Документальное оформление и учет списания и прочего выбытия основных средств Под выбытием объектов основных средств следует понимать списание их с баланса юридического лица или его обособленного структурного подразделения в результате: − продажи (реализации) юридическому или физическому лицу; − списания в случаях морального и (или) физического износа; − ликвидации при авариях, стихийных бедствиях; − передачи в виде вклада в Уставный (складочный) капитал другой организации; − передачи по договорам мены, дарения; − передачи дочернему обществу от головной организации; − недостачи и порчи, выявленных при инвентаризации активов и обязательств; − частичной ликвидации при выполнении работ реконструкции и в иных случаях. Учет выбытия основных средств ведется пообъектно в соответствии с присвоенными инвентарными номерами, которые по мере списания объекта изымаются из учета и не присваиваются другим объектам в течение 5 лет. К формам первичной документации списания и прочего выбытия основных средств относятся: Для определения целесообразности для дальнейшего использования объекта основных средств, а также оформление документов при выбытии объектов, приказом начальника организации создается комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в т.ч. главный бухгалтер. Принятые комиссией решения о списании объекта основных средств оформляется в акте на списание основных средств № ОС-4. Акт содержит сведения о наименовании объекта, его первоначальной стоимости, сумме накопленной амортизации за весь срок эксплуатации, техническом состоянии и причинах списания и др. Демонтаж оборудования, хозяйственного инвентаря, разборку зданий производят после утверждения акта, на основании которого бухгалтерия отмечает выбытие объекта в инвентарной карточке и делает необходимые записи на счетах. Первоначальную стоимость объекта в акте указывают на основании инвентарной карточки, а сумму накопленной амортизации определяют расчетным путем, исходя из длительности периода, в течение которого производилось начисление амортизации, нормы и способа ее начисления. При этом сумма накопленной амортизации не может быть больше первоначальной стоимости объекта. Акт на списание основных средств составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр утвержденного акта передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность основных средств, и является основанием для сдачи на склад оставшихся в результате списания запасных частей, материалов и металлолома. Форма № ОС-15 оформляется при передаче оборудования в монтаж. При проведении монтажных работ подрядным способом в состав приёмочной комиссии входит представитель подрядной монтажной организации. В этом случае отдельный акт на передачу оборудования в монтаж по форме ОС-15 не составляется. Представитель монтажной организации расписывается в акте о получении оборудования на ответственное хранение, и ему передается копия этого акта. Зачисление смонтированного и готового к эксплуатации оборудования в состав основных средств Красноярской дирекции инфраструктуры оформляется в установленном порядке по формам ОС-1 или ОС-1б. [16] (Приложение А) Выбытие основных средств бухгалтерия Красноярской дирекции инфраструктуры отражает следующим образом: − выбытие основных средств в связи с негодностью для дальнейшего использования: 1) Списывается первоначальная стоимость основных средств: Дебет счёта 01- субсчет «Выбытие основных средств»; Кредит счёта 01 «Основные средства». 2) Списывается амортизация: Дебет счёта 02 «Амортизация основных средств»; Кредит счёта 01- субсчет «Выбытие основных средств». 3) Списывается остаточная стоимость основных средств: Дебет счёта 91 «Прочие доходы и расходы»; Кредит счёта 01- субсчет «Выбытие основных средств». − выбытие основных средств вследствие продажи другой организации: 1) Списывается первоначальная стоимость основных средств: Дебет счёта 01- субсчет «Выбытие основных средств»; Кредит счёта 01 «Основные средства». 2) Списывается амортизация: Дебет счёта 02 «Амортизация основных средств»; Кредит счёта 01- субсчет «Выбытие основных средств». 3) Списывается остаточная стоимость основных средств: Дебет счёта 91 «Прочие доходы и расходы»; Кредит счёта 01- субсчет «Выбытие основных средств». 4) Отражается выручка от продажи основных средств: Дебет счёта 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ; Кредит счёта 91 «Прочие доходы и расходы». 5) Начисляется НДС от продажи основных средств: Дебет счёта 91 «Прочие доходы и расходы»; Кредит счёта 68 «Расчеты по налогам и сборам». − выбытие основных средств в связи с передачей в качестве вклада в уставный капитал другой организации: 1) Списывается первоначальная стоимость основных средств: Дебет счёта 01- субсчет «Выбытие основных средств»; Кредит счёта 01 «Основные средства». 2) Списывается амортизация: Дебет счёта 02 «Амортизация основных средств»; Кредит счёта 01- субсчет «Выбытие основных средств». 3) Списывается остаточная стоимость основных средств: Дебет счёта 58 «Финансовые вложения»; Кредит счёта 01- субсчет «Выбытие основных средств». [17] − выбытие основных средств в связи с недостачей и порчей, выявленные при инвентаризации активов и обязательств: 1) Списывается первоначальная стоимость основных средств: Дебет счёта 01- субсчет «Выбытие основных средств»; Кредит счёта 01 «Основные средства». 2) Списывается амортизация: Дебет счёта 02 «Амортизация основных средств»; Кредит счёта 01- субсчет «Выбытие основных средств». 3) Списывается остаточная стоимость недостающего (испорченного) объекта основных средств: Дебет счёта 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»; Кредит счёта 01- субсчет «Выбытие основных средств». [19] Аналитический учет основных средств ведется в разрезе инвентарных объектов. При принятии объекта к учету в качестве основных средств и вводе его в эксплуатацию, объекту присваивается отдельный инвентарный номер, который указывается в инвентарной карточке № ОС-6. (Приложение В) Инвентарные карточки хранятся в бухгалтерии Красноярской дирекции инфраструктуры. Инвентарные номера объектов основных средств Красноярской дирекции инфраструктуры, списанных с бухгалтерского учета, не присваиваются вновь принятым к учету объектам в течение 5 лет по окончании года списания во избежание путаницы в учете. Все документы по учету и движению основных средств вносятся в Единую корпоративную автоматизированную систему управления финансами и ресурсами ОАО «РЖД» (далее- ЕК АСУФР). Использование данной системы позволяет исключить ошибки при оформлении поступления, списания и прочего выбытия основных средств Красноярской дирекции инфраструктуры. ЕК АСУФР, как и любая электронная система, подвержена периодическим сбоям, которые приводят к потерям не только информации, но и рабочего времени сотрудников. Кроме того, обновление программного обеспечения системы, профилактические работы не позволяют пользователям своевременно получать информацию. Следует также учитывать человеческий фактор. Хищение объектов основных средств имеет место и на железных дорогах. Факт хищения подлежит расследованию следственными органами. Проведение оперативно- розыскных мероприятий, решения судебных органов, распоряжения, приказы руководства – все это не позволяет своевременно отражать в учете факты хищений и, как следствие, приводит к искажению данных по движению объектов основных средств. Таким образом, выбытие объектов основных средств происходит в результате: − продажи (реализации) юридическому или физическому лицу; − списания в случаях морального и (или) физического износа; − ликвидации при авариях, стихийных бедствиях; − передачи в виде вклада в Уставный (складочный) капитал другой организации; − недостачи и порчи, выявленных при инвентаризации активов и обязательств и т.д. В бухгалтерском учете списание и прочее выбытие объектов основных средств Красноярской дирекции инфраструктуры оформляют актами форм №ОС-4, (Приложение Б) № ОС-4а, а также актами специальных форм, утвержденными Министерством транспорта России. Все документы по учету и движению основных средств вносятся в ЕК АСУФР. Использование данной системы позволяет исключить ошибки при оформлении поступления, списания и прочего выбытия основных средств Красноярской дирекции инфраструктуры. Однако, сбои системы, обновление программного обеспечения, профилактические работы приводят к потерям информации, рабочего времени сотрудников, не позволяют пользователям своевременно получать информацию. Хищения объектов основных средств, происходящие на железнодорожном транспорте, подлежат расследованию следственными органами. Проведение оперативно- розыскных мероприятий, решения судебных органов, распоряжения, приказы руководства – все это не позволяет своевременно отражать в учете факты хищений и, как следствие, приводит к искажению данных по движению объектов основных средств. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Железнодорожный транспорт играет ключевую роль в экономике России. Для осуществления бесперебойных и безопасных пассажиро- и грузоперевозок ОАО «РЖД» должно постоянно обновлять основные средства, что подразумевает инвестирование средств на строительство линий, оснащение железных дорог новым подвижным составом, расширение объектов локомотивного, вагонного и других хозяйств и т.д. Улучшение использования основных средств способствует росту эффективности работы железнодорожного транспорта, обеспечивая повышение провозной и пропускной способности железных дорог, росту прибыли и производительности труда. Бухгалтерский учёт основных средств в Красноярской дирекции инфраструктуры ведется в соответствии с требованиями, установленными нормативными и законодательными актами. Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которая является суммой фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов. Синтетический учет основных средств ведется на активном счете 01 «Основные средства». Сумма начисленной амортизации основных средств отражается обособленно на пассивном счете 02 «Амортизация основных средств». К формам первичной документации поступления основных средств относятся: − Акт приемки - передачи основных средств (№ ОС-1); − Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств» (№ ОС-2); − Акт приемки-сдачи отремонтированных объектов (№ ОС-3); − Инвентарная карточка учета основных средств (№ ОС-6); − Акт о приемке оборудования (№ ОС-14); − Акт приемки-передачи оборудования в монтаж (№ ОС-15); − Акт о выявленных дефектах оборудования (№ОС-16). К формам первичной документации списания и прочего выбытия основных средств относятся: − Акт приемки - передачи основных средств (№ ОС-1); − Акт на списание основных средств (№ ОС-4); − Акт на списание автотранспортных средств (№ ОС-4а); − Акт приемки-передачи оборудования в монтаж (№ ОС-15); В Красноярской дирекции инфраструктуры применяются унифицированные формы учета основных средств, утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» от 15.12.2008 г. № 2688р [23]. В курсовой работе были изучены нормативные документы, регулирующие бухгалтерский учет основных средств, рассмотрены документальное оформление и учет поступления основных средств в Красноярскую дирекцию инфраструктуры, а также учет списания и прочего выбытия основных средств, что свидетельствует о достижении цели курсовой работы. |