ПОСТАНОВКА ЛЕВОЙ РУКИ И ЕЕ ДВИЖЕНИЯ ТИПИЧНЫЕ НЕДОСТАТКИ ПОСТАНОВКИ РУК И ПРИЕМОВ ИГРЫ НАЧИНАЮЩИХ СКРИПАЧЕЙ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ МОСКВА —1979 Работа В. Д. Бычкова «Типичные недостатки постановки рук и приёмов игры начинающих скрипачей» представляет собой удачную попытку анализа некоторых особенностей начального периода обучения игре на скрипке. Автор в полной мере справился со своей задачей, отмечая наиболее характерные недостатки постановки начинающих скрипачей и рекомендуя методы их исправления. Работа написана просто и ясно, чётко сформулированы основные требования обучения, убедительно подчёркнута необходимость совершенствования как отдельных постановочных моментов, так и приёмов игры на скрипке. Иллюстрированный материал даёт наглядное представление о том, какое положение руки или пальцев является правильным и в чём заключается тот или иной постановочный дефект. Доцент К. Родионов ОТ СОСТАВИТЕЛЯ В настоящее время в Советском Союзе насчитывается несколько тысяч детских музыкальных школ. Из года в год их число увеличивается. Несомненно, что в большинстве скрипичных классов детских музыкальных школ уровень работы непрерывно улучшается. И все же приходится сталкиваться с рядом типичных недостатков в постановке рук и в приемах игры начинающих скрипачей. А ведь воспитание свободной и естественной постановки рук ученика и освоение им целесообразных движений является важной предпосылкой для его дальнейшего успешного музыкально-исполнительского развития. Опыт также убеждает нас в том, что ошибки, не будучи исправлены своевременно, постепенно закрепляются и превращаются в устойчивые дефекты постановки, с которыми в дальнейшем очень трудно бороться. Какие же недостатки постановки рук и приемов игры мы наблюдаем у начинающих скрипачей? Все их можно условно разделить на три группы, относящиеся; 1) к положению корпуса и держанию скрипки; 2) к постановке левой руки и ее движениям; 3) к постановке правой руки, ее движениям и к звукоизвле-чению. Ниже рассматривается каждая из групп недостатков. ПОЛОЖЕНИЕ КОРПУСА И ДЕРЖАНИЕ СКРИПКИ Прежде всего, необходимо отметить встречающееся неправильное положение ног: носки ног повернуты внутрь, значительно выдвинута вперед правая нога, часто ученик опирается только на левую ногу, а правая служит ему метрономом. Такое положение корпуса сковывает свободу движений рук, способствует появлению излишней мышечной напряженности, утомляет играющего. Более целесообразным нам представляется опора корпуса на обе ноги равномерно, ноги расставлены примерно на ширину плеч, носки — несколько врозь. При игре начинающих скрипачей мы часто наблюдаем неправильное положение головы: ее наклон вправо или влево (последнее встречается значительно реже). Преувеличенный наклон головы вправо наблюдается в связи с очень высокой подушечкой и наоборот: излишний наклон головы влево связан с чрезмерно плоской подушечкой. Наиболее целесообразным следует считать естественное прямое положение головы, а инструмент устойчиво закрепляется левой стороной челюсти (фото 1).  Фото 1 У начинающих скрипачей часто наблюдается излишний подъем левого плеча. Подъем плеча обычно вызывается отсутствием подушечки или плохо подобранной и неправильно помещенной подушечкой, которую надо выбирать, принимая во внимание индивидуальное строение плечевого пояса ученика, высоту и степень покатости плеч. Так, чем длиннее шея и более покатые плечи, тем подушечка должна быть выше. Надо избегать очень больших по площади подушечек, так как они в значительной степени поглощают звук скрипки; подушечка должна быть небольшая и достаточно компактная. Вместо подушечки можно рекомендовать «мостики» различной конструкции, которые придают инструменту устойчивость и позволяют устанавливать необходимый угол наклона скрипки. Ссылки некоторых педагогов на то, что использование подушечки или «мостика» нежелательно, так как при их применении нет непосредственного контакта левого плеча исполнителя с инструментом, опровергаются весьма остроумным замечанием профессора Ю. И. Янкелевича, сказавшего по этому поводу, что для звучания важен контакт смычка со струной, а не левого плеча со скрипкой. Необходимо учесть, что неустойчивость положения скрипки ведет к напряжению в пальцах, кисти и всей левой руке, а также мешает свободным движениям правой руки. Устойчивости инструмента мешает также и плохо подобранный подбородник. Подбородник должен быть достаточно глубоким, но без острых краев. Часто подбородник бывает прикреплен слишком далеко от подгрифка или задевает подгрифок, что также нежелательно. Начинающие скрипачи в большинстве своем очень низко держат скрипку. Между тем скрипку необходимо держать достаточно высоко (в положении, близком к горизонтальному). Низкое положение скрипки затрудняет переходы в позиции и исключает рулевые движения левой руки.[1] Весьма часто мы наблюдаем слишком плоское положение инструмента или чрезмерный его наклон вправо. И то и другое является нецелесообразным. «Плоское положение скрипки при игре на струне Соль вызывает неверное направление ведения смычка при игре вверх: смычок направляется вниз, к полу. Чрезмерный наклон скрипки, с другой стороны, нарушает правильность угла падения пальцев и вызывает соскальзывание их при игре на струне Ми».[2] Наклон скрипки во многом зависит от высоты и места расположения подушечки. Часто ученик отводит скрипку слишком влево или, наоборот, вправо. При этом не всегда учитывается длина рук ученика. При более коротких руках скрипку следует отводить больше вправо, при более длинных руках — влево. Обращая внимание на положение инструмента, надо иметь в виду, насколько оно удобно для игровых движений правой руки. ПОСТАНОВКА ЛЕВОЙ РУКИ И ЕЕ ДВИЖЕНИЯ В начале обучения наблюдается чрезмерное сжимание шейки скрипки большим и указательным пальцами левой руки («хватательный» рефлекс), что мешает свободным движениям кисти и пальцев. Проявляется это и внешне: большой палец чрезмерно согнут (фото 2) или«оттопырен», в результате чего основание его прижимается к шейке скрипки.  Фото 2 Между большим и указательным пальцами возникает фигура;  рис. 1 вместо более целесообразной: рис. 2 Следует решительно избегать сближения большого пальца с указательным пальцем, т. к. это вызывает сжимание шейки, затрудняющее движение левой руки, а также лишает пальцы необходимой свободы и эластичности. Л. Ауэр по этому поводу говорит, что самое важное из всех деталей — открытое пространство между большим и указательным пальцами. Для устранения чрезмерного сжимания шейки скрипки полезно играть следующее упражнение: ведя смычком по открытым струнам, одновременно плавно передвигать левую руку из 1-й в 3-ю или 4-ю позицию и обратно. Для проверки свободы большого пальца могут быть также применены следующие упражнения: не снимая играющий палец со струны, отводить большой палец в сторону от шейки скрипки, опускать и поднимать большой палец поперек шейки, движение большого пальца вдоль шейки скрипки. Часто большой палец слишком смещён к корпусу скрипки. Это целесообразно лишь в случае специфического строения седловидного сустава, при котором такое положение соответствует естественной форме руки, находящейся в свободном состоянии. Нередко большой палец отклонен к порожку скрипки. Такое положение большого пальца руки может быть оправдано лишь в том случае, если ученик не обладает достаточно длинным мизинцем. Иногда большой палец резко выступает за пределы шейки скрипки (шейка скрипки в этом случае лежит в углублении, образуемом большим и указательным пальцами, (фото 3).  Фото 3 При такой постановке изменяются все соотношения пальцев, особенно затрудняются действия мизинца. Другая крайность — большой палец опущен под шейку скрипки. Такое положение препятствует хорошему ощущению грифа и влечет за собой соскальзывание пальца с шейки скрипки.[3] Наиболее правильным следует считать среднее положение большого пальца, когда шейка скрипки расположена между его ногтевой и основной фалангами (фото 4). Профессор Московской консерватории Ю. И. Янкелевич рекомендует следующий способ определения положения большого пальца: «Пальцы ученика на струнах становятся в расположение кварты между 1-м и 4-м, и если ученик естественно и свободно берет этот интервал, то положение, которое при этом занимает большой палец, и будет для него правильным».[4]  Фото 4 Зачастую ученики подгибают руку в кистевом суставе, поддерживая ладонью скрипку (фото 5).[5]  Фото 5 Причина этому — неустойчивость инструмента в основной точке опоры. Скрипку надо держать так, чтобы можно было, совершенно не напрягая плеча, а, следовательно, и всей руки, держать скрипку без руки. Излишнее выгибание кисти или приближение ее к шейке скрипки нежелательно. Надо следить за тем, чтобы кисть и предплечье составляли одну линию (фото 1). Несколько движений в кисти к головке скрипки и обратно могут помочь освободить кисть, и она примет надлежащую форму. Большим недостатком является часто встречающаяся так называемая «Открытая» кисть, когда 3-й и 4-й пальцы находятся за пределами грифа (фото 6).  Фото 6 Этот недостаток отрицательно сказывается на беглости исполнения, так как пальцам, особенно мизинцу, приходится преодолевать при этом большое расстояние до грифа. Так называемые «склеенные» пальцы (фото 7), мизинец, опущенный под шейку скрипки (фото 8), напряженно вытянутый мизинец (фото 9) также свидетельствуют об излишнем напряжении в пальцах левой руки.  Фото 7  Фото 8  Фото 9 Эти недостатки могут быть устранены, если постоянно требовать от ученика снятия всякого напряжения. При свободе пальцев они приобретают закругленную форму, не прижаты друг к другу и не слишком разбросаны (фото 10).  Фото 10 Главной причиной напряжения в левой руке является излишний нажим пальцев на струну (особенно 1-го). Подобный нажим часто вырабатывается в начале обучения при слишком длительной игре пиццикато; ученик вынужден крепко нажимать на струну, чтобы она не вырвалась из-под пальца. Особенно это отражается на свободе большого пальца, так как всякое действие вызывает противодействие. Иногда напряжение в пальцах левой руки вызвано слишком высоким расположением струн над грифом, что требует усиленного нажима пальцев на струну. Очень важно все время сохранять ощущение свободы в левой руке так, чтобы оно не отличалось от ощущения в мышцах при естественно опущенной руке. Часто ученик ставит пальцы на струну не серединой подушечки, а боком, в результате чего нарушается интонация и ухудшается звучание. Правильной постановке пальцев помогает следующее упражнение: Пример 1  Необходимость оставить свободной струну Ля заставляет ставить пальцы на струну серединой подушечки. Для укрепления пальцев левой руки учащиеся часто занимаются «выстукиванием» каждой ноты. Это нецелесообразно, так как ведет к излишнему прижиманию струны к грифу. Для укрепления пальцев левой руки проф. Ю. И. Янкелевич советовал играть медленно упражнения Г. Шрадика, и следить за четким и упругим падением пальцев на струну, причем поднимание пальца должно быть таким же живым, определенным и энергичным, как его падение. Кроме упражнений Г. Шрадика, для этой цели можно рекомендовать этюды №№ 16, 17, 19, 44, 47 из 1-го выпуска «Избранных этюдов». В большинстве случаев учащиеся ставят пальцы на струну слишком закругленно, тогда как их следует ставить несколько наклонно (особенно при коротких пальцах или слабо выраженных подушечках). У многих учащихся не достаточно организована работа пальцев: 1) пальцы работают не в основных суставах, как должно, а в 2-х и конечных (разумеется, речь идет об игре в одной позиции и не о скользящих движениях); 2) пальцы слишком высоко поднимаются над грифом, тогда как достаточно (при игре в среднем темпе) поднимать их приблизительно на высоту конечной фаланги; 3) пальцы поднимаются на разную высоту. В поисках удобного положения для каждого пальца ученик часто меняет положение кисти, что является нежелательным, так как вызывает много лишних движений. Учащиеся начальных классов очень редко пользуются приемами подготовки и оставления пальцев на струнах; между тем это крайне важно. В статье «Подготовка пальцев и оставление их на струнах» профессор А. И. Ямпольский пишет: «Существуют различные виды подготовки пальцев и оставления их на струнах. Простейшим видом подготовки является держание пальцев на невысоком уровне над грифом как бы наготове (в противовес часто наблюдаемому отведению их кверху или в сторону от грифа). Наиболее часто применяются приемы оставления и подготовки пальцев в эпизодах, в которых звуки, расположенные на двух, трех и четырех струнах, повторяются. Особое значение приобретают оставление и подготовка пальцев в эпизодах, требующих связного, плавного перехода смычка со струны на струну. Для того чтобы обеспечить хорошее легато и избежать призвуков при переходе на другую струну, нужно оставлять палец на предыдущей струне до возникновения звучания на последующей; переводить же смычок на другую струну следует тогда, когда палец займет на ней свое место».[6] Нередко мы сталкиваемся с такой ошибкой: ученик, ставя 3-й или 4-й палец, предварительно ставит 1-й и 2-й. В этом нет никакой надобности. Этого всячески следует избегать, если нет необходимости в подготовке пальцев. Многие ученики напрягают мизинец и кисть для того, чтобы взять ноты си, ми, ля, ре 4-м пальцем (пример 2):[7] Пример 2  В таких случаях целесообразно использовать совет профессора М. С. Блока: прежде всего, следует поставить 4-й палец на струну Ля в точке, соответствующей звуку ми в ненапряженном состоянии, и придать пальцу естественную закругленную форму. Для того чтобы обеспечить лучшую опору для всей кисти в целом и взаимосвязь со смежным пальцем, нужно одновременно поставить и 3-й палец соответственно звуку ре в таком же ненапряженном состоянии и закругленной форме. Когда эти два пальца «устроены» удобно, а свобода их движений и чистая интонация звуков ре и ми обеспечены, можно ставить 2-й, а затем и 1-й палец. Чем ýже кисть и короче пальцы, особенно 4-й, тем дальше от основания нижней фаланги окажется место, которым 1-й палец будет прилегать к грифу. Чаще всего первый и второй пальцы приходится отодвигать к порожку. Большой палец располагается в таком месте, какое способствует наибольшей свободе и удобству движений остальных пальцев. При таком расположении обеспечивается свобода и удобство для движений самого слабого пальца — 4-го. Его не придется вытягивать для того, чтобы извлекать в 1-й позиции звуки си, ми, ля, ре. Как показывает практика, именно это «вытягивание» главным образом приводит к чрезмерному напряжению и 4-го пальца, и всей кисти; оно в подавляющем большинстве случаев является первопричиной того, что левая рука скрипача зажата, лишена гибкости, эластичности, а поэтому беглость пальцев ограничена, интонация и вибрация находятся в неудовлетворительном состоянии. Приведенное выше расположение пальцев является определяющим и для положения всех остальных частей руки; таким образом, форма кисти и положение предплечья и плеча обусловлены решением основной задачи — обеспечить наибольшее удобство и свободу для деятельности пальцев.[8] Для усвоения такой постановки пальцев полезно играть раздел II «Упражнений» Г. Шрадика для левой руки: Пример 3  и первый номер из «50 ежедневных упражнений» Ш. Данкля: Пример 4  А учащимся 5 — 6 классов можно рекомендовать этюд №19 Ж. Ф. Мазаса: Пример 5  При переходе со струны на струну из-за отсутствия рулевого движения локтя зачастую нарушается округлое положение пальцев, что ведет к плохому звучанию и фальшивой интонации. «Особенное внимание рекомендуется обращать на рулевое движение локтя, способствующее сохранению формы пальцев и удобству игры».[9] Здесь имеется в виду поворот локтя вправо при переходе пальцев на нижние струны и его обратный поворот при переходе к верхним струнам. Для выработки рулевого движения локтя полезно играть VI раздел «Упражнений» Г. Шрадика: Пример 6  а также двухоктавные гаммы и арпеджио. Совершенствует рулевое движение левого локтя испособствует развитию техники левой руки игра гамм от каждой ступени данной тональности: Пример 7  У начинающих скрипачей отсутствует разница в приеме исполнения триолей и квартолей. Ученику надо помочь разобраться, когда следует энергичнее опускать палец, а когда энергичнее поднимать его. Следующие упражнения (примеры 8, 9) помогают учащимся овладеть этим приемом: Пример 8  Пример 9  а также этюд № 47 из сборника «Избранных этюдов» вып. 1: Пример 10  Наиболее типичные ошибки при смене позиций у начинающих скрипачей сводятся к следующему: 1) большой палец несколько задерживается при движении руки в другую позицию; 2) большой палец движется в другую позицию раньше всей руки; 3) переходы в 3-ю или 4-ю позицию ученик выполняет пальцем и кистью, а затем подтягивает всю руку, тогда как ведущим должно быть предплечье, а ведомыми — кисть и пальцы; 4) рука, перейдя в 3-ю позицию, опирается о корпус скрипки; 5) переходы ученик выполняет резким напряжённым движе-нием; 6) ученик замедляет движение смычка или даже приоста-навливает его при выполнении перехода в другую позицию. ПОСТАНОВКА ПРАВОЙ РУКИ Часто мы наблюдаем неправильное расположение пальцев на смычке: 1) Большой палец находится в эсике колодки. 2) Многие ученики выдвигают большой палец далеко под трость смычка; при этом он сильно напрягается и как следствие лишен необходимой гибкости. 3) Указательный палец слишком глубоко охватывает трость (фото 11):  Фото 11 Такое положение указательного пальца на смычке связывает кистевые движения, в особенности при игре у колодки. Указательный палец никогда не должен касаться трости глубже своей средней фаланги (исключение составляет его положение при игре у конца смычка). 4) Часто пальцы на трости смычка слишком разбросаны или слишком прижаты друг к другу. 5) Пальцы на смычке напряженно выпрямлены (выпирают косточки основных суставов, (фото 12):  Фото 12 Для проверки свободы пальцев на трости смычка можно рекомендовать ученику делать остановки во время игры и лёгким постукиванием каждым пальцем по трости проверять их свободу. Наиболее целесообразным нам представляется следующее расположение пальцев на смычке: большой палец касается трости у выступа колодки:  Причём, при игре у колодки он полусогнут, а при подходе к концу смычка — выпрямляется (фото 13):  Фото 13 Средний палец — против большого; указательный и безымянный пальцы лежат на трости округло, свободно; мизинец касается трости своей подушечкой. Пальцы на трости не должны быть не слишком расставлены, не слишком сомкнуты. При игре у колодки пальцы слегка согнуты, в конце — выпрямлены. При, игре нижней половиной смычка мизинец часто напряженно упирается в трость смычка. Ю. И. Янкелевич советует настойчиво добиваться от ученика, чтобы при игре у колодки мизинец находился в закругленном состоянии. Такое положение мизинца помогает более естественно расположить остальные пальцы на трости смычка и облегчает выполнение смены движений смычка. Напряженность мизинца при игре у колодки (особенно на нижних струнах) часто вызвана его слабостью, или слишком тяжелым смычком. Для укрепления мизинца правой руки рекомендуем играть следующее упражнение: Пример 11  и подобные же упражнения из учебного пособия «Начальные уроки игры на скрипке» К. К. Родионова. |