МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Итак, шесть нидерландских экспериментов...





 

Первый эксперимент проводили на улице, где много магазинов. У стены одного магазина, где покупатели парковали свои велосипеды стоял яркий, бросающийся в глаза знак, запрещающий рисовать на стенах (наподобие запрещающего круглого знака из правил дорожного движения с красным ободом и надписью «Не рисовать граффити»). Сначала стена была чистой. Экспериментаторы повесили на руль каждого велосипеда (всего велосипедов было 77) рекламный листок со словами «Желаем всем счастливых праздников!» и логотипом несуществующего магазина спортивных товаров. Спрятавшись в укромном уголке, исследователи стали наблюдать за действиями велосипедистов. На улице не было урн, поэтому человек мог либо бросить рекламу на землю, либо повесить на другой велосипед, либо взять с собой, чтобы выбросить позже. Первые два варианта рассматривались как нарушение принятых норм, третий — как их соблюдение.

 

 

Из 77 велосипедистов лишь 25 (33%) повели себя некультурно. Затем эксперимент повторили, при такой же погоде и в то же время дня, предварительно размалевав стену бессодержательными рисунками и граффити. На этот раз намусорили 53 человека из 77 (69%). Выявленное различие имеет высокую степень статистической значимости. Таким образом, НАРУШЕНИЕ ЗАПРЕТА РИСОВАТЬ НА СТЕНАХ оказалось серьезным стимулом, провоцирующим людей нарушать другое общепринятое правило — НЕ СОРИТЬ НА УЛИЦАХ.

 

 

Общепринятые правила Ситуация
Порядок соблюден Порядок нарушен
Соблюли 67% 31%
Нарушили 33% 69%

 

Второй эксперимент проводили в подземной парковке супермаркета, где висел большой и хорошо заметный плакат «Пожалуйста, возвращайте взятые из магазина тележки». В ситуации «порядок соблюден» на парковке не было тележек, в ситуации «порядок нарушен» там находились четыре тележки. Их ручки исследователи предусмотрительно измазали мазутом, чтобы у посетителей не возникло желания ими воспользоваться. К машинам прикрепляли такие же рекламные листки, как в первом эксперименте. Результат получился аналогичный: в первой ситуации бросили рекламу на землю 30% водителей, во второй – 58% (чуть меньше чем в первом эксперименте, из-за того, что водителям удобнее забрать «мусор» с собой).

 

Общепринятые правила Ситуация
Порядок соблюден Порядок нарушен
Соблюли 70% 42%
Нарушили 30% 58%

 

Третий эксперимент напоминал первый, с той разницей, что признаки «нарушения норм другими людьми» были теперь не визуальные, а звуковые. В Нидерландах закон запрещает использование петард и фейерверков в предновогодние недели (нарушителей штрафуют на 60 евро). Этот закон всем прекрасно известен. Оказалось, что велосипедисты намного чаще бросают рекламные листки на землю, если слышат звук разрывающихся петард.

Четвертый эксперимент должен был показать, справедлива ли теория разбитых окон только для общепринятых норм или ее действие распространяется также и на локальные правила, установленные для какой-то конкретной ситуации или места. Исследователи перегородили главный вход на автомобильную парковку забором, в котором, однако, была оставлена широкая щель. Рядом с ней повесили знак «Вход воспрещен, обход в 200 м справа», а также объявление «Запрещается пристегивать велосипеды к забору». Опыт опять проводили в двух вариантах: «порядок соблюден» и «порядок нарушен». В первом случае в метре от забора стояли четыре велосипеда, явно к нему не пристегнутые. Во втором случае те же велосипеды пристегнули к забору. Из укромного места экспериментаторы наблюдали, как поведут себя граждане, пришедшие за своими автомобилями: пойдут обходить забор или пролезут в дырку. Результат снова оказался положительным: в ситуации «порядок соблюден» в дырку пролезли только 27% автовладельцев, а в ситуации «порядок нарушен» — целых 82%.



 

Общепринятые правила Ситуация
Порядок соблюден Порядок нарушен
Соблюли 73% 18%
Нарушили 27% 82%

 

В пятом эксперименте людей провоцировали на мелкую кражу. Из почтового ящика торчал конверт с прозрачным окошком, из которого явно проглядывала купюра в 5 евро. Экспериментаторы следили за проходящими мимо людьми, подсчитывая число краж. В ситуации «порядок соблюден» почтовый ящик был чистый, в ситуации «порядок нарушен» ящик был разрисован бессмысленными граффити. Результаты эксперимента оказались убедительными в ситуации «порядок соблюден» только 13% прохожих (из 71) присвоили соблазнительный конверт. Однако из разрисованного ящика конверт украли 27% прохожих (из 60).

 

Общепринятые правила Ситуация
Порядок соблюден Порядок нарушен
Соблюли 87% 73%
Нарушили 13% 27%

 

Шестой эксперимент отличался от пятого лишь тем, что в ситуации «порядок нарушен» почтовый ящик не разрисовывали, а просто разбросали вокруг него мусор. В этом случае в ситуации «порядок соблюден» кражу совершили такое же количество прохожих как и в предыдущем эксперименте, а вот разбросанный мусор спровоцировал на кражу 25% людей (из 72).

Таким образом, обычное граффити или разбросанный мусор увеличивает число мусора, более того это же увеличивает и число краж вдвое.

На первоначальном этапе самым эффективным методом остается поддерживать чистоту и благодарить за чистоту. Хотя в этих экспериментах не было урн, наличие которых полагаю снизило количество разбрасываемого мусора... А сколько же в России городов, где на некоторых улицах нет ни одной урны...

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.