игрой на инструменте».[10]

Вместе с тем, иногда приходится слышать, что напряжение мышц естественно для детей, особенно в младшем возрасте, когда у них ещё ярко выражен «хватательный» рефлекс и что с этим невозможно бороться. Однако это справедливо лишь в тех случаях, когда педагог не проявляет достаточного внимания к этой проблеме. В результате ученик перестаёт замечать чрезмерность в работе мышц, перенапрягает руку, так и не достигнув достаточного сцепления волоса со струной.

Весьма распространённым недостатком исполнения у учащихся начальных классов ДМШ является плохая смена струн (как отдельными штрихами, так и на один смычок).

При смене струн отдельными штрихами смена струны не совпадает со сменой направления смычка.

Помогает избавиться от этого дефекта маленькая пауза между переменами направления смычка, во время которой рука и смычок переносятся на другую струну.

При смене струн в легато резкость объясняется неподготовленность руки к игре на последующей струне. Чтобы этого избежать, играя на одной струне, надо постепенно приближать смычок к струне, на которую мы переходим.

Плавной смене струн помогают следующие упражнения:

 

Пример 12

Необходимо также обращать внимание ученика на положение правой руки в зависимости от того, на какой струне он играет, так как довольно часто ученик, переводя смычок на другую струну, оставляет руку в плоскости, соответствующей игре на прежней струне. Надо следить за тем, чтобы плечо, предплечье, кисть и смычок располагались примерно в одной плоскости.

Материалом для упражнений в переходах со струны на струну могут служить упражнения К. Родионова в его «Начальных уроках по обучению игре на скрипке» (стр. 37) и этюды №№ 29, 48, 55 из 1-го выпуска «Избранных этюдов».

Довольно часто у начинающих скрипачей наблюдается плохая координация движений рук. Нередко правая рука играет раньше времени, т. е. в момент, когда пальцы еще не находятся на грифе. Это наблюдается, например, при исполнении мазурки Н. Баклановой:

 

Пример 13

Рекомендуется учить этот отрывок с маленькими паузами, во время которых надо первоначально поставить палец, а затем вести смычок[11]:

Пример 14

Аналогичные примеры встречаются в Концерте си минор О. Ридинга (3-я часть):

О. Ридинг. Концерт си минор, ч. 3.

 

Пример 15

в Концерте № 1 Ф. Зейтца (1-я часть):

Ф. Зейтц. Концерт № 1, ч. I.

 

Пример 16

в Концертино А. Яньшинова:

А. Яньшинов. Концертино

 

Пример 17

и многих других произведениях, изучаемых в начальных классах ДМШ.

Весьма часто наблюдается также плохое распределение смычка. Например, при 4-х нотах легато на смычок на первые две ноты расходуется значительно большая часть смычка, чем на последние две, в результате нарушается ровность звучания:

 

Рис. 4

В статье «К вопросу о воспитании культуры звука у скрипачей» А. И. Ямпольский пишет:

«Распределение смычка имеет большое значение для достижения ровности звучания. Всякое неравномерное ускорение движения смычка дает усиление звука, которое, с точки зрения требования ровности, представляет собой отрицательней момент, так же, как ослабление, а зачастую и ухудшение качества звука вследствие случайного нерассчитанного замедления движения. Эти недостатки большей частью являются именно следствием неправильного распределения смычка. Обычный пример: играющий сперва чересчур «экономит» смычок, а затем, стараясь использовать оставшуюся часть смычка, быстро проводит его до конца, что, естественно, вызывает усиление звука, а иногда и акцент. Обратный случай — когда играющий в конце штриха «задыхается» вследствие нерасчетливого ускорения движения смычка вначале. Надо сказать, что первый случай представляет собой более часто встречающуюся ошибку, связанную с весьма распространенным дефектом — вялым, замедленным движением смычка в начале штриха. Многие скрипачи пытаются оправдывать этот недостаток боязнью «нехватки» смычка; боязнь эта большей частью мало обоснована, так как почти всегда есть возможность задерживать движение смычка к концу штриха. Задержание движения смычка (при более активном начальном движении) может быть использовано для окончания фразы, а также для облегчения смены смычка.

В своей известной работе «Школа техники смычка» Л. Капе рекомендует в целях правильного распределения смычка условно [12] разделить его длину на столько равных частей, сколько соответствующих единиц длительности (четвертей, восьмых, шестнадцатых и т. д.) приходится на каждое отдельное движение смычка в штрихе легато. Эта задача наиболее просто разрешается в тех случаях, когда строение мелодии, а также лиги, указанное композитором, дают возможность равномерного распределения». [13]

Довольно часто мы наблюдаем, как нерационально используются различные части смычка. Например, ход восьмыми из той же мазурки Н. Баклановой ученик часто исполняет нижней половиной смычка, тогда как этот отрывок целесообразнее исполнить верхней половиной.

Но для этого ноту ля, предшествующую этому ходу, следует довести только до середины смычка:

Пример 18

«Искусство распределения смычка включает также умение правильно использовать; различные части смычка в соответствии с их особенностями. Имеются в виду такие особенности, как легкость и устойчивость смычка в конце, удобство выполнения переходов со струны на струну и отскакивающих штрихов в середине, тяжесть и плотность смычка у колодки». [14]

Учащиеся начальных классов ДМШ не всегда хорошо исполняют аккорды. Плохое звучание аккордов связано с преувеличенным представлением о требуемой силе нажима смычка (особенно в 4-струнных аккордах) и неправильным определением места соприкосновения волоса смычка со струнами.

Во избежание излишнего нажима смычка на струны К. Г. Мострас рекомендует представлять исполнение трехструнных аккордов в умеренном движении, как переход смычка из одной плоскости в другую, близлежащую плоскость, подобно переходу с одной струны на другую, соседнюю.

Следует объяснить ученику, что исполнение аккордов не требует дополнительных усилий. Техника их исполнения заключается в том, что два нижних звука трехголосного или четырехголосного аккорда должны исполняться как бы в виде форшлага мягко и маленьким отрезком смычка, а верхние двойные ноты обычно исполняются энергичным проведением оставшейся большей части смычка и должны прозвучать сочно и ярко (примеры 19, 20).

Пример 19 Пример 20

написано исполнять написано исполнять

 

В заключение необходимо сказать, что приступать к устранению обнаруженных недостатков постановки следует лишь выяснив:

1. характер самого недостатка;

2. общее состояние техники ученика;

3. типологические особенности его высшей нервной деятельности.

Необходимо иметь в виду, что каждая ломка, переделка прочно закрепленного игрового навыка учащегося требует затраты большого количества его нервной энергии. В некоторых случаях ломка старого навыка в игре у учащихся со слабой и неуравновешенной нервной системой сопровождается весьма болезненными реакциями.

Занимаясь с учеником постановкой рук и приемами игры, нельзя упускать из виду его музыкально-исполнительское развитие — работу над качеством звука, чистотой интонации, устойчивостью ритма. Это определит очень многое, и в значительной степени поможет найти целесообразную форму постановки и рациональные приемы игры на скрипке.

 

ОТВЕТЫ ПРОФЕССОРА К. Г. МОСТРАСА НА ВОПРОСЫ ПО НАЧАЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ИГРЕ НА СКРИПКЕ

 

 

В начале своей педагогической деятельности автор этой работы обратился к профессору Московской консерватории К. Г. Мострасу с целым рядом вопросов, касающихся начального обучения игре на скрипке. Ответы Константина Георгиевича, безусловно, представляют интерес не только для начинающих педагогов, но и для более опытных.

Ниже помещаем ответы на некоторые вопросы.

ВОПРОС: Всегда ли линия кисти левой руки при игре в 1-й позиции одинаково прямая?

ОТВЕТ: Не всегда. Дело в том, что линия кисти левой руки несколько сложнее, чем представляется на первый взгляд. Более выдвинутому положению локтя (струны Соль и Ре) соответствует более прямое положение кисти и, наоборот, менее выдвинутому положению локтя (струны Ля и Ми) соответствует некоторая тенденция кисти вовнутрь, т. е. «к себе». Ясно, что сказанное относится к игре в первых позициях.

ВОПРОС: Одинакова ли округлость пальцев для кантилены и технических мест?

ОТВЕТ: Желательно сохранить одинаковую округлость, но при отсутствии «подушечек» на пальцах при исполнении нот с вибрацией пальцы следует ставить на струны более плоско.

ВОПРОС: Следует ли заниматься растяжкой пальцев в младших классах ДМШ?

ОТВЕТ: Думаю, что не следует или, во всяком случае, очень осторожно.

ВОПРОС: Следует ли несколько выше поднять палец прежде, чем опустить его на струну?

ОТВЕТ: Нет, не следует.

 

ВОПРОС: Как работать над трелью?

ОТВЕТ: Очень важно при работе над трелью следить за свободой всех пальцев, особенно пальца, исполняющего трель; для выработки трели полезны следующие упражнения:

Пример 21

ВОПРОС: Какая вибрация лучше — кистевая или локтевая?

ОТВЕТ: Движение левой руки при вибрации следует представлять только в комплексе (предплечье—кисть—палец на грифе) при ведущем значении импульса движения, идущего от предплечья.

ВОПРОС: Является ли короткий мизинец препятствием для обучения игре на скрипке?

ОТВЕТ: Короткий мизинец создает трудности, но при приеме ученика в класс скрипки важно обратить внимание на пропорциональность длины пальцев.

ВОПРОС: Какие упражнения для развития техники левой руки Вы считаете более полезными — упражнения Шевчика или Шрадика?

ОТВЕТ: И те, и другие полезны; важно разумное их использование. Для развития техники пальцев левой руки можно использовать и упражнения других авторов, например, упражнения Генкеля, 50 упражнений Ш. Данкля и другие.

ВОПРОС: Полезны ли «Ежедневные упражнения» К. Флеша для учащихся ДМШ?

ОТВЕТ: Ученикам ДМШ ими пользоваться не стоит, но педагогам их изучать советую, так как педагог в них найдет очень много полезного.

ВОПРОС: Как лучше изучать гаммы: с удобной аппликатурой или с так называемой ритмической?

ОТВЕТ: Гаммы полезно изучать с разнообразной аппликатурой.

ВОПРОС: Каково место расположения пальцев по отношению к винту смычка?

ОТВЕТ: Место расположения всех пальцев на смычке зависит от места расположения среднего пальца, который обычно следует поместить против большого пальца, а большой около выступа колодочки.

ВОПРОС: Полезны ли для начинающих скрипачей упражнения в ведении смычка над струной нижней половиной смычка?

ОТВЕТ: Использование подобных упражнений в работе с начинающими скрипачами приводит лишь к сильному напряжению мышц всей правой руки.

ВОПРОС: Некоторые педагоги утверждают, что при движении смычка вверх пальцы надо закруглять, а вниз — наоборот. Так ли это?

ОТВЕТ: Специально ничего делать не надо. Пальцы на смычке должны находиться свободно и тогда они сами будут правильно функционировать.

 

ВОПРОС: Нужно ли добиваться плотного звука в первых классах ДМШ?

ОТВЕТ: Нужно добиваться только свободного, чистого звучания.

ВОПРОС: Нужно ли в младших классах работать над сменой смычка?

ОТВЕТ: Желательно, но не в самом начале обучения.

ВОПРОС: От чего зависит «глубина» каждого пальца на смычке?

ОТВЕТ: От «глубины» среднего пальца, который должен касаться трости смычка 3-м суставом.

 

Ответственный редактор М. А. Андреева

 


 

Digital Version Edition – Филонов В.

КИЕВ 2005

 

Содержание

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ. 3

1. ПОЛОЖЕНИЕ КОРПУСА И ДЕРЖАНИЕ СКРИПКИ. 4

2. ПОСТАНОВКА ЛЕВОЙ РУКИ И ЕЕ ДВИЖЕНИЯ. 6

3. ПОСТАНОВКА ПРАВОЙ РУКИ. 16

ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЕ И ДВИЖЕНИЯ ПРАВОЙ РУКИ. 18

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ.. 27

 


[1] «Скрипку надо держать гордо» — учил П. С. Столярский.

[2] Ю. И. Янкелевич. О первоначальной постановке скрипача. — Сб. «Вопросы скрипичного исполнительства и педагогики». М., 1968, стр. 43

[3] Правильное положение большого пальца создает условия для разъединения пальцев.

 

[4] Ю. И. Янкелевич. О первоначальной постановке скрипача, М., 1968, стр. 52.

 

[5] Такой рефлекс вырабатывается в связи с тем, что на первых уроках мы разрешаем ученику поддерживать нижнюю деку скрипки ладонью. В таких случаях рекомендуем педагогу тщательно следить за положением кисти левой руки ученика.

[6] А.И. Ямпольский. Подготовка пальцев и оставление их на струнах. — Сб. «Очерки по методике обучения игре на скрипке». М., 1960, стр. 46.

[7] Это происходит подчас ввиду того, что инструмент велик для данного ученика. Приступая к занятиям с учеником, педагог должен внимательно отнестись к подбору инструмента, имея в виду, что от соответствия или несоответствия его размера зависит приобретение хороших или дурных навыков в постановке.

 

[8] Если построить начальный репертуар на таком основании, то он может оказаться не беднее и даже во многих отношениях богаче, чем общепринятый.

[9] К. Г. Мострас. Виды постановки — Сб. «Очерки по методике обучения игре на скрипке». М., 1960, стр. 39.

 

[10] О. Ф. Шульпяков. Развитие техники музыканта-исполнителя Л., 1975, стр. 41.

 

[11] Для лучшей координации рук Тартини советовал изучать деташе сначала в медленном темпе, делая небольшие остановки между нотами, затем также ускоряя темп.

[12] Условно — подчеркнуто мною — В. Б.

 

[13] А. И. Ямпольский. К вопросу о воспитании культуры звука у скрипачей. — Сб. «Вопросы скрипичного исполнительства и педагогики». М., 1968, стр. 27.

[14] А. И. Ямпольский. Там же, стр. 29.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.